г. Санкт-Петербург |
|
07 декабря 2022 г. |
Дело N А56-38782/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 декабря 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Загараевой Л.П.,
судей Будылевой М.В., Горбачевой О.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.,
при участии:
от заявителя: Сталюкова Е.А. (директор), Фокина Е.Г. по доверенности от 05.04.2022,
от ответчика: 1) Иванов В.И. по доверенности от 12.09.2022,
2) Кубанских И.Ю. по доверенности от 28.09.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-33208/2022) Межрайонной инспекции ФНС N 18 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.09.2022 по делу N А56-38782/2022, принятое
по заявлению ООО "Капитал Кадры"
к 1) Межрайонной инспекции ФНС N 18 по Санкт-Петербургу;
2) УФНС по Санкт-Петербургу
об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Капитал Кадры" (далее - Заявитель, Налогоплательщик, Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Санкт-Петербургу (далее - налоговый орган, Инспекция) от 11.10.2021 N 3575 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением от 07.09.2022 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, Инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, в отчетном периоде Общество не вправе было применять пониженные тарифы страховых взносов, поскольку в этот период не было включено в реестр. Проверка включенного в расчет показателя среднесписочной численности работников в полномочия налоговых органов не входит.
В судебном заседании представители Инспекции и УФНС по Санкт-Петербургу поддержали доводы жалобы, представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекцией в отношении заявителя проведена камеральная налоговая проверка, по которой составлен акт N 11157 от 23.04.2021.
По итогам проверки вынесено решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 11.10.2021 N 3575, Обществу доначислены страховые взносы в сумме 1 220 062 руб. 99 коп. за 1 квартал 2021 года.
Не согласившись с решением налогового органа, Заявитель обратился в Управление ФНС по г. Санкт-Петербургу. Решением УФНС по г. Санкт-Петербургу в удовлетворении жалобы было отказано.
Полагая, что решение Инспекции не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы Общества, заявитель обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил.
Исследовав материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) плательщиками страховых взносов признаются, в том числе, организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическими лицам.
В соответствии со статьей 425 НК РФ тариф страхового взноса представляет собой величину страхового взноса на единицу измерения базы для исчисления страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящей главой.
Согласно пункту 17 части 1 статьи 427 НК РФ пониженные тарифы страховых взносов применяются для плательщиков страховых взносов, признаваемых субъектами малого или среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", в отношении части выплат в пользу физического лица, определяемой по итогам каждого календарного месяца как превышение над величиной минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало расчетного периода.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) субъекты малого и среднего предпринимательства - это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными данным Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 данного Закона, вносятся в Реестр в соответствии с данной статьей.
В силу пунктов 2 и 3 части 1.1 статьи 4 Закона N 209-ФЗ в целях отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства хозяйствующими субъектами должны выполняться определенные указанными нормами условия по среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и доходу, полученному от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год.
Среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей не должна превышать следующие предельные значения среднесписочной численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства - от ста одного до двухсот пятидесяти человек для средних предприятий (пункт 2 части 1.1. статьи 4 Закона N 209-ФЗ).
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что согласно представленного 14.01.2020 по ТКС расчета среднесписочной численности работников, за 2019 она составила 315 человек, т.е. предельно допустимое значение по критерию численности было превышено.
Пунктом 1 ч.5 ст.4.1 Закона N 209-ФЗ (в редакции, действовавшей до внесения изменений законом от 27.10.2020 N 349-ФЗ) установлено, что исключение из ЕРСМП сведений о юридических лицах и предпринимателях производилось один раз в год - 10 августа в случае, если такие юридические лица и предприниматели не соответствуют условиям, установленным статьей 4 Закона N 209-ФЗ.
В связи с несоответствием заявителя установленным статьей 4 Закона N 209-ФЗ требованиям, ООО "Капитал Кадры" было 10.08.2020 из ЕРСМП исключено.
В ходе проведения камеральной налоговой проверки расчета по страховым взносам за 1 квартал 2021 Инспекцией в адрес Общества направлено требование от 22.06.2021 N 13224 о представлении пояснений, в котором отмечено неправомерное применение пониженного тарифа страховых взносов вследствие исключения общества из ЕРСМП.
В ответ на требование заявитель 05.07.2022 и 08.07.2022 представил в Инспекцию пояснения, в которых указал, что узнал об исключении его из ЕРСМП только в июне 2021 из полученного требования, а также объяснил исключение из реестра некачественной работой аутсорсинговой компании, которая занималась ведением кадрового и бухгалтерского учета и представила в налоговый орган ошибочные сведения о среднесписочной численности работников за 2019 год.
К обращениям от 05.07.2021 и 08.07.2021 заявитель приложил откорректированный расчет численности за 2019 с указанием численности 249 человек.
Пунктом 1 ч.5 ст.4.1 Закона N 209-ФЗ в редакции Закона N 349-ФЗ, действующей с 07.11.2020, предусмотрено ежемесячное обновление сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, внесенных в ЕРСМП.
Исходя из полученных сведений о среднесписочной численности Общества и на основании п.1 ч.5 ст.4.1 Закона N 209-ФЗ, ООО "Капитал Кадры" включено в реестр с 10.07.2021 года. В связи с включением заявителя в реестр с 01.07.2021 за иные периоды 2021 года (за девять месяцев и за год) страховые взносы Обществу не доначислены.
Вместе с тем, субъекты малого предпринимательства имеют возможность контролировать, содержатся ли сведения о них в данном реестре, и в случае, когда сведения о них в таком реестре не будут обнаружены, сообщить об этом в налоговый орган. Доказательства обращения в уполномоченный орган по вопросу исключения Общества из реестра заявитель не представил.
Суд первой инстанции, признавая недействительным решение N 3575 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 11.10.2021, пришел к выводу о том, что при проведении камеральной налоговой проверки налоговым органом не рассматривался вопрос о достоверности среднесписочной численности работников Заявителя за 2019 год, не произведена оценка права применять пониженные страховые взносы по существу.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с указанным выводом.
Права и обязанности налоговых органов определены Налоговым кодексом РФ, а также принятым в соответствии с ним Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506, согласно которым проверка включенного в расчет показателя среднесписочной численности работников в полномочия налоговых органов не входит.
Сведениями из ЕРСМП подтверждается и Обществом не оспаривается, что оно было включено в реестр только 10.07.2021, следовательно, не могло применять пониженный тариф при исчислении страховых взносов за январь-июнь 2021 (отчетные периоды три и шесть месяцев 2021 года).
Соответственно, в отчетном периоде Общество не вправе было применять пониженные тарифы страховых взносов, поскольку в этот период не было включено в реестр, и обязано было исчислить страховые взносы в соответствии с тарифами страховых взносов, установленными статьей 425 НК РФ.
С учетом указанных обстоятельств, основания для признания решения Инспекции незаконным отсутствуют, в связи с чем требования заявителя не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, решение суда подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07 сентября 2022 года по делу N А56-38782/2022 отменить.
В удовлетворении требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.П. Загараева |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-38782/2022
Истец: ООО "КАПИТАЛ КАДРЫ"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 18 по Санкт-Петербургу, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ
Третье лицо: УФНС России СПб