г. Владимир |
|
07 декабря 2022 г. |
Дело N А43-15594/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30.11.2022.
Постановление в полном объеме изготовлено 07.12.2022.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Гущиной А.М., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лазаревой Э.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства лестного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 21.09.2022 по делу N А43-15594/2022, принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Павлова Романа Анатольевича (ОГРН 308524910900031, ИНН 524912218470) о признании недействительным решения Министерства лестного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области, формализованного в письме от 29.04.2022 Nисх-331-200361/22.
В судебном заседании принял участие представитель индивидуального предпринимателя Павлова Романа Анатольевича - Макаров И.Е. по доверенности от 27.05.2022 сроком действия до 31.12.2023 (л.д. 98) (представлен диплом о высшем юридическом образовании) (л.д. 99).
Министерство лестного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области - надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечило.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Павлов Роман Анатольевич обратился в Министерство лестного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области (далее по тексту - Министерство) с заявлением о приведении сведений, содержащихся в государственном лесном реестре, в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости путем изменений сведений, содержащихся в государственном лесном реестре о границах лесничества и входящих в его состав лестных участков таким образом, чтобы местоположение их границ совпадало с границами земельного участка с кадастровым номером 52:14:0110002:3236, собственником которого он является с 13.01.2020.
Министерство письмом от 29.04.2022 N исх-331-200361/22 отказало Павлову Р.А. в исключении сведений о пересечении из государственного лесного реестра, поскольку право на земельный участок у правообладателя или предыдущих правообладателей возникло после 01.01.2016.
Не согласившись с отказом Министерства, Павлов Р.А. обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании его незаконным.
Решением от 21.09.2022 заявленное требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе Министерство указывает, что судом первой инстанции не учтен тот факт, что Павловым Р.А. спорные земельные участки не использовались по назначению, как и предыдущим собственником.
По мнению Министерства, в данном случае имеется спор о праве в предварительное разрешение которого является необходимым для установления приоритета сведений ЕГРН над сведениями ГЛР относительно категории и местоположения границ земельного участка.
Представитель Павлова Р.А. в судебном заседании и в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно части 5 статьи 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости.
Как указано в части 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон о переводе земель), в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016.
При этом, частью 6 статьи 14 Закона о переводе земель предусмотрены исключения, а именно положения части 3 статьи 14 Закона о переводе земель не распространяются на земельные участки: 1) расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия; 2) земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы; 3) земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.
Земельным участком признается часть земной поверхности, имеющая характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи (пункт 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации; часть 8 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218).
Согласно статье 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений, в том числе о земельных участках, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных сведений об объектах недвижимости (часть 7 статьи 1 Закон N 218).
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 8 Закона N 218 в кадастр недвижимости вносятся основные сведения об объекте недвижимости, в том числе, описание местоположения объекта недвижимости.
В силу части 7 статьи 10 Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, до 1 января 2023 года приводит сведения государственного лесного реестра в соответствие со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, в том числе в части сведений об особо охраняемых природных территориях, территориях объектов культурного наследия, расположенных на землях лесного фонда, о границах таких территорий и об ограничениях по использованию лесных участков, расположенных в указанных границах.
Постановление Правительства Нижегородской области от 15.03.2021 N 185 утверждено Положение о министерстве лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области (далее - Положение).
На основании пункта 1.1 указанного Положения Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области создано в соответствии с Законом Нижегородской области от 03.10.2007 N 129-З "О Правительстве Нижегородской области" в результате реорганизации департамента лесного хозяйства Нижегородской области путем присоединения к нему комитета по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Нижегородской области и переименования его в Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области (далее - Министерство) на основании Указа Губернатора Нижегородской области от 11 февраля 2021 г. N 17 "О внесении изменений в Указ Губернатора Нижегородской области от 15 января 2018 г. N 6" и является органом исполнительной власти Нижегородской области, обеспечивающим осуществление государственной политики Нижегородской области и государственного управления в сфере лесных отношений, охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов, в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, в сфере товарного рыбоводства, а также осуществляющим переданные Российской Федерацией полномочия в указанных сферах в соответствии с федеральным законодательством.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 26.01.2021 N 68 "О межведомственной рабочей группе по приведению сведений государственного лесного реестра в соответствие со сведениями единого государственного реестра недвижимости" определено, что одной из основных задач рабочей группы является устранение противоречий в сведениях Единого государственного реестра недвижимости и государственного лесного реестра, одной из функций рабочей группы является рассмотрение заявлений о приведении сведений ГЛР в соответствие со сведениями ЕГРН в отношении земельных участков, которые в соответствии с данными ГЛР являются лесными участками в составе земель лесного фонда, а в соответствии с данными ЕГРН относятся к иным категориям земель, а также земельных участков, границы которых пересекаются с границами лесных участков, лесничеств.
