г. Москва |
|
07 декабря 2022 г. |
Дело N А40-107719/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 декабря 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.А. Ким.,
судей: О.Г. Головкиной., Т.В. Захаровой.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Д.Л. Розенфельдом.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
истца Акционерного общества "Вагонная ремонтная компания - 2"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 11 октября 2022 года по делу N А40- 107719/22,
по иску Акционерного общества "Вагонная ремонтная компания - 2" (ИНН: 7708737517)
к Обществу с ограниченной ответственностью "Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа" (ИНН: 7728312865)
третье лицо: Министерство Обороны Российской Федерации о
взыскании денежных средств в размере 1 648 777,43 руб.
при участии в судебном заседании:
от истца: Набатникова И.В. по доверенности от 20.07.2022;
от ответчика: Седов В.С. по доверенности от 04.12.2019;
от третьего лица: Петропольская М.В. по доверенности от 11.10.2022;
УСТАНОВИЛ:
АО "Вагонная ремонтная компания - 2" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к ООО "Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа" о взыскании убытков в размере 1 648 777, 43 рублей.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство Обороны Российской Федерации.
Оценив доводы и возражения сторон в совокупности с представленными доказательствами, руководствуясь ст.ст. 309, 310, 1102 ГК РФ, ст.ст. 8, 9, 65, 69, 71, 110, 167-171, 176 АПК РФ решением от 11 октября 2022 г. суд первой инстанции в иске отказал.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил указанное решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, в обоснование отмены ссылался на то, что необоснованно отклонены доказательства и доводы о необоснованном списании денежных средств со специализированного счета АО "Вагонная ремонтная компания - 2" представленных в обеспечение заявки на участие в торгах.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте www.kad.arbitr.ru в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме. Считает решение суда незаконным и необоснованным, просит решение суда отменить.
Представители ответчика, третьего лица возражали против удовлетворения апелляционной жалобы. Считают решение суда законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы несостоятельными.
Девятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы.
Судом установлено, что акционерное общество "Вагонная ремонтная компания - 2" (далее -АО "ВРК-2", Истец) является участником торгов закупки работ по ремонту и техническому обслуживанию железнодорожного подвижного состава и специальных вагонов, организованных Министерством обороны Российской Федерации (далее - Минобороны РФ) и подведомственных ему учреждений.
Указанные закупки публикуются на электронной торговой площадке сети Интернет по адресу http://www.astgoz.ru (далее по тексту: Ответчик / ЭТП ACT ГОЗ/ Общество с ограниченной ответственностью "Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа" http://www.astgoz.ru/page/about)
В четвертом квартале 2020 года АО "ВРК-2" приняло участие в закрытом электронном аукционе по извещению 0173100004520002790 на оказание услуг по ремонту железнодорожного подвижного состава для нужд Минобороны РФ в 2021 году.
11.11.2020 по результатам заседания аукционной комиссией Минобороны РФ и подведения итогов закрытого электронного аукциона по извещению 0173100004520002790 было принято решение о несоответствии заявки АО "ВРК-2" (идентификационный номером 27091) требованиям предусмотренным извещением об осуществлении закупки.
На момент окончания подачи заявок на специальном счете АО "ВРК-2" были заблокированы денежные средства в размере 1 778 828, 59, предоставленные в обеспечение вышеуказанной заявки, на основании признания ЭТП ACT ГОЗ ее в соответствии с третьей заявкой.
Заблокированные на специальном счете АО "ВРК-2" денежные средства в размере 1 778 828, 59 рублей 12.11.2020 Банком ПАО ВТБ были перечислены в бюджет бюджетной системы Российской Федерации, по следующим реквизитам: ИНН 7704252261, КПП 770401001, Межрегиональное операционное УФК (Министерство обороны Российской Федерации л/с N 04951001870), счет N 40101810500000001901 в ОПЕРАЦИОННОМ ДЕПАРТАМЕНТЕ БАНКА РОССИИ Г. МОСКВА 701, БИК 044501002, ОКТМО 45374000.
Истец со списанием денежных средств, представленных в обеспечение заявки по извещению 0173100004520002790, не согласен, и считает, что денежные средства в размере 1 778 828, 59 рублей перечислены в бюджет бюджетной системы Российской Федерации не обосновано и не правомерно.
Указанная заявка не является третьей из поданных на одной электронной площадке в течение одного квартала календарного года, и как следствие, списание денежных средств является не обоснованным и не правомерным.
Исходя из даты и времени опубликования итогового протокола на ЭТП (11.11.2020 в 17 час. 45 мин.), а также с учетом даты и времени опубликования итоговых протоколов по иным заявкам АО "ВРК-2", отклонённых в четвертом квартале 2020 года на электронной торговой площадке сети Интернет по адресу http://www.astgoz.ru, заявка по извещению по извещению 0173100004520002790 следует считать четвертой/первой.
Истец также указывает, что необоснованно понес убытки в размере 1 648 777 руб. 43 коп., рассчитанные исходя из разницы между фактически списанной суммы в размере 1 778 828 руб. 59 коп., и суммой, подлежащей списанию в размере 130 051,16 руб.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения в Арбитражный суд города Москвы.
