г. Москва |
|
05 декабря 2022 г. |
Дело N А40-96445/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 декабря 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Мухина С.М., Попова В.И., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Аграровой В.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 27.09.2022 по делу N А40-96445/22
по заявлению: ООО "СААБ-прогресс"
к Управлению Росреестра по Москве
о признании незаконными решений,
при участии:
от заявителя: |
Колотильщикова Е.В. по доверенности от 01.04.2022; |
от заинтересованного лица: |
Ноберцева Л.В. по доверенности от 17.01.2022; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "СААБ-прогресс" (заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по г. Москве (ответчик, Управление) о признании незаконным решения N КУВД-001/2021-31866381 от 26.04.2022 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета изменений основных характеристик объекта недвижимости с кадастровым номером 77:13:0010201:197 - здания: назначение - нежилое, наименование - авторемонтная мастерская, этажа - 2, в том числе подземных - 0, расположенного по адресу: г.Москва, г.Щербинка, ул.Южная, д.4А в части изменения его площади без одновременной государственной регистрации прав, с учетом уточнений заявленных в порядке ст. 49 АПК РФ.
Решением от 27.09.2022 Арбитражный суд г.Москвы удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с принятым судом решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель подателя апелляционной жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.
Представитель общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Согласно материалам дела, общество обратилось в Управление с заявлением КУВД-001/2021-31866381 о проведении государственного кадастрового учета Объекта, представив документы согласно описи от 04.08.2021.
13.08.2021 по итогам предусмотренной п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона о недвижимости правовой экспертизы государственным регистратором прав на основании п. 7 ч. 1 ст. 26 Закона о недвижимости ответчиком принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета в отношении заявленного к регистрации объекта сроком до 15.11.2022.
26.04.2022 решением Управления N КУВД-001/2021-31866381 от 26.04.2022 в осуществлении действий по государственному кадастровому учету изменений основных характеристик объекта недвижимости с кадастровым номером 77:13:0010201:197 без одновременной государственной регистрации прав ООО "СААБ-прогресс" отказано.
Не согласившись с оспариваемым решением Управления, общество обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявленными требованиями.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Апелляционный суд, оценив в порядке ст.71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства с учетом всех обстоятельств дела, поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных ООО "СААБ-прогресс" требований.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из неправомерности оспариваемого ненормативного акта регистрирующего органа.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии в силу пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим ведение государственного реестра саморегулируемых организаций, в отношении которых не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за их деятельностью.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (Закон N 218-ФЗ) порядок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав предусматривает проведение правовой экспертизы документов, представленных для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на предмет наличия или отсутствия установленных Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
На основании ст. 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.
В реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости (п. 1 ст. 9 Закона N 218-ФЗ).
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (п. 1 ст. 14 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.
Согласно пункту 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона N 218-ФЗ и требованиям принятых в соответствии с Законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Законом или иными федеральными законами.
Из материалов дела усматривается, что с 03 марта 2012 года ООО "СААБ-прогресс" является собственником здания: назначение - нежилое, наименование - авторемонтная мастерская, общей площадью 734,3 кв.м., этажа - 2, в том числе подземных - 0, с кадастровым номером 77:13:0010201:197, расположенного по адресу: г. Москва, г. Щербинка, ул. Южная, д.4А (Здание).
Общество своими силами произвело переустройство и перепланировку принадлежащего ему на праве собственности Здания, в результате чего изменилась его площадь. Площадь здания составила 710,6 кв.м. Перепланировка, произведенная в Здании, не является реконструкцией, о чем свидетельствует Проектная документация, включенная в состав приложения Технического плана Здания.
В соответствии с правилами, установленными Постановлением Правительства Москвы от 27 августа 2012 г. N 432-ПП "О перечне случаев, при которых получение разрешения на строительство не требуется" с последующими изменениями и дополнениями, произведенные Обществом работы разрешения на строительство и согласования не требуют.
Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
В соответствии с пунктом 9 части 4 статьи 8 Закона о регистрации, в кадастр недвижимости вносятся следующие основные сведения об объекте недвижимости: -площадь, если объектом недвижимости является здание.
Государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав, в частности, в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости (пункт 6 части 5 статьи 14 Закона о регистрации).
Круг лиц, имеющих право обратиться с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости, определен в пункте 4 части 2 статьи 15 Закона о регистрации.
Так, с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости.
