06 декабря 2022 г. |
Дело N А84-782/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2022 года.
В полном объёме постановление изготовлено 06 декабря 2022 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Горбуновой Н.Ю., судей Баукиной Е.А. и Рыбиной С.А., при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания секретарем судебного заседания Логуновым К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы государственного казенного учреждения города Севастополя "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства", государственного казенного учреждения города Севастополя "Единая дирекция капитального строительства", общества с ограниченной ответственностью "Эталон НК" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 01 июля 2022 года по делу N А84-782/2022,
по иску государственного казенного учреждения города Севастополя "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства", государственного казенного учреждения города Севастополя "Единая дирекция капитального строительства"
к обществу с ограниченной ответственностью "Эталон НК"
о взыскании неустойки в сумме 12 822,78 руб.,
по встречному иску общества с ограниченной ответственностью "Эталон НК"
к государственному казенному учреждению города Севастополя "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства", государственному казенному учреждению города Севастополя "Единая дирекция капитального строительства"
о взыскании денежных средств,
при участии в судебном заседании:
- от государственного казенного учреждения города Севастополя "Единая дирекция капитального строительства" - Тройницкий Михаил Сергеевич, представитель по доверенности от 07.07.2022 N 63, предъявлен диплом о высшем юридическом образовании, личность установлена по паспорту гражданина Российской Федерации;
- от общества с ограниченной ответственностью "Эталон НК" - Молчан Александр Сергеевич, представитель по доверенности от 16.12.2021 N 77АГ8700351, представлено удостоверение адвоката, личность установлена по паспорту гражданина Российской Федерации.
УСТАНОВИЛ:
Государственное казенное учреждение города Севастополя "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Эталон НК" о взыскании по контракту N 008-ПИР-19 от 02.04.2019 в сумме 12 822,78 руб.
30.03.2022 от Государственного казенного учреждения города Севастополя "Единая дирекция капитального строительства" поступило заявление о вступлении в дело в качестве соистца.
Определением от 31.03.2022 суд объединил дела N А84-782/2022 и N А84- 1304/2022 в одно производство, с присвоением основного номера N А84-782/2022.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 01.07.2022 года в удовлетворении иска по заявлению от 18.02.2022 N б/н Государственного казенного учреждения города Севастополя "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" (ИНН 9204003670, ОГРН 1149204007028, г. Севастополь) отказано.
Взыскано с Государственного казенного учреждения города Севастополя "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" (ИНН 9204003670, ОГРН 1149204007028, г. Севастополь) в федеральный бюджет государственная пошлина в сумме 2 000,00 рублей.
Исковые требования по заявлению от 07.04.2022 N 3124-03-05-02-01-18/02/22, уточнённому заявлениями от 30.05.2022 N 2 б/н, от 29.06.2022 N б/н, Государственного казенного учреждения города Севастополя "Единая дирекция капитального строительства" удовлетворено частично.
Взыскано с Общества с ограниченной ответственностью "Эталон НК" (ИНН 7718889244, ОГРН 1127746441030, г. Москва) в пользу Государственного казенного учреждения города Севастополя "Единая дирекция капитального строительства" (ОГРН: 1149204015058, ИНН: 9204007681, г. Севастополь) неустойка в сумме 46 199,71 руб.
В удовлетворении остальной части иска отказано.
Взыскано с Государственного казенного учреждения города Севастополя "Единая дирекция капитального строительства" (ОГРН: 1149204015058, ИНН: 9204007681, г. Севастополь) в федеральный бюджет государственная пошлина в сумме 2 279,74 руб.
Взыскано с Общества с ограниченной ответственностью "Эталон НК" (ИНН 7718889244, ОГРН 1127746441030, г. Москва) в федеральный бюджет государственная пошлина в сумме 1 831,26 руб.
В удовлетворении иска по заявлению от 11.03.2022 Общества с ограниченной ответственностью "Эталон НК" отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции от 01.07.2022 по делу N А83-782/2022 Государственное казенное учреждение города Севастополя "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства"; Государственное казенное учреждение города Севастополя "Единая дирекция капитального строительства"; Общество с ограниченной ответственностью "Эталон НК" обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.
Апелляционная жалоба Государственного казенного учреждения города Севастополя "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" сводится к несогласию с суммой взысканной судом первой инстанции в доход федерального бюджета государственной пошлины в размере 2 000,00 рублей.
