г. Чита |
|
07 декабря 2022 г. |
Дело N А58-6266/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 декабря 2022 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Кайдаш Н.И., Ломако Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трофимовой О.А.,
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Теплоэнергия+" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 04 октября 2022 года по делу N А58- 6266/2022 по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Теплоэнергия+" (ОГРН 1161447060290, ИНН 1435310835) к Управлению государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1021401065916, ИНН 1435067108) о признании незаконным и отмене постановления от 25 июля 2022 года N 169-Ж о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
в отсутствие в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Теплоэнергия+" (далее - заявитель, управляющая компания или ООО УК "Теплоэнергия+") обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) к Управлению государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) (далее - Управление, административный орган) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 25 июля 2022 года N 169-Ж о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 04 октября 2022 года в удовлетворения требования отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, управляющая компания обжаловала его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, как незаконного, принятого при неправильном толковании и применении норм законодательства Российской Федерации, по доводам, изложенным в жалобе.
По мнению ООО УК "Теплоэнергия+", Управление не установило наличие причинно-следственной связи между действиями управляющей компании и наступившими последствиями. Просит обжалуемое решение отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Управление отзыв на апелляционную жалобу не представило.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается отчетом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако лица, участвующие в деле явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 2 статьи 210 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришёл к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, что 13 мая 2022 года за вх. N В56-4240 в Управление поступило заявление от граждан, проживающих по адресу: г. Якутск, ул. Лонгинова, д. 38, кв. 7, на ненадлежащее состояние и требующего ремонта общедомового имущества, обслуживающей организацией ООО УК "Теплоэнергия+".
30 мая 2022 года заместителем руководителя отдела лицензионного контроля и жилищного надзора Управления, рассмотрев обращение гражданина:
- вынесено мотивированное представление о принятии решения о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в отношении ООО УК "Теплоэнергия+" в виде внеплановой выездной проверки.
- принято решение о проведении внеплановой проверки N 01-09-1049-22 на основании пункта 1 части 1 статьи 57 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" в связи с поступившими сведениями об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, изложенным в обращении граждан вх. N А18/Т-2436 от 17 мая 2022 года, о ненадлежащем содержании общего имущества собственников помещений, в многоквартирном доме, по адресу: Республики Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Лонгинова, д. 38.
- в адрес Прокуратуры Республики Саха (Якутия) направлено заявление от 30 мая 2022 года о согласовании с прокурором проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия в отношении ООО УК "Теплоэергия+".
01 июня 2022 года заместителем прокурора Республики Саха (Якутия) принято решение о результатах рассмотрения заявления о согласовании проведения внепланового контроля (надзорного) мероприятия N Исорг-73-3878-22/-20980001 и согласовании проведения контрольного (надзорного) мероприятия N 14220941400002183108 в отношении ООО УК "Теплоэнергия+".
01 июня 2022 года в адрес ООО УК "Теплоэнергия+" направлено уведомление N 08-04- 612-22 о проведении внеплановой выездной проверки на основании решения от 30 мая 2022 года N 01-09-1049-22 с целью рассмотрения обращения граждан, проживающих по адресу: г. Якутск, ул. Лонгинова, д. 38 и проведении 03 июня 2022 года в 10-00 час. осмотра мест общего пользования и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Якутск, ул. Лонгинова, д. 38.
03 июня 2022 года заместитель руководителя отдела лицензионного контроля и жилищного надзора Управления составлен протокол осмотра в присутствии представителя управляющей компании Савранчук М.И. многоквартирного дома, по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Лонгинова, д. 38, в ходе которого составлен фотоматериал.
По результатам проверки 03 июня 2022 года составлен акт выездной проверки N 08-01- 424-22-Л, в котором отражены выявленные в ходе проверки нарушения, ООО УК "Теплоэнергия+" выдано предписание от 30 мая 2022 года N 08-02-176-22 об устранении нарушений обязательных требований и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законном ценностям.
15 июня 2022 года ООО УК "Новатор" за вх. N 165 вручено уведомление от 14 июня 2022 года N 08-04-644-22 о составлении протокола об административном правонарушении по факту нарушений лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Лонгинова, 35, ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, на 15 июня 2022 года в 15-00 час. по адресу: г. Якутск, ул. Аммосова, 8, каб. 420.
