г. Самара |
|
07 декабря 2022 г. |
Дело N А55-5021/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 декабря 2022 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г.,
судей Сергеевой Н.В., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
при участии:
от Общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Самара" - представителя Хритоненкова М.Н. (доверенность от 02.02.2022 N 22-45),
от Открытого акционерного общества "Сызраньгаз" - представителей Леньшина М.М. (доверенность от 30.05.2022 N 284), Гудковой Н.В. (доверенность от 18.02.2020 N 86),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Самара"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 17 августа 2022 года по делу N А55-5021/2022 (судья Разумов Ю.М.),
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Самара"
к Открытому акционерному обществу "Сызраньгаз"
об урегулировании разногласий при заключении договора,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Самара" обратилось в арбитражный суд с иском к Открытому акционерному обществу "Сызраньгаз" об урегулировании разногласий при заключении договора на оказание услуг по транспортировке газа населению N 45-3-0001/22 от 15.12.2021, а именно по пунктам 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 3.5, 3.6, 4.2, 5.3, 8.2.1, приложение N 1 к договору.
Ответчик в представленном отзыве (л.д. 66-81, том 1) не согласился с принятием спорных условий в редакции истца, настаивал на своей редакции, при этом скорректировал редакцию пунктов 3.5, 3.6, 4.2 и 5.3 и Таблицу Приложения N 1.
Заявлением от 14.06.2022 истец уточнил исковые требования, согласившись с изложением пунктов 4.2 и 5.3 в предложенной ответчиком в отзыве редакции. Суд принял эти уточнения.
До принятия судом решения истец заявлением от 27.07.2022 уточнил требования в части п.3.5, изложив в иной редакции, и в целом просил урегулировать разногласия, принять спорные пункты в следующей редакции:
- пункт 3.1. договора: Стороной, ведущей учет количества транспортированного (поставленного) газа Населению (Абонентам) по настоящему Договору, является Поставщик. Учет количества газа, транспортируемого ГРО за сутки, производится за период с 10-00 предыдущих суток до 10-00 текущих суток (московского времени);
- пункт 3.2. договора: В целях определения объемов оказанных услуг по транспортировке газа Населению (Абонентам) по настоящему Договору, Поставщик обязан ежемесячно, в срок не позднее 15-го числа, следующего за расчетным, направлять в адрес ГРО электронной форме по адресу электронной почты информацию об объеме газа Поставщика, поданного в газораспределительную сеть ГРО для транспортировки Населению (Абонентам) по форме, согласно Приложению N 1 к настоящему Договору.
- пункт 3.3. договора: ГРО ежемесячно, в течение 5-ти рабочих дней с момента получения от Поставщика информации, указанной в п. 3.2 настоящего Договора, составляет в двух экземплярах, подписывает, скрепляет печатью и направляет в адрес Поставщика для оформления следующие документы:
- Акт о количестве транспортированного газа населению по форме согласно Приложению N 2 к настоящему Договору;
- Акт сдачи-приемки оказанных услуг по транспортировке газа населению по форме согласно Приложению N 3 к настоящему Договору.
Поставщик обязуется в течение 5-ти рабочих дней с момента полученш актов, указанных в настоящем Договоре, рассмотреть их, подписать со свое! стороны, скрепить печатью и один экземпляр вернуть в адрес ГРО.
Акт о количестве транспортированного газа населению и Акт сдачи-приемки оказанных услуг по транспортировке газа населению являются основанием для расчетов Поставщика с ГРО за оказанные услуги.
В случае возникновения разногласий по объемам газа, указанным в актах, Сторона, несогласная с объемами оформляет особое мнение, Стороны разрешают указанные разногласия в порядке, предусмотренном п. 7.2., п. 7.3. настоящего Договора;
- пункт 3.4. договора исключить;
- пункт 3.5. договора: Количество газа (объем куб.м.), переданного Поставщиком и транспортированного по газораспределительным сетям ГРО, определяется по совокупности показаний контрольно-измерительных приборов (приборов учета газа) Абонентов \ (население), переданных Поставщику, а при отсутствии прибора учета или в отсутствие передачи показаний Абонентом - в объеме среднего/нормативного потребления в соответствии с порядком учета газа, установленным Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 N 549.
Учет объема транспортированного газа населению на коммунально-бытовые нужды населению по форме, предусмотренной в Приложении N 1 к Договору, ведется Поставщиком в отношении Абонентов (населения), объекты газоснабжения которых находятся в границах муниципальных районов и населенных пунктов, перечень которых указан в Приложении N 4 к Договору.
При заполнении формы по Приложению N 1 к Договору Поставщик включает в нее адреса конечных потребителей, которым Поставщик обеспечивает фактическую поставку газа и производит Абонентам начисление плата за поставленный газ.
При наличии на границе разграничения балансовой принадлежности ГРО и Абонента (границы раздела собственности) прибора учета расхода газа ГРО и в отсутствие у Абонента прибора учета газа (в том числе по причине его неисправности или непередаче показаний Поставщику), объем газа, транспортированного такому Абоненту, по письменному соглашению между Поставщиком и ГРО может быть учтен по показания прибора учета ГРО, который установлен на границы раздела собственности ГРО и Абонента;
- пункт 3.6. договора: Объемы газа на собственные, технологические нужды и восполнение технологических потерь в газораспределительных сетях не входят в объемы транспортированного газа Населению (Абонентам) по настоящему Договору;
- пункт 4.2. договора: Компонентный состав газа, подаваемого в газораспределительную сеть ГРО для транспортировки, должен соответствовать нормативным и иным требованиям по качеству газа, поставляемого для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан";
- пункт 5.3. договора: Оплата за услуги по транспортировке газа производится Поставщиком на основании Акта сдачи-приемки оказанных услуг по транспортировке газа населению и выставленного ГРО счета-фактуры ежемесячно до 18-го числа месяца, следующего за отчетным, путем перечисления денежных средств на расчетный счет ГРО, указанный в разделе 9 настоящего Договора. В платежных поручениях Поставщик указывает номер и дату Договора, сумму платежа, налоги и наименование месяца, за который производится оплата;
- пункт 8.2.1: Форма Расчета объема указанных услуг по транспортировке газа населению (Приложение N 1 к настоящему Договору);
Приложение N 1 "Расчет объема указанных услуг по транспортировке газа населению" изложить в следующей редакции:
Приложение N 1
К договору N 45-3-0001/22 от 15.12.2021 г. на оказание услуг по транспортировке газа населению, изложить в следующей редакции:
Расчет объема оказанных услуг по транспортировке газа населению
за период_____года.
Лицевой счёт |
Населен ный пункт |
Улица |
Дом |
Квартира |
Наличие газоиспользующего оборудования |
Наличие прибора учёта |
Последн ие показани я прибора учёта |
Дата передачи последн их показани й |
Количество проживают х, чел |
Нормати в потребл ения газа, мЗ/чел |
Площад ь отаплив аемого жилого помете ния, м2 |
Объём отапливаемого нежилого помещения, мЗ |
Начисленный объем, мЗ |
||||||
Газовый котёл |
Газовая плита |
Газовая колонка |
Баня |
Гараж |
Теплица |
по нормативу |
по прибору учёта |
||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
И |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
От "Поставщика" От "ГРО"
ООО "Газпром межрегионгаз Самара" ОАО "Сызраньгаз"
________________________ ________________________
Суд в порядке ст. 49 АПК РФ принял уточнение исковых требований.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 17 августа 2022 года урегулированы разногласия, возникшие между Обществом с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Самара" и Открытым акционерным обществом "Сызраньгаз" при заключении договора на оказание услуг по транспортировке газа населению N 45-3-0001/22 от 15.12.2021, в следующей редакции:
Пункт 3.1. Стороной, ведущей учет количества транспортированного газа Населению (Абонентам) по настоящему Договору, является ГРО. Учет количества газа, транспортируемого ГРО за сутки, производится за период с 10-00 предыдущих суток до 10-00 текущих суток (московского времени).
