г. Красноярск |
|
06 декабря 2022 г. |
Дело N А33-21527/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 декабря 2022 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Парфентьевой О.Ю.,
судей: Дамбарова С.Д., Петровской О.В.,
при ведении протокола судебного заседания Щекотуровой Я.С.,
в отсутствии лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Назаровское" (ИНН 2427000415, ОГРН 1022401588615) на решение Арбитражного суда Красноярского края от 08 августа 2022 года по делу N А33-21527/2021,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Назаровского района (далее - истец, администрация) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с иском к закрытому акционерному обществу "Назаровское" (далее - ответчик, общество) о признании незаконным отказа от исполнения обязанностей единой теплоснабжающей организации п. Степной Назаровского района Красноярского края, об обязании продолжить осуществление теплоснабжения п. Степной Назаровского района Красноярского края.
Определением от 16.09.2021 к участию в деле привлечено третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрация Степновского сельсовета Назаровского района Красноярского края.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 08.08.2022 иск удовлетворен.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда, правовой оценкой установленных обстоятельств и представленных доказательств.
Заявитель жалобы считает, что обществом осуществлены все мероприятия, предусмотренные Федеральным законом "О теплоснабжении" и Правилами вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2012 N 889 "О выводе в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей" (далее - Правила N 889), перед прекращением теплоснабжения поселка Степной. Также ответчик указывает, что котельная, построенная обществом в 2003 года для собственных нужд, не рассчитана на такое количество потребителей. Кроме котельной, принадлежащей обществу, в поселке имеется электрокотельная, предназначенная для отопления социальной сферы. Суд необоснованно применил к спорным правоотношениям Правила организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Правила N 808).
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 21.09.2022 апелляционная жалоба оставлена без движения, поскольку была подана с нарушением требований статьи 260 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, до 17.10.2022.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 18.10.2022 апелляционная жалоба принята к производству, поскольку заявителем были устранены обстоятельства, послужившие основанием для оставления апелляционной жалобы без движения, судебное заседание назначено на 29.11.2022.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснениями, изложенными в пунктах 14, 15, 16, 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов" путем размещения определения суда о принятии апелляционной жалобы к производству суда, выполненного в форме электронного документа, на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет", явку своих представителей не обеспечили.
На основании изложенного, в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и установленным фактическим обстоятельствам, исследовав доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в соответствии с Правилами N 808, постановлением Администрации Степновского сельсовета Назаровского района Красноярского края от 20.12.2021 N 101 утверждена схема теплоснабжения п. Степной Назаровского района на период с 2014 по 2029 от источника тепловой энергии ЗАО "Назаровское" (котельная, расположенная по адресу: пос. Степной, ул. Новая, 2"В"), являющегося единой теплоснабжающей организацией (постановление Администрации Степновского сельсовета Назаровского района Красноярского края от 30.03.2018 N 20).
Приказами Министерства тарифной политики Красноярского края от 19.12.2018 N 498-п, N 496-п утверждены долгосрочные тарифы для ответчика на тепловую энергию, отпускаемую ЗАО "Назаровское" и горячую воду, поставляемую ЗАО "Назаровское" с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) на период с 2019 по 2023 годы.
Как указывает истец и следует из материалов дела, от источника тепловой энергии ЗАО "Назаровское" осуществляется теплоснабжение для обеспечения собственных нужд, а также теплоснабжение иных потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к тепловым сетям в установленном порядке, в том числе, теплоснабжение собственников многоквартирных жилых домов. Теплоснабжение осуществляется по согласованию с потребителями услуг. Ответчик ежегодно получает государственную поддержку за счет средств краевого бюджета - компенсацию по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги для жилых помещений с центральным отоплением, в том числе на 2021 в размере 4 584 971 рубля.
Письмом от 09.07.2021 N 1723 общество уведомило администрацию об отказе от осуществления функции единой теплоснабжающей организации и прекращении подачи тепловой энергии населению, муниципальным и краевым учреждениям, расположенным на территории пос. Степной, т.е. от исполнения обязательств теплоснабжающей и теплосетевой организации в одностороннем порядке, в нарушение порядка согласования условий с потребителями услуг.
Считая незаконным отказ общества от исполнения обязанностей единой теплоснабжающей организации п. Степной Назаровского района Красноярского края, администрация обратилась в суд с исковым заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, обоснованно исходил из следующего.