Министерство, отказывая Павлову Р.А. в приведении сведений государственного лесного реестра в отношении земельного участка с кадастровым номером 52:24:0110002:3236 в соответствие со сведениями относительно этого земельного участка, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, руководствовалось пунктом 11.2 Порядка, установленного Постановлением Правительства Нижегородской области от 26.01.2021 N 68, и исходило из того, что право на земельный участок у Павлова Р.А. возникло после 01.01.2016.
Между тем, из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 52:24:0110002:3236 образован из состава земельного участка с кадастровым номером 52:24:0000000:1133, образованного из состава земельного участка с кадастровым номером 52:24:00000001103.
В рамках дела N А43-7278/2020 Арбитражным судом Нижегородской области установлено, что земельный участок с кадастровым номером 52:24:0000000:1103 (категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования; площадь 7712016 кв.м; адрес: Нижегородская область, р-н Богородский) принадлежал на праве собственности акционерному обществу "Каменское". Земельный участок с кадастровым номером 52:24:0000000:1103 образован в результате последовательного разделения исходного земельного участка, следовательно, площадь территории земельного участка с кадастровым номером 52:24:0000000:1103 изначально входила в состав площади исходного земельного участка. Сведения относительно категории земельного участка с кадастровым номером 52:24:0000000:1103 и сведения о местоположении границ указанного земельного участка, содержащиеся в ЕГРН, имеют приоритет над сведениями, содержащимися в ГЛР, в связи с тем, что права на земельный участок с кадастровым номером 52:24:0000000:1103 возникли у общества до 01.01.2016 (а именно 08.05.1979), сведения о категории и местоположении границ земельного участка внесены в государственный реестр недвижимости до 01.01.2016 года (а именно 21.11.2005 года).
Из материалов настоящего дела следует, что Павлов Р.А. является собственником части исходного земельного участка.
Данное обстоятельство, с учетом разъяснений пункта 4 Постановления Конституционного Суда РФ от 16.11.2018 N 43-П, свидетельствует о том, что Павлов Р.А. является сингулярным правопреемником собственника исходного земельного участка АО "Каменское".
Таким образом, факт возникновения непосредственно у Павлова Р.А. права на земельный участок после 01.01.2016 в настоящем случае правового значения не имеет.
Поскольку право собственности первоначального собственника на исходный земельный участок возникло до 01 января 2016 года, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН.
Судом установлено, что из представленных в дело доказательств имеется противоречие между сведениями ЕГРН и ГЛР в части пересечения земельного участка с землями лесного фонда. В ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 52:24:0110002:3236 пересечений с землями лесного фонда не имеет. Сведения о местоположении границ лесного участка в ЕГРН не внесены. Доказательств отнесения спорного земельного участка Предпринимателя к землям лесного фонда Министерством в материалы дела не представлено.
Довод Министерства, что спорный земельный участок не используется по целевому назначению, судом правомерно отклонен, поскольку указанные обстоятельства не подтверждены надлежащими и достаточными доказательствами и не явились основанием для отказа в приведении сведений государственного лесного реестра в отношении земельного участка с кадастровым номером 52:24:0110002:3236 в соответствие со сведениями относительно этого земельного участка, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости.
Наличие в ГЛР сведений, несоответствующих сведениям, содержащимся в ЕГРН, ограничивает право собственности Павлова Р.А. в части полномочий владения и распоряжения.
На основании изложенного, оценив представленные в материалы дела документы в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оспариваемый отказ является не обоснованным и нарушающим права предпринимателя.
При этих условиях суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования предпринимателя.
Доводы апелляционной жалобы данный вывод не опровергают.
Таким образом, Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 21.09.2022 по делу N А43-15594/2022 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Министерства лестного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-15594/2022
Истец: ИП Павлов Роман Анатольевич
Ответчик: Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области