Пункт 3.2. В целях определения объемов транспортированного газа Населению (Абонентам) по настоящему Договору, Поставщик обязан ежемесячно, в срок не позднее 2-го числа месяца, следующего за расчетным, направлять в адрес ГРО в письменной форме информацию об общем объеме газа Поставщика, поданного в газораспределительную сеть ГРО для транспортировки. По запросу ГРО Поставщик обязан в течение 5 рабочих дней предоставить документы, подтверждающие указанную информацию.
Пункт 3.3. ГРО ежемесячно, в срок не позднее 5-го числа месяца, следующего за расчетным, составляет в двух экземплярах, подписывает, скрепляет печатью и направляет в адрес Поставщика для оформления следующие документы:
- Акт об общем количестве газа, поступившего с ГРС Трансгаза в газораспределительные сети ГРО по форме согласно Приложению N 1 к настоящему Договору;
- Акт о количестве транспортированного газа населению по форме согласно Приложению N 2 к настоящему Договору;
- Акт сдачи-приемки оказанных услуг по транспортировке газа населению по форме согласно Приложению N 3 к настоящему Договору.
Акт о количестве транспортированного газа населению и Акт сдачи-приемки оказанных услуг по транспортировке газа населению являются основанием для расчетов Поставщика с ГРО за оказанные услуги.
Пункт 3.4. Поставщик обязуется в течение 5-ти рабочих дней с момента получения актов, указанных в пункте 3.3. настоящего Договора, рассмотреть их, подписать со своей стороны, скрепить печатью и один экземпляр вернуть в адрес ГРО. При несогласии Поставщика с данными, отраженными в акте(ах) ГРО, Поставщик должен подписать полученный(ые) им акт(ы) с отражением особого мнения. В этом случае разногласия разрешаются Сторонами в порядке, предусмотренном п. 7.2., п. 7.3. настоящего Договора. До момента урегулирования возникших разногласий либо вступления в законную силу решения суда по спору между Сторонами объем и стоимость оказанных услуг по транспортировке газа принимаются по данным ГРО, отраженным в Акте о количестве транспортированного газа населению и Акте сдачи-приемки оказанных услуг по транспортировке газа населению.
Пункт 3.5. Количество газа, транспортированного ГРО по настоящему Договору за расчетный период, определяется как разница между общим объемом газа Поставщика, поданного в газораспределительную сеть ГРО для транспортировки, и объемами газа:
- транспортированного ГРО промышленным, коммунально-бытовым и иным потребителям Поставщика (кроме населения) и на собственные нужды Поставщика;
- поставленного ГРО Поставщиком и израсходованного ГРО на собственные нужды, технологические нужды и восполнение технологических потерь в газораспределительной сети ГРО при транспортировке (при наличии). При этом определение объема газа, израсходованного на технологические нужды ГРО и восполнение технологических потерь в газораспределительной сети ГРО при транспортировке производится расчетным путем в соответствии с утвержденными методиками и действующим законодательством.
Пункт 3.6. Объемы газа на собственные, технологические нужды и восполнение технологических потерь в газораспределительных сетях могут быть приобретены ГРО у Поставщика либо иных поставщиков газа и (или) на организованных биржевых торгах. В случае приобретения указанных объемов газа у иных поставщиков газа и (или) на организованных биржевых торгах эти объемы не учитываются при определении количества транспортированного газа в соответствии с пунктом 3.5 настоящего Договора.
Пункт 4.2. Компонентный состав газа, подаваемого в газораспределительную сеть ГРО для транспортировки, должен соответствовать нормативным и иным требованиям по качеству газа, поставляемого для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан.
Пункт 5.3. Оплата за услуги по транспортировке газа производится Поставщиком на основании Акта сдачи-приемки оказанных услуг по транспортировке газа населению и выставленного ГРО счета-фактуры ежемесячно до 18-го числа месяца, следующего за отчетным, путем перечисления денежных средств на расчетный счет ГРО, указанный в разделе 9 настоящего Договора. В платежных поручениях Поставщик указывает номер и дату Договора, сумму платежа, налоги и наименование месяца, за который производится оплата.
Пункт 8.2.1. Форма Акта об общем количестве газа, поступившего от Поставщика с ГРС Трансгаза в газораспределительные сети ГРО (Приложение N 1).
Приложение N 1.
Форма акта об общем количестве газа, поступившего с ГРС Трансгаза в газораспределительные сети ГРО
АКТ
об общем количестве газа, поступившего от Поставщика с ГРС Трансгаза в газораспределительные сети ГРО
" " 20_г.
Мы, нижеподписавшиеся:
С одной стороны "Поставщик" - ООО "Газпром межрегионгаз Самара",
в лице представителя , действующего на основании доверенности N от года,
с другой стороны "ГРО" - ОАО "Сызраньгаз",
в лице генерального директора Гришина С.Г., действующего на основании Устава, составили настоящий Акт о том, что за расчетный период____месяц _____ года с __ по __число включительно, на выходе из сетей (ГРС) Трансгаза (ООО "Газпром трансгаз Самара") "Поставщиком" передано в газораспределительные сети "ГРО" для дальнейшей транспортировки всем потребителям газа, получающим газ от "Поставщика", газа в объеме (количестве):
ВСЕГО: тыс. м3, из них:
газ горючий природный: тыс. м3
газ горючий природный сухой отбензиненный: __________ тыс. м3
попутный нефтяной газ: __________ тыс. м3
в том числе по ГРС и категориям, тыс. м3:
N п/п |
Наименование ГРС |
Объем газа, тыс.м3 |
из них по категориям |
||||||
Промышленные и иные потребители (кроме населения) |
Потребители -юридические лица (индивидуальные предприниматели), относящиеся к категории "население" |
Религиоз ные организа ции |
Технол огическ ие нужды ГРО |
Собствен ные нужды ГРО |
Потери ГРО |
Население |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
ИТОГО: |
|
|
|
|
|
|||
Справочно: За отчетный период _________ месяц 20 ____ года с ____ по ____ число включительно в газораспределительные сети ГРО было передано газа, закупленного ОАО "Сызраньгаз" у/на ______________ - для собственных нужд в объеме: _____ тыс.м3 - для технологических нужд в объеме: _____ тыс.м3 - для восполнения ГРО потерь при транспортировке в объеме: _____ тыс.м3 |
От "Поставщика" От "ГРО"
____________________ ____________________
В апелляционной жалобе истец, выражая несогласие с выводами суда относительно спорных пунктов п.3.1, 3.2 3.3-3.4, 3.5, 3.6, п.8.2.1 Договора, просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 17 августа 2022 года по делу N А55-5021/2022 полностью. В заседании представитель истца уточнил, что выводы суда в части п. 4.2 и п.5.3 Договора, не обжалуются
Определением суда апелляционной инстанции от 28.10.2022 апелляционная жалоба принята к производству, назначено судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы на 30.11.2022.
В судебном заседании апелляционного суда представитель истца апелляционную жалобу поддержал, просил ее удовлетворить.
Представители ответчика в судебном заседании апелляционного суда возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Представителем ООО "Газпром межрегионгаз Самара" заявлено ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьих лиц Министерства энергетики РФ и ФАС России.
Представитель ОАО "Сызраньгаз" возражает против ходатайства о привлечении к участию в деле в качестве третьих лиц Министерства энергетики РФ и ФАС России.
Представителем ООО "Газпром межрегионгаз Самара" заявлено ходатайство о вызове специалистов Министерства энергетики РФ и ФАС России.
Представитель ОАО "Сызраньгаз" возражает против ходатайства о вызове специалистов Министерства энергетики РФ и ФАС России.
В суд вместе с апелляционной жалобой поступили судебная практика и письмо АО "Гипрониигаз" от 10.08.2022 N 4438-22/64, представитель общества пояснил суду, что данные документы представлены суду на обозрение.
Судом поступившие вместе с апелляционной жалобой документы обозревались, возвращены представителю в судебном заседании.