15 июня 2022 года заместителем отдела лицензионного контроля и жилищного надзора Управления Егоровой Т.В. составлен протокол об административном правонарушении N 08- 07-199-22, где зафиксировано - ООО УК "Теплоэнергия+" (лицензия от 17.08.2016 N 014-000195) осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Якутск, ул. Лонгинова, д. 38, на основании договора управления многоквартирным домом от 11 ноября 2016 года с нарушением лицензионных требований, установленных пунктом 7 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, абзацем "а", "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N1110, выразившихся в допущенных нарушениях:
- фундаментные конструкции длительный период подвержены увлажнению. Наблюдается деструкция бетона до выкрашивания крупного заполнителя, бетон некоторых свай крошится пальцами, на поверхности свай имеются следы многократных затоплений в виде горизонтальных полос белого и рыжего цвета;
- выявлено образование вертикально направленных трещин вдоль расположения рабочей арматуры свай, расположенных с правого торца жилого дома, шириной раскрытия 0,7 мм, оголение крупного заполнителя сваи, снижение рабочего сечения свай, что свидетельствует о снижении их несущей способности. На части железобетонных свай отмечается оголение рабочей и конструктивной арматуры, пораженных коррозией, с уменьшением сечения. На сваях имеются сколы бетона, на верхней части свай имеются разрушения защитного слоя бетона;
- не приняты меры по наблюдению за образовавшимися трещинами, а именно, не установлены маяки на трещинах, тем самым невозможно определить динамику раскрытия по времени, не предоставлены журналы наблюдения, акты и журналы осмотра и иные документы;
- на момент осмотра образование наледи, застой и скопление вод в проветриваемом подполье не наблюдается, имеются следы заболачивания, сырость грунтов основания проветриваемого подполья;
- осмотром окон мест общего пользования первого подъезда выявлено нарушение целостности остекления оконных проемов, в том числе второго этажа;
- в межквартирном коридоре второго этажа первого подъезда осветительные приборы находятся в нерабочем состоянии;
- в первом подъезде выявлены повреждения наружного отделочного покрытия стен и потолков в виде растрескивания, отслоения штукатурно-окрасочного слоя, трещин и сколов. На лестничных клетках имеются участки с локальным отпадением отделочного слоя стен. На верхнем этаже на стенах и чердачном перекрытии имеются следы подтеков в виде желто-коричневых пятен и разводов. Наблюдается общее загрязнение поверхности стен и потолка.
Выявленные в ходе проверки нарушения квалифицированы по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Протокол составлен в отсутствии представителя управляющей компании.
14 июля 2022 года Управлением вынесено определение N 163 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении на 20 июля 2022 года в 15 часов 05 минут, в помещении по адресу: г. Якутск, ул. Аммосова, дом 8, кабинет 427. Определение направлено управляющей компании электронной связью и телеграммой с уведомлением.
20 июля 2022 года состоялось рассмотрение материала об административном правонарушении в отношении ООО УК "Теплоэнергия+" при участии представителя управляющей компании Корнилова А.В. по доверенности от 20 июня 2022 года N 476, по результатам которого оглашена резолютивная часть постановления.
25 июля 2022 года заместителем руководителя Управления Корниловым П.В. вынесено постановление N 169-Ж в полном объеме о признании виновным ООО УК "Теплоэнергия+" в совершении правонарушения, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, с учетом положений части 2 статьи 3.4, части 1 статьи 4.1.1, частей 3.2, 3.3 статьи 4.1, частей 1, 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ назначив наказание в виде штрафа в размере 125 000 рублей.
ООО УК "Теплоэнергия+", не согласившись с постановлением от 25 июля 2022 года N 169-Ж по делу об административном правонарушении, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Исходя из положений части 1 статьи 28.3, части 2 статьи 23.55 КоАП РФ, пунктов 4.3.4, 4.1.9 Положения об Управлении, утвержденном Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 20 августа 2012 года N 1599 "Об Управлении государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия)" и пунктом 6, 1.1.2 приказа Управления от 30 апреля 2019 года N 67 "О внесении изменений в приказ от 11 февраля 2019 года N 32 "Об утверждении Перечня должностных лиц Управления государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия), уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, и Перечня должностных лиц Управления государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях", протокол и оспариваемое постановление составлены уполномоченными должностными лицами в пределах полномочий.
Частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в области лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Объективная сторона правонарушения, выражается в осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.
Субъектами правонарушения признаются должностные лица и юридические лица, обязанные при осуществлении подлежащей лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами соблюдать установленные законодательством требования.
Управление многоквартирным домом в силу пункта 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования этим имуществом, а также предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме на основании части 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе о техническом регулировании, защите прав потребителей, и должно обеспечивать соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества, а также постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации (пункты 1, 2, 5).
Согласно части 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Деятельность по управлению многоквартирным домом в понимании части 2 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации - это выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
В силу пункта 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Положение N 1110).
