г. Чита |
|
07 декабря 2022 г. |
дело N А10-1147/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 декабря 2022 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Кайдаш Н.И., Ломако Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трофимовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия на решение Арбитражный суд Республики Бурятия от 26 сентября 2022 года по делу N А10-1147/2022 по заявлению Республиканского агентства лесного хозяйства (ОГРН 1070326000513, ИНН 0326041154) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (ОГРН 1020300966256, ИНН 0323057082) о признании незаконным решения от 13 января 2022 года N 003/10/18.1-1207/2021 в части признания жалобы ООО "СФЗ" обоснованной, о признании незаконным предписания комиссии от 13 января 2022 года 13.01.2022 N 003/10/18.1-1207/2021,
в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют: общество с ограниченной ответственностью "СФЗ", общество с ограниченной ответственностью "РОСТ",
при участии в судебном заседании:
от Республиканского агентства лесного хозяйства - Кривобоковой В.В. - представитель по доверенности от 17 марта 2022 года,
от общества с ограниченной ответственностью "РОСТ" - Меньшиковой Е.А. - представитель по доверенности от 01 декабря 2021 года,
иные лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили,
УСТАНОВИЛ:
Республиканское агентство лесного хозяйства (далее - заявитель, РАЛХ, Агентство) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее - Бурятское УФАС России, Управлений или антимонопольный орган) о признании незаконным решения от 13 января 2022 года N 003/10/18.1-1207/2021 в части признания жалобы общества с ограниченной ответственностью "СФЗ" обоснованной, о признании незаконным предписания комиссии от 13 января 2022 года N 003/10/18.1-1207/2021.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "СФЗ" (далее - третье лицо, ООО "СФЗ") и общество с ограниченной ответственностью "РОСТ" (далее - третье лицо, ООО "РОСТ").
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 26 сентября 2022 года заявленное требование удовлетворено.
Решение по результатам рассмотрения жалобы от 13 января 2022 года N 003/10/18.1-1207/2021, предписание от 13 января 2022 года N 003/10/18.1-1207/2021 Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия признаны недействительными, как несоответствующие действующему законодательству.
На Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Республиканского агентства лесного хозяйства.
Не согласившись с указанным решением, Управление обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене обжалуемого решения, как незаконного и необоснованного, выражая свое несогласие с ним.
Управление в апелляционной жалобе пояснило, что выводы суда первой инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на неправильном толковании норм материального.
Агентство в возражениях на апелляционную жалобу выразило согласие с решением суда первой инстанции.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается отчетом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Агентством на сайте https://www.torgi.gov.ru размещено извещение N 011021/0961436/02 о проведении торгов на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины (далее - конкурс). Согласно извещению дата окончания подачи заявок 06.12.2021, дата и время заседания конкурсной комиссии и проведения голосования конкурсной комиссии 08 декабря 2021 года в 13 часов 00 минут.
До истечения срока подачи заявок поступило пять предложений: ООО "СФЗ", ООО "Рост", ООО "Пилосервис", ООО "Промтехлес".
Конкурсной комиссией, в соответствии с Протоколом заседания конкурсной комиссии о результатах проведения открытого конкурса (определения победителя) на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, для заготовки древесины от 12 декабря 2021 года в соответствии с положениями части 9 статьи 80.2 ЛК РФ, конкурс признан несостоявшимся в связи с тем, что ООО "СФЗ", ООО "Промтехлес", ООО "Пилосервис" конкурсной комиссией единогласно было отказано в допуске к участию в конкурсе, к участию в конкурсе была допущена одна заявка ООО "Рост".
Не согласившись с действиями конкурсной комиссии в организации и проведении 08 декабря 2021 года открытого конкурса, ООО "СФЗ" обратилось в Бурятское УФАС России с жалобой на действия (бездействие) организатора торгов при проведении открытого конкурса (определения победителя) на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, для заготовки древесины (вх. N от 21 декабря 2021 года N 8193) и дополнением к жалобе от 24 декабря 2021 года.