На основании ст. 266, 51, 87 АПК РФ в удовлетворении ходатайств о привлечении к участию в деле в качестве третьих лиц Министерства энергетики РФ и ФАС России, о вызове специалистов Министерства энергетики РФ и ФАС России отказано.
В материалы дела поступил отзыв ответчика на апелляционную жалобу, в котором ОАО "Сызраньгаз" просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Самарской области от 17 августа 2022 года по делу N А55-5021/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения как необоснованную.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции объявлялся перерыв до 12 час 10 мин. 30.11.2022.
После перерыва судебное заседание возобновлено.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, между сторонами: ООО "Газпром межрегионгаз Самара" (Поставщик) и ОАО "Сызраньгаз" (ГРО) при заключении договора N 45-3-0001/22 от 15.12.2021 (далее также - Договор) возник спор об урегулировании разногласий, подлежащий разрешению в судебном порядке.
Согласно пункту 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
В соответствии с пунктом 2 статьи 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
На основании пункта 1 статьи 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В соответствии со статьей 173 АПК РФ по спору, возникшему при заключении или изменении договора, в резолютивной части решения указывается вывод арбитражного суда по каждому спорному условию договора, а по спору о понуждении заключить договор указываются условия, на которых стороны обязаны заключить договор.
При этом суд учитывает, что в отсутствие прямого правового регулирования отношений сторон в части возникших разногласий, условия Договора подлежат определению судом с учетом фактических обстоятельств дела и возникших между сторонами отношений, что является законной прерогативой суда.
Согласно пункту 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договоров" при наличии возражений стороны относительно определения условия договора диспозитивной нормой, выразившихся, например, в представлении иной редакции условия, суд может утвердить условие в редакции, отличной от диспозитивной нормы, указав мотивы принятия такого решения, в частности особые обстоятельства рассматриваемого спора.
Согласно правовой позиции, выраженной Конституционным Судом РФ в Постановлениях от 06.06.1995 N 7-П и от 13.06.1996 N 14-П, при рассмотрении дела суды обязаны исследовать по существу его фактические обстоятельства и не должны ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы; иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту, закрепленное статьей 46 (часть 1) Конституции РФ, оказывалось бы существенно ущемленным.
Учитывая фактические обстоятельства дела, сложившиеся между сторонами отношения, суд обоснованно принял спорные условия договора в предложенной ответчиком редакции, исходя из следующего.
Порядок и условия заключения и исполнения договоров поставки и(или) транспортировки газа определены в Правилах поставки газа в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 N 162 (далее - Правила поставки газа).
Как следует из пункта 11 Правил поставки газа, согласие на заключение договора поставки газа или договора транспортировки газа (подписанный проект договора) должно быть направлено стороной, получившей предложение о заключении договора (оферту), не позднее 30 дней с момента его получения, если иной срок не определен в оферте. При несогласии с условиями договора сторона, получившая оферту, обязана выслать другой стороне протокол разногласий, в случае неполучения в 30-дневный срок со дня отправления подписанного поставщиком протокола разногласий обратиться в арбитражный или третейский суд и по истечении срока действия договора, заключенного на предыдущий период, прекратить отбор газа.
Согласно пункту 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В соответствии с пунктом 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.
В силу пункта 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Настоящий преддоговорный спор возник между сторонами по договору транспортировки газа, который относится к договорам энергоснабжения.
Указанный вид договоров регулируется § 6 главы 30 ГК РФ и иными федеральными законами и подзаконными актами в сфере энергоснабжения.
В силу пункта 3 статьи 539 ГК РФ к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
При заключении Договора ОАО "Сызраньгаз" предложило следующую редакцию пункта 3.1: "Стороной, ведущей учет количества транспортированного газа Населению (Абонентам) по настоящему Договору, является ГРО. Учет количества газа, транспортируемого ГРО за сутки, производится за период с 10-00 предыдущих суток до 10-00 текущих суток (московского времени).".
ООО "Газпром межрегионгаз Самара" предложило изложить пункт 3.1 в иной редакции: "Стороной, ведущей учет количества транспортированного (поставленного) газа Населению (Абонентам) по настоящему Договору, является Поставщик. Учет количества газа, транспортируемого ГРО за сутки, производится за период с 10-00 предыдущих суток до 10-00 текущих суток (московского времени).".
Разногласия по договору в части пункта 3.1 Договора касаются стороны, которая должна осуществлять учет транспортировки газа.
Как следует из условий Договора, по которым у сторон отсутствуют разногласия, ОАО "Сызраньгаз" (Ответчик) является газораспределительной организацией (ГРО), то есть лицом, оказывающим услуги по транспортировке газа и осуществляющим эксплуатацию сетей газораспределения, по которым производится транспортировка газа. ГРО является исполнителем услуг по транспортировке газа населению и именно на ней как стороне договора лежит обязанность транспортировать газ от магистральных сетей (или технологически связанных сетей смежных ГРО) до сетей газопотребления абонентов -граждан.
В свою очередь, ООО "Газпром межрегионгаз Самара" (Истец) как Поставщик является заказчиком услуг по транспортировке газа и не несет соответствующих обязанностей ГРО. В том числе, у Поставщика отсутствуют полномочия по эксплуатации сетей газораспределения и их использования в целях транспортировки по ним газа потребителям категории "население".
Как следует из статьи 2 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении), деятельность по транспортировке газа относится к деятельности по газоснабжению (одна из форм энергоснабжения); в свою очередь, транспортировка и подача газа осуществляется посредством газораспределительной системы.
Согласно пункту 7 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утв. Постановлением Правительства РФ N 870 от 29.10.2010, эксплуатационная организация - это юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию сети газораспределения и сети газопотребления и (или) оказывающее услуги по их техническому обслуживанию и ремонту на законных основаниях; эксплуатация сети газораспределения -это использование сети газораспределения по назначению, определенному в проектной документации.
Таким образом, деятельность по транспортировке газа относится к эксплуатации сетей газораспределения, осуществляемой ГРО. При этом учет транспортируемого по сетям газораспределения газа является составной частью транспортировки.
Так, пункт 39 Правил поставки газа прямо обязывает ГРО представлять по запросу поставщика оперативную информацию о режиме газопотребления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно статье 780 ГК РФ если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, исполнитель обязан оказать услуги лично.
С учетом изложенного, именно на ГРО как исполнителя возложены обязанности по осуществлению всех мероприятий (технических, технологических и пр.) по транспортировке газа. Поставщик не осуществляет эксплуатацию сетей газораспределения и подачу по ним газа потребителям, а следовательно, у него нет полномочий по учету газа, который передается и расходуется из сетей ГРО.
Таким образом, в рамках Договора лицом, осуществляющим учет транспортированного газа, также является ГРО, а не Поставщик. ГРО как исполнитель должна определять количество газа, которое было оттранспортировано по эксплуатируемым ей сетям газораспределения.
Истец указывает, что у Ответчика нет технической возможности осуществлять учет газа. Данный довод является несостоятельным, поскольку именно ГРО имеет возможность определить все исходные данные, участвующие в расчете объемов транспортируемого газа, включая объемы транспортировки газа всем потребителям (за исключением населения), объемы расхода газа на собственные и технологические нужды ГРО, объемы потерь газа в сетях газораспределения.
При заключении Договора ОАО "Сызраньгаз" предложило следующую редакцию пунктов 3.2 - 3.6 Договора:
"3.2. В целях определения объемов транспортированного газа Населению (Абонентам) по настоящему Договору, Поставщик обязан ежемесячно, в срок не позднее 2-го числа месяца, следующего за расчетным, направлять в адрес ГРО в письменной форме информацию об общем объеме газа Поставщика, поданного в газораспределительную сеть ГРО для транспортировки. По запросу ГРО Поставщик обязан в течение 5 рабочих дней предоставить документы, подтверждающие указанную информацию.
