город Томск |
|
07 декабря 2022 г. |
Дело N А27-12965/2022 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Дубининой Т.Н., рассмотрев апелляционную жалобу государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (N 07АП-9445/2022) на решение от 26.09.2022 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-12965/2022 (дело рассмотрено в порядке упрощенного производства, судья Сарафанникова М.А.) по заявлению государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (650000, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, проспект Советский, дом 74, ОГРН 1024200702360, ИНН 4207010740) к обществу с ограниченной ответственностью "ТРУДОВЫЕ МАСТЕРСКИЕ" (654005, Кемеровская область - Кузбасс, город Новокузнецк, улица Ноградская (Центральный район), дом 12, квартира 173, ОГРН 1174205026478, ИНН 4217185989) о взыскании штрафа за непредставление страхователем в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июль 2019 года, январь 2020 года, август 2021 года в общем размере 6 500 рублей,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (далее - Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "ТРУДОВЫЕ МАСТЕРСКИЕ" (далее - Общество) финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ), по формам СЗВ-М за июль 2019 года, январь 2020 года, август 2021 года в общем размере 6 500 рублей.
Настоящее дело в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением от 13.09.2022 Арбитражного суда Кемеровской области, принятым в виде резолютивной части в порядке части 1 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявленные требования удовлетворены частично; с Общества в доход соответствующего бюджета Пенсионного фонда взыскан штраф за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М за январь 2020 года в сумме 1 000 рублей, за август 2021 года в сумме 5 000 рублей, всего - в размере 6 000 рублей. В остальной части требований отказано.
С Общества в доход федерального бюджета Российской Федерации взыскана государственная пошлина в размере 1 846 рублей 15 копеек.
Мотивированное решение в соответствии с частью 2 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации составлено судом первой инстанции 26.09.2022 в связи с поступлением заявления Пенсионного фонда.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, Пенсионный фонд обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований Пенсионного фонда в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы Пенсионный фонд, ссылаясь на статью 8.1, пункт 2.2 статьи 11, статьи 15, 16, 17 Федерального закона N 27-ФЗ, указывает на то, что представление сведений на 1 (одно) застрахованное лицо, сведения о котором не были указаны в отчете СЗВ-М (исходная) за июль 2019 года, не может квалифицироваться в качестве уточнения (дополнения) сведений, поскольку сведения фактически были не дополнены, а представлены в отношении 1 (одного) застрахованного лица впервые и с нарушением срока.
Обществом отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлен.
На основании части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим изменению или отмене по следующим основаниям.
15.04.2020 Общество по телекоммуникационным каналам связи представило в Пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-М тип "исходная" за январь 2020 года, что подтверждается извещением о доставке, протоколом проверки отчетности.
В ходе проверки представленных Обществом сведений Пенсионным фондом выявлено нарушение срока предоставления сведений по форме СЗВ-М тип "исходная" за январь 2020 года на 2 (двух) застрахованных лиц, составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 27.05.2020 N 052S18200005958.
По результатам рассмотрения акта и материалов проверки Пенсионным фондом вынесено решение от 02.07.2020 N 052S19200006549 о привлечении Общества к ответственности в размере 1 000 рублей за нарушение срока представления сведений по форме СЗВ-М тип "исходная" за январь 2020 года.
Обществу выставлено требование от 28.07.2020 N 052S01200009148 об уплате финансовых санкций в срок до 17.08.2020.
Общество 15.09.2021 по телекоммуникационным каналам связи представило в Пенсионный фонд сведения об 1 (одном) застрахованном лице по форме СЗВ-М тип "исходная" за август 2021 года, что подтверждается извещением о доставке, протоколом проверки отчетности.
В ходе проверки представленных обществом форм СЗВ-ТД за 2021 год и форм СЗВ-М за 2021 год Пенсионным фондом выявлены несоответствия в сведениях, в связи с чем 01.02.2022 в адрес Общества по телекоммуникационным каналам связи направлено уведомление об устранении ошибок и несоответствий.
Сведения по форме СЗВ-М тип "дополняющая" за август 2021 года на 11 застрахованных лиц, сведения по форме СЗВ-М тип "отменяющая" за август 2021 года на 1 застрахованное лицо представлены Обществом 01.03.2022 и 09.03.2022, что подтверждается извещением о доставке, протоколом проверки отчетности.
Пенсионный фонд, установив, что Обществом сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за август 2021 года представлены позже срока, установленного в уведомлении об устранении ошибок и несоответствий, составил акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 10.03.2022 N 052S18220001326.
По результатам рассмотрения акта и материалов проверки Пенсионным фондом вынесено решение от 12.04.2022 N 052S19220002234 о привлечении Общества к ответственности в размере 5 000 рублей за нарушение срока представления сведений по форме СЗВ-М за август 2021 года.
Обществу выставлено требование от 16.05.2022 N 052S01220003103 об уплате финансовых санкций в срок до 07.06.2022.
15.08.2019 Общество по телекоммуникационным каналам связи представило в Пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-М тип "исходная" за июль 2019 года, что подтверждается извещением о доставке, протоколом проверки отчетности.
