г. Москва |
|
07 декабря 2022 г. |
Дело N А41-96208/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 декабря 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Марченковой Н.В.,
судей: Коновалова С.А., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания Темниковой А.В.,
при участии в заседании:
от ООО "Медана" (истец) - Лаврентьев Ю.Ю. по доверенности от 20.12.2021 года, паспорт, диплом;
от ООО "Терус" (истец) - Лаврентьев Ю.Ю. по доверенности от 20.12.2021 года, паспорт, диплом;
от Комитета лесного хозяйства МО (ответчик) - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Федерального агентства лесного хозяйства - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Министерства экологии и природопользования Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства МО на решение Арбитражного суда Московской области от 27 сентября 2022 года по делу N А41-96208/21, по иску ООО "Медана", ООО "Терус" к Комитету лесного хозяйства МО о признании, 3-и лица - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Федеральное агентство лесного хозяйства, Московско-Окское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, Министерство экологии и природопользования Московской области,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Медана" (Далее - "Заявитель1"), Общество с ограниченной ответственностью "Терус" (Далее - "Заявитель2") обратились в арбитражный суд с исковым заявлением Комитету лесного хозяйства Московской области (Далее - "Заинтересованное лицо") со следующими требованиями:
1) Признать незаконным Решение Комитета лесного хозяйства Московской области об отказе в предоставлении государственной услуги от 30 сентября 2021 года по заявлению ООО "Медана" от 22.09.2021 г. N Р001-8214764643-50056994 в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:04:0230306:2.
2) Признать незаконным Решение Комитета лесного хозяйства Московской области об отказе в предоставлении государственной услуги от 30 сентября 2021 года по заявлению
ООО "Медана" от 22.09.2021 г. N Р001-8214764643-50057457 в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:04:0230306:3.
3) Признать незаконным Решение Комитета лесного хозяйства Московской области об отказе в предоставлении государственной услуги от 30 сентября 2021 года по заявлению ООО "Терус" от 22.09.2021 г. N Р001-5994955549-50057998 в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:04:0200605:93.
4) Обязать Комитет лесного хозяйства Московской области привести в соответствии сведения Государственного лесного реестра в соответствие со сведениями Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:04:0230306:2.
5) Обязать Комитет лесного хозяйства Московской области привести в соответствии сведения Государственного лесного реестра в соответствие со сведениями Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:04:0230306:3.
6) Обязать Комитет лесного хозяйства Московской области привести в соответствии сведения Государственного лесного реестра в соответствие со сведениями Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:04:0200605:93.
В качестве третьих лиц в деле участвуют Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской, Федеральное агентство лесного хозяйства, Московско-Окское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, Министерство экологии и природопользования Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 27 сентября 2022 года по делу N А41-96208/21 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, Комитет лесного хозяйства МО обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статье 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель истцов возражали против доводов заявителя апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей Комитета лесного хозяйства МО и 3-х лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Заявители обратились в Комитет лесного хозяйства Московской области о приведении сведений Государственного лесного реестра (далее - ГЛР) в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) в целях устранения противоречий по границам смежных (прилегающих) земельных участков.
30.09.2021 Комитетом по заявлениям N Р001-8665130635.-50049199 от 22.09.2021 г., N Р001-8665130635-50049317 от 22.09.2021 г. и N Р001 -8665130635-50049471 от 22.09.2021 г. было принято решение, выразившееся в отказе предоставления государственных услуг.
Считая решение Комитета Лесного хозяйства незаконным, чем истец обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, с учетом положений ст. ст. 198, 200 АПК РФ, правомерно исходил из следующего.
Земельным участком признается часть земной поверхности, имеющая характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи (пункт 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации; часть 8 статьи 22 Закона N 218-ФЗ).
Федеральным законом от 29.07.2017 N 280-ФЗ (вступил в силу с 11.08.2017 г.) устанавливаются особенности отнесения земельных участков, в том числе с расположенными на них объектами недвижимости, из состава земель лесного фонда в соответствии с данными государственного лесного реестра (далее по тексту - ГЛР) к землям иных категорий, а также порядок исправления сведений о земельных участках, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее по тексту - ЕГРН).
Согласно положениям Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ участок не может быть отнесен к землям лесного фонда, если в соответствии с данными ЕГРН или правоустанавливающими документами земельный участок отнесен к иной категории земель, нежели земли лесного фонда, при этом права на него возникли до 01.01.2016 г.