По результатам рассмотрения Бурятским УФАС России жалобы ООО "СФЗ" 13 января 2022 года вынесено решение по результатам рассмотрения жалобы N 003/10/18.1-1207/2021 (л.д. 19, т.1), в соответствии с которым Бурятское УФАС России решило:
1. Признать жалобу ООО "СФЗ" обоснованной.
2. Признать конкурсную комиссию РАЛХ нарушившей пункты 1, 2 части 21 статьи 80.1 Лесного кодекса Российский Федерации (далее - ЛК РФ).
3. Признать РАЛХ нарушившим часть 4 статьи 80.1 ЛК РФ.
4. Выдать обязательное для исполнения предписание.
5. Передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Бурятского УФАС России для возбуждения административного производства.
Бурятским УФАС России на основании решения от 13 января 2022 года N 003/01/18.1-1207/2021 выдано Агентству предписание от 13 января 2022 года N 003/10/18.1-1207/2021 об устранении нарушения (л.д. 24, т.1), в соответствии с которым предписано:
1. РАЛХ, конкурсной комиссии в срок не позднее 28 января 2022 года устранить допущенное нарушение требований части 4 статьи 80.1, пунктов 1, 2 части 21 статьи 80.1 ЛК РФ:
- отменить все протоколы, составленные в ходе проведения конкурса;
- вернуть поданные заявки;
- внести изменения в конкурсную документацию с учетом принятого решения от 12 января 2022 года N 003/10/18.1-1207/2021;
- продлить срок подачи заявок.
Не согласившись с указанными решением и предписанием антимонопольного органа, Республиканское агентство лесного хозяйства оспорило его в судебном порядке.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований правильными, исходя из следующего.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц установлены частью 4 статьи 200 АПК РФ, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из анализа названных норм права следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения и действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств (пункт 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"):
- противоречие оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) требованиям законодательства, действовавшего в месте и на момент его вынесения,
- нарушение данным решением прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания законности оспариваемых ненормативных правовых актов, действий и обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на органы, которые приняли акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
В силу постановления Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 года N 728 Федеральная антимонопольная служба является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и согласование применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Агентством на сайте https://www.torgi.gov.ru размещено извещение N 011021/0961436/02 о проведении торгов на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины (далее - конкурс) в соответствии со статьями 80.1, 80.2 ЛК РФ.
До истечения срока подачи заявок поступило 4 предложения: ООО "СФЗ", ООО "Рост", ООО "Пилосервис", ООО Промтехлес".
Конкурсной комиссией, в соответствии с Протоколом заседания конкурсной комиссии о результатах проведения открытого конкурса (определения победителя) на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, для заготовки древесины от 12 декабря 2021 года в соответствии с положениями части 9 статьи 80.2 ЛК РФ, конкурс признан несостоявшимся.
Согласно Протоколу заседания конкурсной комиссии о результатах проведения открытого конкурса (определения победителя) на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, для заготовки древесины от 12 декабря 2021 года (л.д. 34-44, т.1) заявка ООО "СФЗ" отклонена по следующим основаниям:
1. Заявка составлена с нарушением требований Конкурсной документации, подпунктов 1,2 части 21 статьи 80.1 ЛК РФ: "Несоответствие представленной заявки на участие в конкурсе требованиям, установленным настоящей статьей, представление заявки на участие в конкурсе лицом, которому в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами лесной участок не может быть предоставлен в аренду".
В протоколе также указано на отсутствие данных федерального статистического наблюдения о производстве продукции.
В соответствии с частью 1 статьи 80.1 ЛК РФ открытый конкурс на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины (далее также - конкурс) проводится на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления, осуществляющих распоряжение лесными участками в соответствии с полномочиями, определенными в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, принимаемого на основании заявления о проведении конкурса, поданного лицом, указанным в части 2 настоящей статьи.
С заявлением о проведении конкурса вправе обратиться юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, владеющие на праве собственности или на ином законном основании объектами лесоперерабатывающей инфраструктуры, предназначенными для производства продукции из древесины с высокой долей добавленной стоимости, виды которой определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - объекты глубокой переработки древесины) (часть 2 статьи 80.1 ЛК РФ).
