г. Москва |
|
06 декабря 2022 г. |
Дело N А40-79097/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 декабря 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: |
Попова В.И., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Аграровой В.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Балтик Лэнд Брокер"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 16.09.2022 по делу N А40- 79097/2022
по заявлению: общества с ограниченной ответственностью "Балтик Лэнд Брокер"
к Центральному таможенному управлению,
третье лицо: ООО "Къю Экспресс"
о признании недействительным уведомления,
при участии:
от заявителя: |
Ряховский Ю.Н. по доверенности от 21.12.2021; |
от заинтересованного лица: |
Бельских М.В. по доверенности от 28.12.2021; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 16.09.2022, принятым по настоящему делу, отказано в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Балтик Лэнд Брокер" (заявитель, Общество) о признании недействительным уведомления Центрального таможенного управления (таможенный орган, ЦТУ) о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 26.01.2022 N 10100000/У2022/0003027.
Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на незаконность и необоснованность оспариваемого уведомления таможенного органа. Указывает, что в силу территориальной компетенции у ЦТУ отсутствуют полномочия на принятие решений о внесении изменений в ДТ Балтийской таможни.
В деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, участвует ООО "Къю Экспресс", представитель которого в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации в картотеке арбитражных дел на сайте (www.//kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями ч. 6 ст. 121 АПК РФ.
В ходе судебного заседания, в связи с отказом представителя заявителя соблюдать определенный судом порядок и последовательность процессуальных действий в судебном заседании, неоднократных предупреждений председательствующего о необходимости придерживаться определенного в судебном заседании порядка, в соответствии со ст. 153, 154 АПК РФ представитель заявителя был удален из зала судебного заседания.
Представитель таможенного органа в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы по доводам отзыва, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Проверив в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, изучив материалы дела и доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как следует из фактических материалов дела и установлено судом, ООО "Балтик Лэнд Брокер" является таможенным представителем, осуществляющим свою деятельность в порядке, предусмотренном главой 55 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС).
В ходе осуществления данной деятельности общество в марте 2020 года по поручению декларанта ООО "Кью Экспресс" (ИНН 7743224050) задекларировало в электронном виде Балтийской таможне в декларации на товары (ДТ) N 10216170/100320/0063859 плиты (слэбы) из натурального мрамора, полученные методом распиловки и дальнейшей полировки, предназначенные для строительно-отделочных работ.
Таможенная стоимость данных товаров определена обществом по стоимости сделки с ввозимым товаром (метод 1) на основании документов, предоставленных декларантом, а также документов, поступивших в зону таможенного контроля таможенного органа назначения вместе с товаром. Товары выпущены таможенными органами в таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления по заявленной таможенной стоимости.
В 2021 году ЦТУ проведена камеральная таможенная проверка в отношении декларанта и одновременно покупателя товара ООО "Кью Экспресс", по итогам которой составлен акт камеральной таможенной проверки от 30.11.2021 N 10100000/210/301121/А000108, в котором ЦТУ пришло к выводу о необходимости корректировки таможенной стоимости товара.
На основании данного акта ЦТУ 24.01.2022 принято решение о внесении изменений в ДТ и 24.01.2022 сформировано КДТ N 10216170/100320/0063859/02 и направлением в адрес заявителя уведомления от 26.01.2022 N 10100000/У2022/0003026 об уплате таможенных платежей на сумму 374 685,24 рублей.
Полагая, что отсутствуют правовые основания для внесения изменений в ДТ и направления обществу уведомлений о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, ООО "Балтик Лэнд Брокер" обратилось в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований, руководствуясь статьями 198, 200 исходил из того, что оспариваемое уведомление таможни соответствует требованиям законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Оспаривая решение суда, общество указывает на отсутствие у ЦТУ компетенции по принятию решений о внесении изменений в ДТ Балтийской таможни.
Между тем заявителем жалобы не учтено следующее.
Согласно пункту 4 статьи 331 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) таможенная проверка проводится таможенным органом государства-члена, на территории которого создано, зарегистрировано и (или) имеет постоянное место жительства проверяемое лицо.
Таким образом, единственным ограничением полномочий по проведению таможенного контроля является проведение таможенной проверки в отношении лиц, зарегистрированных или созданных на территории иностранного государства.
