г. Чита |
|
07 декабря 2022 г. |
Дело N А10-3690/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 декабря 2022 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Кайдаш Н.И., Ломако Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трофимовой О.А.,
рассмотрев апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала Восточно-Сибирская железная дорога на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 10 октября 2022 года по делу N А10-3690/2022 по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала Восточно-Сибирская железная дорога (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) к Бурятской таможне (ОГРН 1020300891346, ИНН 0323053338) о признании незаконным и отмене постановления от 31 мая 2022 года о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в судебном заседании:
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - Барсук М.П. - представителя по доверенности от 08 декабря 2021 года,
от Бурятской таможни - Зайцевой Е.В. - представителя по доверенности от 29 декабря 2021 года,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - заявитель, общество или ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия к Бурятской таможне (далее также - таможенный орган) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления N 10718000-656/2022 от 31 мая 2022 года о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьёй 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 10 октября 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, как незаконного, необоснованного, принятого при недоказанности имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными, при неправильном применении норм материального права, по доводам, изложенным в жалобе. Просит обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований и прекратить производство по делу.
В судебном заседании представитель общества поддержала доводы апелляционной жалобы.
Бурятская таможня в представленном письменном отзыве на апелляционную жалобу считает обжалуемое решение законным и обоснованным. Просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Представитель Бурятской таможни в судебном заседании выразила не согласие с доводами апелляционной жалобы, поддержала доводы отзыва на апелляционную жалобу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, изучив материалы дела, выслушав представителей общества и Бурятской таможни, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 26 марта 2022 года в зону таможенного контроля железнодорожной станции Наушки, расположенную по адресу: 671820, Республика Бурятия, Кяхтинский район, п. Наушки, ул. Вокзальная, д. 28, в 13 часов 49 минут московского времени прибыл экспортный грузовой поезд N 3616 (индекс 9300/275/9370) для выезда с таможенной территории Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС).
26 марта 2022 года в 19 часов 34 минуты местного времени посредством программного средства КПС "Совершение операций" перевозчиком - ОАО "РЖД" на т/п ЖДПП Наушки Бурятской таможни подано сообщение об убытии N RU/260322/000692171, зарегистрированное таможенным органом за N 10718020/260322/5000628.
Данное сообщение об убытии представлено на 51 товарную партию, в том числе на товарную партию "Сборная контейнерная отправка", перемещаемую в контейнере TKRU3291687 (ж/д платформа 94451655) по товаротранспортной накладной N 32244704 от 10 марта 2022 года (далее - СМГС накладная, железнодорожная накладная).
Согласно записи в журнале регистрации приема и сдачи поездов (н/номер 17-02-48) перевозчик ОАО "РЖД" 26 марта 2022 года в 19 часов 40 минут местного времени с целью получения разрешения на убытие товаров с таможенной территории ЕАЭС в таможенный пост ЖДПП Наушки представил, в том числе, поездную передаточную ведомость N 320 от 27 марта 2022 года, декларацию на товары (далее - ДТ) N 10131010/080322/3139329, товаротранспортную накладную N 32244704 от 10 марта 2022 года, инвойсы N 3980519829, N3980519854 от 24 февраля 2022 года, спецификации к указанным инвойсам, в соответствии с которыми в составе поезда N 3616 (индекс 9369/275/9370) с таможенной территории ЕАЭС в железнодорожном контейнере TKRU3291687 на железнодорожной платформе N 94451655 подлежат убытию с таможенной территории ЕАЭС в Монголию от отправителя АО "Логистика-Терминал", 618401, Россия, г. Санкт-Петербург, Шушары, Московское шоссе, 54 лит. А. в адрес получателя Nomin Trading Co., Mongolia, 7th floor, state department store, Ulaanbaatar, p.o. box-688, peace avenue-23), в том числе, следующие товары:
- инструменты кухонные бытовые, ручные (товары N N 37,38, 43 по ДТ), общее количество грузовых мест - 33, в графе 33 указан код ТН ВЭД ЕАЭС 8205510090;
- щипцы для завивки ROWENTA (товары N N 49-50 по ДТ), общее количество грузовых мест - 5, в графе 33 указан код ТН ВЭД ЕАЭС 8516320000;
- конические щипцы для завивки CURL & STYLE (товары N 51 по ДТ), количество грузовых мест - 1, в графе 33 указан код ТН ВЭД ЕАЭС 8516320000;
- автоматическая плойка (электрощипцы для волос) SO CURLS (товар N 52 по ДТ), количество грузовых мест - 1, в графе 33 указан код ТН ВЭД ЕАЭС 8516320000;
- плойка (щипцы для завивки волос) ROWENTA (товар N 53 по ДТ), количество грузовых мест - 1, в графе 33 указан код ТН ВЭД ЕАЭС 8516320000;
- фен-щетка "WAVE&CURL", "ROWENTA" (товары N N 54, 59-60 по ДТ), общее количество грузовых мест - 5, в графе 33 указан код ТН ВЭД ЕАЭС 8516320000;
- мультистайлер 3 в 1 ROWENTA (товары N N 55-58 по ДТ) общее количество грузовых мест - 9, в графе 33 указан код ТН ВЭД ЕАЭС 8516320000;
- фен "Handy DRY ELITE CV1612", "СОМРАСТ ELITE", "CHARMING", "ROWENTA FOR ELITE", "ROWENTA STUDIO DRY", "ROWENTA", "ROWENTA POWERLINE", "SIGNATURE PRO AC STARLA", "SOFT TOUCH PRO ELITE", TNFINI PRO VOLUME" (товары N N 61-78 no ДТ), общее количество грузовых мест - 53, в графе 33 указан код ТН ВЭД ЕАЭС 8516310009;
- увлажнитель воздуха ультразвуковой "TEFAL" (товар N 79 по ДТ), количество грузовых мест - 10, в графе 33 указан код ТН ВЭД ЕАЭС 8509800000;
- весы со стеклянной платформой "TEFAL" (товары N N 80-84 по ДТ), общее количество грузовых мест - 27, в графе 33 указан код ТН ВЭД ЕАЭС 8423109000;
- выпрямитель для волос беспроводной (товар N 85 по ДТ), количество грузовых мест - 6, в графе 33 указан код ТН ВЭД ЕАЭС 8516320000;
- выпрямитель "EASYLISSS", "ROWENTA DUNES" "EXPRESS STYLE LONG PLATE", "OPTILISS", "EXTRA LISS", "LISS AND CURL ULTIMATE SHINE", "PREMIUM CARE" (товары N " 86-92 по ДТ), общее количество грузовых мест - 26, в графе 33 указан код ТН ВЭД ЕАЭС 8516320000;
- машинка для стрижки волос (товары N N 93-95 по ДТ), общее количество грузовых мест - 5, в графе 33 указан код ТН ВЭД ЕАЭС 851020000;
- триммер для бороды STYLIS, триммер для носа и ушей WET&DRY (товары N N 96-97 по ДТ), общее количество грузовых мест - 4, в графе 33 указан код ТН ВЭД ЕАЭС 851020000;
- мультинабор GROOMING KIT (товар N 98 по ДТ), количество грузовых мест - 4, в графе 33 указан код ТН ВЭД ЕАЭС 851020000;
- машинка для стрижки волос ADVANCER (товары N N 99-100 по ДТ), общее количество грузовых мест - 3, в графе 33 указан код ТН ВЭД ЕАЭС 851020000;
- мультитриммер "ROWENTA 9 в 1 MULTISTYLE", "WET&DRY 5 в 1 TRIM&STYLE" (товары N N 101-103 по ДТ), общее количество грузовых мест - 8, в графе 33 указан код ТН ВЭД ЕАЭС 851020000;
- машинка для стрижки с встроенной вакуумной технологией AIRFORCE ULTIMATE (товар N 104 по ДТ), количество грузовых мест - 1, в графе 33 указан код ТН ВЭД ЕАЭС 851020000;
- эпилятор ROWENTA FOR ELITE ЕР2902 (товар N 105 по ДТ), количество грузовых мест - 1, код ТН ВЭД ЕАЭС 8510300000.
В графе 34 ДТ N 10131010/080322/3139329 для товаров NN37,38,43, 49-104 указаны сведения о стране происхождения - Китай, для товара N 105 указаны сведения о стране происхождения - Франция.
В целях идентификации товаров, задекларированных в ДТ N 10131010/080322/3139329 как товары NN 37,38,43, 49-105, должностными лицами т/п ЖДПП Наушки в период с 09:00 часов местного времени 02 апреля 2022 года по 14:44 часа местного времени 03 апреля 2022 года проведен таможенный досмотр в отношении вышеупомянутых товаров, о чем составлен акт таможенного досмотра N10718020/060422/100199.