Из пункта 3 Положения N 1110 следует, что лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, являются следующие требования:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации;
г) соблюдение требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 и частью 6 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
ООО УК "Теплоэнергия+" имеет лицензию от 17 августа 2016 года N 014-000195 на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами бессрочно на территории Республики Саха (Якутия).
Следовательно, с момента получения обществом лицензии в отношении него должен осуществляться лицензионный контроль в целях проверки соблюдения им лицензионных требований, названных в пункте 3 Положения N 1110. ООО УК "Теплоэнергия+" осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: г. Якутск, ул. Лонгинова, д. 38 на основании договора управления многоквартирным домом от 11 ноября 2016 года, следовательно, управляющая компания, как управляющая организация, обязана соблюдать лицензионные требования.
В ходе проверки, проведенной административным органом в отношении управляющей компании, осуществляющей деятельность по управлению многоквартирным домом, на основании обращения гражданки, проживающей по адресу: г. Якутск, Лонгинова, д. 38, установлено, что управляющей организацией не приняты меры по наблюдению за трещинами, не установлены маяки на трещинах, тем самым невозможно определить динамику раскрытия по времени, не предоставлены журналы наблюдения, акты и журналы осмотра и иные документы; имеются следы заболачивания, сырость грунтов основания проветриваемого подполья; в первом и втором подъездах выявлено нарушение целостности остекления оконных проемов; в межквартирном коридоре второго этажа первого подъезда осветительные приборы находятся в нерабочем состоянии; повреждены наружные отделочные покрытия стен и потолков, отслоения штукатурно-окрасочного слоя, трещин и сколов; на лестничных клетках имеются участки с локальным отпадением отделочного слоя стен; на верхнем этаже на стенах и чердачном перекрытии имеются следы подтеков в виде желто-коричневых пятен и разводов; наблюдается общее загрязнение поверхности стен и потолка.
Оспариваемым постановлением управляющей компании вменены нарушения пунктов 1, 13, 18, 20 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03 апреля 2013 года N 290, пунктов 3.2.3, 4.1.1, 4.1.3, 4.7.1, 4.7.2, 4.7.7, абзацев 2, 4 пункта 5.6.2, абзацев 1, 4 пункта 5.6.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года N 170, подпунктов "б", "г" пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491.
В соответствии со статьей 39 Жилищного кодекса Российской Федерации правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - Правила N 491).
Общее имущество в соответствии с подпунктами а, б, г п. 10 Правил N 491 должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потреби в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности; безопасность для жизни и здоровья граждан сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных втер собственников помещений, а также иных лиц.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда предусмотрены постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (далее - Правила N 170), которые определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации и являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления.
Согласно пунктам 3.2.3, 4.1.1, 4.1.3, 4.7.1, 5.6.2, 5.6.6 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить, в том числе:
- исправное состояние фундаментов зданий; устранение повреждений фундаментов и стен подвалов по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; исправное состояние окон, дверей;
- эксплуатацию внутридомового электрооборудования и внутридомовых электрических сетей питания электроприемников общедомовых потребителей;
- осветительных установок общедомовых помещений с коммутационной и автоматической аппаратурой их управления, включая светильники, установленные на лестничных клетках, поэтажных коридорах, в вестибюлях, подъездах, лифтовых холлах, у мусоросбросов и мусоросборников, в подвалах и технических подпольях, чердаках, подсобных помещениях и встроенных в здание помещениях, принадлежащих организациям по обслуживанию жилищного фонда;
- нормальную, безаварийную работу силовых, осветительных установок и оборудования автоматизации; работоспособность систем автоматического включения и выключения электрооборудования.
Кроме этого, окна и двери лестничных клеток должны иметь плотно пригнанные притворы с установкой уплотняющих прокладок. При появлении признаков неравномерных осадок фундаментов необходимо выполнить осмотр зданий, установить маяки на трещины, принять меры по выявлению причин деформации и их устранению.
В пунктах 1, 13, 18 и 20 Минимального перечня N 290 определены работы, выполняемые в отношении всех видов фундаментов, в целях надлежащего содержания оконных и дверных заполнений помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирном доме, в целях надлежащего содержания электрооборудования, радио- и телекоммуникационного оборудования в многоквартирном доме, в частности: проверка технического состояния видимых частей конструкций с выявлением признаков неравномерных осадок фундаментов всех типов; коррозии арматуры, расслаивания, трещин, выпучивания, отклонения от вертикали в домах с бетонными, железобетонными и каменными фундаментами; при выявлении нарушений - разработка контрольных шурфов в местах обнаружения дефектов, детальное обследование и составление плана мероприятий по устранению причин нарушения и восстановлению эксплуатационных свойств конструкций; проверка целостности оконных и дверных заполнений, плотности притворов, механической прочности и работоспособности фурнитуры элементов оконных и дверных заполнений в помещениях, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; при выявлении нарушений в отопительный период - незамедлительный ремонт.