3.3. ГРО ежемесячно, в срок не позднее 5-го числа месяца, следующего за расчетным, составляет в двух экземплярах, подписывает, скрепляет печатью и направляет в адрес Поставщика для оформления следующие документы:
- Акт об общем количестве газа, поступившего с ГРС Трансгаза в газораспределительные сети ГРО по форме согласно Приложению N 1 к настоящему Договору;
- Акт о количестве транспортированного газа населению по форме согласно Приложению N 2 к настоящему Договору;
- Акт сдачи-приемки оказанных услуг по транспортировке газа населению по форме согласно Приложению N 3 к настоящему Договору.
Акт о количестве транспортированного газа населению и Акт сдачи-приемки оказанных услуг по транспортировке газа населению являются основанием для расчетов Поставщика с ГРО за оказанные услуги.
3.4. Поставщик обязуется в течение 5-ти рабочих дней с момента получения актов, указанных в пункте 3.3. настоящего Договора, рассмотреть их, подписать со своей стороны, скрепить печатью и один экземпляр вернуть в адрес ГРО. При несогласии Поставщика с данными, отраженными в акте(ах) ГРО, Поставщик должен подписать полученный(ые) им акт(ы) с отражением особого мнения. В этом случае разногласия разрешаются Сторонами в порядке, предусмотренном п. 7.2., п. 7.3. настоящего Договора. До момента урегулирования возникших разногласий либо вступления в законную силу решения суда по спору между Сторонами объем и стоимость оказанных услуг по транспортировке газа принимаются по данным ГРО, отраженным в Акте о количестве транспортированного газа населению и Акте сдачи-приемки оказанных услуг по транспортировке газа населению.
3.5. Количество газа, транспортированного ГРО по настоящему Договору за расчетный период, определяется как разница между общим объемом газа Поставщика, поданного в газораспределительную сеть ГРО для транспортировки, и объемами газа, транспортированного ГРО промышленным и иным потребителям Поставщика (кроме Населения (Абонентов).
3.6. Объемы газа на собственные, технологические нужды и восполнение технологических потерь в газораспределительных сетях приобретаются ГРО на основании заключенного договора с ООО "НОВАТЭК - Кострома.".
Кроме того, ОАО "Сызраньгаз" предложило в пункте 8.2.1 Договора определить перечень приложений к договору и изложить их формы в соответствии с приложениями N 1 - 4 к оферте Договора. В пункте 8.2.1. Договора ОАО "Сызраньгаз" предложило изложить наименование Приложения N 1 как "Форма Акта об общем количестве газа, поступившего от Поставщика с ГРС Трансгаза в газораспределительные сети ГРО (Приложение N1 к оферте договора)", а в Приложении N 1 - определить форму соответствующего акта.
В ходе рассмотрения дела Ответчик в отзыве уточнил редакцию пунктов 3.5, 3.6 Договора и предложил изложить их в следующей редакции:
3.5. Количество газа, транспортированного ГРО по настоящему Договору за расчетный период (месяц), определяется как разница между общим объемом газа Поставщика, поданного в газораспределительную сеть ГРО для транспортировки, и объемами газа:
- транспортированного ГРО промышленным, коммунально-бытовым и иным потребителям Поставщика (кроме населения) и на собственные нужды Поставщика;
- поставленного ГРО Поставщиком и израсходованного ГРО на собственные нужды, технологические нужды и восполнение технологических потерь в газораспределительной сети ГРО при транспортировке (при наличии). При этом определение объема газа, израсходованного на технологические нужды ГРО и восполнение технологических потерь в газораспределительной сети ГРО при транспортировке производится расчетным путем в соответствии с утвержденными методиками расчета.
3.6 Объемы газа на собственные, технологические нужды и восполнение технологических потерь в газораспределительных сетях могут быть приобретены ГРО у Поставщика либо иных поставщиков газа и (или) на организованных биржевых торгах. В случае приобретения указанных объемов газа у иных поставщиков газа и (или) на иных организованных биржевых торгах эти объемы не учитываются при определении количества транспортированного газа в соответствии с пунктом 3.5 настоящего Договора.".
ООО "Газпром межрегионгаз Самара" предложило изложить указанные пункты 3.2, 3.3, 3.5, 3.6, 8.2.1. Договора и Приложение N 1 в иной редакции, а пункт 3.4 - исключить:
"3.2. В целях определения объемов оказанных услуг по транспортировке газа Населению (Абонентам) по настоящему Договору, Поставщик обязан ежемесячно, в срок не позднее 15-го числа месяца, следующего за расчетным, направлять в адрес ГРО в электронной форме по адресу электронной почты_____________информацию об объеме газа Поставщика, поданного в газораспределительную сеть ГРО для транспортировки Населению (Абонентам) по форме, согласно Приложению N 1 к настоящему Договору.
3.3. ГРО ежемесячно, в течение 5-ти рабочих дней с момента получения от Поставщика информации, указанной в п. 3.2 настоящего Договору, составляет в двух экземплярах, подписывает, скрепляет печатью и направляет в адрес Поставщика для оформления следующие документы:
- Акт о количестве транспортированного газа населению по форме согласно Приложению N 2 к настоящему Договору;
- Акт сдачи-приемки оказанных услуг по транспортировке газа населению по форме согласно Приложению N 3 к настоящему Договору.
Поставщик обязуется в течение 5-ти рабочих дней с момента получения актов, указанных в настоящем Договоре, рассмотреть их, подписать со своей стороны, скрепить печатью и один экземпляр вернуть в адрес ГРО.
Акт о количестве транспортированного газа населению и Акт сдачи-приемки оказанных услуг по транспортировке газа населению являются основанием для расчетов Поставщика с ГРО за оказанные услуги.
В случае возникновения разногласий по объемам газа, указанным в актах, Сторона, несогласная с объемами, оформляет особое мнение, Стороны разрешают указанные разногласия в порядке, предусмотренном п. 7.2., п. 7.3. настоящего Договора.
3.5. Объем оказанных ГРО услуг по транспортировке газа за расчетный период, определяется исходя из объемов газа, потребленного населением (абонентами), присоединенным к газораспределительным сетям ГРО. Учет объемов газа, потребленного населением (абонентами), производится Поставщиком в соответствии с положениями действующего законодательства.
3.6. Объемы газа на собственные, технологические нужды и восполнение технологических потерь в газораспределительных сетях не входят в объемы транспортированного газа населению (абонентам) по настоящему Договору."
В пункте 8.2.1. Договора ООО "Газпром межрегионгаз Самара" предложило изложить наименование Приложения N 1 как "Форма Расчета объема оказанных услуг по транспортировке газа населению (Приложение N1 к настоящему Договору)", а в Приложении N 1 - определить форму соответствующего расчета.
С учетом заявления об уточнении исковых требований ООО "Газпром межрегионгаз Самара" предложило изложить пункт 3.5 Договора в иной редакции:
"3.5. Количество газа (объем куб.м.), переданного Поставщиком и транспортированного по газораспределительным сетям ГРО, определяется по совокупности показаний контрольно-измерительных приборов (приборов учета газа) абонентов (население), переданных Поставщику, а при отсутствии прибора учета или в отсутствие передачи показаний абонентом - в объеме среднего/нормативного потребления в соответствии с порядком учета газа, установленным Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 N 549.
Учет объема транспортированного газа населению на коммунально-бытовые нужды населению по форме, предусмотренной в Приложении N 1 к Договору, ведется Поставщиком в отношении абонентов (населения), объекты газоснабжения которых находятся в границах муниципальных районов и населённых пунктов, перечень которых указан в Приложении N 4 к Договору.
При заполнении формы по Приложению N 1 к Договору Поставщик включает в нее адреса конечных потребителей, которым Поставщик обеспечивает фактическую поставку газа и производит Абонентам начисление платы за поставленный газ.
При наличии на границе разграничения балансовой принадлежности ГРО и абонента (границы раздела собственности) прибора учета расхода газа ГРО и в отсутствие у абонента прибора учета газа (в том числе по причине его неисправности или непередаче показаний Поставщику), объем газа, транспортированного такому абоненту, по письменному соглашению между Поставщиком и ГРО может быть учтен по показаниям прибора учета ГРО, который установлен на границы раздела собственности ГРО и абонента.".
