г.Москва |
|
05 декабря 2022 г. |
Дело N А40-58938/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 декабря 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гончарова В.Я.,
судей Гармаева Б.П., Левиной Т.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вальковым А.Д.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу МИНФИН России на решение Арбитражного суда города Москвы от 30.09.2022 по делу N А40-58938/22,
по иску АО "ФПК" (ИНН 7708709686)
к МИНФИН России (ОГРН 1037739085636)
о взыскании 20 358 руб. 10 коп.
При участии в судебном заседании:
от истца: Пуряева А.В. по доверенности от 14.07.2021,
от ответчика: не явился, извещен.
УСТАНОВИЛ:
Решением суда от 30.09.2022 присуждены к взысканию с ответчика, за счет казны Российской Федерации, в пользу истца компенсации 20.358,10 рублей убытков, 2.000,00 рублей расходов по оплате государственной пошлины по иску.
При этом суд первой инстанции исходил из наличия оснований для удовлетворения заявленных требований.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой в которой просил отменить решение суда, в связи с неполным выяснением имеющих значение для дела обстоятельств, несоответствием выводов суда изложенных в решении обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права, приняв по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, полагает, что поскольку произошла замена натуральных льгот на ежемесячные денежные выплаты (ст.23.1 Федерального закона "О ветеранах" от 12.01.1995 N 5-ФЗ (в редакции, действующей до 01.01.2005)), оснований для предоставления названной льготы не имелось.
Истец в порядке ст.262 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) направил отзыв на апелляционную жалобу, считает, что решение суда первой инстанции обоснованно, а жалоба не подлежит удовлетворению, по основаниям, изложенным в отзыве.
Ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд своего представителя не направил, ходатайств об отложении судебного разбирательства от него не поступало. В связи с этим, при отсутствии возражений со стороны представителя истца суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст.ст.123,156,266 АПК РФ, рассмотрел дело в его отсутствие.
В судебном заседании представитель истца поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает их необоснованными, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать..
Проверив законность и обоснованность принятого решения в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, выслушав представителя истца, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного решения в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, истец в 2020 года оказал услуги по перевозке граждан, пользующихся правом льготного (бесплатного) проезда железнодорожным транспортом на основании Соглашения о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним, от 12.03.1993 (далее по тексту "Соглашение").
Согласно реестру оформленных проездных документов АСУ "Экспресс", АО ФПК" оказало услуги по перевозке граждан, в 2020 года в соответствии с проездными документами.
30.08.2021 истец претензионным требованием N ФПКФЮ-13/340 обратился к ответчику с просьбой перечислить денежные средства на расчетный счет компании за перевозку льготной категории граждан (оплате проезда на железнодорожном транспорте инвалидам ВОВ и лицам, приравненным к ним; лицам, сопровождающим в поездах инвалидов ВОВ 1 группы и лиц, приравненных к ним, предоставляется 50 - процентная скидка со стоимости проезда железнодорожным транспортом), которая оставлена ответчиком без удовлетворения.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции, исследовав имеющие значение для дела обстоятельства, полно, детально, подробно, достоверно описав представленные в материалы дела доказательства, верно оценил в порядке ст.71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, правильно применив нормы материального, процессуального права сделал выводы, соответствующие обстоятельствам дела, принял по делу правомерный и обоснованный судебный акт, досконально описав необходимые обстоятельства дела, согласно которым сделал правильные выводы.
Пунктом 3 статьи 8 Федерального Закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" предусмотрено, что потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Соглашения о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним, от 12.03.1993 года (далее по тексту "Соглашение"), инвалидам ВОВ 1 и 2 групп и лицам, приравненным к ним, предоставляется право бесплатного проезда по железной дороге по территориям государств-участников Соглашения 1 раз в год (туда и обратно). Инвалидам ВОВ 3 группы и лицам, приравненным к ним, предоставляется 50 процентная скидка со стоимости проезда один раз год (туда и обратно) по железной дороге.
Так же, действуют сезонные льготы (с 01 октября по 15 мая) по оплате проезда на железнодорожном транспорте инвалидам ВОВ и лицам, приравненным к ним. Лицам, сопровождающим в поездах инвалидов ВОВ 1 группы и лиц, приравненных к ним, предоставляется 50-процентная скидка со стоимости проезда железнодорожным транспортом.
