г. Хабаровск |
|
07 декабря 2022 г. |
А73-7650/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 декабря 2022 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Вертопраховой Е.В., Тищенко А.П.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Трубок В.А.
при участии в заседании:
от ОАО "Российские железные дороги": представителя Савенок А.С.;
от ООО "Техсервис-Хабаровск": не яились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение от 13.05.2022
по делу N А73-7650/2021
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску Открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к Обществу с ограниченной ответственностью "Техсервис-Хабаровск"
о взыскании 23 422 руб. 73 коп.
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", истец) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к Обществу с ограниченной ответственностью "Техсервис-Хабаровск" (далее - ООО "Техсервис- Хабаровск", ответчик) о взыскании платы за использование путей общего пользования на станции Гродеково ДВЖД в размере 720,18 руб. и платы за пользование вагонами принадлежащими перевозчику вагоны за период с 12.05.2020 по 15.05.2020 в размере 22 934,84 руб., процентов в размере 362,60 руб. за период с 19.04.2021 по 02.08.2021, процентов, начиная с 03.08.2021 до момента фактического исполнения требований ответчиком в части уплаты основного долга.
Решением суда от 13.05.2022 с ответчика в пользу истца взыскано 1 810,98 руб. основного долга, 27,73 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами в соответствии со статьей 395 ГК РФ за период с 19.04.2021 по 02.08.2021 с продолжением начисления процентов, начиная с 03.08.2021 по день фактической оплаты суммы основного долга. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, ОАО "РЖД" подало в суд апелляционной инстанции жалобу, в которой просило его отменить по мотиву незаконности и необоснованности, требования удовлетворить в полном объеме.
В обоснование доводов апеллянт указывает, что действующим законодательством прямо предусмотрено, как начисление платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования вагонов в течение всего времени нахождения под таможенными операциями, так и срок, по истечению которого данная плата начисляется. При подаче иска перевозчиком из расчета исковых требований исключены сутки для таможенного оформления.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв.
Исследовав материалы дела, обсудив обоснованность доводов жалобы, апелляционный суд приходит к следующему.
Из материалов дела видно, что между ОАО "РЖД" (исполнитель) и ООО "Техсервис-Хабаровск" заключен договор от 01.01.2018 N 92/18/п МЧ -3 оказания терминально-складских услуг, согласно пункту 1.1. которого исполнитель принимает на себя обязательства по оказанию терминально-складских услуг, указанных в протоколе согласования договорных цен на услуги (приложение N 1), являющемся неотъемлемой частью настоящего договора.
Заказчик направляет исполнителю перечень требуемых терминально-складских услуг, составленный по форме приложения N 4 к настоящему договору. В заказе заказчик указывает период оказания услуг, перечень (наименование) услуг, место оказания услуг, характеристики и объем груза, а также иную необходимую и полную для оказания услуг по настоящему Договору информацию (пункт 2.1).
12.05.2020 на станцию Гродеково ДВЖД в адрес ООО "Техсервис-Хабаровск" прибыли вагоны с грузом N N 5728653, 5450846, 5265551, о чем грузополучатель в соответствии с пунктом 36 Приложения 1 к СМГС, статьи 34 УЖТ РФ уведомлен 12.05.2020 в 03-20, о чем сделаны отметки в книге уведомлений о прибытии груза по форме ГУ-6
В связи с необходимостью прохождения таможенного оформления прибывшего груза представителю грузополучателя под расписку 12.05.2020 в 04-15 перевозчиком выдан комплект перевозочных документов на указанные вагоны, необходимые для таможенного оформления.
После уведомления грузополучателя о прибытии груза на станцию назначения согласно актам общей формы от 12.05.2020 N 50/1234, 50/1235, 50/1236 открыт простой вагонов с 12.05.2020 05 час. 20 мин.
Учитывая нормативно установленное время таможенного оформления 1 сутки перевозчик установил дату начала начисления платы за нахождение вагонов на путях общего (за инфраструктуру) пользования 13.05.2020 с 13-45 05 час. 20 мин. (12.05.2020 05 час. 20 мин. + 1 сутки).