Как следует из материалов дела, разногласия сторон в части пунктов 3.2 - 3.6, 8.2.1 Договора и Приложения N 1 касаются порядка определения объема (количества) транспортированного газа по Договору и оформления отчетных документов (актов).
Согласно пункту 1 статьи 541 ГК РФ энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
В соответствии со статьей 542 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности" в частях 1, 2 статьи 13 предусматривает, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов, а расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Правилами поставки газа предусмотрено, что поставка и отбор газа без учета его объема не допускаются (пункт 21); учет объема газа осуществляется в порядке, утвержденном Министерством энергетики РФ (пункт 22).
Согласно пункту 2.10 Правил учета газа, утв. Приказом Минэнерго России от 30.12.2013 N 961 (далее - Правила учета газа), при приеме-передаче газа его объем измеряется средствами измерений и(или) техническими системами и устройствами с измерительными функциями, определенными проектной документацией на объекты транспортировки, хранения и(или) потребления.
В соответствии с пунктом 3.7 Правил учета газа количественные и качественные показатели природного газа при приеме-передаче для транспортировки, а также в процессе распределения измеряются на линии раздела объектов газоснабжения и(или) распределения между владельцами по признаку собственности или владения на ином законном основании.
При этом на основании пункта 3.8 Правил учета газа при отсутствии либо неисправности средств измерений и(или) технических систем и устройств с измерительными функциями у газораспределительной организации количество поданного природного газа поставщиком определяется по данным средств измерения и(или) технических систем и устройств с измерительными функциями поставщика газа.
В силу пункта 13 Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.11.1998 N 1370, поставщики, использующие местные газораспределительные сети, обязаны, в том числе, обеспечить подготовку газа к транспортировке в соответствии с требованиями действующей нормативно-технической документации, а также его учет в пунктах сдачи -приема газа.
Кроме того, в пункте 2 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2000 N 1021, определено, что газ должен реализовываться поставщиками газа (газоснабжающими организациями) по регулируемой оптовой цене на газ на выходе из системы магистрального газопроводного транспорта или на входе в газораспределительные сети (в случае отсутствия в схеме поставки газа магистральных газопроводов).
Таким образом, указанные правовые акты в сфере газоснабжения прямо предусматривают проведение учета на границе раздела сетей с использованием средств измерений ГРО или Поставщика.
В рассматриваемом случае передаваемые от Поставщика к ГРО объемы транспортируемого газа ежемесячно учитываются и определяются сторонами по узлам измерений, установленных на объектах магистрального трубопроводного транспорта -газораспределительных станциях (ГРС). В рамках Договора перечень ГРС, технологически связанных с газораспределительными сетями ГРО, определен и согласован сторонами без разногласий в Приложении N 4.
Предлагаемый Ответчиком (ГРО) способ подразумевает учет объемов транспортируемого населению газа на входе в газораспределительную сеть ГРО - по средствам измерения (узлам учета газа), установленным на ГРС, с которых производится подача газа в сети ГРО от Поставщика, за вычетом объемов, транспортированных и израсходованных иными потребителями (промышленные, коммунально-бытовые) и ГРО на иные цели (собственные и технологические нужды), а также утерянного в процессе транспортировки, что соответствует вышеуказанному нормативному регулированию и позволяет определить объем транспортируемого газа.
Согласно разъяснениям ФСТ РФ, содержащимся в Информационном письме от 28.06.2005 N СН-3923/9, на финансовый результат поставщика газа должны относиться убытки (прибыль), полученные вследствие отклонения фактического потребления газа населением на бытовые нужды от нормативов потребления, утвержденных в установленном порядке, ввиду того что возникающие в результате этого потери газа не являются потерями при транспортировке газа; вследствие отклонения объемов газа из-за погрешности измерений установленных приборов учета расхода газа на ГРС, у промышленных потребителей и населения, то есть "мнимые" потери.
Как следует из пункта 56 ГОСТ Р 53865-2019 "Национальный стандарт Российской Федерации. Системы газораспределительные. Термины и определения", утв. Приказом Росстандарта от 20.12.2019 N 1428-ст, количество газа, полученное и полезно используемое потребителем, но неучтенное (и поэтому неоплаченное) вследствие несовершенства методов контроля и учета расхода газа, является "мнимыми" потерями.
Таким образом, часть объема газа, фактически оттранспортированная (доставленная) до абонентов и полезно использованная, объективно не учитывается Поставщиком при начислениях и расчетах с населением за поставку газа. Однако, поскольку этот объем газа был фактически транспортирован ГРО потребителям категории "население" по своим сетям газораспределения, он должен быть учтен и оплачен Поставщиком в адрес ГРО.
В отсутствие объективной возможности определить количество газа и, соответственно, объем оказанных услуг по его транспортировке с использованием средств измерений допускается использование расчетного способа.
В соответствии с пунктом 1.2, 1.3 Правил учета газа при проведении учета газа осуществляется упорядоченный сбор, регистрация и обобщение информации о количественных и (или) о количественных и качественных их показателях в натуральном выражении, о наличии и движении путем документального оформления всех операций, связанных с добычей, транспортировкой, переработкой, хранением и потреблением. Последовательно выполняемые действия по сбору, накоплению и составлению информации об учете газа и ее отражению в первичных учетных документах должны предусматривать совокупность операций, выполняемых для определения количественных значений объемов газа и (или) их количественных и качественных показателей, регистрацию, а при необходимости расчет его количественных и (или) количественных и качественных показателей.
Предложенный ОАО "Сызраньгаз" в пункте 3.5. Договора (с учетом уточнения редакции в отзыве на исковое заявление) способ определения объема транспортированного газа населению (по разнице между объемом газа, вошедшим в сеть, и объемами, оттранспортированными по этой сети прочим потребителям (кроме населения), потребленными самой ГРО и утерянными) является расчетным. При этом, поскольку все показатели в предлагаемой формуле расчета (общий объем газа, вошедшего в сеть ГРО; объемы газа, оттранспортированного прочим потребителям (кроме населения) и потребленного ГРО на собственные, технологические нужды, а также утерянного) могут быть достоверно определены в установленном порядке (средствами измерений, установленными на входе в газораспределительную сеть и на границе сетей газораспределения и газопотребления, установленными расчетными способами (по проектной мощности, по методикам)), оставшийся объем газа (разность) объективно является транспортированным населению и подлежит оплате ГРО Поставщиком.
Указанные выводы подтверждаются судебной практикой по спорам между ООО "Газпром межрегионгаз Самара" и газораспределительными организациями (ГРО) Самарской области: Постановления Арбитражного суда Поволжского округа от 01.03.2022 по делу N А55-22176/2020, от 12.10.2021 по делу N А55-28818/2020, от 17.11.2021 по делу N А55-28821/2020, от 21.01.2022 по делу N А55-1397/2021, от 24.02.2022 по делу N А55-7611/2021, от 12.04.2022 по делу N А55-14852/2021, от 31.03.2022 по делу N А55-22602/2021.
Возможность применения такого способа учета транспортировки газа между ГРО и Поставщиком подтверждена также иной арбитражной практикой (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 16.06.2017 по делу N А76-31031/2015, Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 07.07.2016 по делу N А32-10861/2015, Постановление ФАС Центрального округа от 31.10.2011 по делу N А64-6954/2010, Постановление ФАС Центрального округа от 26.02.2003 N А48-1948/02-1).
Предлагаемый Истцом способ подразумевает учет объемов транспортируемого населению газа по данным абонентского учета самого Поставщика. Вместе с тем, суд считает, что подобный способ учета является необоснованным, не обеспечивает баланс интересов сторон и не подлежит применению во взаимоотношениях ГРО и Поставщика по Договору, поскольку не позволяет определить фактический объем транспортировки газа, в том числе доставленного по сетям до населения, но не учтенного Поставщиком при ведении абонентского учета.