Апеллянт Государственное казенное учреждение города Севастополя "Единая дирекция капитального строительства" полагает, что судом первой инстанции не полно выяснены обстоятельства по делу, сделаны не верные выводы, не соответствующие обстоятельствам дела, считает решение суда первой инстанции в части частично взысканной с подрядчика суммы неустойки незаконным, необоснованным и вынесенным с нарушением норм материального права.
Апеллянт Общества с ограниченной ответственностью "Эталон НК" не согласно с решением суда первой инстанции в части удовлетворения искового заявления Государственного казенного учреждения города Севастополя "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" и отказа Обществу в удовлетворении встречных исковых требованиях.
Более подробно доводы изложены в апелляционных жалобах.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2022, 10.08.2022 года апелляционные жалобы приняты к совместному рассмотрению.
Судебные заседания неоднократно откладывались с целью установления всех фактических обстоятельств по делу, в том числе с целью реализации сторонами права на урегулирования спора с применением примирительных процедур.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2022 года произведена замена судьи Ольшанскую Н.А. на судью Баукину Е.А. в рассмотрении апелляционной жалобы.
В материалы дела приобщены возражения на апелляционные жалобы, дополнения к апелляционной жалобе от ГКУ ГС "ЕДКС", дополнительные пояснения Общества.
В судебное заседание 29.11.2022 года представители Государственного казенного учреждения города Севастополя "Единая дирекция капитального строительства" и Общества с ограниченной ответственностью "Эталон НК" поддержали доводы, изложенные в поданных ими апелляционных жалобах.
Представитель Государственного казенного учреждения города Севастополя "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" явку в судебное заседание не обеспечил, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ апелляционные жалобы рассмотрены в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии с положениями главы 34 АПК РФ.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Между Государственным казенным учреждением города Севастополя "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" (далее - Государственный заказчик, Учреждение) и ООО "Эталон НК" (далее - Подрядчик) заключен государственный контракт N 008-ПИР-19 от 02.04.2019 на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту капитального строительства "Газификация сел Байдарской долины и ЮБК, Ласпи (ДРСУ) (низкое давление)" (далее - Контракт).
Цена Контракта составляет 396 990,00 руб. (п. 2.3 Контракта).
В цену Контракта включены вознаграждение и все расходы Подрядчика, необходимые для осуществления им своих обязательств по Контракту в полном объеме и надлежащего качества, все подлежащие к уплате налоги, сборы и другие обязательные платежи, материалы, получение согласований, необходимых и достаточных для проектирования и строительства и иные расходы, связанные с выполнением работ, прямо не поименованные в настоящем Контракте, но необходимость которых вызвана выполнением обязательств Подрядчиком в соответствии с п. 1.1. настоящего Контракта по согласованию с Государственным заказчиком (п. 2.4 Контракта).
Согласно п. 1.1 Контракта Подрядчик обязуется по заданию Государственного заказчика своевременно выполнить проектно-изыскательские работы по объекту капитального строительства "Газификация сел Байдарской долины и ЮБК, Ласпи (ДРСУ) (низкое давление)" и сдать результат работ Государственному заказчику, а Государственный заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его.
Результатом работ по настоящему Контракту является: проектная документация и документ, содержащий результаты инженерных изысканий, объекта капитального строительства, получившая положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий и положительные заключения проверки достоверности определения сметной стоимости строительно-монтажных работ и проверки достоверности определения сметной стоимости проектно-изыскательских работ, рабочая документация в объеме, необходимом для обеспечения строительства и ввода объекта в эксплуатацию (далее - проектная документация) (п. 1.3 Контракта).
Пунктом 4.1 Контракта установлено, что работы, предусмотренные Контрактом, выполняются в сроки, установленные настоящим разделом и Графиком выполнения работ, приведенным в Приложении N 3 к настоящему Контракту.
Работы должны быть закончены в срок не позднее 10.12.2019 (и. 4.3 Контракта).