Согласно п. 1 ст. 393 Гражданского кодекса Российской Федерации должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
Статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно письму от 29.01.2018 N 24-04-06/4970, N 14-00-06/1303, N МО/5562/18 Минфина России, Федерального казначейства, ФАС России по вопросам применения Постановления N 1428 при проведении закрытого аукциона с использованием функционала специализированной электронной площадки целесообразно применять порядок проведения электронного аукциона, установленный Федеральным законом от 5.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Положениями части 5 и 6 статьи 24.1 Закона о контрактной системе установлено, что обмен информацией, связанной с проведением электронных процедур между участником закупки, заказчиком, оператором специализированной электронной площадки осуществляется на специализированной электронной площадке в форме электронных документов.
Электронные документы участника закупки, заказчика, оператора специализированной электронной площадки должны быть подписаны усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени соответственно участника закупки, заказчика, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки.
В соответствии с частью 27 статьи 44 Закона о контрактной системе в случае, если в течение одного квартала календарного года на одной электронной площадке в отношении трех и более заявок участника закупки комиссиями по осуществлению закупок приняты решения о несоответствии указанных заявок требованиям, предусмотренным документацией о закупке, по основаниям, установленным пунктами 1 и 2 части 4 статьи 54.7, пунктами 1 и 2 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, денежные средства, заблокированные на специальном счете участника закупки в размере обеспечения каждой третьей такой заявки, подлежат перечислению в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации, за исключением случая, если судом, контрольным органом в сфере закупок принятое в отношении такой заявки решение признано не соответствующим требованиям Закона о контрактной системе (в редакции действующей на момент проведения закупок).
Согласно пункту 1, 2 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе, а также несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе (в редакции действующей на момент проведения закупок).
Заявителем было принято участие в закрытых аукционах с номерами извещений N 0173100004520002351, N 0173100004520002486, N 0173100004520002790, N 0173100004520002730, N 0173100004520002729.
По указанным выше закрытым аукционам аукционными комиссиями были приняты решения о признании поданных заявок заявителя на участие в закупках несоответствующими требованиям документации об аукционах и требованиям Закона о контрактной системе по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе.
По мнению заявителя, оператором неправомерно заблокированы денежные средства на специальном счете участника и перечислены в бюджет бюджетной системы Российской Федерации по закупке N 0173100004520002790, поскольку заявка по аукциону не является третьей за квартал и оператором должны были быть заблокированы и перечислены денежные средства по аукциону с N 0173100004520002730.
Вместе с тем, согласно части 8 статьи 69 Закона о контрактной системе результаты рассмотрения заявок на участие в аукционе фиксируются в протоколе подведения итогов такого аукциона, который подписывается всеми участвовавшими в рассмотрении этих заявок членами аукционной комиссии, и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола, размещаются заказчиком на электронной площадке и в единой информационной системе.
В рассматриваемом случае, по закупке с извещением N 0173100004520002351 протокол подведения итогов от 8.10.2020 подписан и опубликован на сайте оператора 8.10.2020;
по закупке с извещением N 0173100004520002486 протокол подведения итогов от 13.10.2020 подписан и опубликован на сайте оператора 13.10.2020;
по закупке с извещением N 0173100004520002790 протокол подведения итогов от 11.11.2020 подписан и опубликован на сайте оператора 11.11.2020 в 18:42;
по закупке с извещением N 0173100004520002730 протокол подведения итогов от 11.11.2020 подписан 11.11.2020, опубликован на сайте оператора 12.11.2020 в 13:58;
по закупке с извещением N 0173100004520002729 протокол подведения итогов от 11.11.2020 подписан 11.11.2020, опубликован на сайте оператора 12.11.2020 в 19:18.
Таким образом, учитывая положения Закона о контрактной системе, оператором правомерно принято решение о перечислении денежных средств на счет заказчика, внесенных заявителем в качестве обеспечения заявки по аукциону N 0173100004520002790, поскольку протокол подведения подписан и опубликован на сайте оператора 11.11.2020, а по аукциону с извещением N 0173100004520002730 подписан 11.11.2020, опубликован на сайте оператора 12.11.2020.
Таким образом, Ответчик законно произвел удержание из обеспечения заявки на участие в процедуре в качестве штрафа за троекратное отклонение истца за несоответствие требованиям установленным документацией о закупке.
Оценив все представленные в материалы дела доказательства, суд пришёл к выводу, что исковые требования удовлетворению не подлежат.
Апелляционный суд отклоняет доводы жалобы на основании следующего.
В четвертом квартале 2020 г., Заявитель принимал участие в закрытых электронных аукционах, проводимых Министерством обороны РФ (далее - Заказчик) с номерами извещений N 0173100004520002351, N 0173100004520002486, N 0173100004520002790, N 0173100004520002730, N 0173100004520002790 на оказание услуг по ремонту железнодорожного подвижного состава для нужд Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии с ч.1-2 ст.69 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в редакции действовавшей на тот момент (2020 год) аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе, после на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, предусмотренным Законом о контрактной системе.
