город Ростов-на-Дону |
|
07 декабря 2022 г. |
дело N А53-17174/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 декабря 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ковалевой Н.В.,
судей Маштаковой Е.А., Новик В.Л.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Секизовой В.К.,
при участии:
от истца: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от ответчика: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 13.10.2022 по делу N А53-17174/2022
по иску общества с ограниченной ответственностью "Агро-Снаб"
(ОГРН 1052604273105, ИНН 2635083973)
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги"
(ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727)
о взыскании пени,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Агро-Снаб" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ответчик) о взыскании 244 420,42 руб. пени за нарушение срока доставки груза.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 13.10.2022 по делу N А53-17174/2022 исковые требования удовлетворены частично.
С открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Агро-Снаб" взыскано пени за просрочку доставки груза в размере 171 094,29 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 7 888 руб.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило его отменить, исковые требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что в расчете размера пени истцом не учтена невозможность приема вагонов грузополучателем на станции назначения по причинам, зависящим от грузополучателей (занятость его фронта выгрузки ранее поданными и необработанными грузополучателем вагонами).
Кроме того, заявитель апелляционной жалобы указал, что по транспортной железнодорожной накладной N ЭН342878 вагон простаивал на станции назначения по причинам, зависящим от грузополучателя (истца) (занятость его фронта выгрузки ранее поданными и необработанными грузополучателем вагонами - код 831), в связи с чем, сумма пени по указанной железнодорожной накладной на сумму 115 865,28 руб. истцом заявлена необоснованно
В судебное заседание истец и ответчик, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей не обеспечили.
В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, открытое акционерное общество "Российские железные дороги" осуществляло доставку груза в вагонах по заявкам общества с ограниченной ответственностью "Агро-Снаб", при этом, перевозчиком допущена просрочка в доставке груженых вагонов, что подтверждается представленными в материалы дела транспортными железнодорожными накладными.
В связи с тем, что ответчик допустил просрочку по доставке груженых вагонов, истец на основании статьи 97 УЖТ РФ начислил пени в размере 244 420,42 руб.
После установления факта просрочки доставки порожних вагонов истец согласно ст. 120 УЖТ РФ и в срок, предусмотренный п. 9 Правил предъявления и рассмотрения претензий, направил ответчику претензию исх. N 309/22 от 04.04.2022 с приложением железнодорожных накладных.
Однако, требования, изложенные в претензии, ответчиком оставлены без удовлетворения.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
В соответствии со статьей 792 Гражданского кодекса Российской Федерации, перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.
Согласно статье 33 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ), перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.
Сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов.
Исчисление срока доставки грузов начинается с 24 часов дня приема грузов для перевозки.
Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.
Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
Грузы также считаются доставленными в срок в случае их прибытия на железнодорожную станцию назначения до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока их доставки и в случае, если последовавшая задержка подачи вагонов, контейнеров с такими грузами для выгрузки произошла вследствие того, что фронт выгрузки занят, по зависящим от грузополучателя причинам, не внесены плата за перевозку грузов и иные, причитающиеся перевозчику платежи или вследствие иных, зависящих от грузополучателя, причин, о чем составляется акт общей формы.
В соответствии с пунктом 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", при рассмотрении споров о взыскании с перевозчика пеней за просрочку доставки грузов арбитражным судам надлежит руководствоваться Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом.
За несоблюдение сроков доставки грузов, за исключением указанных в части 1 статьи 29 УЖТ РФ случаев, перевозчик уплачивает пеню в соответствии со статьей 97 УЖТ РФ.
Согласно статье 97 УЖТ РФ, за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних грузовых вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере шести процентов платы за перевозку грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров) за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере 50 процентов платы за перевозку данных грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров), если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств.
По общему правилу перевозчик обязан доказать отсутствие своей вины в задержке грузов.
Факт нарушения сроков доставки грузов истца подтвержден представленными в материалы дела транспортными железнодорожными накладными N ЭН342878, N ЭМ027336.
