г. Санкт-Петербург |
|
06 декабря 2022 г. |
Дело N А26-4792/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 декабря 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Черемошкиной В.В.,
судей Горбатовской О.В., Нестерова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Янбиковой Л.И.,
при участии:
от заявителя: представитель Ведюков Ю.С., на основании доверенности от 29.04.2022,
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-35256/2022) общества с ограниченной ответственностью "Орзенский бор" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 10.10.2022 по делу N А26-4792/2022 (судья Буга Н.Г.), принятое по заявлению:
заявитель: общество с ограниченной ответственностью "Орзенский бор"
заинтересованное лицо: Администрация Прионежского муниципального района Республики Карелия
3-и лица: 1. Администрация Деревянского сельского поселения, 2. Совет Прионежского муниципального района
о признании незаконным решения от 09.03.2022 N 309 об отклонении предложения о внесении изменений и Правила землепользования и застройки Деревянского сельского поселения и об отказе во внесении изменений в Генеральный план Деревянского сельского поселения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Орзенский сбор" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Администрации Прионежского муниципального района (далее - ответчик, Администрация) о признании незаконным решения от 09.03.2022 N 309 об отклонении предложения о внесении изменений и Правила землепользования и застройки Деревянского сельского поселения и об отказе во внесении изменений в Генеральный план Деревянского сельского поселения, как не соответствующего положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации и Земельного кодекса Российской Федерации.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, привлечены Администрация Деревянского сельского поселения и Совет Прионежского муниципального района.
Решением от 10.10.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, заявитель подал апелляционную жалобу, просит решение отменить, заявленные требования удовлетворить, считая решение незаконным, принятым при несоответствии выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Ссылается на то, что факт наличия либо отсутствия сельскохозяйственных угодий судом не устанавливался. Суд лишь указал, что факт наличия сельскохозяйственных угодий подтвержден сторонами. Податель жалобы указывает, что сельскохозяйственные угодья это пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), в составе земель сельскохозяйственного назначения. Заявитель указывает, что на земельном участке земельном участке с кадастровым номером 10:20:0064702:1203 отсутствуют и пашни, и сенокосы и пастбища и т.п., данный участок уже более 30 лет не используется для кого-либо производства сельхозпродукции. Податель жалобы указывает, что при вынесении оспариваемого решения Главой Администрации не учтено наличие вступившего судебного акта по делу А26-3119/2021, которым установлен факт отсутствия мелиоративной системы на земельном участке с кадастровым номером 10:20:0064702:1203. Также Общество полагает, что суд необоснованно отклонил ходатайство об отложении судебного заседания.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Администрации не явился, направил возражения на жалобу, просил в ее удовлетворении отказать.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Общество 26.01.2022 обратилось в Администрацию с заявлением о внесении изменений в Правила землепользования и застройки Деревянского сельского поселения, в части изменения территориальной зоны земельного участка с кадастровым номером 10:20:0064702:1203 с зоны СХ1 на зону СХ2.
Решением, изложенным в Постановлении N 309 от 09.03.2022, Администрация отказала Обществу в удовлетворении заявления.
Общество считая, что решение Администрации нарушает его права и законные интересы обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений на жалобу, апелляционный суд пришел к выводу, что обжалуемое решение не подлежит отмене.
В силу положений статей 197, 198, 200 АПК РФ, разъяснений пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
На основании статьи 65 АПК РФ обязанность по обоснованию и доказыванию фактов нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в Арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ.
Согласно частям 1, 3, 4 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение генерального плана поселения, правил землепользования и застройки относятся к вопросам местного значения муниципального района, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
Указанные полномочия наделяют органы местного самоуправления муниципального района не только на принятие новых генерального плана и правил землепользования и застройки поселения, но и на внесение изменений в указанные документы.
В силу пункта 8 статьи 1, пункта 3 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правила землепользования и застройки утверждаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно пункту 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон, которые должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Аналогичные требования содержатся в пункте 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации.
На основании пункта 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации дано понятие территориальных зон как зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы, установлены градостроительные регламенты.
Пунктом 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что правила землепользования и застройки - это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт - Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Судом установлено, что Правила землепользования и застройки Деревянского сельского поселения Прионежского муниципального района утверждены решением XXXX сессии Совета Прионежского муниципального района от 22.06.2021 года N 6 и действуют в настоящее время в редакции последующих решений.
Вместе с тем, в силу части 1 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса, с соблюдением установленной данными нормами процедуры.
Применительно к основаниям и порядку подготовки документации по планировке территории частью 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что такая подготовка осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки.
Основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются: несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений; поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов (часть 2 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Комиссия по подготовке проекта правил землепользования и застройки в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации (часть 4 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям (часть 5 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, оспариваемое решение принято Главой Администрации Прионежского муниципального района в пределах его полномочий.
Согласно статье 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, в составе которых выделяются сельскохозяйственные угодья.
В соответствии с Генеральным планом (и Правилами землепользования и застройки Деревянского сельского поселения для территории, в границах которой расположен вышеуказанный земельный участок, установлена функциональная зона Cxi - "зона сельскохозяйственных угодий" и территориальная зона Cxi - "зона сельскохозяйственного использования, сельхозугодья".
Зона сельскохозяйственных угодий установлена на основании данных, полученных от Федерального государственного бюджетного учреждения "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Республике Карелия" (далее - ФГБУ "Управление "Карелмелиоводхоз"), Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия,{являющегося держателем Государственного фонда данных (далее - Управление Росреестра по Республике Карелия).
В соответствии с полученным в Управлении Росреестра по Республике Карелия (для служебного пользования) планово-картографическим материалом - чертежом инвентаризации, совмещенным с чертежом освоения и улучшения земель масштаба 1:10000 "Материалы инвентаризации земель совхоза "Маяк", Прионежского района, Карельской АССР, 1988 г.", выполненным ГОСАГРОПРОМ РСФСР Объединением Росземпроект институтом СЕВЗЛПГИПРОЗЕМ Карельским филиалом, в границах земельного участка с кадастровым номером 10:20:0064702:1203 расположены: сельскохозяйственные угодья - пашни уч. Перчн-Поле, осушенные закрытым дренажем (большая часть участка) и частично открытой сетью канав.
Инвентаризация земель совхоза "Маяк" проводилась во исполнение постановления Совета Министров РСФСР от 17.03.1987 N 100 "Об инвентаризации земель в РСФСР" и постановления Совета Министров КАССР от 19.08.1987 N 270 "О проведении в 1987-1988 гг. полной инвентаризации земель КАСОР". Материалы инвентаризации земель рассмотрены и утверждены решением Исполкома Прионежского районного Совета народных депутатов от 18.10.1988 N 438.
В соответствии с результатами проведения инвентаризации мелиорированных земель на территории Республики Карелия, утверждёнными распоряжением Правительства Республики Карелия от 14.07.2011 N З55р-П "Об утверждении результатов инвентаризации мелиорированных земель на территории Республики Карелия" (далее - Инвентаризация от 14.07.2011), а также согласно данным, предоставленным ФГБУ "Управление "Карелмелиоводхоз" (вх. N9129/1-16 от 12.07.2017, вх. N11258/1-16 от 14.08.2019 (фотокопии картографических материалов осушения и освоения земель совхоза "Маяк" Деревянская ферма участка "Перчи-поле", 1967 г.), земельный участок с кадастровым номером 10:20:0064702:1203 расположен в пределам осушительных мелиоративных систем сельскохозяйственного назначения участок "Перчи-поле".
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 19.01.2022 дело N А26-3119/2021 установлен факт отсутствия мелиоративной системы на земельном участке с кадастровым номером 10:20:0064702:1203.
Вместе с тем, спорный земельный участок расположен на уже мелиорированном участке "Перчи-поле" (в составе п. Ладва), ранее принадлежавшем совхозу "Маяк", назначение: "обеспечение сельскохозяйственного использования мелиорированных земель" (Распоряжение Правительства Республики Карелия от 14.07.2011 N 355р-П "Об утверждении результатов инвентаризации мелиорированных земель на территории Республики Карелия"). В соответствии с письмом ФГБУ "Управление "Карелмелиоводхоз" от 11.07.2017 N305 земельный участок с кадастровым номером 10:20:0064702:1203 является осушенным. Согласно указанным выше документам такой земельный участок относится к землям, осушенным закрытым тренажем, категория "пашни"
В соответствии с пунктом 4 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные расстоянии не более тридцати километров от границ сельских населенных пунктов, не могут использоваться для целей, не связанных с нуждами сельского хозяйства и сельскохозяйственным производством, за исключением строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов в соответствии с пунктом 2 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации и осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 3 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации. Земельный участок с кадастровым номером 10:20:0064702:1203 находится в непосредственной близости от села Деревянное (на расстоянии 29 м). Таким образом, внесение интересующих заявителя изменений градостроительный регламент не предусмотрено в силу закона.