Согласно части 4 статьи 80.1 ЛК РФ к заявлению о проведении конкурса прилагаются документы, содержащие технические характеристики и параметры объектов глубокой переработки древесины и обоснование потребности в дополнительном объеме заготовки древесины определенного видового (породного) и сортиментного состава в целях обеспечения сырьем указанных объектов (далее также - дополнительная потребность в древесине).
Частью 6 статьи 80.1 ЛК РФ установлено, что порядок рассмотрения заявления о проведении конкурса, методика оценки дополнительной потребности в древесине и наличия на территории субъекта Российской Федерации лесных участков, параметры использования лесов в границах которых позволяют удовлетворить дополнительную потребность в древесине, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Решение об отказе в проведении конкурса принимается, в том числе, в случае отсутствия подтверждения дополнительной потребности в древесине лица, направившего заявление о проведении конкурса, в результате оценки, проведенной в соответствии с частью 6 настоящей статьи (пункт 5 части 8 статьи 80.1 ЛК РФ).
Согласно части 20 статьи 80.1 ЛК РФ к заявке на участие в конкурсе прилагаются документы, предусмотренные частью 4 настоящей статьи.
В соответствии с частью 21 статьи 80.1 ЛК РФ основаниями для отказа в допуске к участию в конкурсе являются:
1) несоответствие представленной заявки на участие в конкурсе требованиям, установленным настоящей статьей;
2) представление заявки на участие в конкурсе лицом, которому в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами лесной участок не может быть предоставлен в аренду;
3) представление заявки на участие в конкурсе лицом, не соответствующим требованиям, предъявляемым в соответствии с частью 2 настоящей статьи к лицам, которые вправе направить в орган государственной власти, орган местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, заявление об организации и проведении конкурса;
4) представление заявки на участие в конкурсе лицом, в отношении которого осуществляется проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве;
5) нахождение заявителя - юридического лица в процессе ликвидации или прекращение заявителем-гражданином деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;
6) непоступление задатка на счет, указанный в документации о конкурсе, до окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе;
7) наличие заявителя в реестре недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений;
8) непредставление документов, предусмотренных частью 4 настоящей статьи.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что заявка ООО "СФЗ" отклонена конкурсной комиссией на основании пунктов 1, 2 части 21 статьи 80.1 ЛК РФ.
В частности одним из оснований отклонения заявки ООО "СФЗ" послужил вывод комиссии о том, что заявка на участие в конкурсе подана лицом, несоответствующим требованиям с частью 2 статьи 80.1 ЛК РФ, а также лесной участок не может быть предоставлен в аренду данному заявителю.
Рассмотрев законность отклонения Агентством заявки ООО "СФЗ" по указанному основанию, суд приходит к следующему выводу.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 июня 2018 года N 303 "Об утверждении требований к содержанию документов, прилагающихся к заявлению о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины, порядка и способов подачи указанного заявления и прилагающихся к нему документов, а также требований к формату такого заявления в случае подачи в форме электронного документа" утвержден Порядок и способы подачи заявления о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины (далее - Порядок N 303) и Требования к содержанию документов, прилагающихся к заявлению о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины (далее - Требования N 303).
Согласно пункту 1 Порядка N 303 заявление о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины (далее - открытый конкурс) подается юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, владеющими на праве собственности или на ином законном основании объектами лесоперерабатывающей инфраструктуры, предназначенными для производства изделий из древесины и иной продукции переработки древесины, виды которой определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - заявитель) в соответствии с частью 2 статьи 80.1 ЛК РФ.
В пункте 2 Порядка N 303 предусмотрено, что в заявлении о проведении открытого конкурса указываются следующие сведения:
а) наименование, организационно-правовая форма заявителя, его местонахождение - для юридического лица;
фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя, адрес места жительства (временного пребывания), данные документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика - для индивидуального предпринимателя;
б) производимые или планируемые к производству изделия из древесины и иная продукция переработки древесины, виды которой определяются в соответствии с пунктом 1 настоящего Порядка;
в) дополнительная потребность в древесине, в том числе по породам и сортиментам, исходя из загрузки имеющихся производственных мощностей;
г) местоположение и площадь лесного участка;
д) кадастровый номер лесного участка;
е) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем, телефон.