Довод заявителя апелляционной жалобы об отсутствии просрочки доставки груза по железнодорожной накладной N ЭН342878, поскольку истцом не учтена невозможность приема вагонов железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей (занятость фронта выгрузки) судом отклоняется, поскольку вина грузополучателя в простое вагонов на промежуточных станциях ответчиком в соответствии с положениями ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказана.
Как следует из материалов дела, ответчиком в подтверждение довода относительно отсутствия оснований для начисления пени за просрочку доставки груза в связи с невозможностью их подачи на подъездной путь ответчика железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя (транспортная железнодорожная накладная N ЭН342878), представлены акт общей формы, накопительная ведомость, заявление о присоединении.
В соответствии с частью 1 статьи 64 и статьями 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что ОАО "РЖД" не доказало факт наличия вины грузополучателя в простое вагонов в связи с невозможностью их принятия грузополучателем.
Представленные в материалы акты общей формы о задержке вагонов в связи с неприемом их станцией назначения истцом не подписаны, ссылка ответчика на подписание актов общей формы сертифицированной подписью представителем общества с ограниченной ответственностью "Агро-Снаб" документально не подтверждена.
В нарушение пункта 77 Правил N 256, представленные в материалы дела акты общей формы (составленные на станции назначения) подписаны только ответчиком в одностороннем порядке, доказательств их направления стороне не представлено.
Ответчик ссылается на то, что по спорной накладной акт общей формы подписан представителем истца без возражений. Между тем, в представленных актах общей формы отсутствует подпись грузополучателя и акты составлены ответчиком в одностороннем порядке без извещения грузополучателя, что нарушает требования, предусмотренные Правилами составления актов общей формы.
В актах общей формы в графе "сведения об электронных подписях" отсутствует информация о квалифицированном сертификате истца, поскольку квалифицированная подпись имеет ключ проверки электронной подписи. Истец не подписывал акты общей формы.
Кроме того, текст типового договора на обмен электронными документами размещен в электронном виде, который могут заключить все грузоотправители и грузополучатели.
В соответствии с п. 8.4. данного договора, при несогласии с данными акта оказанных услуг, клиент в срок, установленный в условиях к настоящему Порядку, подписывает его с разногласиями и передает в ОАО "РЖД".
При подписании акта оказанных услуг с разногласиями, одновременно с передачей акта оказанных услуг клиент (при наличии) передает ОАО "РЖД" подтверждающие разногласия документы. Согласно п. 4.5.9. приложения N 4 к указанному договору клиент обязан обеспечивать подписание ЭД электронной подписью в трехсуточный срок с момента получения ЭД.
Как видно из материалов дела, все документы согласованы за срок менее суток, что является нарушением прав истца на выражение разногласий со спорным актом. Таким образом, в акте общей формы, оформленном перевозчиком электронно в программе АС ЭТРАН, тоже не содержится подписи грузополучателя. Согласование данных документов происходит без согласия грузополучателя в программе АС ЭТРАН.
Электронная подпись используется для определения лица, подписывающего информацию, и призвана служить аналогом собственноручной подписи лица в электронной среде. Электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, признается информация в электронной форме, подписанная (ч. 1 и 2 ст. 6 Закона N 63-ФЗ): квалифицированной электронной подписью, кроме случая, когда требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе установлено федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами; простой или неквалифицированной электронной подписью в случаях, установленных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, нормативными актами Банка России или соглашением между участниками электронного взаимодействия, в том числе правилами платежных систем. Таким образом, по общему правилу документы между коммерческими организациями должны быть подписаны с двух сторон квалифицированными электронными подписями и иметь ключи проверки к ним.
Исходя из положений пунктов 1, 2 статьи 29 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность, аудиторские заключения о ней подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года. Документы учетной политики, стандарты экономического субъекта, другие документы, связанные с организацией и ведением бухгалтерского учета, в том числе средства, обеспечивающие воспроизведение электронных документов, а также проверку подлинности электронной подписи, подлежат хранению экономическим субъектом не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в последний раз.