В силу части 4 статьи 13 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) под теплоснабжающей организацией понимается организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей). Теплоснабжающие организации самостоятельно производят тепловую энергию (мощность), теплоноситель или заключают договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя с другими теплоснабжающими организациями и оплачивают тепловую энергию (мощность), теплоноситель по регулируемым ценам (тарифам) в порядке, установленном статьей 15 Закона о теплоснабжении.
В силу пункта 1 части 2 статьи 15 Закона о теплоснабжении определенная схемой теплоснабжения единая теплоснабжающая организация обязана заключить договор теплоснабжения с любым обратившимся потребителем тепловой энергии, теплопотребляющие установки которого находятся в данной системе теплоснабжения.
Согласно части 7 статьи 15 Закона о теплоснабжении договор теплоснабжения является публичным для единой теплоснабжающей организации. Единая теплоснабжающая организация не вправе отказать потребителю тепловой энергии в заключении договора теплоснабжения при условии соблюдения указанным потребителем выданных ему в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности технических условий подключения к тепловым сетям принадлежащих ему объектов капитального строительства (далее -технические условия).
В соответствии с Законом о теплоснабжении постановлением от 08.08.2012 N 808 Правительство Российской Федерации утвердило Правила организации теплоснабжения в Российской Федерации (далее - Правила N 808).
Пунктом 12 Правил N 808 предусмотрены обязанности единой теплоснабжающей организации при осуществлении своей деятельности, в частности, обязанность заключать и исполнять договоры теплоснабжения с любыми обратившимися к ней потребителями тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых находятся в данной системе теплоснабжения при условии соблюдения указанными потребителями выданных им в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности технических условий подключения к тепловым сетям.
Пунктом 13 названных Правил установлено, что организация может утратить статус единой теплоснабжающей организации в следующих случаях:
- неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате тепловой энергии (мощности), и (или) теплоносителя, и (или) услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, предусмотренных условиями указанных в абзацах третьем и четвертом пункта 12 настоящих Правил договоров, в размере, превышающем объем таких обязательств за 2 расчетных периода, либо систематическое (3 и более раза в течение 12 месяцев) неисполнение или ненадлежащее исполнение иных обязательств, предусмотренных условиями таких договоров. Факт неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств должен быть подтвержден вступившими в законную силу решениями федерального антимонопольного органа, и (или) его территориальных органов, и (или) судов;
- принятие в установленном порядке решения о реорганизации (за исключением реорганизации в форме присоединения, когда к организации, имеющей статус единой теплоснабжающей организации, присоединяются другие реорганизованные организации, а также реорганизации в форме преобразования) или ликвидации организации, имеющей статус единой теплоснабжающей организации;
- принятие арбитражным судом решения о признании организации, имеющей статус единой теплоснабжающей организации, банкротом;
- прекращение права собственности или владения имуществом, указанным в абзаце втором пункта 7 настоящих Правил, по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации;
- несоответствие организации, имеющей статус единой теплоснабжающей организации, критериям, связанным с размером собственного капитала, а также способностью в лучшей мере обеспечить надежность теплоснабжения в соответствующей системе теплоснабжения;
- подача организацией заявления о прекращении осуществления функций единой теплоснабжающей организации.
При этом, в силу пункта 18 Правил N 808 организация, утратившая статус единой теплоснабжающей организации по основаниям, предусмотренным пунктом 13 Правил, обязана исполнять функции единой теплоснабжающей организации до присвоения другой организации статуса единой теплоснабжающей организации в порядке, предусмотренном пунктами 5 - 11 настоящих Правил.
Также, прекращение прав владения в отношении источника теплой энергии автоматически не прекращает статуса единой теплоснабжающей организации, поскольку по Правилам N 808 организация наделяется статусом и лишается статуса единой теплоснабжающей организации исключительно на основании решения уполномоченного органа.
Как следует из материалов дела, решение уполномоченным органом о прекращении статуса единой теплоснабжающей организации в отношении общества не принималось. Доказательств иного материалы дела не содержат.
Таким образом, до настоящего времени у ответчика не прекращен статус теплоснабжающей организации в определенных географических границах, право владения в отношении источника теплой энергии не прекращено.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что в силу статьи 15 Закона о теплоснабжении и пункта 18 Правил N 808 ответчик обязан исполнять функции единой теплоснабжающей организации до присвоения статуса другой организации.
Прекращение подачи энергии потребителям в односторонне порядке без уведомления при отсутствии оснований, предусмотренных законом, свидетельствует о нарушении единой теплоснабжающей организацией норм действующего законодательства, о совершении недопустимых действий, выходящих за рамки разумных и добросовестных.
