г. Красноярск |
|
06 декабря 2022 г. |
Дело N А33-10141/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 декабря 2022 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дамбарова С.Д.,
судей: Парфентьевой О.Ю., Петровской О.В.,
при ведении протокола судебного заседания Щекотуровой Я.С.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу главы-председателя Хурала представителей Тере-Хольского кожууна Республики Тыва Шыырапа Буяна Васильевича
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 17 августа 2022 года по делу N А33-10141/2022,
при участии:
от заявителя - главы-председателя Хурала представителей Тере-Хольского кожууна Республики Тыва Шыырапа Буяна Васильевича: Идам Д.С., представитель по доверенности от 06.10.2022, диплом, паспорт;
от ответчика - Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу: Погорелая Л.В., представитель по доверенности от 21.04.2022 N 05-01/3235, диплом, паспорт;
от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Новый Базас":
Шевлякова М.Г., представитель по доверенности от 01.11.2021, диплом, паспорт,
УСТАНОВИЛ:
глава-председатель Хурала представителей Тере-Хольского кожууна Республики Тыва Шыырап Буян Васильевич (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Департаменту по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу (далее - Департамент, Центрсибнедра); к обществу с ограниченной ответственностью "Новый Базас" (далее - ООО "Новый Базас") о признании аукциона на право геологической разведки и добычи золота в бассейне реки Чактыг Тере-Хольского кожууна Республики Тыва, проведенного Департаментом по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу 28.12.2021 незаконным, а его результаты - недействительными; об обязании Департамента провести согласительные процедуры, указанные в пункте 5.1 Положения о территориях традиционного природопользования коренного малочисленного народа "тувинцы-тоджинцы" Тере-Хольского кожууна (с учетом заявления об изменении заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением от 27.04.2022 заявление принято к производству суда, возбуждено производство по делу.
Определением от 06.07.2022 к участию в деле в качестве соответчика привлечено общество с ограниченной ответственностью "Новый Базас".
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 17 августа 2022 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела.
Ответчики представили отзывы на апелляционную жалобу, в которых изложили возражения по доводам жалобы, просят оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 028.09.2022 апелляционная жалоба принята к производству.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 23.06.2016 N 220-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти" предусматривается возможность выполнения судебного акта в форме электронного документа, который подписывается судьей усиленной квалифицированной электронной подписью. Такой судебный акт направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его вынесения, если иное не установлено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Текст определения о принятии к производству апелляционной жалобы от 28.09.2022, подписанный судьей усиленной квалифицированной электронной подписью, опубликован в Картотеке арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru/).
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет").
В судебном заседании после отложения представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции подлежим отмене.
Представители ответчика изложили возражения по доводам апелляционной жалобы, считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 29.11.2022 в составе суда произведена замена, судья Белан Н.Н. заменена на судью Петровскую О.В.
Учитывая замены в составе судей, на основании части 5 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение апелляционной жалобы осуществлялось с самого начала.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Департаментом на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов, было опубликовано извещение N 021121/0880740/40/02 от 02.11.2021 о проведении аукциона на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи золота из россыпных месторождений на участке недр "Чактыг р." в Тере-Хольском районе Республики Тыва (далее по тексту - Аукцион).
Приказом Центрсибнедра от 02.11.2021 N 780 утвержден Порядок и условия проведения аукциона на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи золота из россыпных месторождений на участке недр "Чактыг р." в Тере-Хольском районе Республики Тыва, а также утвержден состав аукционной комиссии.
В установленный срок в Департамент по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу от заинтересованных лиц поступило 5 заявок: ООО "АНЗАС" (вх. N 13902 от 29.11.2021 в 14:35), Артель старателей "Ойна" (вх. N 13905 от 23.11.2021 в 14:50), ООО "СКАТ" (вх. N 14378 от 07.12.2021 в 15:25), ООО "НОРД ГОЛД" (вх. N 14379 от 07.12.2021 в 15:30), ООО "НОВЫЙ БАЗАС" (вх. N 14382 от 07.12.2021 в 15:40).
В соответствии с Протоколом заседания аукционной комиссии по рассмотрению заявок от 16.12.2021, аукционной комиссией принято решение о допуске всех заявителей до участия в Аукционе.
