г. Москва |
|
06 декабря 2022 г. |
Дело N А40-130093/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 декабря 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: В.А.Свиридова,
судей: |
И.В.Бекетовой, С.Л.Захарова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания П.С.Бурцевым, |
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Центральной Акцизной Таможни на решение Арбитражного суда г.Москвы от 12.10.2022 по делу N А40-130093/22 (94-989)
по заявлению ИП Чипкаленко Анатолия Юрьевича
к Центральной Акцизной Таможне
об оспаривании решения,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Тттян Лёва Лёвович по дов. от 30.09.2022; |
УСТАНОВИЛ:
ИП Чипкаленко Анатолий Юрьевич (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконным решения Центральной акцизной таможни от реализованной в письме таможенного органа 23.05.2022 года N 13-12/12801, об отказе в возврате утилизационного сбора в размере 444 000 (Четыреста сорок четыре тысячи) рублей, уплаченных ИП Чипкаленко Анатолий Юрьевич при ввозе транспортного средства модель: MERCEDES-BENZ, модель: ACTROS 2542 L, идентификационный номер: WDB963021101149713, момент выпуска - 2017 год, тип двигателя - дизельный, рабочий объем цилиндров двигателя - 10 667 смЗ, мощность двигателя - 428/315 КВТ/Л.С, разрешенная максимальная масса - 26 000 кг., масса без нагрузки - 10 220 кг и об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 12.10.2022 заявленные требования удовлетворены в полном объеме..
Ответчик, не согласившись с принятым решением суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда в полном объеме и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Отзыв на апелляционную жалобу в суд не поступал.
Представитель ответчика в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебное заседание заявитель своего представителя не направил, суд располагает доказательствами надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания. Дело рассмотрено в порядке ст.ст.123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, выслушав объяснение ответчика, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, считает, что оснований для отмены или изменения решения не имеется.
Как следует из заявления, в отношении транспортного средства модель: MERCEDES-BENZ, модель: ACTROS 2542 L, идентификационный номер: WDB963021101149713, момент выпуска- 2017 год, тип двигателя - дизельный, рабочий объем цилиндров двигателя - 10667 смЗ, мощность двигателя - 428/315 КВТ/Л.С, разрешенная максимальная масса - 26000 кг., масса без нагрузки - 10220 кг., в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1291 (ред. от 03.04.2019) "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" плетельщиком (Чипкаленко А.Ю.) был представлен в таможню расчет утилизационного сбора и произведены соответствующий платеж в размере 825 000 рублей, с применением коэффициента - 5,5 исходя из разрешенной максимальной массы (РММ) выше указанного транспортного средства - 26 тонн, как для новых транспортных средств (до 3 лет выпуска на момент ввоза) массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн, при базовой ставке - 150 000.
Индивидуальный предприниматель Чипкаленко А.П. оплатил денежные средства ПП N 101 от 01.11.2019 года.
По факту уплаты утилизационного сбора плетельщику выдан таможенный приходный ордер (ТПО) N 10009270/221119/ТС-З824395, а транспортное средство выпущено по таможенной процедуре для внутреннего потребления на территории ЕАЭС Южным акцизным таможенным постом, Центральной акцизной таможни по ДТ N 10009270/141119/0000112.
В соответствии с текстом заявления, плетельщик при расчете размера утилизационного сбора по вышеуказанному транспортному средству ошибочно применил коэффициент - 5,5.
Для расчета утилизационного сбора по вышеуказанному транспортному средству необходимо применение коэффициента - 2,54, которой используется для расчета утилизационного сбора по новым (до 3 лет выпуска на момент ввоза) транспортным средствам с массой от 08 до 12 тонн, так как масса транспортного средства MERCEDES-BENZ, модель: ACTROS 2542 L, тип: 963-0-С, идентификационный номер: VIN -WDB96302110114176, без нагрузки составляет -10,22 тонн.