В силу пункта 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации договор теплоснабжения является публичным договором.
В соответствии с нормами статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает юридическое лицо, энергоснабжающая организация вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным статьей 523 настоящего Кодекса, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами. Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента. Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии. Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно указал, что односторонний отказ теплоснабжающей организации от исполнения договоров теплоснабжения, без соблюдения указанных норм является нарушением со стороны ответчика действующего законодательства. Указанные действие в предшествии отопительного сезона могли привести к его срыву, а также необратимым последствиям для абонентов - причинение вреда жизни и здоровью, а также имуществу физических и юридических лиц.
Частью 1 статьи 21 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что, в целях недопущения ущемления прав и законных интересов потребителей тепловой энергии, собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей обязаны осуществлять согласование с органами местного самоуправления и в случаях, установленных настоящей статьей, с потребителями вывода указанных объектов из эксплуатации.
В силу положений части 8 указанной статьи, вывод из эксплуатации тепловых сетей, с использованием которых осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены (технологически присоединены) к этим тепловым сетям в надлежащем порядке, без согласования с указанными потребителями не допускается.
Порядок вывода из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей регламентирован постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2012 N 889 "О выводе в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей" (вместе с "Правилами вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей"), а также нормами Закона о теплоснабжении.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 889 "О выводе в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей" в поселениях, городских округах, не отнесенных к ценовым зонам теплоснабжения в соответствии с Федеральным законом "О теплоснабжении", вывод из эксплуатации источников тепловой энергии осуществляется по согласованию с органом местного самоуправления, вывод из эксплуатации тепловых сетей осуществляется по согласованию с органом местного самоуправления и потребителями тепловой энергии, вывод из эксплуатации тепловых сетей, с использованием которых осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к этим тепловым сетям в надлежащем порядке, не допускается без согласования с указанными потребителями. Вывод из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, в соответствии с пунктом 22 Правил N 889, осуществляется после получения согласования на указанные действия от органа местного самоуправления.
Доказательств согласования вывода котельной с потребителями в установленном порядке материалы дела не содержат.
Ранее администрация отказала в согласовании вывода из эксплуатации котельной в связи с возникновением дефицита тепловой энергии в теплоснабжении поселка и просила рассмотреть возможность передачи котельной муниципальному образованию, либо в соответствии с пунктом 18 Правил вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2012 N 889, осуществить отчуждение объектов на торгах.
Из представленного в материалы дела письма ответчика следует, что котельная, расположенная по адресу: пос. Степной, ул. Новая, 2 "В", будет использоваться для обеспечения производственных объектов общества.
Консервация спорной котельной не производилась, что ответчиком не опровергается.
Также ответчиком не представлено доказательств отсутствия у него в собственности спорной котельной либо тепловых сетей, наличия у иных лиц прав на указанное имущество, нерабочего состояния указанного имущества, отсутствия в связи с указанным, возможности исполнения им договорных обязательств. Из представленной ответчиком выписки из ЕГРН следует, что котельная находится в собственности ответчика. Ответчиком не представлены необходимые документы в обоснование расчета некомпенсируемых финансовых убытков по котельной, в связи с чем, суд считает, что ответчиком не предпринято необходимых мер для компенсации некомпенсируемых финансовых убытков по котельной.
Доводы апелляционной жалобы о том, судом первой инстанции необоснованно применены к спорным правоотношениям Правила N 808 отклоняются судом апелляционной инстанции как необоснованные.
Доводы жалобы о том, что ответчиком выполнены все необходимые мероприятия, предусмотренные Федеральным законом "О теплоснабжении" и Правилами N 889, для прекращения теплоснабжения п. Степной отклоняются судом апелляционной инстанции как документально не подтвержденные и противоречащие материалам дела.
Доводы жалобы о наличии в п. Степной электрокотельной, предназначенной для отопления социальной сферы, отклоняются судом апелляционной инстанции как не влияющие на вышеприведенные выводы и законность обжалуемого судебного акта.
Вопреки доводам апелляционной жалобы судом первой инстанции материалы дела исследованы полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Оснований для иной оценки у суда апелляционной инстанции не имеется.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба, по изложенным в ней доводам, удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины в размере 3000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 08 августа 2022 года по делу N А33-21527/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.Ю. Парфентьева |
Судьи |
С.Д. Дамбаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-21527/2021
Истец: Администрация Назаровского района
Ответчик: ЗАО "Назаровское"
Третье лицо: Администрация Степновского сельсовета Назаровского района Красноярского края