В обоснование такого способа Истец ссылается на положения Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утв. Постановлением Правительств РФ от 21.07.2008 N 549, которые регламентируют порядок поставки Поставщиком газа абонентам - гражданам в качестве коммунальной услуги. Данные не распространяются на взаимоотношения Поставщика и ГРО и не регулируют вопросы расчетов и учета по транспортировке газа.
Предусмотренные указанными Правилами расчетные способы учета (среднемесячные показания счетчиков, нормативы потребления) направлены на определенность при расчетах населения за коммунальную услугу по газоснабжению (поставку газа), но при этом не являются достоверными и не отражают фактический объем оттранспортированного населению газа, поскольку не учитывают "мнимые" потери (полученное и полезно использованное населением, но не учтенное вследствие несовершенства методов учета количество газа). Используемые приборы учета газа (бытовые счетчики) имеют существенную погрешность измерений, поскольку в большинстве своем не оснащены приборами для приведения измеренных объемов газа к нормальным условиям (корректорами), что также ведет к недостоверности учета (невозможность учета "мнимых" потерь). При ведении абонентского учета не учитываются объемы газа, потребленные населением (транспортированные по сетям ГРО) в результате самовольного подключения к сетям газопотребления дополнительного газоиспользующего оборудования либо вследствие вмешательства в работу газового счетчика. Абонентский учет поставленного (начисленного) населению газа ведется Поставщиком самостоятельно, без участия ГРО, в рамках договорных отношений с населением (абонентами) по поставке газа.
Довод Истца о том, что объемы поставки (начислений) Поставщиком газа абонентам и объемы транспортировки газа по Договору должны быть идентичными, является необоснованным и не соответствует действующему нормативному регулированию. Методы, используемые для учета транспортировки газа (по средствам измерений на сетях, расчетными способами и др.), могут отличаться от используемых для учета поставки (по средствам измерений у абонентов, по среднемесячным показаниям, по нормативам и др.). Объемы поставленного населению газа учитываются в рабочих условиях, без приведения их к стандартным условиям, что является недопустимым при учете транспортировки газа в силу пункта 28 Методических указаний по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, утв. Приказом ФСТ РФ от 15.12.2009 N 411-э/7.
Пункт 17 Методических указаний по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, утв. Приказом ФСТ РФ от 27.10.2011 252-э/2, регламентирующий порядок определения розничной цены на газ, разделяет понятия транспортировки и реализации газа населению и учитывает данные составляющие по отдельности. Например, в формуле (2) расчета средней региональной составляющей розничной цены на газ содержатся одновременно показатели объемов транспортировки газа населению через сети ГРО (Viнас, Viнас.транз.) и реализации газа населению (Vjнас, V
нас.). Дополнительно предусмотрена формула (2.1) конкретно для случаев, если общий объем реализации газа населению не совпадает с суммарным объемом транспортировки газа населению через газораспределительные сети всех ГРО. В пункте 18 данных Методических указаний также разделены понятия транспортировки и поставки газа, данные о которых используются в целях расчета розничных цен на газ.
Таким образом, предлагаемый Истцом способ определения объема транспортировки газа является необоснованным, поскольку не позволяет определить фактический объем оказанных ГРО Поставщику услуг по транспортировке газа, в том числе доставленного по газораспределительным сетям до потребителей категории "население" (абонентов), но не учтенного в рамках договорных отношений по поставке газа между Поставщиком и абонентами.
В свою очередь, предлагаемый Ответчиком способ учета объема оказываемых услуг будет отражать реальный объем газа, транспортированного по сетям ГРО потребителям категории "население", то есть учитывать в том числе объемы газа, фактически транспортированные абонентам, но не учтенные в рамках договорных отношений по поставке газа, либо не учитывать при определении объема услуг ГРО объемы газа, фактически не доставленные до абонентов, но начисленные в рамках договорных отношений по поставке газа (например, при превышении нормативных начислений над реальным объемом потребления газа из газораспределительной сети ГРО).
Ссылка Истца на судебную практику, приведенную в уточнениях иска от 27.07.2022, правомерно отклонена судом первой инстанции, поскольку не имеет значения для рассмотрения настоящего спора, указанные судебные акты вынесены по спорам между иными лицами, при иных фактических обстоятельствах дела и основаны на утративших силу правовых актах.
Суд учел, что абонентский учет поставленного (начисленного) населению газа ведется Поставщиком самостоятельно, без участия ГРО, в рамках предоставления коммунальной услуги по газоснабжению населения (абонентов). Применение указанного способа позволит Поставщику в одностороннем порядке определять объем и стоимость услуг по транспортировке газа, производя либо снимая начисления объемов поставленного газа населению (абонентам) по своему усмотрению. При этом ГРО объективно не сможет контролировать этот процесс, проверяя правильность и полноту начислений, поскольку не является участником правоотношений по поставке газа, возникающих между Поставщиком и абонентами, не наделено полномочиями по проверке правильности произведенных поставщиком начислений объемов поставленного газа абонентам.
Суд принял во внимание представленные Ответчиком сведения и доказательства, подтверждающие факты ведения Поставщиком недостоверного учета газа при начислениях населению (абонентам - гражданам): решение Комиссии Управления ФАС России по Самарской области от 12.03.2021 по делу N 063/01/10-892/2020 о нарушении антимонопольного законодательства, экспертное заключение д.э.н., профессора И.В. Князевой. Также Ответчиком представлены ежемесячные особые мнения ОАО "Сызраньгаз" к актам сдачи-приемки оказанных услуг по транспортировке газа населению с замечаниями по конкретным абонентам (лицевым счетам) за 2021 год, которые не были рассмотрены и не учтены Поставщиком. Доказательств обратного Истцом суду не представлено.
В рамках дела N 063/01/10-892/2020 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного по части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", действия (бездействие) ООО "Газпром межрегионгаз Самара" по осуществлению учета газа, транспортированного населению Самарской области, были признаны антимонопольным органом - Управлением Федеральной антимонопольной службы по Самарской области злоупотреблением доминирующим положением в виде ущемления интересов хозяйствующих субъектов (ГРО) и неопределенного круга потребителей (населения). Законность актов антимонопольного органа по делу N063/01/10-892/2020 о нарушении антимонопольного законодательства, подтверждена судами ( Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2022, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 11.05.2022 по делу N А55-9545/2021).
Кроме того, судом отмечено, что вышеуказанные разногласия сторон напрямую связаны с имеющимися у них разногласиями об учете и распределении возникающего разбаланса газа, представляющего разницу между общим объемом газа, поступившим от поставщика, и объемом газа, реализованным потребителям (Информационное письмо ФСТ РФ от 28.06.2005 N СН-3923/9).
ООО "Газпром межрегионгаз Самара" настаивает на отнесении всего разбаланса газа, образовавшегося в результате реализации газа потребителям (в том числе начисленного Поставщиком населению, а также поставленного прочим потребителям, не относящимся к категории "население" - промышленным, коммунально-бытовым и иным), на ГРО - ОАО "Сызраньгаз". По мнению Истца, такой объем газа является потерями ГРО, поскольку он не был реализован и оплачен потребителями Поставщику.
ОАО "Сызраньгаз" настаивает на распределении разбаланса газа между ГРО и Поставщиком с учетом причин образования потерь: действительных (технологических), связанных с эксплуатацией сетей - на ГРО, и "мнимых" (коммерческих), связанных с учетом газа - на Поставщика. По мнению Ответчика, неучтенные Поставщиком объемы газа являются фактически транспортированными ГРО, поскольку они были доставлены до потребителей и потреблены ими, но не учтены Поставщиком при ведении абонентского учета.
В рамках судебного дела N А55-17493/2020 ООО "Газпром межрегионгаз Самара" заявлялся иск о взыскании с ОАО "Сызраньгаз" стоимости потерь газа, объем которых определен по разбалансу. Исковые требования Поставщика были удовлетворены частично, с ГРО взыскана стоимость газа, составляющего объем технологических потерь, а во взыскании иных потерь, составляющих разбаланс газа, отказано.