Аналогичная позиция содержится в определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.09.2022 по судебному делу N А41 -25502/2021, согласно которой, в силу положений статьи 351 ТК ЕАЭС, статей 253-254 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему, обеспечивая в пределах своей компетенции на территории таможенного Союза выполнение задач, возложенных действующим таможенных законодательством, в том числе совершение таможенных операций и проведение таможенного контроля, взимание таможенных платежей, а также специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, контроль правильности их исчисления и своевременности уплаты, возврат (зачет) и принятие мер по их принудительному взысканию. Деятельность таможенных органов основывается на принципах единства системы таможенных органов и централизованного руководства, единообразия правоприменительной практики при проведении таможенного контроля и совершении таможенных операций.
Согласно пунктам 5 и 9 статьи 310 ТК ЕАЭС формы таможенного контроля и (или) меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля, могут применяться таможенными органами для обеспечения соблюдения законодательства государства-члена, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы этого государства-члена, если это установлено законодательством государств-членов. При этом для проведения таможенного контроля таможенным органам не требуется каких-либо разрешений, предписаний либо постановлений иных государственных органов государств-членов на его проведение.
Одной из форм таможенного контроля, применяемых таможенным органом после выпуска товаров, является проведение камеральной таможенной проверки. Таможенная проверка проводится таможенным органом государства-члена, на территории которого создано, зарегистрировано и (или) имеет постоянное место жительства проверяемое лицо (пункт 4 статьи 331 ТК ЕАЭС).
В соответствии с положениями пунктов 1, 2 статьи 332 ТК ЕАЭС камеральная таможенная проверка проводится таможенными органами по месту нахождения таможенного органа без выезда к проверяемому лицу, а также без оформления решения (предписания) таможенного органа о проведении камеральной таможенной проверки путем изучения и анализа сведений, содержащихся в декларации на товары и (или) коммерческих, транспортных (перевозочных) и иных документах, представленных проверяемым лицом при совершении таможенных операций и (или) по требованию таможенных органов, документов и сведений государственных органов государств-членов, а также других документов и сведений, имеющихся у таможенных органов и касающихся проверяемого лица.
На основании акта таможенной проверки и с учетом заключения (если такое заключение составлялось) начальник (заместитель начальника) таможенного органа, проводившего таможенную проверку, либо лицо, им уполномоченное, принимает решение (решения) в сфере таможенного дела при наличии оснований его (их) принятия, предусмотренных ТК ЕАЭС и (или) статьи 218 Федерального закона, за исключением случаев, если в целях подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях по акту таможенной проверки, назначена новая таможенная проверка (часть 28 статьи 237 Федерального закона).
Из совокупного анализа вышеуказанных норм таможенного законодательства следует, что таможенная проверка проводится таможенным органом государства-члена, на территории которого создано, зарегистрировано и (или) имеет постоянное место жительства проверяемое лицо.
Иных ограничений при проведении таможенных проверок таможенными органами по региональному принципу акты, составляющие право ЕАЭС, и законодательство Российской Федерации о таможенном регулировании не устанавливают.
Также коллегия отмечает, что Форма решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, после выпуска товаров утверждена решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289 "О внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ и признании утратившими силу некоторых решений комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии".
При этом, данная форма не содержит сведений о документах, подтверждающих полномочия лица на принятия указанного решения.
Камеральная таможенная проверка в отношении ООО "Кью Экспресс" проводилась должностными лицами службы таможенного контроля после выпуска товаров ЦТУ.
В соответствии с должностной инструкцией заместителя начальника отдела проверки деятельности лиц службы таможенного контроля после выпуска товаров ЦТУ, утвержденной 01.10.2021 N 91-16/1843, Жезлова А.А. уполномочена на проведение таможенного контроля после выпуска товаров и принятие решений в сфере таможенного дела по результатам таможенных проверок в случаях, установленных правом Союза и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, нормативными и иными правовыми актами ФТС России.
Приказом ЦТУ от 09.11.2018 N 585 (с изменениями, внесенными приказом Управления от 20.10.2021 N 854) заместитель начальника отдела проверки деятельности лиц службы таможенного контроля после выпуска товаров Управления Жезлова А.А. уполномочена на принятие решения (решений) в сфере таможенного дела по результатам таможенных проверок.
Учитывая изложенное, решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные ДТ N 10216170/100320/0063859, вынесено уполномоченным должностным лицом таможенного органа, проводившим таможенную проверку в отношении ООО "Кью Экспресс".