30.01.2020 Общество представило в Пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-М "дополняющая" за июль 2019 года на 1 (одно) застрахованное лицо, сведения о котором отсутствовали в ранее представленной форме СВЗ-М тип "исходная", что подтверждается извещением о доставке, протоколом проверки отчетности.
Пенсионный фонд, посчитав нарушенным срок предоставления сведений по форме СЗВ-М тип "дополняющая" за июль 2019 года на 1 (одно) застрахованное лицо, составил акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 03.02.2020 N 052S18200001015.
По результатам рассмотрения акта и материалов проверки Пенсионным фондом вынесено решение от 10.03.2020 N 052S19200001754 о привлечении Общества к ответственности в размере 500 рублей за нарушение срока представления сведений по форме СЗВ-М тип "дополняющая" за июль 2019 года.
Обществу выставлено требование от 02.04.2020 N 052S01200002788 об уплате финансовых санкций в срок до 24.04.2020.
Арбитражный суд первой инстанции, установив нарушение Обществом установленного законом срока представления сведений за январь 2020 года, срока по уведомлению об устранении ошибок и несоответствий в сведениях за август 2021 года, пришел к мотивированному выводу о наличии оснований для привлечения Общества к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по формам СЗВ-М за январь 2020 года, СЗВ-М за август 2021 года, в общем размере 6 000 рублей. Доводов о несогласии с решением суда в части удовлетворенных требований апелляционная жалоба не содержит.
Отказывая в удовлетворении заявления в части взыскания финансовых санкций за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М тип "дополняющая" за июль 2019 года, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы арбитражного суда первой инстанции, отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), статьей 1 Федерального закона N 27-ФЗ, Общество является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования.
В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с преамбулой Федерального закона N 27-ФЗ данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Этим же законом определены обязанность (статья 15 Федерального закона N 27-ФЗ), объем и сроки (статья 11 Федерального закона N 27-ФЗ) представления таких сведений.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ предусмотрено, страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями, органами, предоставляющими государственные или муниципальные услуги, сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным (статья 16 Федерального закона N 27-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона N 27-ФЗ сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в соответствии с настоящим Федеральным законом представляются в органы Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации.
Сведения о застрахованных лицах направляются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах" (далее - Постановление N 83п), согласно которому в разделе 3 "Тип формы" указывается один из предлагаемых кодов: "исходная", "дополняющая", "отменяющая".
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (часть 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ).
Страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации (статья 15 Федерального закона N 27-ФЗ).
Вместе с тем, статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в Пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения Пенсионным фондом, и представить в Пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Из материалов дела следует, что основанием для привлечения Общества к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ послужил вывод Пенсионного фонда о непредставлении страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, по форме СЗВ-М "дополняющая" за июль 2019 года в отношении 1 застрахованного лица.
Пенсионным фондом не оспаривается, что Общество первоначально представило сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М "исходная" за июль 2019 года в установленный законом срок 15.08.2019.
Факт предоставления неполных (недостоверных) сведений по форме СЗВ-М за июль 2019 года при первоначальном предоставлении формы СЗВ-М выявлен Обществом самостоятельно до обнаружения Пенсионным фондом и устранен представлением в Пенсионный фонд исправленных сведений за указанный период.
Данное обстоятельство Пенсионным фондом по существу не оспорено и документально не опровергнуто.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Общество, самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения Пенсионным фондом, реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за спорный период (июль 2019 года), откорректировав их путем представления в Пенсионный фонд дополняющих сведений за этот период, что допускает не применять к страхователю финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, соответственно, оснований для удовлетворения заявленных Пенсионным фондом требований о взыскании с Общества финансовых санкций в размере 500 рублей за июль 2019 года не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о том, что представление сведений на 1 (одно) застрахованное лицо, сведения о котором не были указаны в отчете СЗВ-М (исходная) за июль 2020 года, не может квалифицироваться в качестве уточнения (дополнения) сведений, поскольку сведения фактически были не дополнены, а представлены в отношении 1 (одного) застрахованного лица впервые и с нарушением срока, подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании указанных норм права. Общество самостоятельно внесло исправления в представленные сведения о застрахованных лицах, при этом законодательно не установлен срок для представления "дополняющей" формы СЗВ-М, при самостоятельном выявлении ошибки страхователем, ввиду чего основания для взыскания санкций отсутствуют.
Согласно пункту 38 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018 формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа, является недопустимым; любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности. Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда России, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Иное толкование Пенсионным фондом положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела, не свидетельствуют о неправильном применении или нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, положенные в основу принятого решения, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, не могут служить основанием для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
В связи с изложенным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе безусловных (часть 4 указанной статьи), принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку органы Пенсионного фонда освобождены от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебных расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 26.09.2022 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-12965/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Судья |
Т.Н. Дубинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-12965/2022
Истец: Государственного учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу
Ответчик: ООО "ТРУДОВЫЕ МАСТЕРСКИЕ"