В пункте 3 Порядка N 303 указано, что к заявлению прилагаются следующие документы:
а) документы, содержащие технические характеристики и параметры объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, предусмотренных в пункте 1 настоящего Порядка;
б) расчет потребности в дополнительном объеме заготовки древесины определенного видового (породного) и сортиментного состава в целях обеспечения сырьем объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, предусмотренных в пункте 1 настоящего Порядка;
в) документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя (при необходимости).
Согласно пункту 4 Порядка N 303 вместе с документами, указанными в пункте 3 настоящего Порядка, заявитель вправе представить, в том числе сведения статистической отчетности, подтверждающие средний годовой объем выпускаемой продукции за последние три года (подпункт "г").
Требованиями N 303 установлено, что к заявлению о проведении открытого конкурса прилагаются документы, содержащие технические характеристики и параметры объектов глубокой переработки древесины:
а) каталог объектов и оборудования в табличной форме, содержащий наименование объекта (оборудования), количество, год изготовления (приобретения). Каталог формируется в форме электронного документа без обращения к Единому порталу государственных и муниципальных услуг (далее - Единый портал) в формате DOC, DOCX, RTF, PDF или XLS, XLSX;
б) копии технических документов объектов и оборудования (на русском языке), содержащих сведения, удостоверяющие значения основных параметров и технических характеристик (свойств) объектов и оборудования, включенных в каталог объектов и оборудования, а также сведения о сертификации объектов и оборудования;
в) таблица с указанием производительности по каждому виду оборудования, вида выпускаемой продукции, нормы расхода и кодов продукции, используемой в качестве сырья, потребности в дополнительном объеме заготовки древесины определенного видового (породного) и сортиментного состава в целях обеспечения сырьем объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, предусмотренных в пункте 1 настоящего Порядка. Таблица формируется в форме электронного документа без обращения к Единому порталу в формате DOC, DOCX, RTF, PDF или XLS, XLSX.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 декабря 2018 года N 1475 "Об утверждении правил рассмотрения заявления о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины и методики оценки дополнительной потребности в древесине и наличия на территории субъекта Российской Федерации лесных участков, параметры использования лесов в границах которых позволяют удовлетворить дополнительную потребность в древесине" утверждены Правила рассмотрения заявления о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины (далее - Правила N 1475).
Пунктом 2 Правил N 1475 предусмотрено, что заявление подается юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, владеющими на праве собственности или на ином законном основании объектами лесоперерабатывающей инфраструктуры, предназначенными для производства изделий из древесины и иной продукции переработки древесины, виды которой определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - заявитель).
В соответствии с пунктом 3 Правил N 1475 к заявлению прилагаются документы, содержащие технические характеристики и параметры объектов, указанных в пункте 2 настоящих Правил, и обоснование потребности в дополнительном объеме заготовки древесины определенного видового (породного) и сортиментного состава в целях обеспечения сырьем указанных объектов, предусмотренные частью 4 статьи 80.1 ЛК РФ (далее - документы).
Согласно пункту 7 Правил N 1475 рассмотрение заявления и документов включает в себя:
а) рассмотрение заявления и документов на соответствие или несоответствие требованиям, установленным статьей 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации;
б) оценку дополнительной потребности в древесине на основании сведений, указанных в заявлении и документах, в соответствии с методикой оценки дополнительной потребности в древесине и наличия на территории субъекта Российской Федерации лесных участков, параметры использования лесов в границах которых позволяют удовлетворить дополнительную потребность в древесине, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2018 N 1475 "Об утверждении Правил рассмотрения заявления о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины и методики оценки дополнительной потребности в древесине и наличия на территории субъекта Российской Федерации лесных участков, параметры использования лесов в границах которых позволяют удовлетворить дополнительную потребность в древесине".
Также Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 декабря 2018 года N 1475 утверждена Методика оценки дополнительной потребности в древесине и наличия на территории субъекта Российской Федерации лесных участков, параметры использования лесов в границах которых позволяют удовлетворить дополнительную потребность в древесине (далее - Методика).