Таким образом, довод Общества противоречит положениям таможенного законодательства, позиции Верховного Суда Российской Федерации и материалам дела, соответственно, является необоснованным.
Доводы заявителя жалобы об отсутствии у общества солидарной обязанности по уплате таможенных платежей, отклоняются судебной коллегией в силу следующего.
Таможенным представителем ООО "Балтик Лэнд Брокер" (договор об оказании услуг с Таможенным представителем от 22.01.2019 N 782; свидетельство о включении в реестр таможенных представителей от 17.06.2015 N 0172/01) от имени и по поручению ООО "Кью Экспресс" (далее - Покупатель, Декларант) на Балтийском таможенном посту (ЦЭД) Балтийской таможни по ДТ N 10216170/100320/0063859 задекларированы товары, ввезенные во исполнение внешнеторгового контракта от 22.10.2018 N 2210/3/FAV (далее - Контракт), заключенного с компанией "FAVORITA S.P.A." (Италия, Продавец) на условиях поставки "EXW-VERONA" (Италия) (Инкотермс-2010).
В силу положений статьи 39 ТК ЕАЭС) таможенная стоимость спорных товаров определена с использованием метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1).
Необходимо отметить, что в подтверждение заявленных сведений о таможенной стоимости при таможенном декларировании ООО "Балтик Лэнд Брокер" представлены: Контракт, дополнительное соглашение от 06.03.2019 N 1 к Контракту, прайс-лист с 30.01.2020 по 15.04.2020, инвойс от 14.02.2020 N 10149, ведомость банковского контроля от 28.11.2018 N 18110036/1927/0006/2/1, договор транспортной экспедиции от 02.12.2019 N 19/2600, счет на оплату услуг по перевозке (транспортировке), погрузке, перегрузке/разгрузке от 23.02.2020 N 306592, коносамент N ECS2000140, экспортная декларация N 20ITQ1W1Т0032296Е6, упаковочный лист, техническое описание.
Получение Таможенным представителем данных документов от Декларанта и заявление им сведений в ДТ N 10216170/100320/0063859 на основании содержащейся в них информации подтверждается данными из:
- КАСТО "АИСТ-М";
- графы 44 "Дополнительная информация / Представленные документы" ДТ;
- ответа Общества от 22.10.2021 N 99, направленного во исполнение запроса ЦТУ от 04.10.2021 N 41-10/30275 в рамках камеральной таможенной проверки.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 Контракта Продавец обязуется передать право собственности на Товар, который Продавец передает Покупателю, а Покупатель покупает и обязуется принять в собственность от Продавца указанный товар и оплатить его (слэбы и плиты из натурального камня), в соответствии с инвойсами/проформами-инвойсами, являющимися неотъемлемой частью Контракта, которые будут выставляться на каждую отдельную поставку.
Между тем, в соответствии с общими условиями для договоров купли-продажи такой договор считается заключенным, если сторонами достигнуто соглашение относительно всех его существенных условий. Так, например, условие о предмете договора и количестве поставляемого товара на основании статьи 14 Конвенции Организации Объединенных Наций (заключена в г. Вена 11.04.1980) и статьями 432, 465 Гражданского кодекса Российской Федерации относится к числу существенных.
Вместе с тем, в подпункте 1.1 пункта 1 Контракта предмет рассматриваемой внешнеторговой сделки сторонами не детализирован, в частности, отсутствует информация о марках, артикулах, количестве, характеристиках спорных товаров, их производителе, а также ценах за единицу.
В то же время, в графах 31, 35, 38 ДТ N 10216170/100320/0063859 отражены сведения о производителе товаров - компании "FAVORITO S.P.A.", размерных характеристиках, весах нетто и брутто в отсутствие аналогичной информации в представленном при таможенном декларировании инвойсе от 14.02.2020 N 10149, который по смыслу подпункта 1.1 пункта 1 Контракта являются его неотъемлемой частью.
В соответствии с правилами Инкотермс-2010 условия поставки "EXW, с указанием поименованного места поставки" ("Ex Works / Франко завод ") означает, что продавец осуществляет поставку, когда он предоставляет товар в распоряжение покупателя в своих помещениях или в ином согласованном месте (т.е. на предприятии, складе и т.д.). Продавцу необязательно осуществлять погрузку товара на какое-либо транспортное средство, он также не обязан выполнять формальности, необходимые для вывоза, если таковые применяются.