Согласно Графику выполнения работ "Сбор исходных данных (в т.ч. согласование схемы выбора трассы)" должны быть выполнены Подрядчиком 10.05.2019, "Инженерно-геодезические изыскания" - 21.06.2019, "Инженерно-геологические изыскания" - 09.08.2019, "Инженерно-гидрометеорологические изыскания" - 09.08.2019, "Инженерно-экологические изыскания" - 09.08.2019, "Проектные работы" - 13.09.2019, "Прохождение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий с одновременной проверкой достоверности определения сметной стоимости" - 14.11.2019, "Разработка рабочей документации" -10.12.2019.
Пунктом 5.2 Контракта установлено, что передача Государственному заказчику результатов работы, осуществляется по Акту о приемке выполненных работ, подготовленному в 2 (двух) экземплярах, и направленному Государственному заказчику с сопроводительным письмом (извещением, уведомлением) Подрядчика о готовности работы к сдаче, содержащим, в том числе, перечень передаваемых документов.
Работы по настоящему Контракту считаются выполненными после получения в отношении результата работы по Контракту положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий и положительного заключения проверки достоверности определения сметной стоимости строительно-монтажных работ, заключения проверки достоверности определения сметной стоимости проектно-изыскательских работ и передачи Государственному заказчику проектной и рабочей документации в полном объеме (п. 5.15 Контракта).
Кроме того, в соответствии с разделом 3 Контракта в обязанности Подрядчика входит, в том числе: выполнение работы в установленные сроки, а также в соответствии с условиями Контракта и передача Государственному заказчику се результатов по акту сдачи-приемки работы (п. 3.4.1); обеспечение сбора исходных данных, получение технических условий, необходимых для исполнения своих обязательств по Контракту, согласований и сопровождение получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий и положительного заключения проверки достоверности определения сметной стоимости строительно-монтажных работ (п. 3.4.4); получение в отношении разработанной проектной документации и результатов инженерных изысканий положительного заключения государственной экспертизы и положительного заключения проверки достоверности определения сметной стоимости строительно-монтажных работ (п. 3.4.5); незамедлительное, но не позже двух дней, письменное информирование Государственного заказчика об обнаруженной невозможности получить ожидаемые результаты или о нецелесообразности продолжения работы (п. 3.4.11), а также о приостановлении или прекращении работы (п. 3.4.12).
Согласно п. 1.18 Задания на проектирование Государственный заказчик передает Подрядчику технические условия после предоставления Подрядчиком максимального часового расхода газа Государственному заказчику.
В соответствии с п. 1.18 Задания на проектирование для разработки документации по планировке территории (ДПТ и МТ) Подрядчик предоставляет Государственному заказчику схему образуемого (выбранного) земельного участка с материалами геодезических измерений (топографическая съемка М 1:500 согласованная с Департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя), включающих определение координат характерных точек границ земельного участка и информацию о субъектах земельных отношений, в течение 30 календарных дней с момента заключения Контракта, а также предоставляет схему образуемого (выбранного) земельного участка, после чего Государственный заказчик выполняет процедуру оформления правоустанавливающих документов на земельный участок и предоставляет их проектировщику.
При необходимости по заявлению Заказчика схема образуемого (выбранного) земельного участка подлежит корректировке Подрядчиком в рамках стоимости проектно-изыскательских работ.
Государственный заказчик передает Подрядчику документацию по планировке территории (ДПТ и МТ) после её утверждения в установленном законном порядке.
Пунктом 9.7 Контракта определено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Подрядчиком обязательства, предусмотренного Контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены Контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных Подрядчиком.
12.04.2019 под исх. N 26/1089 Подрядчику направлены технические условия ГУП "Севастопольгаз" от 10.04.2019 N 36-ТУ.
19.04.2019 под исх. N 25/1184, 08.05.2019 под исх. N 20/1374, 11.06.2019 под исх. N 25/1733 Государственный заказчик просил Подрядчика представить исходные данные для разработки ДПТ и ПМТ.
31.05.2019 Подрядчик направил на согласование в ПАО "Севастопольгаз" схему прокладки газопровода, о чем сообщил Государственному заказчику в письме от 10.06.2019 N 14-07.
Разработанная схема газопровода направлена Государственному заказчику на согласование письмом Подрядчика от 26.06.2019 N 14-18.
В письме N 14-20 от 28.06.2019 Подрядчиком сообщено о согласовании схемы газопровода ГУПС "Севастопольгаз" и передачи 27.06.2019 данной схемы на согласование Государственному заказчику.