Оценка дополнительной потребности в древесине (круглых лесоматериалах) по ее видовому (породному) и сортиментному составу (далее соответственно - древесина, дополнительная потребность в древесине) и наличия на территории субъекта Российской Федерации лесных участков, параметры использования лесов в границах которых позволяют удовлетворить дополнительную потребность в древесине в целях обеспечения сырьем объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, предназначенных для производства изделий из древесины и иной продукции переработки древесины, виды которой определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 80.1 ЛК РФ (далее - объекты лесоперерабатывающей инфраструктуры), осуществляется органом государственной власти или органом местного самоуправления, осуществляющими в соответствии со статьями 81-84 ЛК РФ полномочия по распоряжению лесными участками (далее - уполномоченный орган) (пункт 2 Методики).
Оценка дополнительной потребности в древесине, указанной в заявлении о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины (далее - заявление), поданном юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, владеющими на праве собственности или ином законном основании объектами лесоперерабатывающей инфраструктуры (далее - заявитель), осуществляется с учетом обоснования, содержащегося в документах, прилагаемых к заявлению в соответствии с частью 4 статьи 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации (пункт 3 Методики).
В соответствии с пунктом 4 Методики размер дополнительной потребности в древесине (Wд) определяется по формуле:
Wд = Wоб - Wфакт,
где:
Wоб - потребность в древесине, указанная в заявлении;
Wфакт - фактическое среднегодовое потребление древесины, указанное в заявлении.
Согласно пункту 5 Методики потребность в древесине, указанная в заявлении (Wоб), определяется путем умножения максимальной годовой производственной мощности, установленной на основании технических характеристик и параметров объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, указанных в заявлении и расположенных на территории того субъекта Российской Федерации, где располагается лесной участок, на котором планируется заготовка древесины в целях обеспечения сырьем таких объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, на норму расхода древесины для производства указанной в заявлении продукции.
Пунктом 6 Методики установлено, что фактическое среднегодовое потребление древесины, указанное в заявлении (Wфакт), определяется путем умножения среднегодового объема произведенной заявителем продукции за 3 года, предшествующие году подачи заявления, либо за период со дня государственной регистрации заявителя до конца года, предшествующего году подачи заявления, в случае если период между днем государственной регистрации участника конкурса и днем подачи заявления составляет менее 3 лет, установленного на основании данных федерального статистического наблюдения в соответствии с формами федерального статистического наблюдения, утвержденными в установленном порядке, на норму расхода древесины для производства указанной в заявлении продукции и вычитания среднегодового объема приобретенной древесины для производства указанной в заявлении продукции за тот же период.
На основании пункта 7 Методики для оценки дополнительной потребности в древесине, указанной заявителем в заявлении, уполномоченный орган на основании информации, содержащейся в единой государственной автоматизированной информационной системе учета древесины и сделок с ней, а также данных федерального статистического наблюдения в соответствии с формами федерального статистического наблюдения, утвержденными в установленном порядке, устанавливает:
а) наличие в пользовании у заявителя лесных участков (с установленным допустимым объемом изъятия древесины) и объем фактически заготовленной на них древесины;
б) потребность в древесине в целях обеспечения сырьем объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, предназначенных для производства продукции, виды которой предусмотрены пунктом 2 настоящей методики;
в) объем произведенной заявителем продукции, виды которой предусмотрены пунктом 2 настоящей методики, за период, указанный в пункте 6 настоящей методики;
г) фактический объем приобретенной древесины для производства продукции, виды которой предусмотрены пунктом 2 настоящей методики, за период, указанный в пункте 6 настоящей методики.
Из приведенных выше норм лесного законодательства следует, что за дополнительным объемом древесины могут обратиться лица, уже осуществляющие глубокую переработку древесины и которым требуется дополнительный ресурс для полной загрузки имеющихся лесоперерабатывающих станков.