Сторонам настоятельно рекомендуется наиболее четко определить пункт в поименованном месте поставки, а также то, что до этого пункта расходы и риски лежат на продавце. Покупатель несет все расходы и риски, связанные с принятием товара в согласованном пункте (если таковой указан) в поименованном месте поставки.
Так, в графах 15, 20, 31, 44 ДТ N 10216170/100320/0063859 Обществом заявлено, что товары ввезены на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - Союз) из Италии по коносаменту N ECS2000140 в контейнере N CSFU1268103 согласно условиям поставки "EXW-VERONA" (Италия, Инкотермс-2010).
В графе 15 экспортной декларации N 20ITQ1W1T0032296E6 под кодом страны отправления / экспорта также поименована "IT" (Италия).
При этом, в самом коносаменте N ECS2000140 указан порт погрузки данных товаров - "ROTTERDAM" (местонахождение - Нидерланды), отличный от заявленной при таможенном декларировании и содержащейся в экспортном документе страны отправлении (Италия).
Следует отметить, что согласно ведомости банковского контроля от 28.11.2018 N 18110036/1927/0006/2/1 ООО "Кью Экспресс" произведено платежей на общую сумму 208 118,05 Евро, ввезено товаров на сумму 46 250,94 Евро, а отрицательное сальдо по состоянию на 27.02.2020 составляет -161867,11 Евро.
При этом отрицательно сальдо расчетов, отраженное в ведомости банковского контроля, подтверждает факт ввоза рассматриваемых товаров в меньшем количестве, чем за них оплачено.
Учитывая изложенное, Таможенным представителем не приняты во внимание признаки недостоверности, содержащиеся во внешнеторговых, банковских документах и документах международной перевозки, на этапе заявления сведений в спорной ДТ.
Как усматривается из содержания подпункта 8.1 пункта 8 Контракта при поставке каждой партии проданного товара Продавец обязуется предоставить следующие документы на английском языке:
1) коммерческий инвойс;
2) упаковочный лист;
3) экспортную (или транзитную) декларацию;
4) CMR или морской коносамент (в зависимости от транспортного счета).
Учитывая изложенное, у Продавца в силу требований подпункта 8.1 пункта 8 Контракта, у Покупателя в лице ООО "Кью Экспресс" в соответствии с условиями поставки "EXW", равно как и у его Таможенного представителя, у компаний АО "Контейнершипс Санкт-Петербург" с учетом положений договора транспортной экспедиции от 02.12.2019 N 19/2600 в распоряжении должны находиться экспортные декларации, величину денежных средств из которых следует учесть при заявлении таможенной стоимости.
Письмом Представительства ФТС России в Итальянской Республике от 09.07.2021 N 248/18-01 представлены документы и сведения от агентства таможни и государственной монополии Италии (от 01.07.2021 исх. N 224447/RU/RV), в том числе копия экспортной декларации N 32296 N (20ITQ1W1T0032296E6).
Кроме того, Таможенным органом получены документы от АО "Контейнершипс Санкт-Петербург", выступающего в силу положений договора транспортной экспедиции от 02.12.2019 N 19/2600 в качестве Экспедитора и непосредственного Перевозчика, в частности, копии экспортных деклараций NN 20ITQ1W1T0032296E6,20ITQ1W1T0032295E7,20ITQ1W1T0032294E8.
По результатам анализа поступивших сведений установлено, что:
1. Товары, задекларированные по ДТ N 10216170/100320/0063859, ввезены в контейнере N CSFU1268103 и оформлены по экспортной декларации NN 20ITQ1W1T0032296E6 (32296 N), 20ITQ1W1T0032295E7, 20ITQ1W1T0032294E8 на основании информации из инвойса от 14.02.2020 N 10149.
Так, в указанных экспортных документах данные о номере контейнера (CSFU1268103), общем весе брутто (24915 кг), классификационном коде на уровне первых двух цифр (6802) сопоставимы с информацией, указанной Таможенным представителем в ДТ N 10216170/100320/0063859.
Отправитель спорных товаров (FAVORITA S.P.A., VIA FOSSACAN, 10/А, 36045, LONIGO) в соответствии с графой 2 экспортной декларации N 20ITQ1W1T0032296E6 является их Производителем и отправителем, как это заявлено Обществом в графах 2 и 31 ДТ N 10216170/100320/0063859.