Поскольку грузополучателем груз из прибывших вагонов выгружен не был, вагоны размещены в зоне таможенного контроля 12.05.2020.
12.05.2020 ООО "Техсервис-Хабаровск" в целях помещения товара под таможенную процедуру (выпуск для внутреннего потребления) в таможенный пост подана декларация на товары N 10716050/120520/0012315.
13.05.2020 в период с 15 час. 40 мин. до 19 час. 35 мин. должностными лицами Пограничного таможенного поста Уссурийской таможни проведен таможенный досмотр прибывших товаров, в связи с чем составлен акт досмотра от указанной даты N 10716070/130520/000329.
14.05.2020 в 14 час. 36 мин. разрешен выпуск товаров, задекларированных по указанной выше ДТ.
Перевозчиком оформлены акты общей формы от 14.05.2020 N N 50/1289, 50/1288, 50/1287 с указанием даты и времени окончание простоя - с 14.05.2020 07 час. 36 мин., что соответствует дате и времени получения перевозчиком от таможенного органа уведомлений о выпуске товара.
15.05.2020 грузополучатель направил перевозчику уведомление о подаче вагонов под выгрузку, которая подана в 05 час. 20 мин., этой же датой и окончен простой вагона N 5265551.
Вагоны, прибывшие в адрес ответчика, являются вагонами, принадлежащими железнодорожной администрации Китайской Народной Республики (далее - КНР).
В целях организации перевозок грузов в прямом международном железнодорожном сообщении заключено СМГС.
Согласно параграфу 1 статьи 3 СМГС названное Соглашение устанавливает единые правовые нормы договора перевозки груза в прямом международном железнодорожном сообщении и в прямом международном железнодорожно-паромном сообщении.
Кроме того, ОАО "РЖД" и КЖД являются сторонами Договора о Правилах пользования грузовыми вагонами в международном сообщении (далее - Правила ГВМС) с 01.01.2009.
Согласно Правилам ГВМС парк грузовых вагонов, допущенных к обращению в международном сообщении по железным дорогам, находится в совместном пользовании дорог - участниц договора.
ОАО "РЖД" является дорогой-пользователем и согласно пункту 8.1 Правил ГВМС должно уплачивать дороге-собственнику плату за пользование вагонами за время нахождения на линиях дороги-пользователя. Все расчеты, вытекающие из Правил ГВМС, производятся в порядке и сроки, установленные Правилами о расчетах в международном пассажирском и грузовом сообщениях (пункт 1.7 Правила ГВМС).
Порядок расчетов за время нахождения приватных вагонов ОАО "РЖД" и вагонов принадлежности КЖД на дорогах назначения КЖД и РЖД предусмотрен пунктом 8.5 Правил ГВМС и производится непосредственно между дорогой-пользователем и дорогой-собственником вагона по ставкам, рассчитанным в швейцарских франках, указанных в Приложении N 34 Правил ГВМС.
Таким образом, нормы международного соглашения предусматривают обязанность ОАО "РЖД" внести плату за пользование вагонами КЖД. Следовательно, спорные вагоны в период их нахождения на станции Гродеково принадлежали перевозчику (ОАО "РЖД") на праве возмездного пользования.
По факту простоя вагонов, учитывая нормативно установленное время таможенного оформления 1 сутки, ОАО "РЖД" начислило истцу плату за пользование вагонами (по коду 116) и плату за нахождение на путях общего пользования (по коду 831), и предъявило к оплате накопительную ведомость N 1015348565 на общую сумму 23 385,12 руб.
Поскольку ответчик уклонился от подписания указанной накопительной ведомости, ОАО "РЖД" направило в его адрес претензию от 15.04.2021 N 4917/ДТЦФТО о согласовании списания спорной суммы с ЕЛС плательщика.
Поскольку в добровольном порядке оплата не произведена, истец обратился в суд с иском, с учетом принятых в порядке статьи 49 АПК РФ, уточнений.
Согласно пункту 2 статьи 784 ГК РФ общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если названным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
В соответствии с пунктом 2 статьи 793 ГК РФ в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
В соответствии со статьей 39 УЖТ РФ за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом.