С учетом изложенного сумма утилизационного сбора, подлежащая уплате при ввозе транспортного средства: модель: MERCEDES-BENZ, модель: ACTROS 2542 L, идентификационный номер: WDB963021101149713, момент выпуска - 2017 год, тип двигателя - дизельный, рабочий объем цилиндров двигателя - 10667 смЗ, мощность двигателя - 428/315 КВТ/Л.С, разрешенная максимальная масса - 26000 кг. масса без нагрузки - 10220 кг., согласно пункту 8, раздела II Перечня "транспортные средства полной массой свыше 8 тонн, #ю не более 12 тонн с моментом выпуска до 3 лет на момент ввоза", утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 N 1291 (ред. от 03.04.2019) составляет - 381 000 рублей (150 000 х 2,54). Следовательно, плетельщиком (ИП Чипкаленко А.Ю.) был излишне уплачен утилизационный сбор при ввозе и выпуске на территорию ЕАЭС вышеуказанного транспортного средства в размере 444 000 рублей (825 000 рублей - 381 000 рублей).
Транспортное средство было выпущено таможенным органом для внутреннего потребления на территории ЕАЭС и 22.11.2019 года выдан ПС N 77 УО 7017885 на ТС.
В порядке пунктов 24 и 25 раздела V Постановления Правительства РФ N 1291 Заявитель впоследствии обратился в ЦАТ с заявлением, в котором он просил вернуть излишне уплаченный утилизационной сбор в размере 444 000 рублей.
Письмом от 23 мая 2022 года без указания каких-либо причин, таможенным органом отказано в возврате излишне уплаченного утилизационного сбора в размере 444 000 рублей.
Посчитав указанное решение Центральной акцизной таможни незаконным и нарушающим его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации колесных транспортных средств (шасси), с учетом их технических характеристик и износа пунктом 1 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ) предусмотрена уплата утилизационного сбора за каждое колесное транспортное средство (шасси), ввозимое в Российскую Федерацию или произведенное, изготовленное в Российской Федерации.
К плательщикам утилизационного сбора отнесены, в том числе и лица, которые осуществляют ввоз транспортного средства в Российскую Федерацию (пункт 3 статьи 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ). Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (пункт 4 статьи 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ).
По смыслу Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ утилизационный сбор представляет собой особый вид обязательного платежа, основной целью которого является обеспечение экологической безопасности. Утилизационный сбор призван компенсировать трудоемкость утилизации, ее стоимость и экологический вред, который наносит транспортное средство, как в процессе своей эксплуатации, так и при утилизации полностью либо в части (запчасти).
Виды и категории колесных транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определены постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1291).
Также Постановлением N 1291 утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила N 1291).
В соответствии с пунктом 5 Правил N 1291, утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с Перечнем видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень).
Таким образом, Перечень служит целям исчисления размера утилизационного сбора, подлежащего уплате за колесное транспортное средство (шасси), в том числе применения соответствующего коэффициента расчета суммы утилизационного сбора. В разделе II Перечня приведены коэффициенты расчета утилизационного сбора в отношении транспортных средств, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, категорий N 1, N 2, N 3, в том числе повышенной проходимости категории G, а также специализированные транспортные средства указанных категорий. При этом для определения категории транспортного средства используется, согласно формулировке Перечня, термин - "полная масса ТС".
В соответствии с пунктом 5 статьи 24.1 Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ при установлении размера утилизационного сбора учитываются год выпуска транспортного средства, его масса и другие физические характеристики, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств.
Таким образом, для правильного расчета суммы утилизационного сбора и применения соответствующего коэффициента по рассматриваемому транспортному средству следует использовать физические характеристики, а именно значение полной массы транспортного средства без учета грузоподъемности, показатели которой относятся к техническим характеристикам.
Согласно разделу II Перечня базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора в отношении транспортных средств, выпущенных на территории Российской Федерации, категории N 1, N 2, N 3, в том числе повышенной проходимости категории G, а также специализированные транспортные средства указанных категорий, составляет 150 000 рублей. Для указанных новых транспортных средств полной массой свыше 8 тонн, но не более 12 тонн, подлежит применению коэффициент - 2,54.
Рассматриваемое в настоящем деле транспортное средство являются новым, то есть с момента выпуска транспортного средства, до момента его ввоза прошло менее 3 лет. Согласно ПТС, масса транспортного средства без нагрузки составляет 10,06 тонн.