Государственным заказчиком 08.07.2019 под исх. N 20/2094 сообщено Подрядчику о согласовании схемы прокладки газопровода по объекту: "Газификация сел Байдарской долины и ЮБК, Ласпи (ДРСУ) (низкое давление)".
В соответствии с письмами Подрядчика N 14-36 от 27.08.2019, N 14-45 от 19.09.2019 договора подряда на выполнение инженерно-геодезических изысканий заключены 15.08.2019, изыскания выполнены и находятся на согласовании, а на выполнение инженерно-геологических, инженерно-гидрометеорологических и инженерно-экологических изысканий договора заключены 12.09.2019.
Топографическая съемка представлена Подрядчиком 08.11.2019 под исх. N 1498, а результаты инженерно-геодезических изысканий в электронном виде согласно письму Подрядчика от 03.12.2019 N 14-137.
Документация по планировке территории линейного объекта "Газификация сел Байдарской долины и ЮБК, Ласпи (ДРСУ) (низкое давление)" утверждена приказом Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя N 280 от 06.12.2019. Копия приказа направлена Подрядчику сопроводительным письмом N 20/4587 от 26.12.2019.
Подрядчик обратился к Государственному заказчику с письмом N 14-62 от 21.10.2019 о необходимости получения данных технических условий. Топографическая съемка и схема пересечения автомобильных дорог с газопроводом предоставлены сопроводительным письмом N 14-73 от 31.10.2019.
Копия технических требований и условий ГБУ "Севастопольский автодор" N 198-ТУ от 06.12.2018 направлена Подрядчику сопроводительным письмом N 27/4419 от 13.12.2019.
03.02.2020 под исх. N 08/307 Подрядчику направлена копия письма Г'БУ "Севастопольский автодор" от 24.01.2020 о внесении изменений в ранее выданные технические условия.
12.02.2020 Подрядчику выдана доверенность для прохождения государственной экспертизы.
17.02.2020 Подрядчик предоставил на адрес электронной почты Государственного заказчика комплект проектно-сметной документации для ее заверения электронной цифровой подписью и печатью.
Заявление о проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий направлено Подрядчиком в адрес ГАУ "Госэкспертиза г. Севастополя" 05.03.2020 под исх. N 14-10, а также повторно 22.07.2020 под исх. N 14-52.
23.07.2020 проектно-сметная документация согласована с ГУП "Севастопольгаз".
06.08.2020 сторонами Контракта подписан промежуточный Акт N 1 приемки проектной документации и результатов инженерных изысканий по Контракту.
06.08.2020 Подрядчику выдана доверенность для прохождения государственной экспертизы.
08.10.2020 под исх. N 10/3210 Подрядчику направлены замечания к сметной документации.
В адрес Подрядчика неоднократно направлялись уведомления о нарушении условий Контракта: от 27.06.2019 N 20/1946, от 15.08.2019 N 20/2661, 17.09.2019 N 20/3124 и от 20.11.2019 N 20/4024.
В соответствии с распоряжением Правительства Севастополя от 09.07.2020 N 65- РП, по акту приема-передачи от 09.11.2020 объект, а также вся имеющаяся по результатам проектирования документация, переданы ГКУ ГС "Единая дирекция капитального строительства".
Согласно п. 2 Соглашения с момента подписания Сторонами настоящего Соглашения к Стороне-1 (ГКУ ГС "ЕДКС") переходят все права и обязанности Стороны-2 (ГКУ ГС "УЭОГХ"), вытекающие из Контракта, и Сторона-1 становится Государственным заказчиком по Контракту.
Как следует из п.3 Соглашения, с момента заключения настоящего Соглашения Сторона-2 утрачивает все права и освобождается от всех обязанностей по Контракту.
Письмом ГКУ "УЭОГХ" от 14.10.2020 года исх. N 10/3278 истец был уведомлен о том, что будет изменен государственный заказчик.
В соответствии с п. 9.7. Контракта Государственное казённое учреждение города Севастополя "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" начислило ответчику неустойку согласно периодам просрочки обязательств в размере 12 822,78 руб.
В связи с неисполнением претензий добровольно Государственное казённое учреждение города Севастополя "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" обратилось с иском в суд о взыскании неустойки в размере 12 822,78 руб., Государственное казённое учреждение "ЕДКС" 11.04.2022 обратилось с иском, уточненному заявлением от 29.06.2022 в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании неустойки в размере 103 713,64 руб.
