г. Тула |
|
7 декабря 2022 г. |
Дело N А62-4605/2022 |
Судья Двадцатого арбитражного апелляционного суда Бычкова Т.В., рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Сенина Руслана Валерьевича на решение Арбитражного суда Смоленской области от 09.08.2022 (мотивированное решение от 09.09.2022) по делу N А62-4605/2022 (судья Яковенкова В.В.), принятое в порядке упрощенного производства дело по исковому заявлению акционерного общества "Спецавтохозяйство" (г. Смоленск, ИНН 6731069440, ОГРН 1086731007615) к индивидуальному предпринимателю Сенину Руслану Валерьевичу (Смоленская область, г. Сафоново) о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Спецавтохозяйство" (далее по тексту - истец, АО "СпецАТХ") обратилось в арбитражный суд с исковыми требованиями к индивидуальному предпринимателю Сенину Руслану Валерьевичу (далее по тексту - ответчик, ИП Сенин Р.В.) о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) за период с 01.01.2019 по 30.09.2021 в размере 108 265 руб. 23 коп., а также судебных расходов в виде уплаченной государственной пошлины.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением суда Арбитражного суда Смоленской области от 09.09.2022 (дата составления мотивированного решения в связи с поступлением апелляционной жалобы ответчика) по делу N А62-4605/2022, рассмотренному в порядке упрощенного производства, исковые требования удовлетворены, распределены судебные расходы.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Заявитель жалобы указывает на то, что проект договора на вывоз твердых коммунальных отходов (далее ТКО) не был ему вручен и договор ответчиком подписан не был, не установлен факт оказания услуг в необходимом объеме и надлежащего качества, акты сверки в адрес ответчика не направлялись, отсутствуют сведения о контейнерных площадках, кроме того нет сведений о периодичности транспортирования ТКО от других лиц, использующих контейнерные площадки, а также отсутствуют сведения об обслуживаемых объектах потребителей, а также отсутствуют выписки перевозчика из системы ГЛОНАСС, фотографии, акты, накладные, путевые листы.
Заявитель жалобы указывает на то, что не получал копию искового заявления с приложением, а также ему не было известно о начавшемся процессе, таким образом не смог предоставить возражения.
Определением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2022 апелляционная жалоба принята к производству и назначена к рассмотрению судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания (с учетом разъяснений, данных в п. 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 от 18.04.2017 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве").
Истцу было предложено в срок до 31.10.2022 представить письменный отзыв на апелляционную жалобу.
Истец представил отзыв, в котором возражал против доводов апелляционной жалобы, просил оставить обжалуемое решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266 и 268 АПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы.
Оценив представленные доказательства, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, с 01.01.2019 организация деятельности по обращению с ТКО на территории Смоленской области обеспечивается региональным оператором - АО "СпецАТХ".
ИП Сенин Р.В. осуществляет деятельность по продаже непродовольственных товаров в магазине, расположенном по адресу: Смоленская область, г. Сафоново, ул. Первомайская, д. 63, кв.2, общей площадью 59, 9 кв. м.
18 мая 2021 года от ИП Сенина Р.В. поступила заявка на заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в которой сведения о наличии у ИП Сенина Р.В. контейнера для сбора мусора отсутствовали.
После этого региональным оператором был направлен для подписания в адрес предпринимателя проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с потребителем-юридическим лицом - по нормативу накопления N 671908958 с 01.01.2019.
Однако подписанный со стороны предпринимателя договор региональному оператору не возвращен.
В соответствии с пунктом 8 (15) правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, в случае если подписанный экземпляр договора не возвращен региональному оператору потребителем.
Согласно пункту 5 Правил N 1156 и разделу формы 5 типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами учет объема и (или) массы ТКО осуществляется в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505).
Согласно пункту 5 Правил N 505 коммерческий учет ТКО осуществляется двумя способами: а) расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО; б) исходя из массы ТКО, определенной с использованием средств измерения.
Таким образом, договор N 671908958 считается заключенным, и независимо от даты его заключения услуги регионального оператора, согласно действующему законодательству Российской Федерации, оказываемые потребителю, подлежат оплате с 01.01.2019.