Всего в ходе рассматриваемого Аукциона было сделано 139 шагов, при этом наибольший размер разового платежа был предложен ООО "НОВЫЙ БАЗАС", который составил 402 600 000 (четыреста два миллиона шестьсот тысяч) рублей; результаты проведения Аукциона отражены в Протоколе от 21.12.2021.
Победителю Аукциона - ООО "НОВЫЙ БАЗАС" выдана лицензия на пользование недрами КЗЛ 001281 БР от 23.03.2022 с видом пользования недрами: геологическое изучение, разведка и добыча полезных ископаемых на участке недр Чактыг р., в Тере-Хольском районе Республики Тыва сроком до 23.03.2047.
Полагая, что аукцион на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи золота из россыпных месторождений на участке недр "Чактыг р." в ТереХольском районе Республики Тыва, проведен с нарушением требований законодательства, а его результаты нарушают права и законные интересы коренных малочисленных народов, заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, исходил из отсутствия нарушения при проведении Аукциона на право пользования недрами на участке недр, расположенном на территориях традиционного природопользования.
Повторно проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
Как следует из апелляционной жалобы, истец не согласен с выводами суда об отсутствии установленных ограничений для предоставления в пользование третьим лицами спорного участка недр с целью геологического изучения, разведки и добычи золота. Заявитель полагает, что Департаментом неправомерно принято решение о проведении аукциона на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи золота из россыпных месторождений на участке недр "Чактыг р." в Тере-Хольском районе Республики Тыва без предварительного согласования организации данного аукциона с коренным малочисленным народом "тувинцы-тоджинцы", на территории традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности которого предполагается разработка месторождения.
Суд апелляционной инстанции отклоняет указанный довод как необоснованный в силу следующего.
Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) определены правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, защита интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр. Из положений Закона о недрах (статьи 7 и 11) следует, что недра как часть земной коры не являются частью земельного участка (земной поверхности), находятся в государственной собственности и выступают в качестве самостоятельного объекта гражданских прав. Отношения, возникающие в связи с использованием недр, регулируются Законом о недрах.
Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 1.2 Закона о недрах).
В силу абзаца 2 статьи 1.2 Закона о недрах участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.
Согласно части 3 статьи 6 Закона о недрах, недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 10.1. Закона о недрах (в редакции, действовавшей на момент проведения аукциона), одним из оснований предоставления права пользования недрами участками недр является решение конкурсной или аукционной комиссии о предоставлении права пользования участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недра, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, за исключением участков недр федерального значения.
В соответствии со статьей 13.1. Закона о недрах определены порядок принятия решений о проведении аукциона на право пользования недрами, основные критерии выявления победителя, а также порядок их проведения.
В соответствии с абзацем 1 указанной статьи право пользования участком недр федерального значения, участком недр местного значения, а также участком недр, не отнесенным к участкам недр федерального или местного значения, проводится в электронной форме в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.
Центрсибнедра в соответствии с Положением, утвержденным приказом Роснедра от 05.08.2019 N 320 является территориальным органом межрегионального уровня, осуществляющим функции Федерального агентства по недропользованию по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования, а также правоприменительные функции на территории части субъектов Российской Федерации, входящих в состав Сибирского федерального округа, в том числе на территории Республики Тыва.
Согласно пункту 2.3.7. Положения, Центрсибнедра осуществляет проведение конкурсов и аукционов на право пользования участками недр и принятие решений об утверждении итогов конкурсов и аукционов на право пользования участками недр в установленном порядке.
Процедура проведения аукционов на пользование недрами установлена Административным регламентом предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственной услуги по организации проведения конкурсов и аукционов на право пользования недрами, утвержденным Приказом Роснедра от 19.03.2020 N 110 (далее по тексту - Административный регламент N 110).
Согласно указанному Административному регламенту N 110, аукцион включает в себя следующие административные процедуры (действия):
1) принятие решения о проведении аукциона на право пользования недрами;
2) размещение объявления о проведении аукциона на право пользования недрами на официальном сайте;
3) регистрация заявок;
4) вскрытие конвертов, прилагаемых к заявкам;
5) формирование и направление межведомственных запросов в государственные органы, участвующие в предоставлении государственной услуги;
6) рассмотрение заявок и принятие решения о приеме (отказе в приеме) заявок;
7) проведение аукциона на право пользования недрами;
8) утверждение итогов аукциона на право пользования недрами.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, ответчик, действуя в соответствии с положениями Закона о недрах, руководствуясь Административным регламентом предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственной услуги по организации проведения конкурсов и аукционов на право пользования недрами, утвержденным приказом Роснедра от 19.03.2020 N 110 разместил информацию о проведении торгов на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи золота из россыпных месторождений на участке недр "Чактыг р." в Тере-Хольском районе Республики Тыва.
Действуя в предусмотренном регламенте порядке Департамент принял решение о проведении Аукциона, которое выражено в приказе Центрсибнедра от 02.11.2021 года N 780. Утвержден порядок и условия проведения аукциона.
Действуя в соответствии с норами законодательства и предписывающих регламентов, Департаментом приняты заявки от заинтересованных лиц.
Согласно пункту 68 Административного регламента N 110 были вскрыты конверты - заявки заинтересованных лиц и результаты заседания рабочей группы о подведении итогов вскрытия конвертов прилагаемых к заявкам для проведения Аукциона отражены в протоколе от 08.12.2021.
В соответствии с Протоколом заседания аукционной комиссии по рассмотрению заявок от 16.12.2021 аукционной комиссией принято решение о допуске всех заявителей до участия в Аукционе.
В соответствии со статьей 13.1. Закона о недрах, основным критерием выявления победителя при проведении аукциона на право пользования участком недр является размер разового платежа за право пользования участком недр.
В результате проведения аукциона ООО "НОВЫЙ БАЗАС" стал победителем Аукциона, в связи с чем последнему выдана лицензия на пользование недрами КЗЛ 001281 БР от 23.03.2022 с видом пользования недрами: геологическое изучение, разведка и добыча полезных ископаемых на участке недр Чактыг р., в Тере-Хольском районе Республики Тыва сроком до 23.03.2047 года.
При этом в аукционной документации содержатся сведения, согласно которым участок недр Чагтыг р. находится в пределах территории традиционного природопользования коренного малочисленного народа "тувинцы-тоджинцы" Тере-Хольского кожууна, которая образована решением Хурала представителей Тере-Хольского кожууна Республики Тыва от 24.01.2020 г. N 2 (территория традиционного природопользования относится к особо охраняемым территориям);
Согласно "Положению о территориях традиционного природопользования коренного малочисленного народа "тувинцы-тоджинцы" Тере-Хольского кожууна" (утверждено решением N 7 от 27.03.2018 Хурала представителей Тере-Хольского кожууна) при предоставлении земельных участков в границах территорий традиционного природопользования для целей промышленного освоения недр, добычи полезных ископаемых, проводятся сходы или референдумы коренного малочисленного народа "тувинцы-тоджинцы". Предоставление земельных участков осуществляется с учетом результатов данных сходов или референдумов".
О наличии особых условий, которые подлежат включению в Порядок и условия проведения аукциона также отмечается в Перечне участков недр, а также аналогичные по содержанию условия включены в состав лицензии КЗЛ 001281 БР от 23.03.2022.
В аукционной документации на право пользования недрами также содержатся требования о необходимости учета интересов коренного малочисленного народа "тувинцы-тоджинцы" при осуществлении деятельности по геологическому изучению, разведке и добыче золота из россыпных месторождений на участке недр "Чактыг р." в Тере-Хольском районе Республики Тыва.
Победитель Аукциона в соответствии с условиями лицензии и положениями аукционной документации берет на себя обязательства по обеспечению соблюдения установленного правового режима пользования и учеты интересов коренного малочисленного народа "тувинцы-тоджинцы" при осуществлении соответствующей хозяйственной деятельности.
В свою очередь, согласно части 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Соответственно, участок недр и земельный участок над ним - это самостоятельные объекты права, которые имеют разные правовые режимы, а также разные основания предоставления в пользование.
Из материалов дела следует, что предметом аукциона являлся именно участок недр а не земельный участок.
На основании статьи 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Между тем, предоставление земельного участка производится в установленном порядке после получения лицензии на право пользования недрами.
В соответствии со статьями 25.1, 25.2 Закона о недрах, земельные участки, в том числе лесные участки, водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, а также прекращение прав граждан и юридических лиц на земельные участки и водные объекты, необходимые для осуществления пользования недрами предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и Законом о недрах.