В рамках вышеуказанного антимонопольного дела N 063/01 /10-892/2020 Комиссией Управления ФАС по Самарской области было установлено, что ООО "Газпром межрегионгаз Самара" определяет потери расчетным способом, не предусмотренным действующим законодательством, ущемляющим интересы ГРО. При этом установлено, что определение объема оказанных услуг по транспортировке газа и объема потерь, возникающих в газораспределительных сетях, в соответствии с изложенным подходом нарушает экономический баланс интересов сторон в пользу газоснабжающей организации, предоставляя ей возможность не осуществлять расходы, связанные с возникновением потерь газа в зоне ее ответственности, и в одностороннем порядке (используя доминирующее положение на рынке поставки газа) относить данные расходы на ГРО. Выводы антимонопольного органа и законность принятых им актов подтверждены в рамках судебного дела N А55-9545/2021.
Ответчик указывает, что, с учетом сложившейся между сторонами судебной практики, предлагаемый Истцом подход нарушает баланс интересов сторон, предоставляя Поставщику право самостоятельно и в одностороннем порядке определять объемы транспортировки и потерь газа, и как следствие - не осуществлять надлежащий учет газа, относя неучтенные объемы газа на потери ГРО.
В подтверждение указанных доводов Ответчиком представлено Экспертное заключение по вопросам учета объемов транспортировки газа населению и объемов газа, израсходованного на технологические потери в сетях газораспределения, выполненного д.э.н., профессором, руководителем Центра "Исследования конкурентной политики и экономики" Сибирского института управления - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы И.В. Князевой. По результатам проведенного исследования эксперт пришел к выводу о том, что нераспределенный между Поставщиком и ГРО разбаланс газа возникает в потребительском секторе и составляет объем газа фактически поставленного населению по газораспределительной сети ГРО, но недоучтенного Поставщиком в рамках ведения абонентского учета. По мнению автора заключения, подход Поставщика является методологически некорректным, поскольку не основан на существующих методах и способах учета транспортированного и утерянного газа. В частности, такой подход не предусматривает наличие потерь в потребительском секторе, которые объективно существуют и являются неизбежными. Также указанный подход предполагает полную зависимость определения объема услуг ГРО по транспортировке газа населению и объема потерь, относящихся на ГРО, от проводимого Поставщиком абонентского учета по населению. Эксперт пришел к мотивированному выводу, что подход Поставщика не обеспечивает соблюдение баланса интересов участников процесса газоснабжения, поскольку предполагает необоснованное отнесение всего разбаланса газа на финансовый результат только одного его участника - ГРО, без учета природы потерь, возникающих в потребительском секторе. По экспертному мнению, подход ГРО является методологически наиболее корректным, поскольку учитывает объемы газа, фактически поданного населению (абонентам) по газораспределительным сетям ГРО. Подобный подход позволяет определить реальный объем транспортировки газа, поскольку он учитывает не только объемы газа, начисленные Поставщиком по данным абонентского учета, но и фактически израсходованные (недоучтенные). Данный подход является сбалансированным решением проблемы распределения возникающего разбаланса газа, поскольку обеспечивает учет потерь по каждому месту их возникновения, а также позволяет отнести соответствующие убытки на финансовый результат ответственной организации.
Таким образом, вышеуказанным заключением подтверждается экономическая и технологическая обоснованность способа учета объема газа, транспортированного ГРО населению по Договору, предложенного ОАО "Сызраньгаз".
Кроме того, суд принял во внимание установленные в экспертном заключении обстоятельства, что применение на практике подхода ООО "Газпром межрегионгаз Самара" (определение объема услуг по транспортировке газа населению по данным абонентского учета Поставщика с отнесением всего возникающего разбаланса на финансовый результат ГРО) может привести к значительному ухудшению финансового состояния ГРО и формированию чистого убытка от хозяйственной деятельности в сфере оказания услуг по транспортировке газа. Как установлено в заключении, в таком случае ГРО будет лишена дохода от транспортировки газа, как населению, так и промышленным и иным потребителям, ввиду необходимости компенсации Поставщику стоимости всех потерь (разбаланса) газа, включая потери в потребительском секторе, на величину которых ГРО не может влиять.
Ссылка истца, в пояснениях от 11.08.2022, на мнение АО "Гипрониигаз" не опровергает доводы ответчика о способе учета транспортированного газа, который нашел свое подтверждение в судебной практике.
С учетом фактических обстоятельств дела суд пришел к верному выводу, что определение условий пункта 3.5 Договора в редакции Ответчика (ОАО "Сызраньгаз") позволит обеспечить баланс интересов сторон, а предлагаемые Истцом (ООО "Газпром межрегионгаз Самара") условия нарушают такой баланс и не могут быть определены в договоре.
Отклоняя доводы Истца о том, что предложенный Ответчиком расчетный способ прямо не предусмотрен действующим законодательством, судом учтено следующее.
Согласно пункту 1 статьи 541 ГК РФ энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Как установлено судом, предлагаемый ОАО "Сызраньгаз" способ учета предусматривает определение объема транспортировки приборным способом, что основано на вышеуказанных положениях Правил учета газа.
При этом на основании статей 541, 544 ГК РФ количество и порядок расчетов за энергию может быть определено соглашением сторон.
Таким образом, действующее законодательство допускает определение расчетного способа в соглашении сторон. Указанный расчетный способ не противоречит публичным правилам и может быть определен судом в Договоре. Указанный вывод также подтверждается судебными актами по делу N А55-22176/2020 по иску ООО "Газпром межрегионгаз Самара" об урегулировании разногласий по договору транспортировки газа населению.
В свою очередь, является обоснованным возложение на Поставщика обязанности по предоставлению информации об общем объеме газа, поданного в газораспределительную сеть ГРО для транспортировки (пункт 3.2. Договора). Указанные действия со стороны Поставщика необходимы для определения объема транспортированного газа, а в отсутствие такой информации ГРО лишено возможности определить, в каком объеме (от общего объема газа) газ был транспортирован населению.
На основании пункта 13 Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям поставщики и покупатели газа, использующие местные газораспределительные сети (или газотранспортные организации по их поручению), обязаны, в том числе, представлять в газораспределительные организации в установленные договором сроки оперативную информацию о технологических режимах работы подводящего газопровода или системы подводящих газопроводов.
ГРО не является лицом, эксплуатирующим магистральные газопроводы (в том числе ГРС), с которых производится подача газа Поставщика в сети газораспределения, а также не имеет узлов учета газа в местах присоединения газораспределительной сети к ГРС (такие узлы учета принадлежат и эксплуатируются Поставщиком). Учитывая, что Поставщик является собственником газа и обеспечивает его транспортировку по сетям ГРО от ГРС, возложение на него обязанности по предоставлению информации о количестве газа в месте его передачи в газораспределительную сеть ГРО для транспортировки является обоснованным.
Предлагаемая Ответчиком редакция пункта 3.3 Договора, регулирующего порядок оформления отчетных актов, является обоснованной и соответствует положениям действующего законодательства. Так, в пункте предусмотрено ежемесячное (до 5-го числа) оформление ГРО актов, необходимых для учета транспортированного газа и проведения расчетов за оказанные услуги (актов о количестве газа, актов сдачи-приемки услуг).
Согласно пункту 28 Правил поставки газа сторона, ведущая учет газа в соответствии с порядком, утвержденным Министерством энергетики Российской Федерации, ежемесячно, до пятого числа месяца, следующего за расчетным периодом, составляет акт об объеме переданного газа, в котором отражаются ежесуточные объемы приема-передачи газа.
В силу части 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. В данном случае таким документом определен акт сдачи-приемки услуг.