В обоснование заявленных требований Истцы, указывают, что в собственности Общества с ограниченной ответственностью "МЕДАНА" находятся земельные участки с кадастровыми номерами 50:04:0230306:2 и 50:04:0230306:3 площадью 19 509 кв.м, и 30 842 кв.м., соответственно, вид разрешенного использования под жилищное строительство с объектами инфраструктура категория земель - земли населенных пунктов, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 06.10.2021 N КУВИ -999/2021-939896, N КУВИ-999/2021-939967.
Указанные земельные участки были образованы путем выдела из земельного участка с кадастровым номером 50:04:0230306:1. Право собственности Заявителя 1 на них зарегистрировано 08.05.2013.
Как верно установлено судом первой инстанции, Обществу ограниченной ответственностью "ТЕРУС" на праве к собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:04:0200605:93, общей площадью 418 898 - кв.м, вид разрешенного использования для размещения домов малоэтажной. жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки, категория земель земли населенных пунктов, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости 06.10.2021 N КУВИ -999/2021-939975.
Согласно справкам Комитета лесного хозяйства Московской области N Р001 - 8665130635-50049199 от 22.09.2021 г., N Р001 -8665130635-50049317 от 22.09.2021, г. и N Р001-8665130635-50049471 от 22.09.2021 г. указанные земельные участки имеют пересечения (наложения) с границами земель лесного фонда
Заявители обратились в Комитет лесного хозяйства Московской области о приведении сведений Государственного лесного реестра в соответствии со сведениями
Единого государственного реестра недвижимости в целях устранения противоречий по границам смежных (прилегающих) земельных участков.
30.09.2021 Комитетом по заявлениям N Р001-8665130635.-50049199 от 22.09.2021 г., N Р001-8665130635-50049317 от 22.09.2021 г. и N Р001 -8665130635-50049471 от 22.09.2021 г. было принято решение, выразившееся в отказе предоставления государственных услуг.
В качестве основания для отказа, комитет указал, что земельный участок расположен в границах особо охраняемой природной территории, территории объекта культурного наследия (в соответствии с ч.3 ст.14 ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" от 21.12.2004 Ш72-ФЗ).
Лесным кодексом Российской Федерации (далее - Лесной кодекс РФ) предусмотрено внесение сведений о лесных участках в государственный лесной реестр (статья 91). Согласно части 1 статьи 91 Лесного кодекса государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах.
Согласно части 2 статьи 91 Лесного кодекса РФ в государственном лесном реестре содержится документированная информация: 1) о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса; 2) о лесничествах, об их границах, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах; 3) о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах, об их границах; 4) об особо защитных участках лесов, об их границах, о зонах с особыми условиями использования территорий; 5) о лесных участках и об их границах; 6) о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов; 7) об использовании, охране, о защите, воспроизводстве лесов, в том числе о лесном семеноводстве; 8) о предоставлении лесов гражданам, юридическим лицам.
Согласно части 9 статьи 91 Лесного кодекса ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса, по формам и в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Исходя из пункта 10 части 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ ведение реестра в отношении лесов, расположенных в границах территорий субъектов Российской Федерации, осуществляется органами государственной власти этих субъектов Российской Федерации.
Согласно части 7 статьи 10 Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, до 01.01.2023 приводит сведения государственного лесного реестра в соответствие со сведениями ЕГРН, в том числе в части сведений об особо охраняемых природных территориях, территориях объектов культурного наследия, расположенных на землях лесного фонда, о границах таких территорий и об ограничениях по использованию лесных участков, расположенных в указанных границах.
Согласно пункту 12.33 Постановления Правительства Московской области от 26.06.2012 N 863/22 "Об установлении штатной численности и утверждении Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области" ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений, предоставление документированной информации и выписок из государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных на территории Московской области отнесено к полномочиям Комитета лесного хозяйства Московской области.
Распоряжением Комитета лесного хозяйства Московской области от 27.12.2018 N 26РВ-15 утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги по приведению сведений государственного лесного реестра в соответствие со сведениями Единого государственного реестра недвижимости (далее - Административный регламент). Государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ).
На основании части 1 статьи 4.2. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 201-ФЗ), лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 01.01.2017, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Согласно части 5 статьи 4.6 Федерального закона N 201-ФЗ информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений ЕГРН.
Впоследствии 29.07.2017 принят Федеральный закон N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" (далее - Федеральный закон N 280- ФЗ), которым в предусмотренных законом случаях установлен приоритет сведений ЕГРН над сведениями ГЛР.
Как указано в части 3 статьи 14 Федерального закона 172-ФЗ, в случае если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в ЕГРН, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 указанной статьи. Правила данной части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01 января 2016 года.
Частью 6 статьи 14 Федерального закона N 172-ФЗ предусмотрено, что положения части 3 статьи Федерального закона N 172-ФЗ не распространяются на земельные участки, расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия.