В остальных случаях - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ; проверка исправности, работоспособности элементов, скрытых от постоянного наблюдения (разводящих трубопроводов и оборудования на чердаках, в подвалах и каналах); техническое обслуживание и ремонт силовых и осветительных установок, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации, внутреннего противопожарного водопровода, лифтов, установок автоматизации котельных, бойлерных, тепловых пунктов, элементов молниезащиты и внутридомовых электросетей, очистка клемм и соединений в групповых щитках и распределительных шкафах, наладка электрооборудования.
Факт нарушения управляющей организацией вышеуказанных требований нормативных правовых актом подтверждается совокупностью представленных в материалы дела доказательств, в том числе:
- протоколом осмотра от 03 июня 2022 года,
- актом выездной проверки от 03 июня 2022 года N 08-01-424-22-л,
- фотоматериалом,
- протоколом об административном правонарушении от 15 июня 2022 года N 08-07-199-22.
Следовательно, ООО УК "Теплоэнергия+" нарушены подпункты "а", "б" пункта 3 Положения N 1110, нарушение которых содержит признаки объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
По смыслу частей 2, 3 статьи 2.1 КоАП РФ, с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины юридического лица, при наличии в его действиях признаков объективной стороны правонарушения, предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, по причинам, не зависящим от юридического лица.
Материалами дела не подтвержден факт принятия заявителем исчерпывающих мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, предотвращение и устранение выявленных нарушений.
Доказательства невозможности соблюдения управляющей организацией приведенных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые она не могла предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от нее требовалась, в материалах дела отсутствуют.
Доводы управляющей компании о том, что наледь под многоквартирным домом образовалась вследствие утечек магистральных сетей системы канализации АО "Водоканал" в результате их перемораживания в зимний период, судом первой инстанции верно отклонены, поскольку материалы дела не содержат доказательств того, что выявленные нарушения, создающие угрозу безопасности и комфорта проживания граждан в жилых помещениях, возникли в результате действий (бездействия) ресрусоснабжающей организации в ее зоне ответственности, вместе с тем, именно на управляющую компанию возложена обязанность по принятию мер к устранению нарушений в силу прямого возложения обязанности по надлежащему содержанию имущества многоквартирных домов. Иных достоверно подтверждающих доказательств материалы дела не содержат.
Согласно пункту 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Представленными в материалы дела доказательствами в полном объеме подтверждено, что у ООО УК "Теплоэнергия+" как лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, имелась возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, однако им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Процессуальных нарушений при вынесении оспариваемого постановления судом не установлено.
Права ООО УК "Теплоэнергия+" на участие при составлении протокола об административном правонарушении, при рассмотрении дела об административном правонарушении, а также иные права, предоставляемые КоАП РФ лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, административным органом обеспечены и соблюдены.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ административным органом не пропущен.
Суд апелляционной инстанции равно как суд первой инстанции считает, что оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ, которой предусмотрена возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности правонарушения, не имеется.
Состав правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ является формальным и считается оконченным с момента нарушения соответствующих требований действующего законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предусмотрено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Между тем, ООО УК "Теплоэнергия+" ранее было привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ постановлениями от 17 мая 2021 года N 161-Ж, от 17 января 2022 годаN 12-Ж, тем самым правонарушение не является впервые совершенным, что исключает замену административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение.
Кроме того, с учетом примечания 1 к статье 14.1.3 КоАП РФ не имеется оснований для применения положений статьи 4.1.2 КоАП РФ, поскольку в силу части 4 указанной статьи положения статьи 4.1.2 не применяются при назначении административного наказания в виде административного штрафа за административные правонарушения, за совершение которых в соответствии со статьями раздела II настоящего кодекса лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
Как следует из оспариваемого постановления, административным органом назначено наказание, с учетом характера и последствий правонарушения, степени вины, с учетом конкретных обстоятельств дела и положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, который счел возможным снизить административный штраф ниже низшего предела санкции статьи закона до 125 000 рублей.
Таким образом, совокупностью представленных в материалы дела доказательств подтверждается наличие в действиях (бездействии) ООО УК "Теплоэнергия+" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 04 октября 2022 года по делу N А58-6266/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Кайдаш Н.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-6266/2022
Истец: ООО Управляющая компания "Теплоэнергия+"
Ответчик: Управление государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия)