город Воронеж |
|
06 декабря 2022 г. |
Дело N А14-11025/2022 |
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Осиповой М.Б.,
без вызова лиц, участвующих в деле,
рассмотрев апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала Юго-Восточной железной дороги - филиала ОАО "РЖД" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 02.09.2022 по делу N А14-11025/2022, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по иску общества с ограниченной ответственностью "Руссоль" (ОГРН 1085658025650 ИНН 5611055980) к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) в лице филиала ЮгоВосточной железной дороги - филиала ОАО "РЖД" о взыскании 47 406 руб. 90 коп. неустойки,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Руссоль" (далее - истец, ООО "Руссоль") обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с исковым заявлением о взыскании с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - ответчик, ОАО "РЖД") 47 406 руб. 90 коп. пени за просрочку доставки груза, расходов по уплате государственной пошлины.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 19.08.2022 (в виде резолютивной части) исковые требования удовлетворены.
С открытого акционерного общества "Российские Железные дороги" (в лице в лице Юго-Восточной железной дороги - филиала ОАО "РЖД" в польщу общества с ограниченной ответственностью "Руссоль" взыскано 47 406 руб. 90 коп. пени за просрочку доставки вагонов; 2 000 руб. расходов по уплате госпошлины
В связи с поступлением апелляционной жалобы ответчика, 02.09.2022 судом первой инстанции изготовлено мотивированное решение по настоящему делу.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ответчик обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции изменить, снизить размер взыскиваемой неустойки.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ответчик ссылается на то, что в рассматриваемом случае размер пени за просрочку доставки груза несоразмерен последствиям нарушения обязательства, поскольку просрочка доставки груза является незначительной и несущественной; требования о взыскании неустойки превышают возможные убытки истца; взыскание пени носит исключительно чрезмерный характер, не обеспечивает принципы равенства сторон. Кроме того, как отмечает заявитель жалобы, задержка вагонов в пути следования произошла по причине действия непреодолимой силы.
В представленном суду апелляционной инстанции отзыве истец возражает против доводов апелляционной жалобы, указывает на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы ответчика.
Как следует из материалов дела, ОАО "РЖД" приняло на себя обязательства по перевозке железнодорожным транспортом грузов ООО "Руссоль" по направлениям и в сроки, согласованные сторонами.
Обязательства ОАО "РЖД" по перевозке грузов подтверждаются транспортными накладными: ЭС546058, ЭС689637, ЭС691594, ЭС701259, ЭС771662, ЭС773906, ЭС782213, ЭС782940, ЭС783655, ЭС791491.
Перевозимый груз был доставлен ответчиком с нарушением установленных сроков, что подтверждается отметками в транспортных железнодорожных накладных.
ООО "Руссоль" в адрес ОАО "РЖД" была направлена претензия от 01.06.2022 N ЮВС/22/243 о взыскании неустойки за просрочку доставки груза.
Претензия истца была отклонена ОАО "РЖД" (ответ от 24.06.2022 N 329) со ссылкой на отсутствие факта нарушения срока доставки грузов вследствие обстоятельств непреодолимой силы, а также нарушением требований к содержанию претензии.
Неисполнение требований претензии явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассмотрев заявленные истцом требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований в полном объеме.
Проверив законность и обоснованность судебного акта, исследовав представленные в дело доказательства, оценив доводы ответчика о снижении размера пени в порядке статьи 333 ГК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что отношения сторон регулируются нормами о договоре перевозки - глава 40 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также Федеральным законом от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав).
В соответствии со ст. 307, 309 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенные действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства должны исполняться надлежащим образом. По общему правилу только надлежащее исполнение прекращает обязательство (ст. 408 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 784 ГК РФ перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.
Как предусмотрено пунктом 1 статьи 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
В силу пункта 2 статьи 785 ГК РФ заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
На основании статьи 792 ГК РФ перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.
Согласно пункту 1 статьи 793 ГК РФ в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Гражданским кодексом РФ, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
В соответствии со статьей 1 Устава отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования (далее - железнодорожный транспорт) и железнодорожного транспорта необщего пользования, подлежат регулированию названным законом. Действие Устава железнодорожного транспорта распространяется также на перевозки грузов, грузобагажа, погрузка и выгрузка которых осуществляются в местах общего и необщего пользования, включая железнодорожные пути необщего пользования, а также на строящихся железнодорожных линиях, примыкающих к железнодорожным путям общего пользования.
Статьей 33 Устава предусмотрено, что перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению в установленные сроки. Сроки доставки грузов, порожних грузовых вагонов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов, порожних грузовых вагонов. Исчисление срока доставки грузов начинается с 24 часов дня приема грузов для перевозки. Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.
Ответственность перевозчика за нарушение сроков доставки груза установлена статьей 97 Устава.
Так, согласно положениям ст.97 Устава за просрочку доставки грузов перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере шести процентов платы за перевозку грузов за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере 50 процентов платы за перевозку данных грузов, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств.
Исчисление сроков доставки порожних вагонов и грузов (расчетное время нахождения вагонов в пути (в сутках) от станции отправления до станции назначения) осуществляется в соответствии с Правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 07.08.2015 N 245.
Согласно пункту 2 Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденные приказом Минтранса России от 07.08.2015 N 245 (далее - Правила) исчисление срока доставки груза и порожних вагонов начинается с 00 часов 00 минут дня, следующего за днем документального оформления приема груза и порожних вагонов для перевозки, указанного в оригинале транспортной железнодорожной накладной и в дорожной ведомости в графе "Календарные штемпеля", в корешке дорожной ведомости и в квитанции о приеме груза и порожних вагонов в графе "Календарный штемпель перевозчика на станции отправления".
Дата истечения срока доставки груза, определенная исходя из положений названных Правил, указывается перевозчиком во всех листах транспортной железнодорожной накладной.
В силу пункта 2.6 Правил N 245 неполные сутки при исчислении сроков доставки считаются за полные. Расчетный срок приема груза и порожних вагонов к перевозке и прибытия на железнодорожную станцию назначения определяется по московскому времени.
Представленными истцом в материалы дела транспортными железнодорожными накладными подтверждается превышение нормативного срока доставки грузов. Факт просрочки доставки грузов ответчиком не оспаривается.
Согласно представленному истцом расчету, общий размер неустойки за нарушение срока доставки грузов составил 47 406 руб. 90 коп. Возражений относительно произведенного истцом расчета пени за просрочку доставки груза ответчик не заявлял. Проверив представленный истцом расчет неустойки, суд установил, что он соответствует обстоятельствам настоящего дела и требованиям закона.
Факт просрочки доставки груза, а также соответствие представленного истцом расчета требованиям ст.97 Устава ответчик не опроверг. Соответствующих доводов в апелляционной жалобе ответчика не содержится. Ввиду чего указанные обстоятельства считаются признанными ответчиком ( ст.70 АПК РФ).
В ходе рассмотрения дела ответчик ссылался на несоразмерность взыскиваемой неустойки последствиям нарушения обязательства.
Пункты 1, 2 статьи 333 ГК РФ предусматривают, что если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Если обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд вправе уменьшить неустойку при условии заявления должника о таком уменьшении. Уменьшение неустойки, определенной договором и подлежащей уплате лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, допускается в исключительных случаях, если будет доказано, что взыскание неустойки в предусмотренном договором размере может привести к получению кредитором необоснованной выгоды.
Гражданское законодательство предусматривает неустойку в качестве способа обеспечения исполнения обязательств и меры имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение, а право снижения неустойки предоставлено суду в целях устранения явной ее несоразмерности последствиям нарушения обязательств в каждом конкретном случае. При этом неустойка представляет собой обобщенное наименование предусмотренной договором санкции, как то пеня или штраф (статья 330 ГК РФ).
Степень соразмерности заявленной неустойки последствиям нарушения обязательства является оценочной категорией, в силу чего суд вправе дать оценку указанному критерию исходя из своего внутреннего убеждения и обстоятельств конкретного дела. Наличие оснований для применения статьи 333 ГК РФ определяется судом самостоятельно, исходя из установленных по делу обстоятельств.
В соответствии с пунктом 69 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - Постановление Пленума N 7) подлежащая уплате неустойка, установленная законом или договором, в случае ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства, может быть уменьшена в судебном порядке.
Согласно пункту 72 Постановления Пленума N 7 заявление ответчика о применении положений статьи 333 ГК РФ может быть сделано исключительно при рассмотрении дела судом первой инстанции или судом апелляционной инстанции в случае, если он перешел к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции (часть 6.1 статьи 268, часть 1 статьи 286 АПК РФ).
В силу пункта 77 Постановления Пленума N 7 снижение размера договорной неустойки, подлежащей уплате коммерческой организацией, индивидуальным предпринимателем, а равно некоммерческой организацией, нарушившей обязательство при осуществлении ею приносящей доход деятельности, допускается в исключительных случаях, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства и может повлечь получение кредитором необоснованной выгоды (пункты 1 и 2 ст. 333 ГК РФ).
В случае подачи ответчиком заявления о несоразмерности неустойки суд автоматически не уменьшает ее размер. Вопрос о пределах снижения неустойки является тем обстоятельством, в отношении которого действует принцип состязательности сторон. Постановлением Пленума N 7 предусмотрено, что бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика (пункт 73).
В определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.02.2015 N 5-КГ14-131 указано, что при применении положения части 1 статьи 333 ГК РФ необходимо исходить из недопустимости решения судом вопроса о снижении размера неустойки по мотиву явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства без представления доказательств, подтверждающих такую несоразмерность.
Соответственно, ответчику недостаточно заявить об уменьшении неустойки, он должен доказать наличие оснований для ее снижения.
В пункте 36 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" разъяснено, что суд вправе применить положения статьи 333 ГК РФ в случае явной несоразмерности предусмотренного Уставом штрафа последствиям нарушения обязательств.
Судом апелляционной инстанции принято во внимание то, что ответчиком, в нарушение положений статьи 65 АПК РФ, не представлены доказательства явной (очевидной) несоразмерности начисленной истцом законной неустойки последствиям нарушения обязательства по доставке груза, а не просрочки денежного обязательства, при нарушении которого предусмотрено начисление процентов, в том числе в размере двукратной учетной ставки Банка России.
Примененный истцом размер неустойки (6% за каждые сутки просрочки доставки груза) установлен Уставом, т.е. неустойка является законной (статья 332 ГК РФ). Определенная таким образом неустойка признается адекватной и соизмеримой компенсацией потерь в связи с нарушенным правом истца, в связи с чем, отсутствуют основания для признания ее чрезмерной.
При этом, суд также учитывает, что размер ответственности перевозчика ограничен законом половиной стоимости тарифа за перевозку соответствующего груза, что обеспечивает баланс интересов сторон, в том числе заявленные в апелляционной жалобе интересы перевозчика, как субъекта естественной монополии.
Кроме того, арбитражным судом апелляционной инстанции учтено, что по требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (пункт 1 статьи 330 ГК РФ).
В обоснование ходатайства о снижении неустойки, ответчик ссылался на то, что задержка вагонов в пути следования произошла по причине "действия непреодолимой силы", о чем содержится отметка в актах общей формы на начало и окончание задержки, указал на наличие на территории Саратовской и Ростовской областей чрезвычайной ситуации в соответствии с Распоряжением Губернатора Саратовской области от 21.02.2022 N 171-Р и Распоряжением Губернатора Ростовской области от 19.02.2022 N 28, в обоснование заявленного ходатайства ответчик также ссылался на практику рассмотрения аналогичных дел с указанием процента снижения неустойки, указывает на чрезмерно высокий размер неустойки, превышение размера неустойки возможных убытков истца.
Приведенный перевозчиком довод надлежащим образом оценен судом первой инстанции и правомерно отклонен ввиду того, что ответчиком не обосновано и документально не подтверждено наличие прямой связи между введением чрезвычайной ситуации в Саратовской и Ростовской областях и задержкой груза. Из содержания Распоряжений губернаторов Саратовской и Ростовской областей от 21.02.2022 N 171-Р и от 19.02.2022 N 28, не усматривается ограничений, затрагивающих транспортную инфраструктуру.