Как правильно указал суд первой инстанции, ООО "СФЗ" фактически глубокую переработку древесины не осуществляло, следовательно, дополнительная потребность в древесине у заявителя не установлена.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц ООО "СФЗ" создано 15 октября 2021 года. С заявкой на участие в конкурсе (номер извещения 011021/0961436/02) общество обратилось в РАЛХ 06 декабря 2021 года. В составе заявки третьим лицом приложены документы, подтверждающие право собственности или владения на ином законном основании на объекты и оборудование лесоперерабатывающей инфраструктуры, а именно договоры купли-продажи оборудования и договор поставки и монтажа оборудования, заключенные Обществом в октябре-ноябре 2021 года.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, из представленных документов следует, что ООО "СФЗ" переработка приобретенной древесины не осуществлялась, сделки с продукцией переработки древесины (пиломатериалы) также не осуществлялись. Дополнительная потребность в древесине не установлена. Факт того, что Обществом ранее не осуществлялась переработка древесины, также подтверждён представителем общества в судебном заседании и в письменном отзыве, представленном в материалы дела.
Исходя из предоставленной РАЛХ конкурсной документации потребность ООО "СФЗ" в дополнительных объемах древесины оценить не представляется возможным.
При этом в силу положений ЛК РФ за дополнительным объемом древесины могут обратиться лица, уже осуществляющие глубокую переработку древесины и которым требуется дополнительный ресурс для полной загрузки имеющихся лесоперерабатывающих станков.
Таким образом, суд первой инстанции, в соответствии со статьей 71 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, пришел к правомерному выводу о том, что из представленной заявки ООО "СФЗ" не следует, что общество производило переработку древесины, в том числе глубокую переработку древесины, что является обязательным условием для обращения за дополнительным объемом древесины, и признает обоснованным и правомерным отклонение заявки ООО "СФЗ" на участие в открытом конкурсе по указанному основанию.
При этом суд первой инстанции правомерно отметил, что ООО "СФЗ" как вновь созданное предприятие, вправе обратиться в Республиканское агентство лесного хозяйства с заявлением о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, для заготовки древесины, поскольку при организации аукциона не требуется обоснование потребности в дополнительном объеме заготовки древесины определенного видового (породного) и сортиментного состава в целях обеспечения сырьем объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры.
Доводы Управления, третьего лица о том, что фактическое среднегодовое потребление древесины может быть равным "0" судом первой инстанции правомерно отклонены, поскольку указанное противоречит пункту 7 Методики для оценки дополнительной потребности в древесине.
Таким образом, Агентство правомерно пришло к выводу, что заявка ООО "СФЗ" составлена с нарушением требований конкурсной документации, подпунктов 1,2 части 21 статьи 80.1 ЛК РФ.
Приходя к указанному выводу, суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что требования конкурсной документации о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, проводимой по правилам статьи 80.1 ЛК РФ, в части перечня предоставляемых участниками конкурса сведений и документов соответствуют приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 июня 2018 года N 303 "Об утверждении требований к содержанию документов, прилагающихся к заявлению о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины, порядка и способов подачи указанного заявления и прилагающихся к нему документов, а также требований к формату такого заявления в случае подачи в форме электронного документа" и постановлению Правительства Российской Федерации от 04 декабря 2018 года N 1475 "Об утверждении правил рассмотрения заявления о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины и методики оценки дополнительной потребности в древесине и наличия на территории субъекта Российской Федерации лесных участков, параметры использования лесов в границах которых позволяют удовлетворить дополнительную потребность в древесине".
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о несоответствии оспариваемого решения и предписания антимонопольного органа положениям Лесного кодекса Российской Федерации, приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 июня 2018 года N 303, постановления Правительства Российской Федерации от 04 декабря 2018 года N 1475, нарушении им прав и законных интересов заявителя, в связи с чем, решение от 13 января 2022 года N 003/10/18.1-1207/2021 и предписание от 13 января 2022 года N 003/10/18.1-1207/2021 Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия являются незаконными.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 26 сентября 2022 года по делу N А10-1147/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Кайдаш Н.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-1147/2022
Истец: Республиканское агентство лесного хозяйства
Ответчик: Управление федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия
Третье лицо: ООО "СФЗ", ООО РОСТ