В соответствии с пунктом 2.4 договора потребитель оплачивает услуги по обращению с ТКО до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО.
Пунктом 4.1 договора предусмотрено, что учет объема ТКО производится расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО.
Транспортирование контейнеров, учет их количества и объема условиями договора не предусмотрено.
От ИП Сенина 21.07.2021 в адрес регионального оператора поступило дополнение к заявке, в котором он сообщил о наличии у него одного контейнера для сбора ТКО объемом 0, 75 куб. м, с периодичностью вывоза ТКО - один раз в месяц (30 числа месяца).
На основании предоставленных предпринимателем сведений заключено дополнительное соглашение N 1 от 23.07.2021 к договору N 671908958.
Тарифы на услуги регионального оператора установлены постановлениями Департамента Смоленской области энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 18.12.2018 N 218 в размере 608, 30 рубля за 1 куб.м. на период с 01.01.2019 по 31.12.2019 и от 19.12.2019 N 304 в размере 589, 89 рубля за 1 куб.м. на период с 01.01.2020 по 30.11.2020, в размере 594, 85 рубля за 1 куб.м. на период с 01.12.2020 по 31.06.2021.
В рамках заключенного договора АО "СпецАТХ" оказаны услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.01.2019 по 30.09.2021 на общую сумму 108 265, 23 рубля.
Подписанных в соответствии с условиями договора актов некачественного оказания услуг не имеется, соответственно, услуга по обращению с ТКО оказана в полном объеме.
Неисполнение ИП Сениным Р.В. обязательств по оплате задолженности явилось основанием для обращения АО "СпецАТХ" в арбитражный суд с заявлением о выдаче судебного приказа.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения в суд с требованием о взыскании задолженности.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) обращение с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) обеспечивается региональными операторами.
В силу пункта 2 статьи 24.6 Федерального закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
Согласно пункту 2 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
На основании пункта 4 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
Согласно пункту 5 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Правила обращения с твердыми коммунальными отходами и Форма типового договора утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156.
Согласно пунктам 8(1), 8(4), 8(5), 8(10), 8(12), 8(17) Правил региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом. Основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с 6 пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В силу пункта 8(18) Правил до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом, поскольку заявка ответчика на заключение договора со сведениями об объёме отходов и количестве контейнеров для сбора ТКО направлена им в адрес истца только 21.07.2021, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в период с 01.01.2019 по 30.06.2021 правоотношения между истцом и ответчиком были регламентированы типовым договором, в Приложении N 1 к которому расчет платы за услугу регионального оператора по обращению с ТКО производился исходя из норматива накопления твердых коммунальных отходов в отношении промтоварных магазинов в размере 1,19 м3 /год с 1 м2 общей площади в соответствии с приказом Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии от 28.04.2017 N 281-1/0103.
Таким образом, расчет за оказанные услуги по обращению с ТКО соответствует условиям договора и произведен исходя из норматива накопления ТКО в размере 1,19 м3 /год с 1 м2 общей площади.
При этом на основании предоставленных предпринимателем сведений между истцом и ответчиком заключено дополнительное соглашение N 1 от 23.07.2021 к договору N 671908958, в соответствии с которым с 01.07.2021 изменен порядок расчета объема ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО.
Условиями заключенного договора N 671908958 способ учета твердых коммунальных отходов определён исходя из норматива накопления ТКО, что предусматривает не ежемесячный вывоз твердых коммунальных отходов, а пользование муниципальной (придомовой) контейнерной площадкой.
Согласно договору N 671908958 местом накопления ТКО определена ближайшая контейнерная площадка, периодичность вывоза - в соответствии с санитарными правилами и нормами.
Местоположение ближайшей контейнерной площадки определяется в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами.
Учитывая общедоступность контейнеров для сбора отходов и обязанность собственников ТКО утилизировать отходы, собственники не лишены возможности получения услуги по обращению с ТКО.
Образование ТКО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека (определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2016 N 309-ЭС15-13978), следовательно, по общему правилу функционирование любого субъекта гражданского оборота неизбежно вызывает формирование отходов.