Акты общей формы, накопительные ведомости, заявки на отстой вагонов -являются первичными документами с точки зрения бухгалтерского учета.
Ввиду отсутствия у истца и суда возможности проверки подлинности такого электронного документа с учетом обмена электронными документами, суд критически относится к указанному доказательству. В актах общей формы в графе "сведения об электронных подписях" отсутствует информация о квалифицированном сертификате истца, поскольку квалифицированная подпись имеет ключ проверки электронной подписи.
Так, ответчик, составив акты общей формы N 1/1836 от 09.03.2022 и N 1/2158 от 18.03.2022 о начале задержке вагонов в связи с неприемом их станцией назначения истца в одностороннем порядке, не представил в материалы дела допустимых и достаточных доказательств занятости фронта погрузки/выгрузки, равно как и наличия иных обстоятельств невозможности доставки груза в срок по причинам, зависящим от грузополучателя (истца).
В свою очередь, представленные ответчиком акты общей формы не подтверждают факт того, что спорные вагоны были задержаны по вине истца (по причине непринятия истцом их на станции назначения). В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие факт занятости путей, а также то обстоятельство, что их протяженность не позволяла вместить указанные в накладных вагоны.
Согласно п. 14 Правил N 245, грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в накладной срока, перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения (при наличии договора) или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
Ссылка Ответчика на иную судебную практику по делам со сходными фактическими обстоятельствами, не принимается, поскольку обстоятельства, установленные по данным делам, не являются преюдициальными при рассмотрении настоящего дела (часть 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), по указанным делам имели место иные фактические обстоятельства, не связанные с фактическими обстоятельствами при рассмотрении настоящего дела.
Ссылку ответчика на тот факт, что ООО "Агро-Снаб" подписано заявление о присоединении N 893/СК ТЦФТО/ЭОД/ИВУ от 20.09.2019 к Соглашению об оказании информационных услуг и предоставлении электронных сервисов в сфере грузовых перевозок, условия которого, как указывает ответчик, были приняты ООО "Агро-Снаб" полностью и безусловно, суд отклоняет.
Указанное подписанное со стороны истца Соглашение об оказании информационных услуг и предоставлении электронных сервисов в сфере грузовых перевозок", ответчик в материалы дела не представил.
На основании изложенного, суд не находит подтверждение указанному доводу ответчика.
Аналогичный вывод сделан в Постановлении Пятнадцатого Арбитражного суда апелляционного суда от 20.04.2022 по делу N А53-41024/21, Постановлении Пятнадцатого Арбитражного суда апелляционного суда от 20.04.2022 по делу N А53-31956/21, Постановлении Пятнадцатого Арбитражного суда апелляционного суда от 07.04.2022 по делу N А53-41007/21, Постановлении Девятого Арбитражного суда апелляционного суда от 11.01.2022 по делу N А40-181276/21, Постановлении Девятого Арбитражного суда апелляционного суда от 29.12.2021 по делу N А40-159493/21 по сходным спорам.
Ссылка ответчика на накопительную ведомость N 200306, в которой истец признал причину простоя вагонов по вине грузополучателя, подлежит отклонению, поскольку представленные накопительные ведомости не относится к числу документов, подтверждающих наличие у перевозчика оснований для увеличения сроков доставки грузов.
Таким образом, истец верно произвел расчет пени за нарушение срока доставки груза по спорным накладным с момента даты истечения срока доставки груза, предусмотренной Правилами N 245, до момента фактической подачи вагонов под выгрузку ответчиком на подъездные пути истца, который составил 244 420,42 руб.
На основании изложенного ответчиком не доказан факт того, что вагоны с грузом доставлены в установленный срок и простаивали в период, за который начислена неустойка, по вине грузополучателя.
Аналогичные выводы содержатся в постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2021 по делу N А53-31951/2021, постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2022 по делу N А53-41011/2021, постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2022 по делу N А53-1405/2022.