Следовательно, при первоначальном расчете суммы утилизационного сбора Заявитель ошибочно применил коэффициент 5,5 вместо коэффициента 2,54, что повлекло излишнюю уплату сбора в размере 444 000 руб. (825 000 рублей - 381 000 рублей).
Согласно Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) "полная масса транспортного средства" означает дорожную массу, указанную производителем как максимальная проектная масса транспортного средства, равная сумме собственной массы транспортного средства, максимальной массы груза, массы водителя и массы полного топливного бака. Приведенное понятие ТН ВЭД ЕАЭС используется применительно к группе 87 "Средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности" в целях классификации товаров.
Понятия "разрешенной максимальной массы", под которой предусмотрена установленная в зависимости от конструктивных особенностей максимальная масса транспортного средства, а также "технически допустимой максимальной массы" как установленной изготовителем максимальной массы транспортного средства со снаряжением, пассажирами и грузом, обусловленной его конструкцией и заданными характеристиками, используются в соответствии с пунктом 6 Технического регламента Таможенного союза от 09.12.2011 N 877 "О безопасности колесных транспортных средств" в целях технического регулирования в отношении колесных транспортных средств, осуществляемого в целях обеспечения социально приемлемого уровня их безопасности.
При этом, утвержденный Правительством Российской Федерации порядок исчисления утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств не содержит положений, предписывающих определять размер утилизационного сбора с учетом технической характеристики грузоподъемности в дополнение к указанной изготовителем массе самого транспортного средства.
В силу пунктов 4 - 5 статьи 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ, юридическое значение для исчисления размера утилизационного сбора могут иметь физические характеристики транспортного средства, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты ею потребительских свойств, устанавливаемые Правительством Российской Федерации.
При этом грузоподъемность, в отличие от массы, не является физической характеристикой.
Утвержденный Правительством Российской Федерации порядок исчисления утилизационного сбора на момент возникновения обязанности декларанта по уплате утилизационного сбора не содержал нормы, предписывающей определять размер сбора в отношении ввезенного транспортного средства с учетом такой их технической характеристики как грузоподъемность в дополнение к указанной изготовителем массе транспортного средства в снаряженном состоянии (массе без нагрузки) самого автосамосвала.
Таким образом, суд приходит к выводу, что именно фактическая масса транспортного средства в снаряженном состоянии (масса без нагрузки) необходима для расчета суммы утилизационного сбора, имея в виду, что влияние этого параметра на процесс утилизации автосамосвалов носит объяснимый характер и получило свое закрепление в Перечне в соответствии с пунктами 4 - 5 статьи 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ.
Ошибочное применение декларантом коэффициента 5,5 при массе транспортного средства в снаряженном состоянии (массе без нагрузки) транспортного средства 10,06 тонн подтверждается вышеуказанными копиями ПТС.
Таким образом, использование Заявителем коэффициента 5,5 вместо коэффициента 2,54 привело к излишней уплате утилизационного сбора в размере 444 000 руб.
Факт уплаты утилизационного сбора, арифметическая составляющая расчета декларанта, а также полнота комплекта представленных декларантом документов для возврата излишне уплаченного утилизационного сбора Таможней не оспаривалась.
Соответственно, как обоснованно заключили суды, при установлении факта излишней уплаты декларантом утилизационного сбора законных оснований для отказа в его возврате у таможенного органа не имелось.
Таможенный орган не представил необходимых доказательств, опровергающих право Заявителя на возврат излишне уплаченного утилизационного сбора в заявленном размере, а вышеуказанными обстоятельствами подтверждается право Заявителя на возврат излишне уплаченного утилизационного сбора в сумме 444 000 руб.
В силу изложенного решение таможенного органа является незаконным, нарушающим права и законные интересы Заявителя в сфере экономической и предпринимательской деятельности.
Согласно ч.2 ст.201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии с п.3 ч.4 ст. 201 АПК РФ суд возлагает на заинтересованное лицо обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленном законом порядке и сроки.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 12.10.2022 по делу N А40-130093/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-130093/2022
Истец: Чипкаленко Анатолий Юрьевич
Ответчик: ЦЕНТРАЛЬНАЯ АКЦИЗНАЯ ТАМОЖНЯ