В исковом заявлении ООО "Эталон НК" указывает на ряд произведенных затрат во исполнение Государственного контракта:
- 1749,60 руб. - согласование СВО по объекту: "Газификация сел Байдарской долины и ЮБК, Ласпи (ДРСУ) (низкое давление)", что подтверждается актом сверки, в ГУПС "Водоканал", Платежное поручение от 10.09.2020;
- 54620,00 руб. - работы по обследованию на наличие (отсутствие) взрывоопасных предметов (ВОП), с целью определения затрат на выполнение работ по сплошной очистке территории строительства объектов от ВОП (Договор N 28/19-ВОП от 25.09.2019 г.), подтверждается Актом выполненных работ и доказательством оплаты по договору - Платежные поручения от 27.09.2019 N 52, N 53 от 23.01.2020;
- 3144,00 руб. - ГУП "Севастопольгаз" согласование проекта прокладки подземного газопровода в населенном пункте по договору N 143/20-ЮЛ от 14.07.2020 г., Платежное поручение N 518 от 16.07.2020;
- 2039,74 руб. - оплата за согласование проектной документации ГУПС "Севтеплоэнерго", Платежное поручение N 667 от 10.09.2020 г. по счету N СТ-321 от 08.09.2020;
- 85000,00 руб. - ИП Кобелев Константин Михайлович, выполнение инженерногеодезических изысканий по договору N 16-19 от 15.08.2019 для подготовки документации по объекту: "Газификация сел Байдарской долины и ЮБК, Ласпи (ДРСУ) (низкое давление)", платежное поручение N 743 от 16.08.2019 г., N 77 от 30.01.2020, N 305 от 04.10.2021;
- 55000 рублей - ИП Кобелев Константин Михайлович, Договор подряда N 27-20 от 26.11.2020 г. на выполнение закладки и планово-высотной привязки геодезических реперов по объекту: Газификация сел Байдарской долины и ЮБК, Ласпи (ДРСУ) (низкое давление)", Платежное поручение N 942 от 27.11.2020;
- 122715,84 руб. - ООО "Крымский региональный центр археологических исследований" по договору N 26/2020 от 30.03.2020, проведение научно-исследовательских археологических полевых работ с целью установления наличия (отсутствия) объектов археологического наследия, Акт N 67 от 28.08.2020; Платежные поручения N 432 от 28.12.2021 и N 271 от 08.04.2020;
- 1395,66 руб. - оплата за рассмотрение проектной документации ООО "Севастопольэнерго", Платежное поручение N 102 от 26.04.2021 по Договору N 72/230421-3 от 23.04.2021;
- 38776,80 руб. - ФГБУ "Крымское УГМС" гидрометеорологическая информация г. Севастополь по объекту: "Газификация сел Байдарской долины и ЮБК, Ласпи (ДРСУ) (низкое давление)" и значение фоновых концентраций, Платежное поручение N 928 от 08.10.2019;
- 136935,00 руб. - ООО "Факел-ЮГ" по договору N 12-5/09/19-и на выполнение изыскательских работ от 12.09.2019 г., Платежные поручения N 859 от 19.09.2019, N 51 от 23.01.2020;
- 3386,00 руб. - ГБУ "Горсвет" согласование проектной документации, Платежное поручение 749 от 30.09.2020;
- 10000,00 руб. - ООО "Архитектор" по договору N 8/20 от 07.04.2020, выполнение работ по разработке проектно-сметной документации, Платежное поручение N 276 от 10.04.2020;
- 1524,00 рублей - АО "Севтелеком" по договору N 3009978 от 14.09.2020, выполнение работ по разработке проектно-сметной документации, Платежное поручение N 710 от 15.09.2020;
- 85068,46 руб. - ГАУ "Государственная экспертиза города Севастополя" по договору N 1557-06/21 от 03.06.2021 г., оказания консультационных услуг (проектная документация и/или результаты инженерных изысканий);
- 212671,14 руб. - ГАУ "Государственная экспертиза города Севастополя" по договору N 8088-09/21 от 28.09.2021 г., услуга по проведению государственной экспертизы проектной документации (без оценки сметной стоимости) и результатов инженерных изысканий, оказана в полном объеме, Заказчику направлено заключение.