В то же время, в экспортном документе имеется ссылка на инвойс от 14.02.2020 N 10149, представленный при таможенном декларировании.
Таким образом, информация, полученная от АО "Контейнершипс Санкт-Петербург" и Представительства ФТС России в Итальянской Республике, относится к товарам, сведения о которых, впоследствии, заявлены Таможенным представителем при их ввозе на таможенную территорию Союза.
Вместе с тем, стоимость рассматриваемых товаров, указанная при их экспорте, значительно отличается от аналогичного показателя, содержащегося в графе 22 ДТ N 10216170/100320/0063859.
В ДТ N 10216170/100320/0063859 цена оцениваемых товаров заявлена в размере 16 194,42 Евро (товар N 1), 1 077,12 Евро (товар N 2) с учетом сведений из инвойса от 14.02.2020 N 10149.
В то же время, согласно информации, указанной в экспортных декларациях N N 20ITQ1W1T0032296E6, 20ITQ1W1T0032295E7, 20ITQ1W1T0032294E8, стоимость плит (слэбов) из натурального мрамора составляет 28 720,02 Евро (товар N 1) и 3 990,00 Евро (товар N 2), что ниже размера заявленной ООО "Балтик Лэнд Брокер" в среднем в 2 раза.
Таким образом, установлены данные, свидетельствующие о недостоверности заявленных сведений о стоимости оцениваемых товаров, выраженные в необоснованном расхождении с аналогичной информацией, содержащейся в экспортных декларациях Итальянской Республики, относящихся к одним и тем же товарам.
Учитывая, что поставка товаров в рамках внешнеэкономической деятельности является единым непрерывным процессом, совершаемым продавцом и покупателем сделки по обе стороны границы и подтверждаемым документами, то такие документы должны соответствовать содержанию сделки и не противоречить документам, составленным с другой стороны границы.
В свою очередь, в целях подтверждения сведений о таможенной стоимости,
полученных на основании экспортных документов страны вывоза, Управлением:
- осуществлялся детальный мониторинг внутреннего рынка и ценовой информации, содержащейся в открытых и свободных источниках, включая телекоммуникационную сеть "Интернет";
- по почтовому адресу Общества (проспект Большой П.С., д. 58, литер. А, помещение 6-15, Санкт-Петербург, 197136) направлен запрос от 04.10.2021 N 41-10/30275 о представлении документов, необходимых для проведения таможенного контроля по оцениваемым ДТ.
В то же время, на основании анализа полученной Управлением информации было установлено, что сведения о цене товаров, задекларированных по ДТ N 10216170/100320/0063859, не корреспондируются и не сопоставляются со сведениями, содержащимися в представленных в целях таможенного декларирования товаров документах.
В результате анализа баз данных таможенных органов выявлены поставки товаров, удовлетворяющие условиям идентичности и однородности в понятиях статьи 37 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС).
Однако таможенным органом в связи с отсутствием сведений, документально подтверждающих обоснованность и точность корректировки, учитывающей различия в коммерческом уровне продажи и в количестве товаров, методы определения таможенной стоимости в соответствии со статьями 41, 42 ТК ЕАЭС не могут быть использованы.
Таким образом, в отсутствие информации о декларировании идентичных и однородных товаров, а также при наличии в распоряжении Управления сведений, поступивших от АО "Контейнершипс Санкт-Петербург" и Представительства ФТС России в Итальянской Республике, при применении метода на основании статьи 45 ТК ЕАЭС по ДТ N 10216170/100320/0063859 должен быть использован метод на основе метода, установленного статьей 39 ТК ЕАЭС.
Кроме того, последовательность неприменения методов определения таможенной стоимости, установленных статьями 39, 41-44 ТК ЕАЭС, отражена в акте камеральной таможенной проверки Управления от 30.11.2021 N 10100000/210/301121/А000108.
В соответствии со статьей 50 ТК ЕАЭС плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, у которых возникла обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.
Согласно пункту 4 статьи 405 ТК ЕАЭС в случае совершения таможенных операций таможенным представителем от имени декларанта таможенный представитель несет с таким декларантом солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в полном размере подлежащей исполнению обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.