Наличие в актах общей формы ссылки на указанные распоряжения, как обоснованно указал суд первой инстанции, само по себе в отсутствие соответствующих указаний (документов, распоряжений) органов власти не может свидетельствовать о зависимости задержки груза от наличия на определенной территории чрезвычайной ситуации.
В силу статьи 29 Устава вследствие обстоятельств непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных не зависящих от перевозчиков и владельцев инфраструктур обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок, погрузка и перевозка грузов, грузобагажа, перевозки порожних грузовых вагонов могут быть временно прекращены либо ограничены перевозчиком или владельцем инфраструктуры с немедленным уведомлением в письменной форме руководителя федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта о таком прекращении или об ограничении.
Временное прекращение погрузки и перевозки грузов, грузобагажа, перевозок порожних грузовых вагонов в определенных железнодорожных направлениях вследствие сложившихся у перевозчика или при использовании инфраструктуры обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок, допускается только в исключительных случаях по решению в письменной форме руководителя федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта с немедленным извещением об этом Правительства Российской Федерации, соответствующих перевозчиков и владельцев инфраструктур.
Ограничение погрузки грузов, грузобагажа, а также их перевозок, перевозок порожних грузовых вагонов на отдельные железнодорожные станции в связи с необеспечением выгрузки грузополучателями, неприемом порожних грузовых вагонов получателями или неприемом вагонов железными дорогами иностранных государств проводится владельцем инфраструктуры с немедленным уведомлением перевозчиков и федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Ответчиком не предоставлено доказательств возникновения/наличия обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок грузов, равно как не представлено приказов и уведомлений об ограничении или о прекращении перевозок (в том числе приказов Федерального агентства железнодорожного транспорта (пункт 5.3.9 Постановления Правительства от 30.07.2004 N 397)), иных предусмотренных статьей 29 УЖТ документов.
Ссылка на наличие судебных актов, которыми размер неустойки снижен, правомерно отклонены судом первой инстанции в отсутствие обоснования идентичности обстоятельств спора.
Судом апелляционной инстанции также отклоняются ссылки на то, что единственным акционером ответчика является государство и ответчик уплачивает налоги и сборы, поскольку Конституцией РФ установлен принцип защиты равным образом разных форм собственности, а уплата установленных законодательством налогов является обязанностью любого субъекта налоговых правоотношений и сам по себе факт исполнения налоговых обязательств не свидетельствует о необходимости применения ст. 333 ГК РФ в гражданских правоотношениях равных субъектов.
Ссылка ответчика на падение доходов перевозчика и несение им убытков в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой отклоняется судебной коллегией, относимых и допустимых доказательств влияния эпидемии коронавируса COVID-19 на деятельность организации ответчика, в том числе доказательств тяжелого финансового положения в период коронавируса ответчиком в нарушение статьи 65 АПК РФ также не представлено.
Должник не принадлежит к лицам, в отношении которых введен мораторий, так как отрасль, к которой относится основной вид его деятельности согласно данным Единого государственного реестра юридических лиц (49.20 Деятельность железнодорожного транспорта: грузовые перевозки), не входит в Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434.
Иных обоснованных доводов, являющихся, по смыслу приведенного правового регулирования, основанием для уменьшения подлежащей взысканию суммы неустойки, в апелляционной жалобе ответчика не приведено.
С учетом изложенного, в настоящем случае предусмотренных законом оснований для снижения размера неустойки за просрочку доставки груза апелляционным судом не усматривается.
При указанных обстоятельствах заявленные исковые требования о взыскании неустойки правомерно удовлетворены судом первой инстанции в полном объеме.
Доводы жалобы не могут быть признаны обоснованными, так как, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой выводов суда первой инстанции об отсутствии установленных законом оснований для применения положений статьи 333 ГК РФ, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения Арбитражного суда Воронежской области от 02.09.2022 по делу N А14-11025/2022 не имеется.
В силу положений статьи 110 АПК РФ и с учетом результатов рассмотрения дела расходы за рассмотрение апелляционной жалобы в виде государственной пошлины в сумме 3 000 руб. относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 112, 269-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 02.09.2022 по делу N А14-11025/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
М.Б. Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-11025/2022
Истец: ООО "Руссоль"
Ответчик: ОАО "РЖД"