По результатам проведения таможенного досмотра подтверждены заявленные в ДТ сведения об указанных товарах, в том числе сведения о стране их происхождения.
В результате таможенного контроля установлено, что перемещаемые в контейнере TKRU3291687 (ж/д платформа 94451655) товары, задекларированные в ДТ N 10131010/080322/3139329 как товары NN 37,38,43, 49-105, классифицируемые в товарных позициях 8205, 8516, 8509, 8423, 8510, соответственно не происходят с территории Российской Федерации, не относятся к иным исключениям, предусмотренным Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 марта 2022 года N 311 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 8 марта 2022 года N 100", и подпадают под действие последнего.
В связи с этим, 07.04.2022 таможенным органом принято решение об отказе в выпуске товаров N N 37, 38, 43, 49-105 по ДТ N10131010/080322/3139329 на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 09 марта 2022 года N 311 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 8 марта 2022 года N 100".
08 апреля 2022 года по данному факту должностным лицом отдела таможенного оформления и таможенного контроля таможенного поста ЖДПП Наушки в отношении ОАО "РЖД" возбуждено дело об административном правонарушении N 10718000-656/2022 по статье 16.3 КоАП РФ путем вынесения определения о возбуждении дела об АП и проведении административного расследования.
06 мая 2022 года сотрудником таможенного поста ЖДПП Наушки Бурятской таможни в отношении ОАО "РЖД" в отсутствие представителя общества составлен протокол об административном правонарушении N 10718000-656/2022 по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 КоАП РФ, выразившегося в несоблюдении установленных запрета на вывоз с таможенной территории товара, установленного Постановлением Правительства РФ от 9 марта 2022 года N 311 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 8 марта 2022 года N100" о введении временного запрета на вывоз отдельных товаров согласно перечню, приведенному в приложении к указанному Постановлению на период с 10 марта по 31 декабря 2022 года.
Определением от 10 мая 2022 года назначено время и место рассмотрения дела об административном правонарушении на 31 мая 2022 года на 14 часов 20 минут.
31 мая 2022 года заместителем начальника Бурятской таможни вынесено постановление N 10718000-656/2022 о привлечении ОАО "РЖД" к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.3 КоАП РФ. Обществу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, ОАО "РЖД" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
В силу части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Статьей 16.3 КоАП РФ установлено, что несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Субъектом указанного правонарушения, является лицо, в обязанности которого входит соблюдение установленных запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу.
Объектом рассматриваемого правонарушения, является порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза.
Объективную сторону данного административного правонарушения образует несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования, на ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза или из Российской Федерации.
Статьей 32 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (далее - Закон N 164-ФЗ) установлено, что в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами исходя из национальных интересов могут вводиться меры, затрагивающие внешнюю торговлю услугами, если эти меры:
1) необходимы для соблюдения общественной морали или правопорядка;
2) необходимы для охраны жизни или здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
3) необходимы для выполнения международных обязательств Российской Федерации;
4) необходимы для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
5) необходимы для обеспечения целостности и стабильности финансовой системы, защиты прав и законных интересов инвесторов, вкладчиков, держателей полисов, исполнителей финансовых услуг;
6) направлены на обеспечение равного или эффективного установления или сбора налогов в отношении иностранных исполнителей услуг и (или) способов оказания услуг, указанных в пунктах 2, 4, 6 и 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона;
7) являются мерами по реализации положений договора об избежании двойного налогообложения;
8) необходимы для обеспечения соблюдения не противоречащих положениям настоящего Федерального закона нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся в том числе: предотвращения и расследования преступлений, а также судопроизводства и исполнения судебных решений в отношении этих преступлений; предотвращения недобросовестной практики или последствий невыполнения договоров, предметом которых является оказание услуг; защиты от вмешательства в частную жизнь отдельных лиц в отношении обработки сведений личного характера, а также защиты информации о личности и личных счетах, представляющей собой персональные данные либо составляющей банковскую или иную охраняемую законом тайну.
Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона от 03.08.2018 года N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании) в Российской Федерации применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, установленные в соответствии с Договором о Союзе и международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля применяются меры, в том числе таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения.
В отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза с нарушением требований, установленных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, применяются меры, в том числе таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, действующие на день фактического пересечения товарами таможенной границы Союза, если иное не установлено настоящим Кодексом, в соответствии с Договором о Союзе или международными договорами в рамках Союза, а в отношении применения законодательных актов государств-членов в сфере налогообложения - также законодательством государств-членов.
Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС под запретами и ограничениями понимаются применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС вывоз товаров с таможенной территории Союза представляет собой совершение действий, направленных на вывоз товаров с таможенной территории Союза любым способом, в том числе пересылка в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, включая пересечение таможенной границы Союза.
На основании статьи 7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу Союза с соблюдением запретов и ограничений.
В соответствии с пунктом 2 статьи 12 ТК ЕАЭС товары, которые в соответствии с установленными запретами и ограничениями не подлежат вывозу с таможенной территории Союза, не могут быть фактически вывезены с таможенной территории Союза.
Пунктом 3 статьи 12 ТК ЕАЭС предусмотрено, что в случае выявления при прибытии товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - Союз) или убытии товаров с таможенной территории Союза несоблюдения запретов и ограничений таможенный орган принимает решение о запрете ввоза товаров на таможенную территорию Союза или вывоза товаров с таможенной территории Союза и доводит его до сведения перевозчика, при его отсутствии - лица, имеющего право владения, пользования и (или) распоряжения товарами на момент их ввоза на таможенную территорию Союза или на момент их вывоза с таможенной территории Союза.
Согласно пункту 1 статьи 92 ТК ЕАЭС, для убытия товаров с таможенной территории Союза перевозчик обязан представить таможенному органу документы и сведения, предусмотренные пунктом 1 статьи 89 Кодекса, в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров.
В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 92 ТК ЕАЭС независимо от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, для убытия товаров с таможенной территории Союза перевозчиком представляются документы и (или) сведения, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 ТК ЕАЭС. Из совокупности вышеприведенных норм права следует, что на перевозчика при убытии (прибытии) товаров с (на) территории (ию) РФ, возложена обязанность по проверке вывозимого (ввозимого) товара на предмет наличия (отсутствия) запрета (ограничения) на его вывоз (ввоз).
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 09 марта 2022 года N 311 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 8 марта 2022 года N 100" (далее - Постановление N 311) на период с 10 марта по 31 декабря 2022 года введен запрет на вывоз отдельных видов товаров согласно Перечню, приведенному в приложении к названному Постановлению.
В указанный Перечень включены, в том числе, товары, классифицируемые в товарных позициях в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС 8205, 8516, 8509, 8423, 8510.
Согласно пункту 3 N 311 таможенные органы должны, обеспечить контроль за выполнением положения пункта 1 настоящего постановления.
Мера, предусмотренная пунктом 1 настоящего постановления, не распространяется:
на товары, происходящие с территории Российской Федерации, сопровождаемые сертификатом о происхождении по форме СТ-1;
на товары, вывозимые в государства - члены Евразийского экономического союза, Республику Абхазия и Республику Южная Осетия;
на товары, вывозимые с территории Российской Федерации в рамках международных транзитных перевозок, начинающихся и заканчивающихся за пределами территории Российской Федерации;
на товары, перемещаемые между частями территории Российской Федерации через территории иностранных государств;
на товары, вывозимые с территории Российской Федерации в целях обеспечения деятельности воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств;
на товары, вывозимые по лицензиям Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, по лицензиям и перечням Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, по перечням, утвержденным Министерством обороны Российской Федерации;
на товары (вне зависимости от их происхождения), вывозимые в Донецкую Народную Республику и Луганскую Народную Республику;
на товары, вывозимые из Российской Федерации в целях завершения таможенных процедур переработки на таможенной территории, если такие товары до помещения под таможенную процедуру переработки на таможенной территории не помещались под иные таможенные процедуры (кроме таможенной процедуры таможенного транзита и таможенной процедуры таможенного склада);
на товары, происходящие из государств - членов Евразийского экономического союза, помещенные в государствах -членах Евразийского экономического союза под таможенные процедуры, предусматривающие вывоз с таможенной территории Евразийского экономического союза;
на товары, вывозимые с территории Российской Федерации в целях обеспечения деятельности организаций Российской Федерации на архипелаге Шпицберген;
на транспортные средства международной перевозки;
на товары, вывозимые физическими лицами для личного пользования.
В соответствии с подпунктом 26 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС "перевозчик" - лицо, осуществляющее перевозку (транспортировку) товаров и (или) пассажиров через таможенную границу ЕАЭС и (или) перевозку (транспортировку) товаров, находящихся под таможенным контролем, по таможенной территории ЕАЭС.