Всего затраты ООО "Эталон НК" составили 814 036,24 рублей.
Для взыскания с Государственного казенного учреждения "ЕДКС" произведенных затрат в размере 814 036,24 руб. ООО "Эталон НК" обратилось с иском в суд.
Повторно рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб, выслушав лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции суд приходит к следующим выводам.
Отношения сторон, возникшие из Договора, регламентируются нормами раздела III и главы 37 ГК РФ о подряде на выполнение проектных и изыскательских работ, Законом N 44-ФЗ, условиями заключенного Контракта.
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (пункт 2 статьи 763 ГК РФ).
В соответствии со статьей 758 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ сроки выполнения работ являются существенным условием договора подряда. Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работ.
Исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием вещи должника, поручительством, независимой гарантией, задатком, обеспечительным платежом и другими способами, предусмотренными законом или договором (пункт 1 статьи 329 ГК РФ).
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (пункт 1 статьи 330 ГК РФ).
По смыслу статьи 330 ГК РФ неустойку должник обязан уплатить в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Пунктом 4.3 Контракта установлено, что работы по Контракту должны быть завершены 10.12.2019.
Однако, как усматривается из материалов дела и не оспаривается сторонами, работы заказчику в полном объеме не сданы.
Как указал истец, ответчик допустил просрочку исполнения обязательств по конкретным срокам выполнения отдельных этапов работ, а именно просрочка по этапу разработке рабочей документации длительностью 825 дней (с 11.12.2019 по 29.06.2022) за вычетом 107 дней просрочки кредитора (период согласования схемы газопровода с 27.06.2019 по 08.07.2019, с 01.11.2019 по 03.02.2020) и насчитал сумму неустойки в размере 103 713,64 руб. (396 990 * 825 * 1/300 * 9,5%).
Суд первой инстанции пришел к выводу, что неустойка не подлежит начислению в период действия моратория с 1 апреля 2022 года и до его завершения в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.03.2022 N 497 "О введении мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" и пунктом 1 статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Таким образом, на период с 01.04.2022 по 29.06.2022 (90 дней) начисление процентов не подлежит.
В остальной части (103713,64/825*(825-90) = 92 399 рубля 42 копейки), суд пришёл к выводу, что требования истца подлежат удовлетворению частично.
Суд, установив, что просрочка в выполнении работ допущена в связи с нарушениями, допущенными обеими сторонами требование Государственного казенного учреждения "ЕДКС" об оплате неустойки удовлетворил частично в размере 46 199 рублей 71 копеек (50 % от суммы 92 399 рубля 42 копейки).
Коллегия судей соглашается с указанными выводами суда первой инстанции в связи со следующим.
В соответствии с п. 1.18 Технического задания - приложения к государственному контракту N 008-ПИР-19 и приложения N 3 Графика выполнения работ к Государственному контракту N 008-ПИР-19 установлено, что Заказчик должен осуществить согласование схемы выбора трассы прохождения газопровода до 10.05.2019.
Фактически схема выбора трассы была согласована Заказчиком только 08.07.2019, что подтверждается письмами Подрядчика N 14-12 от 14.06.2019 г. N 14-20 от 28.06.2019 г. N 14-142 от 19.12.2019 г. и письмом Заказчика, которым была согласована схема прохождения трассы газопровода и его протяженность 20/2094 от 08.07.2019 г.
Просрочка заказчика с 10.05.2019 по 08.07.2019 составила 59 дней.
В соответствии с п. 1.18 Технического задания-приложения к государственному контракту N 008-ПИР-19 и приложения N 3 Графика выполнения работ к Государственному контракту N 008-ПИР-19 установлено, что Заказчик должен предоставить технические условия 10.05.2019.
16.08.2019 года письмом ГБУ "Севастопольский автодор" на повторное обращение Подрядчика исх. N 14-32 от 14.08.2019 года ответил, что за технической документацией должен обратиться владелец инженерных коммуникаций (заказчик).
Заказчик предоставил технические условия 13.12.2019 года.
03.02.2020 Заказчик в одностороннем порядке уведомил Подрядчика об изменении технических условий, поскольку Заказчик не мог определиться и согласовать с ГБУ "Севастопольский автодор" окончательный вариант перехода автодороги вблизи заповедника.
Фактически окончательные технические условия выданы ГБУ "Севастопольский автодор" 22.10.2021.
