город Омск |
|
06 декабря 2022 г. |
Дело N А75-13514/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 декабря 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Мартыновым Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-12197/2022) муниципального предприятия муниципального образования Октябрьский район "Обьтеплопром" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.08.2022 по делу N А75-13514/2022 (судья Чешкова О.Г.), принятое по заявлению муниципального предприятия муниципального образования Октябрьский район "Обьтеплопром" (ОГРН 1178617002740, ИНН 8614001025, адрес: 628100, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Октябрьский район, поселок городского типа Октябрьское, улица Ленина, дом 22А) к Региональной службе по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ОГРН 1068601010884, ИНН 8601028608, адрес: 628011, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, улица Мира, дом 104) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении от 24.05.2021 N 57,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное предприятие муниципального образования Октябрьский район "Обьтеплопром" (далее - заявитель, предприятие, МП МО Октябрьский район "Обьтеплопром") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Региональной службе по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - административный орган, Служба, РСТ Югры) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении от 24.05.2021 N 57.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.08.2022 по делу N А75-13514/2022 в удовлетворении заявления отказано.
Арбитражный суд пришел к выводу о наличии в действиях предприятия состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и отсутствии со стороны административного органа нарушений установленного КоАП РФ порядка производства по делу об административном правонарушении.
Не согласившись с принятым судебным актом, МП МО Октябрьский район "Обьтеплопром" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, постановление по делу об административном правонарушении от 24.05.2021 N 57 отменить, производство по делу прекратить.
В обоснование жалобы ее податель указал, что административным органом защитник предприятия не извещен о времени и месте составления протокола по делу об административном правонарушении; порядок извещения свидетеля Шмарук О.А. о времени и месте дачи показаний нарушен; при составлении протокола защитник МП МО Октябрьский район "Обьтеплопром" заявил ходатайства об ознакомлении и об отводе, указанные ходатайства не разрешены административным органом; свидетель Кибкало В.И. не предупрежден судом об ответственности за дачу заведомо ложных показаний; суд первой инстанции не привлек к участию в деле защитника предприятия, не направлял ему извещения, в заседание суда защитник не вызывался; судом не вызван свидетель Шмарук О.А.
РСТ Югры в материалы дела представлен отзыв на апелляционную жалобу МП МО Октябрьский район "Обьтеплопром", в соответствии с которым административный орган просит оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайства об отложении слушания по делу не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей указанных лиц по имеющимся в деле доказательствам.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, постановлением заместителя руководителя РСТ Югры Кибкало В.И. от 24.05.2021 N 57 (далее - Постановление) производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ, в отношении предприятия прекращено на основании статьи 2.9 КоАП РФ за малозначительностью, в связи с чем вынесено устное замечание.
Предприятие, не согласившись с принятым постановлением, обжаловало его в Октябрьский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Решением суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.02.2022 отменено решение судьи Октябрьского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11.08.2021 по делу N 12-108/2021, дело возвращено на новое рассмотрение, после чего жалоба предприятия на Постановление по подведомственности поступила со всеми материалами дела (N12-73/2022) на рассмотрение в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Предприятие, оспаривая Постановление, полагает, что дело об административном правонарушении подлежит прекращению в связи с отсутствием события правонарушения, а также в связи с существенным нарушением процессуальных норм.
24.08.2022 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
Частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ предусмотрено, что непредставление сведений или представление заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликование или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса, если опубликование и (или) предоставление таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, а равно нарушение установленных стандартов раскрытия информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий и (или) организаций коммунального комплекса и форм ее предоставления и (или) заполнения, включая сроки и периодичность предоставления информации субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.15 названного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Таким образом, объективную сторону данного правонарушения образует, в том числе, нарушение сроков раскрытия информации субъектами естественных монополий, установленных стандартами раскрытия информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий.
Как следует из материалов дела, в отношении предприятия было возбуждено административное производство по части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ за нарушение порядка, способа или сроков, которые установлены стандартами раскрытия информации, и форм её предоставления должностными лицами указанных органов и организациями, а именно за несоблюдение норм действующего законодательства о государственном регулировании цен (тарифов).
Согласно части 9 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) теплоснабжающие организации, теплосетевые организации обязаны раскрывать информацию в соответствии со Стандартами раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2013 N 570 "О Стандартах раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования" (далее - Стандарты).
Под раскрытием информации в Стандартах (пункт 2) понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации независимо от цели ее получения.
Регулируемыми организациями, а также едиными теплоснабжающими организациями, теплоснабжающими организациями и теплосетевыми организациями в ценовых зонах теплоснабжения информация раскрывается путем:
а) размещения в федеральной государственной информационной системе "Единая информационно-аналитическая система "Федеральный орган регулирования - региональные органы регулирования - субъекты регулирования" напрямую или посредством передачи информации из региональных информационных систем, созданных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), либо в случае наделения законом субъекта Российской Федерации полномочиями по государственному регулированию цен (тарифов) в сфере теплоснабжения органов местного самоуправления муниципальных образований - информационных систем, созданных органами местного самоуправления, либо иных информационных систем, содержащих необходимую для раскрытия информацию (в случае их наличия), с использованием унифицированных структурированных открытых форматов для передачи данных (единых форматов для информационного взаимодействия), утверждаемых федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения;
б) опубликования в печатных изданиях, в которых публикуются акты органов местного самоуправления, а также представления информации в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного представителя регулируемой организации, а также единой теплоснабжающей организации, теплоснабжающей организации и теплосетевой организации в ценовых зонах теплоснабжения, в полном объеме на электронном носителе в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) - в случае, указанном в абзаце первом п. 10 Стандартов;
в) опубликования в печатных изданиях - в случае, указанном в абзаце втором п. 10 Стандартов;
г) предоставления информации на безвозмездной основе на основании письменных запросов заинтересованных лиц;
д) опубликования на официальном сайте в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") единой теплоснабжающей организации - для единой теплоснабжающей организации.
В силу пункта 7(1) Стандартов размещение информации в информационно-аналитической системе осуществляется в соответствии с Формами размещения информации в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, в области обращения с твердыми коммунальными отходами, подлежащей раскрытию в федеральной государственной информационной системе "Единая информационно- аналитическая система "Федеральный орган регулирования - региональные органы регулирования - субъекты регулирования" (далее - Система), утвержденными приказом Федеральной антимонопольной службы России от 13.09.2018 N 1288/18 "Об утверждении форм размещения информации в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, в области обращения с твердыми коммунальными отходами, подлежащей раскрытию в федеральной государственной информационной системе "Единая информационно-аналитическая система "Федеральный орган регулирования - региональные органы регулирования - субъекты регулирования" (далее - Формы).
В пункте 11 статьи 2 Закона N 190-ФЗ закреплено, что теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям, произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.
Предприятие владеет на праве хозяйственного ведения источниками тепловой энергии и тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.
Приказом РСТ Югры от 26.11.2019 N 96-нп "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям" были установлены тарифы на тепловую энергию потребителям предприятия на территории городского поселения Октябрьское Октябрьского района поселок городского типа Октябрьское с 01.01.2020 по 31.12.2022.
Таким образом, предприятие является теплоснабжающей организацией. Следовательно, предприятие обязано раскрывать информацию путем ее размещения в Системе (Портал публикации сведений, подлежащих свободному доступу Федеральной антимонопольной службы - ri.eias.ru) напрямую или посредством передачи информации в региональную информационную систему - региональный сегмент данных единой информационно-аналитической системы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - РСД ЕИАС) с использованием соответствующих единых форматов (шаблонов).
В Положении о Региональной службе по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, утвержденном постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.04.2012 N 137-п "О Региональной службе по тарифам Ханты- Мансийского автономного округа - Югры" (далее - Положение) закреплено, что РСТ Югры является исполнительным органом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, осуществляющим функции по реализации единой государственной политики и нормативному правовому регулированию, региональному государственному контролю (надзору) в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги).
В период с 11.01.2021 по 25.02.2021 в соответствии с Законом N 190-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 N 543 "О государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), а также изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", Положением, Порядком организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, утвержденным постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17.01.2014 N 14-п "О Порядке организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) на территории Ханты- Мансийского автономного округа - Югры", РСТ Югры осуществлен региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в части соблюдения стандартов раскрытия информации, подлежащей раскрытию в 4 квартале 2020 года, теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями (далее - контрольное мероприятие).
По результатам контрольного мероприятия установлено, что предприятие не раскрыло в срок, установленный Стандартами, в Системе (Портал публикации сведений, подлежащих свободному доступу Федеральной антимонопольной службы - ri.eias.ru) напрямую или посредством передачи информации через РСД ЕИАС с использованием соответствующих единых форматов (шаблонов)) информацию о регулируемой организации (общая информация) (подпункт "а" пункта 15 Стандартов), в рамках которой раскрытию подлежат, в частности, сведения о наименовании юридического лица, фамилия, имя и отчество руководителя регулируемой организации (подпункт "а" пункта 18 Стандартов). Данная информация раскрывается в шаблоне FAS.JKH.OPEN.INFO.ORG. WARM.