Согласно пункту 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26), основанием для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Частями 11 и 12 статьи 39 УЖТ установлено, что если в указанных в части одиннадцатой настоящей статьи случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
Пунктом 5.10 Правил исчисления сроков поставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 07.08.2015 N 245 (далее - Правила N 245) предусмотрено, что срок для осуществления таможенного контроля составляет 1 сутки.
Таким образом, действующим законодательством прямо предусмотрено, как начисление платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования вагонов в течение всего времени нахождения под таможенными операциями, так и срок, по истечению которого данная плата начисляется.
Учитывая нормативно установленное время таможенного оформления 1 сутки, перевозчик установил дату начала начисления платы за нахождение вагонов на путях общего пользования (за инфраструктуру) с 13.05.2020 с 13-45 05 час. 20 мин. (12.05.2020 05 час. 20 мин. + 1 сутки).
В соответствии со статьей 37 УЖТ РФ, прибывшие на железнодорожную станцию назначения в вагонах и контейнерах грузы, находящиеся под таможенным контролем, должны быть по согласованию с таможенным органом своевременно выгружены грузополучателем.
В случае нарушения грузополучателем установленных сроков выгрузки грузов перевозчик в целях освобождения транспортных средств обеспечивает по согласованию с таможенным органом выгрузку грузов на склад временного хранения и в зоны таможенного контроля с обеспечением условий, необходимых для сохранности таких грузов.
Согласно пункту 5 статьи 88 ТК ЕАЭС декларант в течение трех часов рабочего времени таможенного органа с момента уведомления о прибытии, обязан совершить одну из таможенных операций, связанных с помещением товаров на временное хранение; перевозкой (транспортировкой) товаров из мест прибытия до места временного хранения в порядке, устанавливаемом законодательством государств-членов о таможенном регулировании; таможенным декларированием товаров; помещением товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны на территории портовой СЭЗ или логистической СЭЗ; вывозом товаров с таможенной территории Союза.
В связи с тем, что в спорном случае декларантом (грузополучателем товара ООО "Техсервис-Хабаровск") груз в указанные сроки не был помещен под таможенную процедуру, связанную с таможенным декларированием товара, и в нарушение статьи 37 УЖТ РФ и по согласованию с таможенным органом не был выгружен, перевозчик разместил товар в зоне таможенного контроля (пути общего пользования железнодорожной станции Гродеково).
Перечень мест временного хранения товаров определен статьей 99 ТК ЕЭС и статьей 198 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ, к числу которых, согласно пункту 8 части 1 относятся железнодорожные пути и контейнерные площадки, расположенные в согласованных с таможенным органом местах в пределах железнодорожных станций и предназначенных для временного хранения товаров без их выгрузки из транспортных средств.
Из вышеизложенного следует, что вагоны были помещены на железнодорожный путь общего пользования в зону таможенного контроля и простаивали под таможенным оформлением свыше срока, предусмотренного частью 12 статьи 39 УЖТ РФ, по причинам, зависящим от грузополучателя.
Из материалов настоящего дела следует, что о прибытии вагонов на станцию перевозчик уведомил грузополучателя в соответствии со статьей 34 Устава, что зафиксировано в выписках из Книги ГУ-6.
Грузополучатель ООО "Техсервис-Хабаровск" уведомлен о прибытии вагонов N N 5728653, 5450846, 5265551 на станцию назначения 12.05.2020.
Согласно расписке в получении, комплект документов по вагону был передан ответчику также 12.05.2020. Уведомление о выпуске товаров получено перевозчиком 14.05.2020.
15.05.2020 грузополучатель направил перевозчику уведомление о подаче вагонов под выгрузку, которая подана в 05 час. 20 мин., этой же датой и окончен простой вагонов.
Время простоя сверх установленного частью 11 статьи 39 УЖТ РФ составило 51 час.
Таким образом, превышение времени нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования под таможенным оформлением сверх предусмотренного частью 11 статьи 39 УЖТ РФ подтверждаются материалами дела.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд второй инстанции приходит к выводу о том, что спорные вагоны находились на путях общего пользования и использовались ответчиком ввиду нахождения в вагонах, прибывшего в его адрес груза по причинам, зависящим от грузополучателя, в связи с чем плата начислена правомерно.