При наступлении предусмотренных на основании ТК ЕАЭС обстоятельств, при которых обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин подлежит исполнению, такая обязанность исполняется таможенным представителем солидарно с представляемым им лицом (пункт 5 статьи 405 ТК ЕАЭС).
Следовательно, с учетом пунктов 4, 5 статьи 405 ТК ЕАЭС таможенный представитель уже является солидарным ответчиком.
Обязанности таможенного представителя перед таможенными органами, в свою очередь, не могут быть ограничены договором с представляемым лицом (пункт 7 статьи 405 ТК ЕАЭС).
Частью 7 статьи 346 Федерального закона определено, что в случае совершения таможенных операций таможенным представителем от имени декларанта таможенный представитель несет с таким декларантом солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов, пеней, таможенных сборов в полном размере подлежащей исполнению обязанности по уплате таможенных платежей, за исключением случаев, указанных в пункте 5 статьи 405 ТК ЕАЭС, а также в случае, если исполнение такой обязанности связано с использованием при подаче декларации на товары поддельных документов, документов, полученных незаконным путем, документов, не имеющих юридической силы, и при условии, что таможенный представитель доказал, что он не знал и не должен был знать о незаконности перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС, что будет установлено решением суда или таможенного органа.
Под незаконным перемещением в силу положений пункта 25 статьи 2 ТК ЕАЭС понимают перемещение товаров через таможенную границу Союза вне мест, через которые в соответствии со статьей 10 ТК ЕАЭС должно или может осуществляться перемещение товаров через таможенную границу Союза, или вне времени работы таможенных органов, находящихся в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля либо с недостоверным таможенным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации.
Пунктом 2 статьи 401 ТК ЕАЭС и частью 3 статьи 346 Федерального закона установлено, что отношения таможенного представителя с декларантами и иными заинтересованными лицами строятся на договорной основе.
Так, при исполнении договора таможенного представителя с представляемым лицом от 22.01.2019 N 782 (далее - Договор) стороны исходили из того, что его предметом является обязанность Таможенного представителя от имени и поручению Декларанта (представляемого лица) в силу полномочия, основанного на законе и Договоре, совершать таможенные операции (действия), необходимые для помещения товаров и (или) транспортных средств (далее - Товаров) под таможенную процедуру.
Декларант поручает и обязуется оплатить, а Таможенный представитель обязуется совершать таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру, включая предоставление таможенным органам документов и дополнительных сведений, необходимых для таможенных целей (абзац "б" подпункта 1.1.1 пункта 1.1 Договора).
Кроме того, в силу положений подпункта 2.2.5 пункта 2.2 Договора Таможенный представитель обязан соблюдать требования и условия, установленные таможенным законодательством Союза, а в части, не урегулированной таким законодательством - законодательством Российской Федерации в отношении таможенных операций, необходимых для помещения товаров под определенную таможенную процедуру, в том числе:
- предоставить таможенным органам необходимые документы и сведения.
Во исполнение требований подпункта 2.2.5 пункта 2.2 Договора Таможенный представитель на основании подпунктов 2.4.1, 2.4.2 пункта 2.4 Договора вправе требовать от Декларанта:
- представления документов и сведений, необходимых для таможенных целей, в том числе содержащих информацию, составляющую коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну и другую конфиденциальную информацию, а также своевременно получать такие документы и сведения.
- подтверждения достоверности получаемых от Декларанта документов и сведений, необходимых для таможенных целей, в любое время: до, в процессе и после совершения таможенных операций, вне зависимости от момента принятия документов и сведений.
При этом, согласно пункту 3.1 Договора Таможенный представитель выполняет поручения Декларанта, руководствуясь действующим таможенным законодательством Союза, а в части, не урегулированной таким законодательством -законодательством Российской Федерации, включая нормативные акты ФТС России.
Таможенный представитель предварительно рассматривает представленный ему Декларантом пакет документов для таможенных целей и в случае выявления недостатков информирует Декларанта, какие меры необходимо ему предпринять для их устранения.
Декларант обязан принять меры по рекомендациям Таможенного представителя.
Кроме того, пунктом 2.8 Договора предусмотрено, что если Таможенный представитель по письменному требованию, уведомлению таможенных органов уплачивает и / или доплачивает, независимо от даты завершения таможенных операций (выпуска товаров), таможенные и иные платежи, пени, проценты за декларируемые от имени Декларанта товары, взимание которых возложено на таможенные органы, то Декларант возмещает в полном объеме такие расходы Таможенного представителя.