В основные виды разрешенного использования территориальной зоны СХ2 - "Зона сельскохозяйственного использования. предусматривающая строительство ОКС", предлагаемой заявителем для установки на земельном участке с кадастровым номером 10:20:0064702:1203, включен вид разрешенного использования ведение садоводства (код 13.2), подразумевающий осуществление отдыха и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур; размещение для собственных нужд садового дома, жилого дома, указанного в описании вида разрешенного использования с кодом 2.1, хозяйственных построек и гаражей.
Статьей 79 Земельного кодекса Российской Федерации определены особенности использования сельскохозяйственных угодий, и установлено, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране (пункт 1).
В соответствии с частью 6 статьи 36 Градостроительного Кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты; для сельскохозяйственных угодий не устанавливаются.
Оборот земель сельскохозяйственного назначения, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного Назначения".
Из пункта 6 указанной статьи следует, что сельскохозяйственные угодья не могут включаться в границы территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд, а также использоваться для строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей на садовом земельном участке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что принадлежащий Обществу земельный участок с кадастровым номером 10:20:0064702:1203 является сельскохозяйственным угодьем в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Исходя из буквального толкования вышеприведенных положений действующего законодательства, спорный земельный участок не предназначен для строительства ОКС.
Исходя из положений статей 42, 77 и 79 ЗК РФ, статьи 1 Закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" для сельскохозяйственных угодий установлен особый режим, имеющий целью не только охрану и повышение плодородия почв, но и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственною оборота либо возведения на них строений, даже в целях их использования в сельскохозяйственной деятельности.
Об имеющихся ограничениях в использовании земель сельхозназначения Обществу было известно на момент приобретения земельного участка, установление правового режима, не соответствующего планам собственника земельного участка, не является нарушением его прав. А поскольку земельный участок с кадастровым номером 10:20:0064702:1203 отнесен к категории земель "земли сельскохозяйственного использования" и имеет вид разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства", препятствия к использованию такою земельного участка по назначению отсутствуют, в связи с чем права и законные интересы заявителя не нарушены.
Также суд верно отметил следующее.
Как указано судом выше, несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений является основанием для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки (пункт 1 части 2 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Из совокупного толкования приведенных правовых норм следует, что задача органов муниципальных образований при разработке документов территориального планирования, правил землепользования и застройки состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов, в установлении между ними разумного и справедливого баланса.
Администрацией обоснованно определен приоритет сохранения и развития сельскохозяйственных земель, и, как следствие, сельскохозяйственного производства.
Частью 2 статьи 39 Федерального закона от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" установлено, что по решению органов местного самоуправления могут разрабатываться, утверждаться (одобряться) и реализовываться стратегия социально - экономического развития муниципального образования и план мероприятий по реализации стратегии социально - экономического развития муниципального образования.
Таким образом, органы местного самоуправления вправе самостоятельно определять направление развития муниципального образования и принимать в соответствии с этим соответствующие нормативные акты.
Стратегия социально - экономического развития является основой для разработки муниципальных программ, схемы территориального планирования и плана мероприятий по ее реализации.
Проекты документов стратегического планирования выносятся на общественное обсуждение с учетом требований законодательства Российской Федерации.
Судом учтено, что генеральный план поселения является документом, определяющим территориальное планирование последнего на долгосрочную перспективу не менее 20 лет (часть 11 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации), при этом генеральный план Деревянского сельского поселения утвержден в 2021 году.
При подготовке данного генерального плана в соответствии со статьями 5.1, 24, 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации публичные слушания проводились.
Обращаясь с требованием о внесении изменений в генеральный план поселения, заявитель хочет установить возможность для перевода земельного участка, находящегося в его собственности, из одной категории земель в другую. Вместе с тем, территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному - двум участкам. Интерес собственника земельного участка в данном случае не может идти вразрез с интересами органа местного самоуправления, определяющего направление развития муниципального образования исходя из интересов неопределенного круга лиц.
Закрепленный в Конституции Российской Федерации принцип разделения властей не допускает вмешательства судебных органов в деятельность органов местного самоуправления, поэтому арбитражным судам не предоставлено право принимать конкретные решения по предметам ведения таких органов.
Об имеющихся ограничениях по использованию земель сельскохозяйственного назначения Обществу было известно на момент его приобретения. Установление для земельного участка соответствующего правового режима, не соответствующего планам собственника, не является нарушением его прав.
При установленных обстоятельствах, исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к правомерному выводу о том, что отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных Обществом требований.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм права, не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 10.10.2022 по делу N А26-4792/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.В. Черемошкина |
Судьи |
О.В. Горбатовская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-4792/2022
Истец: ООО "Орзенский бор"
Ответчик: Администрация Прионежского муниципального района
Третье лицо: Администрация Деревянского сельского поселения, Совет Прионежского муниципального района