В соответствии с п. 1.18 задания на проектирование (приложение N 1 к государственному контракту N 008-ПИР-19 от 02.04.2019, на выполнение проектноизыскательских работ по объекту: "Газификация сел Байдарской долины и ЮБК, Ласпи") установлено, что Заказчик передает подрядчику документацию по планировке территории (ДПТ), что включает в себя ППТ (проект планировки территории) и МТ (межевание территории), после ее утверждения в установленном законом порядке.
Из буквального толкования указанного задания следует, что проект планировки территории и межевание территории готовит Подрядчик, а Заказчик лишь предоставляет ППТ и МТ на утверждение и передает Подрядчику утвержденное ППТ и МТ, которые после утверждения имеют статус документации планировки территории - ДПТ.
Для разработки Заказчиком Документации по планировке территории Подрядчик предоставляет заказчику схему образуемого (выбранного) земельного участка с материалами геодезических измерений (топографическая съемка М1:500 согласованная с Департаментом архитектуры и градостроительства г. Севастополя), с определением координат характерных точек границ земельного участка и информацию о субъектах земельных отношений, в течение 30 дней с момента заключения контракта, а так же предоставляет схему образуемого (выбранного) земельного участка.
Таким образом, именно Подрядчик образует тот земельный участок, который необходим для прокладки газопровода, определяет его координаты, т.е. проводит работы по геодезическим изысканиям, как-то прописано в контракте и в графике выполнения работ и передает эту схему с результатами геодезических изысканий Заказчику.
В этом же пункте указано, что после получения указанных выше документов Заказчик производит процедуру оформления правоустанавливающих документов на земельный участок и предоставляет их проектировщику.
При этом коллегия отмечает, что у Заказчика отсутствуют полномочия по внесению изменений в представленную Подрядчиком схему земельного участка и результаты геодезических изысканий, которыми определены размер, протяженность и иные характеристики участка.
При необходимости по заявлению Заказчика схема образуемого земельного участка подлежит корректировке Подрядчиком, в рамках стоимости проектно-изыскательских работ Указанный пункт так же свидетельствует, что изменения в проект планировки территории может быть внесен только Подрядчиком и никем иным.
Как усматривается из материалов дела и не оспаривается сторонами, Подрядчик неоднократно уведомлял Заказчика о том, что представленная ДПТ не соответствует государственному контракту.
Из материалов дела следует, что Государственным заказчиком передана Подрядчику документация по планировке территории (ДПТ и МТ) после её утверждения не на основании схемы образуемого (выбранного) земельного участка с материалами геодезических измерений, представленных Подрядчиком.
То есть фактически заказчиком не соблюдён порядок корректировки схемы образуемого (выбранного) земельного участка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 716 ГК РФ подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
Вместе с тем, подрядчик продолжил работы, в результате которых достигнут результат, не соответствующий, переданным Государственным заказчиком передана Подрядчику документация по планировке территории (ДПТ и МТ).
Коллегия судей соглашается, что при указанных обстоятельствах, учитывая, что просрочка в выполнении работ допущена в связи с нарушениями, допущенными обеими сторонами, требование Государственного казенного учреждения "ЕДКС" об оплате неустойки подлежит удовлетворению частично в размере 46 199 рублей 71 копеек (50% от суммы 92 399 рубля 42 копейки.
Довод апеллянта о неверном расчете судом первой инстанции периода неустойки отклоняется коллегия по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" для обеспечения стабильности экономики Правительство Российской Федерации вправе в исключительных случаях ввести на определенный срок мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами на срок, устанавливаемый Правительством Российской Федерации.
На основании п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений ст. 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Постановление Пленума N 44) в период действия моратория проценты за пользование чужими денежными средствами (ст. 395 ГК РФ), неустойка (ст. 330 ГК РФ), пени за просрочку уплаты налога или сбора (ст. 75 Налогового кодекса РФ), а также иные финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория, к лицу, подпадающему под его действие (пп. 2 п. 3 ст. 9.1, абзац 10 п. 1 ст. 63 Федерального закона N 127-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" с 01.04.2022 на территории Российской Федерации сроком на 6 месяцев введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей.
Таким образом, в период действия указанного моратория (с 01.04.2022 по 01.10.2022) неустойка не подлежит начислению.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в связи с принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" период начисления неустойки до 31.03.2022 года.