По указанным выше закрытым аукционам аукционными комиссиями Заказчика были приняты решения о признании поданных заявок Заявителя на участие в закупках несоответствующими требованиям установленными документацией об аукционах и Законом о контрактной системе.
Согласно ч. 27 ст.44 Закона о контрактной системе, в редакции действовавшей на тот момент (2020 год), если в течение одного квартала календарного года на одной электронной площадке в отношении трех и более заявок участника закупки комиссиями по осуществлению закупок приняты решения о несоответствии указанных заявок требованиям, предусмотренным документацией о закупке, по основаниям, установленным п.1 и 2 ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе, денежные средства, заблокированные на специальном счете участника закупки в размере обеспечения каждой третьей такой заявки, подлежат перечислению в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации, за исключением случая, если судом, контрольным органом в сфере закупок принятое в отношении такой заявки решение признано не соответствующим требованиям настоящего Федерального закона.
Заявка ответчика по закупке с номером извещения N 0173100004520002790 является третьей отклонённой заявкой за несоответствие указанным требованиям, предусмотренным документацией о закупке, в течение четвёртого квартала 2020 г.
Согласно извещению о закупке с номером N 0173100004520002790, Заказчиком был установлен размер обеспечения заявки на сумму 1 778 828 (один миллион семьсот семьдесят восемь тысяч восемьсот двадцать восемь) руб. 59 копеек. Оператор на основании ч.18 ст.44 Закона о контрактной системе, в редакции действовавшей на тот момент (2020 год), произвел блокировку денежных средств на специальном счёте Заявителя в размере обеспечения заявки предусмотренном документацией о закупке.
Заблокированные Оператором денежные средства, 1 778 828 (один миллион семьсот семьдесят восемь тысяч восемьсот двадцать восемь) руб. 59 копеек были перечислены в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации, в качестве штрафа за троекратное отклонение заявки в течении одного квартала.
Заявитель со списанием денежных средств не согласен и полагает что третьей из поданных на специализированной электронной площадке и отклонённой за не соответствия требованиям, в течении одного квартала считается заявка, поданная по процедуре с номером извещения N 0173100004520002730, ссылаясь на прикреплённый не подписанный протокол подведения итогов, размещенный в карточке протокола, формируемого заказчиком при помощи функционала специализированной электронной площадки.
На основании ч.8 ст. 69 Закона о контрактной системе, в редакции действовавшей на тот момент (2020 год) результаты рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе фиксируются в протоколе подведения итогов такого аукциона, который подписывается всеми участвовавшими в рассмотрении этих заявок членами аукционной комиссии, и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола, размещаются заказчиком на электронной площадке и в единой информационной системе.
Согласно письму от 29.01.2018 г. N 24-04-06/4970, N 14-00-06/1303, N МО/5562/18 Министерства Финансов РФ, Федерального казначейства, ФАС России по вопросам применения Постановления N 1428 при проведении закрытого аукциона с использованием функционала специализированной электронной площадки целесообразно применять порядок проведения электронного аукциона, установленный Закон о контрактной системе.
В соответствии ч. 5-6 ст. 24.1 Закона о контрактной системе, в редакции действовавшей на тот момент (2020 год), обмен информацией, связанной с аккредитацией на электронной площадке, специализированной электронной площадке и проведением электронных процедур, закрытых электронных процедур, между участником закупки, заказчиком, оператором электронной площадки. оператором специализированной электронной площадки осуществляется на электронной площадке, специализированной электронной площадке в форме электронных документов. Электронные документы участника закупки, заказчика, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки должны быть подписаны усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени соответственно участника закупки, заказчика, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки.
Заказчик формирует протокол подведения итогов самостоятельно при помощи функционала специализированной электронной площадки, собственноручно вписывая соответствующие данные. Протокол подведения итогов должен содержать в себе информацию, которая предусмотрена Законом о контрактной системе, оформлен и подписан надлежащим образом.
Протокол подведения итогов считается подписанным и опубликованным, когда уполномоченное лицо, имеющее право действовать от имени Заказчика подписывает, его усиленной электронной подписью, а не с момента прикрепления в карточке электронной процедуры, формируемой Заказчиком при помощи функционала специализированной электронной площадки протокола подведения итогов в формате Word.
Протокол подведения итогов с номером извещения N 0173100004520002790 от 11.11.2020 был подписан электронной подписью и опубликован 11.11.2020 г. в 18:42.
Протокол подведения итогов номером извещения N 0173100004520002730 от 11.11.2020 был подписан электронной подписью и опубликован 12.11.2020 г. в 13:58.
Суд первой инстанции правомерно признал действия Оператора, по удержанию из обеспечения заявки на участие в процедуре в качестве штрафа за троекратное отклонение Заявителя за несоответствие требованиям установленным документацией о закупке, законными и обоснованными.
Заявителем апелляционной жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 11 октября 2022 года по делу N А40-107719/22 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.А. Ким |
Судьи |
О.Г. Головкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-107719/2022
Истец: АО "ВАГОННАЯ РЕМОНТНАЯ КОМПАНИЯ - 2"
Ответчик: ООО "АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ТОРГОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБОРОННОГО ЗАКАЗА"