Согласно части 4 статьи 18 Закона о регистрации к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с частью 5 вышеуказанной статьи, не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Из материалов дела следует, что обществом для цели государственного кадастрового учета изменений основных характеристик объекта недвижимости: Здания с кадастровым номером 77:13:0010201:197, без государственной регистрации прав в том числе были предоставлены Технический план здания от 21.02.2022 г.; Заключение кадастрового инженера от 23.09.2021 г. и 21.02.2022 г.; Проектная документация переустройства и (или) перепланировки нежилого здания по адресу: г. Москва, г. Щербинка, ул. Южная 45А N 14 98 350041, выполненная ГБУ МосГор БТИ 13.04.2021 г.; Техническое заключение '"о допустимости и безопасности произведенных работ по переустройству и (или) перепланировке нежилого здания по адресу: г. Москва, г. Щербинка, ул. Южная 45А N 14 98 350041-ТЗ от 13.04.2021 г.
Согласно пп. 4 п. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, выдача разрешения на строительство не требуется в случае изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.
Исходя из положений п. 3.2 приложения 2 Постановления Правительства Москвы от 27.08.2012 г. N 432-ПП "О перечне случаев, при которых получение разрешения на строительство не требуется", в случае замены лифтового оборудования, замены отдельных элементов конструкций (кроме несущих конструкций) лифтовых шахт, за исключением случаев, когда конструкции лифтовых шахт являются ядром жесткости, на произведенные работы не требуются документы, требования к которым предъявляются нормами статьи 51 Градостроительного кодекса РФ.
Также согласно 3.9 приложения 2 Постановления Правительства Москвы от 27.08.2012 г. N 432-ПП, не требуется получение разрешения на строительство на устройство полов (без понижения отметки пола подвала с выемкой грунта), изменение конструкций полов в зданиях с железобетонными перекрытиями (за исключением случаев производства указанных работ при создании подвала в техническом подполье, а также мансарды в чердаке) - без увеличения допустимых нагрузок и изменения характера их приложения.
В соответствии с 3.11 приложения 2 Постановления Правительства Москвы от 27.08.2012 г. N 432-ПП, не требуется получение разрешения на строительство для заделки проемов в несущих и ненесущих стенах, перегородках и перекрытиях (за исключением случаев производства указанных работ при создании подвала в техническом подполье, а также мансарды в чердаке).
В текстовую часть Проектной документации N 14 98 350041 от 13.04.2021 внесены сведения о работах по демонтажу электроподъемников с устройством монолитных участков в перекрытии (т.е. полов) без затрагивания ядра жесткости конструкции.
Согласно выводам Технического заключения о допустимости и безопасности произведенных работ по переустройству и (или) перепланировке нежилого здания по адресу: г. Москва, г. Щербинка, ул. Южная 45А N 14 98 350041- ТЗ:
- в результате произведенных работ по переустройству и (или) перепланировке доступ к инженерным коммуникациям обеспечен, ухудшение условий эксплуатации Здания не произошло;
- нарушений требований строительных, санитарно-гигиенических, эксплуатационных норм и правил пожарной безопасности при обследовании помещений Здания не выявлено;
- при выполнении проектных и строительных работ учтены требования СанПиН по расположению комнат и их освещенности, к устройству полов и отделке стен;
- строительные материалы, используемые при выполнении работ, отвечают требованиям санитарно-гигиенических и противопожарных норм.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если не представлены необходимые для кадастрового учета документы, за исключением случаев, если в соответствии с названным федеральным законом такие документы или сведения, содержащиеся в них, могут запрашиваться в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Пункт 8 части 2 статьи 27 названного закона устанавливает, что орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для кадастрового учета, и соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе.
Таким образом, в рассматриваемом случае обществом в Управление были представлены достаточные документы для осуществления испрашиваемой государственной регистрации.
Учитывая изложенное, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции с учетом положения ч. 1 ст. 71 АПК РФ применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела, пришел к правильному выводу, оспариваемое решение управления является незаконным и необоснованным, нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
На основании пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ исходя из заявленных обществом требований суд первой инстанции правомерно обязал Управление устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ООО "СААБ-прогресс" путем осуществления государственной регистрации кадастрового учета изменений основных характеристик объекта недвижимости с кадастровым номером 77:13:0010201:197 - здания: назначение - нежилое, наименование -авторемонтная мастерская,., этажа - 2, в том числе подземных - 0, расположенного по адресу: г.Москва, г.Щербинка, ул.Южная, д.4А в части изменения его общей площади с 734,3 кв.м. на 710,6 кв.м без одновременной государственной регистрации прав в порядке и сроки, установленные Федеральным законом N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, Управлением на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Расходы по уплате госпошлины распределяются согласно ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 27.09.2022 по делу N А40-96445/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-96445/2022
Истец: ООО "СААБ-ПРОГРЕСС"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