В действительности, согласно части 3 статьи 8 Закона о недрах пользование недрами на особо охраняемых природных территориях осуществляется в соответствии с режимом особой охраны их территорий.
К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.
В соответствии 3 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и представителей других этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, может быть установлен особый правовой режим использования земель указанных категорий.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что речь в указанных положениях законодательства, прежде всего, идет о земельный участках, для использования которых установлен определенный правовой режим.
В соответствии с пунктом 10 статьи 39.14 Земельного кодекса при предоставлении земельных участков в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации для целей, не связанных с их традиционной хозяйственной деятельностью и традиционными промыслами, могут проводиться сходы, референдумы граждан по вопросам предоставления земельных участков для строительства объектов, размещение которых затрагивает законные интересы указанных народов. Предоставление земельных участков осуществляется с учетом результатов данных сходов или референдумов.
Как следует из материалов дела, Тере-Хольский муниципальный район (кужуун) (сельские поселения (сумоны) Шынаанский, Каргынский, Балыктыгский, Эми) в Республике Тыва отнесен к перечню мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации.
Согласно статье 11 Федеральным законом от 07.05.2001 N 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 49-ФЗ). правовой режим территорий традиционного природопользования устанавливается положениями о территориях традиционного природопользования, утвержденными соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления с участием лиц, относящихся к малочисленным народам, и общин малочисленных народов или их уполномоченных представителей.
В соответствии с частью 3 статьи 13 Федерального закона N 49-ФЗ пользование природными ресурсами, находящимися на территориях традиционного природопользования, гражданами и юридическими лицами для осуществления предпринимательской деятельности допускается, если указанная деятельность не нарушает правовой режим территорий традиционного природопользования.
Таким образом, действующим законодательством не установлена необходимость предварительного согласования с общинами коренных малочисленных народов вопросов, возникающих при подготовке перечня участков недр, предлагаемых для предоставления в пользование, утверждении такого перечня, при принятии решений о проведении конкурсов или аукционов на право пользования участками недр, решения об утверждении результата конкурса или аукциона на право пользования участком недр.
Применительно к обстоятельствам настоящего спора обеспечение интересов коренного малочисленного народа "тувинцы-тоджинцы" исходя из положений действующего законодательства возможно на стадии оформления прав на земельный участок, а также за счет осуществления соответствующей хозяйственной деятельности с учетом установленных ограничений при строгом соблюдении правового режима территорий традиционного природопользования и условий лицензии.
Учитывая, что аукцион проводился в соответствии с действующим законодательством и административным регламентов, каких-либо нарушений при процедуре аукционе не имеется, а предметом являлось предоставление права на недра, а не на земельный участок, проведение сходов и референдумов коренных малочисленных народов не предполагается.
Как было отмечено ранее, вопрос о предоставлении земельного участка должен решаться в соответствии с действующим законодательством с учетом интересов коренных малочисленных народов, проживающих на указанной территории.
В законодательстве не содержится указание на проведение сходов или референдумов коренных малочисленных народов при предоставлении права пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи золота из россыпных месторождений на участке недр "Чактыг р." в Тере-Хольском районе Республики Тыва.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии в действиях Департамента при проведении Аукциона нарушений прав и законных интересов коренного малочисленного народа тувинцы-тоджинцы. Исковые требования удовлетворения не подлежат.
Несогласие апеллянта с выводами суда первой инстанции не свидетельствует об их ошибочности, поскольку доводы заявителя жалобы основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и оценки доказательств.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что доводы жалобы дублируют доводы, приведенные в суде первой инстанции, в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
С учетом изложенного, правовые основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Обжалуемый судебный акт принят судом первой инстанции при правильном применении норм права, с учетом конкретных обстоятельств дела, оснований для его отмены не имеется. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя. Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не рассматривался, поскольку в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 17 августа 2022 года по делу N А33-10141/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
С.Д. Дамбаров |
Судьи |
О.Ю. Парфентьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-10141/2022
Истец: Глава-председатель Хурала представителей Тере-Хольского кожууна Республики Тыва Дудуп Аян Михайлович, Глава-председатель Хурала представителей Тере-Хольского кожууна Республики Тыва Шыырап Буян Васильевич
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ПО НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЮ ПО ЦЕНТРАЛЬНО-СИБИРСКОМУ ОКРУГУ, ООО "Новый Базас"