Согласно подпункту "а" пункта 12 Стандартов, в случае если в раскрываемой информации произошли изменения, сведения об этих изменениях подлежат опубликованию в течение 10 календарных дней со дня изменения информации, если ранее данная информация была опубликована в Системе.
Распоряжением администрации Октябрьского района от 02.11.2020 N 514-рлс с 02.11.2020 по 30.04.2021 на должность директора предприятия принят Главатских Александр Петрович, о чем 16.11.2020 сделана запись в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ).
Соответственно, учитывая положения подпункта "а" пункта 12 Стандартов, предприятие обязано было в срок с 03.11.2020 по 12.11.2020 опубликовать информацию о новом руководителе в Системе по форме шаблона FAS.JKH.OPEN.INFO.ORG.WARM.
В установленный подпунктом "а" пункта 12 Стандартов срок (10 календарных дней) предприятие свою обязанность не исполнило.
Нарушение, допущенное предприятием, подтверждает отчет РСТ Югры о проведении систематического наблюдения и анализа за соблюдением стандартов раскрытия информации от 02.03.2021 N 178-ОД, скриншот с Портала публикации сведений, подлежащих свободному доступу Федеральной антимонопольной службы - ri.eias.ru, протокол об административном правонарушении от 14.04.2021 N 40, материалы дела.
Данная информация является общедоступной и проверяемой, подтверждена в ходе осмотра сайта в судебном заседании суда первой инстанции.
Таким образом, наличие в действии общества события вменяемого правонарушения (нарушение сроков, которые установлены стандартами раскрытия информации) подтверждено материалами дела и является установленным.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности исполнения обществом требований Стандартов в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлено, равно как и доказательства того, что общество предприняло исчерпывающие меры для соблюдения требований Закона N 190-ФЗ и Стандартов в установленном порядке.
При таких обстоятельствах административный орган обоснованно пришел к выводу о наличии в бездействии предприятия состава вменяемого административного правонарушения.
Постановление в отношении предприятия вынесено административным органом с учетом совокупности имеющихся в материалах дела доказательств, позволяющих расценить бездействие предприятия как малозначительное правонарушение, и обстоятельств, смягчающих административную ответственность, - совершение правонарушения впервые, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании статьи 2.9 КоАП РФ за малозначительностью и вынесено устное замечание.
Судом апелляционной инстанции установлено, что порядок привлечения к административной ответственности соблюден, сроки привлечения к административной ответственности, предусмотренные статьей 4.5 КоАП РФ, не истекли.
По мнению подателя жалобы, предприятию необоснованно отказано в удовлетворении ходатайств об отводе лица, составившего протокол об административном правонарушении, а также отказано в ознакомлении с материалами дела об административном правонарушении, защитник не был извещен о составлении протокола.
Между тем из материалов дела следует, что представитель предприятия (защитник) присутствовал на составлении протокола и при рассмотрении дела, расписался в листе ознакомления с материалами дела об административном правонарушении.
Судом первой инстанции установлено, что протокол об административном правонарушении 14.04.2021 составлен административным органом с соблюдением положений статьи 28.2 КоАП РФ, направленных на защиту прав лица, привлекаемого к ответственности, в том числе установлен факт надлежащего извещения предприятия о времени и месте составления протокола.
Суд апелляционной инстанции не усматривает нарушения Службой прав и законных интересов предприятия при производстве по делу об административном правонарушении.
Доводы, приводимые предприятием, не свидетельствуют о существенном нарушении порядка административного производства исходя из положений пункта 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", пункта 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Доводы апелляционной жалобы относительно того, что суд первой инстанции не привлек к участию в деле защитника предприятия, подлежат отклонению, поскольку отдельное участие защитника в арбитражном процессе нормами АПК РФ не предусмотрено, препятствий для участия указанного лица в качестве представителя заявителя апелляционный суд не усматривает.
Иные доводы и аргументы, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на его обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем признаются несостоятельными.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ апелляционные жалобы на решения суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.08.2022 по делу N А75-13514/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленными квалифицированными электронными подписями судей, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-13514/2022
Истец: МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОКТЯБРЬСКИЙ РАЙОН "ОБЬТЕПЛОПРОМ"
Ответчик: Региональная служба по тарифам ХМАО -Югры