При этом, в соответствии с частью 8 статьи 14 Федерального закона N 172-ФЗ положения части 3 указанной статьи применяются в отношении земельных участков, указанных в частях 6 и 7 данной статьи, в случае, если в течение трех месяцев со дня выявления сведений, указанных в части 3 указанной статьи, в орган регистрации прав не поступило уведомление федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление защиты, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений, об обращении в суд с иском об оспаривании зарегистрированного права на такой земельный участок.
Таким образом, указанное в пункте 8 статьи 14 Федерального закона N 172-ФЗ условие не наступает, то применению подлежат нормы пункта 3 статьи 14 Федерального закона N 172-ФЗ, т.е. сведения ГЛР подлежат приведению в соответствие сведениям ЕГРН в не зависимости, что земельный участок находится на землях особо охраняемых природных территорий.
Таким образом, собственник земельного участка, границы которого установлены в соответствии с земельным законодательством и сведения о котором содержатся в ЕГРН, в случае наложения границ принадлежащего ему участка на участок лесного фонда, вправе предъявлять требования о внесении изменений в ГЛР на основании Федерального закона N 280-ФЗ и иных законодательных актов в редакции указанного Закона с учетом того, что данным законодательством установлен приоритет сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Как верно установлено судом первой инстанции, заявителям принадлежат земельные участки на праве собственности, права на указанные земельные участки возникли до 01.01.2016 (с учетом их преобразования).
Материалами дела также установлено, что спор по границам Участка N 1 и N 2 в части пересечений с землями лесного фонда являлся ранее предметом рассмотрения Арбитражного суда Московской области по делу N 41-708684/2019.
В рамках судебного контроля судами всех инстанций было установлено, что пересечений земельных участков (Участков N 2,3) с землями лесного фонда не имеется.
С учетом вышеизложенного, требование заявителя о признании незаконным отказа Комитета о внесении изменений в лесной реестр подлежит удовлетворению.
Заинтересованным лицом, не предоставлено доказательств, препятствующих предоставление испрашиваемого земельного участка в аренды Заявителю.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции, пришел к правомерному выводу, что требование заявителя о признании незаконным отказа Комитета Лесного хозяйства Московской области подлежит удовлетворению.
В целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя суд первой инстанции правомерно удовлетворил его требования об обязании привести сведения лесного реестра в соответствие.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем, не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Из положений статей 5, 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ перевод земельных участков из одной категории в другую и отнесение земельных участков к определенной категории завершаются государственным кадастровым учетом изменений сведений Единого государственного реестра недвижимости.
Именно данные сведения являются надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории.
Таким образом, надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, вида его разрешенного использования и описания его границ являются сведения государственного кадастра недвижимости.
В связи с этим необходимо отметить, что Участок N 2,3 относятся к землям населенных пунктов, имеют вид разрешенного использования "под жилищное строительство с объектом инфраструктуры", что подтверждается Постановлением Правительства Московской области N 78/3 от 03.02.2009 "О включении земельных участков в границы д. Фофаново городского поселения Яхрома Дмитровского муниципального района", в соответствии с которым Участок N 1, из которого в прежних границах были образованы Участки N 2,3, был включен в границы д. Фофаново городского поселения Яхрома Дмитровского муниципального района (в настоящее время - Дмитровский городской округ).
Таким образом, на основании нормативно-правового акта Участки N 2,3 включены в границы населенного пункта, имеют категорию - земли поселений и, следовательно, уже на этом основании не могут быть отнесены к землям лесного фонда.
Как указывалось ранее, данные обстоятельства также подтверждаются выводами, изложенными в судебных актах по делу N А41-708684/2019.
Аналогичное правило применяется и в отношении Участка N 93, который относится к землям населенных пунктов (поселений), имеет вид разрешенного использования "для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой затройки", входит в границы д. Матвейково Дмитровского городского округа, Московской области.
С учетом вышеизложенного, специальные правила ст. 14 Закона N 172-ФЗ однозначно определяют категорию земель, к которым относятся нелесные участки, а именно - земли населенных пунктов, в связи с чем нелесные участки (их части) не могут быть признаны лесными участками.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда Московской области.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, так как доводы, изложенные в ней не подтверждаются материалами дела.
Руководствуясь статьями 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 27 сентября 2022 года по делу N А41-96208/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.В. Марченкова |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-96208/2021
Истец: КОМИТЕТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Московско-Окское Бассейновое водное управление Федерального агенства водных ресурсов, ООО "Медана"
Ответчик: Комитет лесного хозяйства Московской области
Третье лицо: ООО "Терус"