Как указано ООО "Балтик Лэнд Брокер" в информационном письме, полученном Таможенным органом в ходе проведения проверочных мероприятий (реестровый учет Управления от 27.10.2021), Таможенным представителем:
- проводилась проверка полноты и достоверности представленных со стороны Декларанта документов и сведений в отношении задекларированных товаров.
- проводилась проверка величины и структуры таможенной стоимости товаров, заявленных по ДТ, с учетом имеющейся информации.
- проводилась проверка уровня таможенной стоимости товаров по ДТ с идентичными товарами, ввозимыми на таможенную территорию Союза, до производства таможенного декларирования.
- проводился анализ информации, содержащейся в открытых источниках информации о цене реализации декларируемых товаров на внутреннем рынке, о наличии представленных экспортных таможенных деклараций, о действительности деклараций о соответствии, протоколов испытаний, полномочий аккредитованных организаций на выдачу указанных документов на товары по ДТ.
Вместе с тем, как усматривается из содержания раздела II "Сведения о платежах" ведомости банковского контроля от 28.11.2018 N 18110036/1927/0006/2/1 по Контракту, представленной Обществом при таможенном декларировании и направленной им в рамках камеральной таможенной проверки, в период с 28.11.2018 по 11.02.2020 Декларант перевел в адрес Продавца по состоянию на 27.02.2020 сумму в размере 208 118,05 Евро. В разделе III "Сведения о подтверждающих документах" указано 3 ДТ, из числа которых спорная ДТ отсутствует, на общую сумму 46 250,94 Евро.
Однако инвойс от 14.02.2020 N 10149, направленный Таможенным представителем в распоряжение таможенного органа декларирования и Управления, выставлен Продавцом на сумму 17 271,54 Евро. При этом, заявления на перевод иностранной валюты, подтверждающие перечисление денежный средств по данному инвойсу (авансовый платеж), не представлены.
В свою очередь, ООО "Балтик Лэнд Брокер" в информационном письме от 22.10.2021 N 99 указано, что Таможенным представителем запрашивались банковские платежные документы, подтверждающие произведенную ООО "Кью Экспресс" оплату. Но такие документы в ходе проведения камеральной таможенной проверки направлены не были.
Анализ информации, содержащейся в открытых источниках информации о наличии официальных дистрибьютеров (представителей), производителей товаров, заявленных по ДТ N 10216170/100320/0063859, на территории Российской Федерации, а также о цене товаров на внутреннем рынке страны вывоза ООО "Балтик Лэнд Брокер" также не производился.
Со стороны Таможенного представителя документы и сведения у лиц, имеющих отношение к поставке рассматриваемых товаров, не запрашивались.
Между тем, осуществляющим транспортно-экспедиционные услуги АО "Контейнершипс Санкт-Петербург" в распоряжение ЦТУ в ходе камеральной таможенной проверки направлены экспортные декларации N N 20ITQ1W1T0032296E6 (32296N), 20ITQ1W1T0032295E7, 20ITQ1W1T0032294E8, подтверждающие действительную стоимость спорных товаров.
В силу указанного, ЦТУ по результатам таможенной проверки установлены данные, свидетельствующие о недостоверности заявленных Обществом сведений о таможенной стоимости товаров.
Поступившие в распоряжение Таможенного представителя документы на предмет присутствия в них признаков подделок (фальсификации) при проведении проверочных мероприятий таможенным органом не оценивались.
Однако учитывая наличие в представленных Декларантом документах противоречий и несоответствий, Общество могло самостоятельно проанализировать внутренний рынок и дополнительно запросить у юридического лица оригинальный прайс-лист компании "FAVORITA S.P.A." (Продавец = Производитель), платежные поручения, подтверждающие перевод денежных средств за спорные товары, а также иные документы, предназначенные для подтверждения заявленных сведений о декларируемых товарах, и как следствие, решить вопрос о возможности оказания услуг таможенного представителя.
Необходимо отметить, что с момента регистрации таможенные декларации приобретают статус документов, свидетельствующих о фактах, имеющих юридическое значение, о чем ООО "Балтик Лэнд Брокер", выступая в качестве постоянного участника внешнеэкономической деятельности (свидетельство о включении в реестр таможенных представителей от 17.06.2015 N 0172/01), не могло не знать.