Относительно заявленных процентов апелляционный суд приходит к следующему.
В силу статьи 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Поскольку ООО "Техсервис-Хабаровск" плата не внесена, то сумма процентов за период с 19.04.2021 по 02.08.2021 составляет 362,60 руб. которая также подлежит взысканию.
Проценты за пользование чужими средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору, если законом, иными правовыми актами или договором не установлен для начисления процентов более короткий срок (пункт 3 статьи 395 ГК РФ).
Согласно пункту 48 Постановление Пленума ВС РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", сумма процентов, подлежащих взысканию по правила статьи 395 ГК РФ, определяется на день вынесения решения судом исходя из периодов, имевших место до указанного дня. Проценты за пользование чужими денежными средствами по требованию истца взимаются по день уплаты этих средств кредитору. Одновременно с установлением суммы процентов, подлежащих взысканию, суд при наличии требований истца в резолютивной части решения указывает на взыскание процентов до момента фактического исполнения обязательства (пункт 3 статьи 395 ГК РФ). При этом, день фактического исполнения обязательства, в частности уплаты задолженности кредитору, включается в период расчета процентов.
В связи, с чем требование истца о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами по день фактической оплаты основного долга соответствует положениям части 3 статьи 395 ГК РФ.
Постановлением Правительства РФ N 497 от 28.03.2022 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" (далее - Постановление N 497), в соответствии с пунктом 1 статьи 9.1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, кроме застройщиков многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, включенных в единый реестр проблемных объектов на дату вступления в силу настоящего постановления.
В силу пункта 3 статьи 9.1 Закона о банкротстве во взаимосвязи с абзацем 10 пункта 1 статьи 63 названного Закона, одним из последствий введения моратория является прекращение начисления неустоек (штрафов и пеней), иных финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение должником денежных обязательств и обязательных платежей по требованиям, возникшим до его введения.
В соответствии с пп. 2 п. 3 статьи 9.1 Закона о банкротстве на срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется, наступают последствия, предусмотренные абзацами пятым и седьмым - десятым пункта 1 статьи 63 настоящего Федерального закона. Абзац десятый п. 1 статьи 63 Закона о банкротстве гласит, что в отношении должника не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей.
В силу пункта 1 статьи 5 Закона о банкротстве (с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 60 и пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 63) под текущими платежами понимаются только денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после возбуждения дела о банкротстве. В связи с этим денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие до возбуждения дела о банкротстве, независимо от срока их исполнения, не являются текущими ни в какой процедуре.
Согласно пункту 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 63 "О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве", в договорных обязательствах, предусматривающих периодическое внесение должником платы за пользование имуществом, включая договоры аренды, текущими являются требования об оплате за те периоды времени, которые истекли после возбуждения дела о банкротстве.
Согласно абзацу 1 пункта 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория.
Постановление N 497 вступило в силу 01.04.2022, срок действия определен на 6 месяцев. Таким образом, мораторий на возбуждение дел о банкротстве установлен с 01.04.2022 до 01.10.2022.
Следовательно, проценты в отношении задолженности должника, возникшей до введения моратория, могут быть начислены только по 31.03.2022, и после окончания срока действия моратория. Начисление процентов по день фактического исполнения обязательства подлежит расчету с исключением периода действия моратория, установленного Постановлением N 497.
Учитывая выше установленное, заявленные перевозчиком требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 13.05.2022 по делу N А73-7650/2021 отменить.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Техсервис-Хабаровск" в пользу Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" 23 655,02 руб. основного долга, 362,60 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами в соответствии со статьей 395 ГК РФ за период с 19.04.2021 по 02.08.2021 с продолжением начисления процентов, начиная с 03.08.2021 по день фактической оплаты суммы основного долга, с учетом моратория, введенного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497, а также расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение искового заявления в размере 2000 руб., расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 3000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.И. Сапрыкина |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-7650/2021
Истец: ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: ООО "Техсервис-Хабаровск"
Третье лицо: Уссурийская таможня