Относительно довода апеллянта о не верном взыскании с истца Государственного казенного учреждения города Севастополя "Управления по эксплуатации объектов городского хозяйства" государственной пошлины в размере 2000 рублей коллегия отмечает следующее.
Государственное казенное учреждение города Севастополя "Управления по эксплуатации объектов городского хозяйства" обратилось с самостоятельным требованием о взыскании 12 822,78 рублей. Государственная пошлина за рассмотрение указанного требования подлежит оплате в размере 2 000 рублей.
В связи с чем, судом первой инстанции верно взыскано с Государственного казенного учреждения города Севастополя "Управления по эксплуатации объектов городского хозяйства" в доход федерального бюджета Российской Федерации 2000 рублей.
Довод Общества с ограниченной ответственностью "Эталон НК" о необоснованном отказе судом первой инстанции в удовлетворении встречных исковых требований коллегия судей отклоняет в виду следующего.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Исходя из положений Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, обратившееся с иском о возмещении убытков (взыскатель или должник), должно представить доказательства, подтверждающие наличие у него убытков, а также обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинноследственную связь между названными убытками и неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств.
Фактическими и правовыми основаниями заявления требования подрядчика о взыскании убытков в связи с действиями (бездействием) заказчика по договору подряда могут выступать следующие обстоятельства:
- заказчик, несмотря на своевременное и обоснованное предупреждение со стороны подрядчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 статьи 716 ГК РФ, в разумный срок не примет необходимых мер для устранения соответствующих обстоятельств, отказ подрядчика от исполнения договора подряда, предъявление требований о возмещении причиненных прекращением договора убытков (пункт 3 статьи 716 ГК РФ);
- отказ заказчика от исполнения договора (статья 717 ГК РФ);
- неисполнении заказчиком обязанности в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных договором подряда, оказывать подрядчику содействие в выполнении работы (пункт 1 статьи 718 ГК РФ);
- отказ подрядчика от исполнения договора Подрядчиком, в связи с нарушением заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (пункт 2 статьи 719 ГК РФ).
Основанием для обращения с иском в суд о взыскании убытков Общество указывает на предоставление документации по планировке территории, не отвечающей действительности, на момент обращения в государственную экспертизу.
Из материалов дела следует, что Государственным заказчиком передана Подрядчику документация по планировке территории (ДПТ и МТ) после её утверждения не на основании схемы образуемого (выбранного) земельного участка с материалами геодезических измерений, представленных Подрядчиком.
Доводы Общества о прекращении договора в связи с отказом от него со стороны Заказчика не подтвержден документально.
Из материалов дела следует, что ни одна из сторон не заявила об отказе от договора.
В соответствии с пунктом 3 статьи 425 ГК РФ законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
Договор не содержит положений о прекращении договора в связи с истечением сроков.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения требований о взыскании убытков у суда первой инстанции не имелось.
Обжалуя решение суда первой инстанции, каких-либо доводов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, либо опровергали выводы арбитражного суда области, заявители жалоб не привели.
Доводы, изложенные в апелляционных жалобах, направлены на переоценку исследованных доказательств и выводов суда при отсутствии к тому правовых оснований, в связи с чем, признаются апелляционной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, т.к. основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции в любом случае, судом первой инстанции не нарушены.
На основании статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в связи с рассмотрением апелляционной жалобы относятся на заявителей апелляционных жалоб.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 01 июля 2022 года по делу N А84-782/2022 оставить без изменения, апелляционные жалобы государственного казенного учреждения города Севастополя "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства", государственного казенного учреждения города Севастополя "Единая дирекция капитального строительства", общества с ограниченной ответственностью "Эталон НК" - без удовлетворения.
Взыскать с Государственного казенного учреждения города Севастополя "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" в доход федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 3000,00 руб..
Взыскать с Государственного казенного учреждения города Севастополя "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" в доход федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 3000,00 руб..
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ю. Горбунова |
Судьи |
Е.А. Баукина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-782/2022
Истец: Государственное казённое учреждение города Севастополя "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства", ООО "Эталон НК"
Ответчик: государственное казённое учреждение города Севастополя "Единая дирекция капитального строительства", ООО ЭТАЛОН НК
Третье лицо: Правительство Севастополя