Следовательно, Общество, осуществляющее на профессиональной основе посредничество между ООО "Кью Экспресс" и таможенными органами, не проявило ту степень осмотрительности и тщательности, какая от него требовалась по характеру исполняемого обязательства при декларировании товаров.
Кроме того, Таможенный представитель не принял мер к получению документов и сведений из открытых источников информации, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров, а также от иных лиц, имеющих отношение к ввозимым товарам.
Судебная коллегия также полагает необходимым отметить, что обязанности Таможенного представителя, установленные таможенным законодательством, превалируют над договорными обязательствами, а солидарная ответственность происходит из норм публичного права, а не из требований гражданско-правого договора, носящего рамочный характер.
В связи с чем, ООО "Балтик Лэнд Брокер" несет солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в полном размере, указанных в Уведомлении.
Таким образом, довод Общества противоречит положениям таможенного законодательства и материалам дела, соответственно, является необоснованным.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2.7 Договора если в связи с совершением Таможенным представителем таможенных операций, предусмотренных пунктом 1.1 Договора, независимо от даты завершения таможенных операций (выпуска товаров), потребуется уплата и / или доплата таможенных и иных платежей, пеней, процентов, взимание которых возложено на таможенные органы, то Декларант несет обязательство по их уплате перед таможенными органами. Если таможенными органами ответственность по уплате и / или доплате указанных платежей будет возложена на Таможенного представителя, Декларант обязан возместить в полном объеме все расходы Таможенного представителя в связи с исполнением таких обязательств, в том числе после завершения таможенных операций. Обязанности Декларанта по уплате указанных платежей, пеней, процентов сохраняются до момента их полной оплаты. Возмещение указанных расходов осуществляется на основании порядка, определенного пунктом 4.2 Договора.
На основании пунктов 1, 2 статьи 401 ТК ЕАЭС таможенный представитель совершает от имени и по поручению декларанта или иных заинтересованных лиц таможенные операции на территории государства-члена Союза, таможенным органом которого он включен в реестр таможенных представителей, в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования. Отношения таможенного представителя с декларантом или иными лицами строятся на договорной основе.
В рассматриваемом случае положения Договора предусматривают порядок взаимных расчетов между Декларантом и Таможенным представителем при установлении факта излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов, которые за Декларанта вносил Таможенный представитель за счет собственных средств (раздел 4 "Условия расчетов").
Следовательно, при возникновении споров и разногласий между сторонами, связанных или вытекающих из Договора, их урегулирование осуществляется в рамках гражданско-правового законодательства.
В силу положений пункта 1 части 2 статьи 325 Гражданского кодекса Российской Федерации должник, исполнивший солидарную обязанность, имеет право регрессного требования к остальным должникам.
Суд апелляционной инстанции также отмечает, что факты, свидетельствующие о недостоверности сведений, заявленных в ДТ N 10216170/100320/0063859, Обществом в рамках данного судебного дела не обжалуются, а возникновение у ООО "Балтик Лэнд Брокер" солидарной обязанности вытекает из правовой природы института таможенного представительства (от имени и по поручению Декларанта).
В связи с чем, судебная коллегия считает, что оспариваемое Уведомление не нарушает законных интересов Таможенного представителя, обладающего правом регрессных требований к ООО "Кью Экспресс" непосредственно в рамках гражданско-правового спора в силу положений Договора в связи с уплатой в полном объеме таможенных платежей.
Несогласие Общества с произведенной судом первой инстанции оценкой фактических обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении норм материального и процессуального права.
Приведенные Обществом в апелляционной жалобе доводы по существу спора дублируют доводы, изложенные в заявлении, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили соответствующую правовую оценку.
В связи с чем, следует признать отсутствие в рассматриваемом случае совокупности оснований, предусмотренных положениями статьи 201 АПК РФ, для удовлетворения заявленных Обществом требований.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине при подаче апелляционной жалобы суд относит на заявителя.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 16.09.2022 по делу N А40- 79097/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-79097/2022
Истец: ООО "БАЛТИК ЛЭНД БРОКЕР"
Ответчик: ЦЕНТРАЛЬНОЕ ТАМОЖЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Третье лицо: ООО "КЬЮ ЭКСПРЕСС"