На основании изложенного, суд, проверив расчет пени, полагает его выполненным арифметически и методологически верно, а требования о взыскании пени за просрочку доставки груза в размере 244 420,42 руб. заявленными обоснованно.
Суд первой инстанции рассматривая ходатайство о снижении пени в соответствии со статьей 333 Гражданского кодекса Российской Федерации правомерно исходил из следующего.
Установленные статьей 97 УЖТ РФ пени являются мерой имущественной ответственности, поэтому суд вправе применить к перевозчику правила об ответственности, в том числе и регулирующие вопросы снижения ее размера.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. В силу пункта 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе ее уменьшить.
Таким образом, гражданское законодательство предусматривает неустойку в качестве способа обеспечения исполнения обязательств и меры имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение, а право снижения неустойки предоставлено суду в целях устранения явной ее несоразмерности последствиям нарушения обязательств.
В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, законодатель устанавливает основания и пределы необходимых ограничений прав и свобод конкретного лица в целях защиты прав и законных интересов других лиц. Это касается и свободы договора при определении на основе федерального закона такого его условия, как размеры неустойки - они должны быть соразмерны указанным в этой конституционной норме целям.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформировавшейся при осуществлении конституционно-правового толкования статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, предоставленная суду возможность снижать размер неустойки в случае ее чрезмерности по сравнению с последствиями нарушений обязательств, является одним из правовых способов, предусмотренных законом, которые направлены против злоупотребления правом свободного определения размера неустойки, то есть, по существу, на реализацию требований статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц. При применении данной нормы суд обязан установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности (неустойкой) и оценкой действительного (а не возможного) размера ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2000 N 263-О).
В Информационном письме от 14.07.1997 N 17 "Обзор применения арбитражными судами статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации" Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал, что критериями для установления несоразмерности в каждом конкретном случае могут быть: чрезмерно высокий процент неустойки; значительное превышение суммы неустойки, суммы возможных убытков, вызванных нарушением обязательств; длительность неисполнения обязательства и другие обстоятельства.
Оценивая соразмерность неустойки в рассчитанном истцом размере пени, суд исходит из того, что предъявленная ко взысканию с ответчика неустойка является несоразмерной последствиям ненадлежащего исполнения ответчиком обязательства.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.12.2011 N 81 "О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации" судам необходимо иметь в виду, что разъяснения о снижении неустойки на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации применяются и в случаях, когда неустойка определена законом.
На возможность применения положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации к штрафам, предусмотренным в Уставе железнодорожного транспорта, указано в пункте 36 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации". В положений названного пункта в случае установления арбитражным судом при рассмотрении конкретного спора явной несоразмерности подлежащего уплате штрафа последствиям нарушения обязательств, суд вправе в соответствии со статьей 333 Гражданского кодекса Российской Федерации уменьшить его размер.
Учитывая заявление ответчика о снижении пени в порядке статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также с учетом того, что установленный законом размер пени в несколько раз превышает двукратную учетную ставку Банка России, существовавшую в период нарушения обязательства (абзац 2 пункта 2 Постановления Пленума ВАС РФ N 81), суд считает возможным применить статью 333 Гражданского кодекса Российской Федерации и уменьшить размер ответственности ОАО "РЖД" до 171 094,29 руб., т.е. снизить на 30%. Суд принимает также во внимание незначительный период просрочки доставки грузов по спорным железнодорожным накладным, а также отсутствие убытков на стороне истца, вызванных просрочкой доставки грузов.
С учетом изложенного, требования подлежат частичному удовлетворению, с ответчика подлежит взысканию пени за просрочку доставки груза в размере 171 094,29 руб.
Принимая во внимание изложенное, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы у суда не имеется.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 13.10.2022 по делу N А53-17174/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) в доход федерального бюджета 3 000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления.
Председательствующий |
Н.В. Ковалева |
Судьи |
Е.А. Маштакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-17174/2022
Истец: ООО "АГРО-СНАБ"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"