В соответствии с абзацем 1 статьи 2 Федерального закона от 10 января 2003 года N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав железнодорожного транспорта РФ) перевозчик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки железнодорожным транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж или не принадлежащий им порожний грузовой вагон (далее - порожний грузовой вагон) из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагаж, порожний грузовой вагон управомоченному на его получение лицу (получателю).
В соответствии с абзацем 10 статьи 2 Устава железнодорожного транспорта РФ перевозочный документ - документ, подтверждающий заключение договора перевозки груза, порожнего грузового вагона (транспортная железнодорожная накладная) или удостоверяющий заключение договора перевозки пассажира, багажа, грузобагажа (проездной документ (билет), багажная квитанция, грузобагажная квитанция).
В целях идентификации товаров, задекларированных в ДТ N 10131010/080322/3139329 как товары NN 37,38,43, 49-105, должностными лицами т/п ЖДПП Наушки в период с 09 часов 00 минут местного времени 02 апреля 2022 года по 14 часов 44 минут местного времени 03 апреля 2022 года проведен таможенный досмотр в отношении вышеупомянутых товаров, о чем составлен акт таможенного досмотра N10718020/060422/100199.
По результатам проведения таможенного досмотра подтверждены заявленные в ДТ сведения об указанных товарах, в том числе сведения о стране их происхождения. В результате таможенного контроля установлено, что перемещаемые в контейнере TKRU3291687 (ж/д платформа 94451655) товары, задекларированные в ДТ N 10131010/080322/3139329 как товары NN 37,38,43, 49-105, классифицируемые в товарных позициях 8205, 8516, 8509, 8423, 8510, соответственно не происходят с территории Российской Федерации, не относятся к иным исключениям, предусмотренным Постановлением N 311, и подпадают под действие последнего.
07 апреля 2022 года таможенным органом принято решение об отказе в выпуске товаров N N 37, 38, 43, 49-105 по ДТ N10131010/080322/3139329 на основании Постановления N311.
Согласно СМГС накладной N 32244704 от 10 марта 2022 года, договор на перевозку товаров, перемещаемых в контейнере TKRU3291687 (ж/д платформа 94451655) и задекларированных в ДТ N 10131010/080322/3139329, заключен 10 марта 2022 года, в соответствии с указанным документом перевозчиком товаров по территории Российской Федерации является ОАО "РЖД".
В письме Восточно-Сибирского ТЦФТО от 29 апреля 2022 года N ИМХ-6745/В-С ТЦФТО, сообщено, что на момент убытия вышеуказанных товаров ОАО "РЖД" были известны положения Постановления Правительства РФ от 09 марта 2022 года N 311.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что сообщение об убытии N RU/260322/000692171 (зарегистрировано таможенным органом за N 10718020/260322/5000628) было подано ОАО "РЖД" в таможенный орган 26 марта 2022 года, т.е. после вступления в силу Постановления N 311.
Подав указанное сообщение об убытии, в том числе на спорные товары, перемещаемые в контейнере N TKRU3291687, железнодорожный перевозчик ОАО "РЖД" осуществил действия, направленные на фактический вывоз данных товаров, в отношении которых введен временный запрет на вывоз.
Доказательства по делу об административном правонарушении в силу части 1 статьи 26.2 КоАП РФ - это любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В настоящем случае обстоятельства подтверждаются:
- декларацией на товары N 10131010/080322/3139329,
- товаротранспортной накладной N 32244704 от 10 марта 2022 года,
- инвойсами N 3980519829, N 3980519854 от 24 февраля 2022 года,
- спецификацией к указанным инвойсам,
- актом таможенного досмотра от 02 апреля 2022 года N 10718020/060422/100199,
- протоколом об административном правонарушении от 06.05.2022 N 10718000-656/2022,
- а также иными материалами административного дела и обществом не опровергаются.
Довод ОАО "РЖД" о том, что перевозчиком не допущено нарушений запрета на вывоз товара, поскольку фактического перемещения и действий, направленных на фактическое перемещение через таможенную границу не совершалось, судом первой инстанции верно не принят во внимание. Как правильно указал суд первой инстанции, обществом совершались действия, направленные на вывоз товаров с таможенной территории, а именно перевозчик ОАО "РЖД" с целью получения разрешения на убытие товаров с таможенной территории ЕАЭС в таможенный пост ЖДПП Наушки представил соответствующие документы, что согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС является вывозом товаров с таможенной территории любым способом.