При этом оформление отчетных документов именно ГРО как исполнителем, а не Поставщиком как заказчиком является обоснованным и следует из общих положений ГК РФ. Так, согласно статье 720 ГК РФ именно подрядчик сдает работу, а заказчик обязан ее принять в порядке, предусмотренном договором. Статьей 753 ГК РФ предусмотрен такой порядок, при котором подрядчик уведомляет заказчика о сдаче работ, а заказчик обязан приступить к его приемке; а сама сдача и приемка оформляются актом.
Таким образом, сдачу результата работ (услуг) обязан организовать именно подрядчик (исполнитель), а заказчик осуществляет его приемку. Следовательно, именно ГРО как исполнитель услуг по транспортировке должна оформлять отчетные документы, свидетельствующие о сдаче услуг (акты), а Поставщик как заказчик должен их подписать, засвидетельствовав приемку услуг, либо выразить несогласие (оформить акты с особым мнением).
Кроме того, суд признал, что для целей учета транспортированного населению газа и расчетов за оказанные услуги является необходимым оформление Акта об общем количестве газа, поступившего с ГРС Трансгаза в газораспределительные сети ГРО. Форма данного акта представлена Ответчиком в пункте 8.2.1 Договора и Приложении N 1. Предложенная Истцом иная форма Приложения N1 не подлежит применению во взаимоотношениях сторон по Договору. Сведения об абонентских начислениях Поставщика при поставке газа населению не имеют отношения к предмету Договора и носят самостоятельный характер для целей расчетов за коммунальную услугу по газоснабжению между Поставщиком и абонентами (населением). Соответственно, предоставление такой информации Поставщиком в адрес ГРО не является необходимым и излишне для исполнения Договора.
Предлагаемая Ответчиком редакция пункта 3.4 Договора, регулирующего порядок принятия и оформления Поставщиком отчетных актов, является обоснованной и соответствует положениям действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 28 Правил поставки газа при несогласии одной из сторон с определением объема переданного газа она подписывает акт, изложив особое мнение. При наличии разногласий стороны вправе обратиться в суд. До принятия решения судом объем переданного газа устанавливается в соответствии с показаниями средств измерений стороны, передающей газ.
Исходя из общих положений ГК РФ (статья 753), при отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом, и акт подписывается другой стороной. Односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными.
Таким образом, предлагаемое ГРО регулирование соответствует установленному законом порядку и подлежит применению во взаимоотношениях сторон.
В связи с изложенным суд пришел к правильному выводу о необходимости принятия пунктов 3.1.-3.6., 8.2.1. Договора и Приложения N 1 в редакции, предложенной Ответчиком (ОАО "Сызраньгаз").
Выводы суда в части пунктов 4.2, п.5.3 Договора истцом не обжалуются, возражений по ним в суде апелляционной инстанции не приведено.
Доводы апелляционной жалобы истца повторяют доводы, приводившиеся в суде первой инстанции в обоснование предлагаемой редакции спорных пунктов договора. Данные доводы подробно исследованы судом, им дана надлежащая правовая оценка.
Податель жалобы указывает, что суд первой инстанции не применил действующие законодательные и нормативные акты в сфере газоснабжения, а именно: ФЗ "О газоснабжении в РФ", "Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан" (утв. Постановлением Правительства РФ N 549 от 21.07.2008), "Правила учета газа" (утв. Приказом Минэнерго РФ N 961 от 30.12.2013).
Ответчик, в отзыве на жалобу возражает относительно указанных доводов Истца, отмечая, что данные акты не предусматривают прямого регулирования отношений ГРО и Поставщика по транспортировке газа населению, включая: порядок учета транспортируемого населению газа, способ определения объемов транспортированного газа и пр.
С учетом положений ст. 421, 446 ГК РФ, в связи с отсутствием прямого правового регулирования отношений сторон в части возникших разногласий, условия Договора подлежат определению судом с учетом фактических обстоятельств дела и возникших между сторонами отношений, что является его прерогативой.
Согласно п.40 Постановления Пленума ВС РФ от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений ГК РФ о заключении и толковании договоров" при наличии возражений стороны относительно определения условия договора диапозитивной нормой, выразившихся, например, в представлении иной редакции условия, суд может утвердить условие в редакции, отличной от диспозитивной нормы, указав мотивы принятия такого решения, в частности особые обстоятельства рассматриваемого спора.
Согласно правовой позиции, выраженной КС РФ в Постановлениях от 06.06.1995 N 7-П и от 13.06.1996 N 14-П, при рассмотрении дела суды обязаны исследовать по существу его фактические обстоятельства и не должны ограничиваться; только установлением формальных условий применения нормы; иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту, закрепленное статьей 46 Конституции РФ, оказывалось бы существенно ущемленным.
Апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции, рассматривая переданные на его рассмотрение разногласие сторон договора относительно его спорных пунктов, обоснованно учел все фактические обстоятельства дела и оценил сложившиеся между сторонами отношения, в результате чего принял законное и мотивированное решение об определении условий Договора в части вышеуказанных пунктов, которые соответствуют требованиям действующего законодательства.
Ссылка подателя жалобы на приведенную в жалобе судебную практику несостоятельна, поскольку она вынесена по спорам между иными лицами, по иным отношениям и при иных обстоятельствах.
Также, делах по спорам между ООО "ГМС" (Поставщик) с ГРО Самарской области: ОАО "Самарагаз" (N А55-28821/20, А55-1397/21, А55-7611/21, А55-14852/21), ООО "СВГК" (NА55-22176/20, А55-28818/2020, А55-36526/2020, А55-7324/2021, А55-8577/2021,А55-14131/2021), ООО "Самараоблгаз-сервис" (N А55-28820/2020, А55-2317/2021), судами всех трех инстанций отклонены возражения Поставщика и приняты доводы ГРО относительного применяемого способа учета транспортируемого населению газа.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства истца о привлечении третьих лиц - ФАС России, Минэнерго России к участию в деле и ходатайства истца о вызове в суд специалистов данных ведомств, судом апелляционной инстанции признаются несостоятельными и подлежащими отклонению. Отказ в удовлетворении данных ходатайств основан на положениях ст. 51, 87 АПК РФ. Оснований для вывода о том, что судебный акт по настоящему спору относительно условий заключаемого сторонами спора договора на оказание услуг по транспортировке газа населению может повлиять на права или обязанности указанных лиц - ФАС России, Минэнерго России, не имеется. Также не имеется и правовых оснований и необходимости для привлечения сотрудников перечисленных организаций в качестве специалистов для изложения их мнения относительно поставленных истцом вопросов, носящих правовой характер.
С учетом приведенных мотивов, суд апелляционной инстанции, основываясь на положениях ст. 51, 87 АПК РФ, а также на положениях ст.266 АПК РФ, предусматривающей, что в арбитражном суде апелляционной инстанции не применяются правила о привлечении к участию третьих лиц, не нашел оснований для удовлетворения аналогичных ходатайств, заявленных истцом в суде апелляционной инстанции.
Ссылки подателя жалобы на письмо АО "Гипрониигаз" от 10.08.2022 с ответами на ряд поставленных ООО "ГМС" вопросов, правомерно отклонены судом первой инстанции. По мнению апелляционного суда, указанное письмо не может быть принято судом во внимание при определении условий Договора. В письме отражено частное мнение организации - АО "Гипрониигаз". Полномочия и компетентность лица, подготовившего ответы на вопросы, не подтверждены. Вопросы, поставленные перед сотрудником АО "Гипрониигаз" о возможности применения Методики N 17П носят правовой характер.
В силу изложенного, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но учтены быть не могут, так как не влияют на законность обжалуемого судебного акта.
Суд апелляционной инстанции считает, что при вынесении решения арбитражным судом установлены и оценены все обстоятельства дела и оснований для иной оценки данных обстоятельств и выводов суда не находит.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в соответствии со ст. 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы - истца по делу.
Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 17 августа 2022 года по делу N А55-5021/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
Н.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-5021/2022
Истец: ООО "Газпром межрегионгаз Самара"
Ответчик: ОАО "Сызраньгаз"