Согласно ст. 3 Соглашения участникам ВОВ и лицам, приравненным к ним, родителям и женам военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите бывшего Союза ССР и при исполнении иных обязанностей военной службы, либо следствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, предоставляется право на 50-процентную скидку со стоимости проезда 1 раз в год (туда и обратно) по железной дороге. Лицам, указанным в ст.ст.2 и 3 Соглашения, по их желанию вместо полагающегося им проезда с 50-процентой скидной 1 раз в год (туда и обратно) железнодорожным транспортом цредоставляется бесплатный проезд 1 раз в 2 года (туда и обратно).
Федеральным законом "О ветеранах" от 12.01.1995 N 5-ФЗ для отдельных категорий граждан, в том числе для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненным к ним, предусматривались льготы по бесплатному проезду на железнодорожном транспорте в виде оплаты в размере 50 процентов стоимости проезда. Расходование средств на предоставление данных льгот было возложено на органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации.
С 01 января 2005 года в связи с вступлением в силу Федерального закона от 22.08.2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" натуральные льготы по оплате проезда на железнодорожном транспорте маршрутами дальнего следования, предоставленные отдельным категориям российских граждан на основании ФЗ "О ветеранах" были заменены ежемесячными денежными выплатами.
В то же время был сохранен прежний порядок предоставления льгот инвалидам и участникам Великой Отечественной Войны, а также для лиц, приравненных к ним, являющихся гражданами СНГ, в дальнем сообщении в соответствии с действующим международным договором.
Статья 5 названного Соглашения, обязывает транспортные организации обеспечивать льготные условия обслуживания лиц, поименованных в Соглашении, независимо от их места проживания.
Транспортные организации обязаны обеспечивать льготные условия обслуживания лиц, указанных в Соглашении, независимо от места их проживания (статья 6 Соглашения). Основанием для приобретения льготного проездного документа, в соответствии со ст. 7 Соглашения, является соответствующее удостоверение и лист талонов на льготный проезд, предъявляемые в железнодорожную кассу.
В период действия сезонной льготы (с 01 октября по 15 мая) документом, служащим основанием для использования льготы, является удостоверение инвалида Великой Отечественной войны.
Статья 7 ГК РФ устанавливает, что международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации, и если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора, а нормативные акты, принятые на территории Российской Федерации, не должны рассматриваться, как умаляющие права и законные интересы человека и гражданина.
Поскольку специальные правила реализации названного Соглашения отсутствуют, то необходимо руководствоваться Конституцией Российской Федерации, согласно положениям которой, исполнение взятых Российской Федерацией обязательств, вытекающих из заключенных международных договоров и соглашений, является расходной статьей федерального бюджета.
Российская Федерация, подписав Соглашение от 12.03.1993 г. и установив льготы по оплате проезда на железнодорожном транспорте отдельным категориям граждан, не обеспечила надлежащую реализацию указанных льгот. У истца возникли фактические убытки по предоставлению льгот, подтвержденные первичными документами, которые должны подлежать возмещению в полном объеме на основании норм 15, 16, 1069, 1071 ГК РФ.
Ссылка ответчика на то, что произошла замена натуральных льгот на ежемесячные денежные выплаты согласно ст.23.1 Федерального закона "О ветеранах" от 12.01.1995 N 5-ФЗ (в редакции, действующей до 01.01.2005), то оснований для предоставления названной льготы не имелось, подлежит отклонению, поскольку упомянутое выше соглашение является действующим.
Таким образом, судом в решении по настоящему делу правильно определено и установлено, что органы государственной власти не обеспечили реализацию льгот, предусмотренных законодательством, фактические расходы истца подтверждены материалами дела и не возмещены ему в полном объеме, что соответственно влекло правомерное удовлетворение исковых требований.
Иные доводы апелляционной жалобы, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не могли повлиять на правильное по существу решение.
При таких обстоятельствах принятое по настоящему делу судебное решение является законным, обоснованным и мотивированным.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в порядке ч.4 ст.270 АПК РФ, не допущено.
Понесенные истцом расходы, связанные с уплатой государственной пошлины при обращении в суд с иском, правомерно взысканы с ответчика в порядке ч.1 ст.110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 176, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 30.09.2022 по делу N А40-58938/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.Я. Гончаров |
Судьи |
Б.П. Гармаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-58938/2022
Истец: АО "ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПАССАЖИРСКАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