Довод ОАО "РЖД" о недоказанности его вины в совершении правонарушения ввиду отсутствия у него, как перевозчика, обязанности проводить проверки условий таможенного декларирования груза и принятия решения о выпуске товара с таможенной территории союза; за перевозчиком закреплены только обязанности по осуществлению проверки наличия сопроводительных документов, полученных от грузоотправителя, и предоставлению этих документов таможенному органу, суд первой инстанции правильно признал необоснованным по следующим основаниям.
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 92 ТК ЕАЭС за перевозчиком закреплена обязанность по представлению, в том числе документов и (или) сведений, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений при убытии товаров с таможенной территории Союза.
ОАО "РЖД" является профессиональным участником таможенных правоотношений, обязано соблюдать требования таможенного законодательства и не допускать его нарушения.
Договор на перевозку товаров, перемещаемых в контейнере TKRU3291687 (ж/д платформа 94451655) и задекларированных в ДТ N 10131010/080322/3139329, заключен 10 марта 2022 года, перевозчиком товаров является ОАО "РЖД".
Сообщение об убытии N RU/260322/000692171 (зарегистрировано таможенным органом за N 10718020/260322/5000628) подано ОАО "РЖД" в таможенный орган 26 марта 2022 года, т.е. после вступления в силу Постановления N311.
В письме Восточно-Сибирского ТЦФТО сообщено, что на момент убытия вышеуказанных товаров ОАО "РЖД" были известны положения Постановления Правительства РФ от 09 марта 2022 года N 311, в связи с чем таможенный орган верно признали, что ОАО "РЖД", являясь профессиональным участником таможенных правоотношений и зная о правилах и порядке вывоза вышеуказанных товаров, должно было самостоятельно проконтролировать имеющиеся условия по особенностям таможенного декларирования вывозимого из Российской Федерации товара.
Административное правонарушение в понимании части 1 статьи 2.1 КоАП РФ это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принятие ОАО "РЖД" всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм в области таможенного дела материалами дела не подтверждается.
Обстоятельств, свидетельствующих о невозможности исполнения обществом возложенной на него обязанности, судом не установлено.
ОАО "РЖД" имело возможность установить наличие ограничений и принять своевременные меры к недопущению нарушения норм таможенного законодательства.
Общество должно было принять меры к надлежащему соблюдению и исполнению требований норм таможенного законодательства в части установленных запретов, однако не сделало этого. К тому же лицу, в чьи обязанности входила подача декларация на товары, должно было быть известно о наложенном запрете на вывоз, однако в данном случае лицом не соблюдена та степень заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения таможенной обязанности перед государством.
Более того, ОАО "РЖД" является профессиональным участником таможенных правоотношений, обязано соблюдать требования таможенного законодательства и не допускать его нарушения.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции равно как суд первой инстанции считает, что общество имело реальную возможность соблюсти требуемый порядок ведения учета товаров и представить в таможенные органы отчетность, содержащую достоверные сведения.
Таким образом, вина ОАО "РЖД" в совершении вменяемого ему административного правонарушения доказана.
Следовательно, выводы административного органа о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьи 16.3 КоАП РФ, являютсяправильными.
Нарушений порядка привлечения ОАО "РЖД" к административной ответственности судом, как первой, так и апелляционной инстанции не установлено.
Установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения постановления о привлечении к административной ответственности не истек.
Каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих признать совершенное обществом правонарушение малозначительным, судом не установлено.
Согласно постановлению таможенного органа общество в течении года привлекалось к административной ответственности за совершение однородного административного правонарушения.
С учетом указанного, в рассматриваемом случае недопустима замена административного штрафа на предупреждение.
Административный штраф назначен заявителю в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 16.3 КоАП РФ в размере 50 000 рублей, что соответствует критериям справедливости и соразмерности наказания.
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно признал постановление Бурятской таможни N 10718000-656/2022 от 31 мая 2022 года о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьёй 16.3 КоАП РФ законным и обоснованным.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 10 октября 2022 года по делу N А10-3690/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Кайдаш Н.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-3690/2022
Истец: ОАО РЖД в лице У-У отделения ВСЖД
Ответчик: Бурятская таможня