Оказание региональным оператором услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов всем без исключения образователям отходов предполагает, пока не доказано иное, что данной услугой пользуется все образователи.
Указанная позиция подтверждается также сложившейся судебной практикой по делам: решение Арбитражного суда Брянской области от 11 августа 2020 г. по делу N А09-1185/2020, решение Арбитражного суда Брянской области от 31 августа 2020 г. по делу N А09-850/2020, решение Арбитражного суда Брянской области от 10 августа 2020 г. по делу N А09-211/2020 и т.д.
Кроме того, доказательств, что в период с 01.01.2019 по 30.09.2021 ИП Сенин Р.В. осуществлял самостоятельное транспортирование ТКО, не нарушая требования законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательства в сфере обращения с отходами, также в материалы дела не предоставлено, как и не представлено доказательств направления ответчиком истце претензий относительно качества оказанию услуг.
Условиями заключенного договора N 671908958 не предусмотрено составление и направление актов об объеме и дате оказания услуг. В рамках указанного договора предусмотрено только выставление счетов и УПД, которые, в свою очередь, направлялись в адрес ответчика.
"Ближайшая контейнерная площадка" является обобщенным понятием для всех контейнерных площадок, расположенных вблизи объектов ответчика.
Потребитель самостоятельно определяет контейнерную площадку, удобную для накопления ТКО конкретно ему (так, например, чаще всего одним из критериев выбора является отдаленность площадки от объекта, места проживания потребителя, для кого-то - отдаленность от места работы).
Территориальная схема обращения с отходами Смоленской области лишь помогает потребителям найти ближайшее место накопления, если, допустим, потребитель в силу нахождения в незнакомой местности или иных обстоятельств не может самостоятельно найти ближайшие емкости для накопления ТКО, установленные на контейнерных площадках. Электронная модель Территориальной схемы позволяет визуализировать данные о системе и получить необходимую информацию более быстрым и простым способом.
Все сведения о всех контейнерных площадках, расположенных на территории Смоленской области, содержатся в Территориальной схеме обращения с отходами Смоленской области, с которой ответчик самостоятельно мог ознакомиться по адресу в сети Интернет: https://gis.ecology67.org/portal/home/
Кроме того, предоставление сведений о периодичности транспортирования ТКО от других юридических и физических лиц, о нагрузке контейнерных площадок, собственнике площадки и об обслуживаемых объектах потребителей не предусмотрено ни договоров, ни законодательством Российской Федерации.
На основании изложенного суд первой инстанции обоснованно удовлетворены требования истца о взыскании задолженности за период с 01.01.2019 по 30.09.2021 в сумме 108 265 руб. 23 коп.
Ссылка подателя апелляционной жалобы на то, что он не получал копии искового заявления, определения суда о принятии искового заявления к производству и не был извещен о дате судебного заседания, отклоняется апелляционной инстанцией.
Обращаясь с исковым заявлением в арбитражный суд, истец в соответствии с ч. 3 ст. 125 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии искового заявления и прилагаемых к нему документов заказным письмом с уведомлением о вручении. Согласно п. 1 ст. 126 Кодекса к исковому заявлению должны быть приложены уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие такое направление.
При отсутствии уведомления о вручении направление искового заявления и приложенных к нему документов подтверждается другими документами. Это может быть, в том числе почтовая квитанция, свидетельствующая о направлении копии искового заявления с уведомлением о вручении, а если копии искового заявления и приложенных к нему документов доставлены или вручены ответчику и другим лицам, участвующим в деле, непосредственно истцом или нарочным, - расписка соответствующего лица в получении направленных (врученных) ему документов, а также иные документы, подтверждающие направление искового заявления и приложенных к нему документов.
Из имеющейся в материалах дела распечатки с сайта Почта России (почтовый идентификатор 80098072595186), приложенной к исковому заявлению, исковое заявление было направлено ответчику 25.05.2022.
Определение суда о принятии заявления к производству с рассмотрением в порядке упрощенного производства направлялось ответчику по адресу, указанному в выписке, а также в материалах дела (л.д. 48) и возвращено в суд с отметкой "истек срок хранения".
Индивидуальный предприниматель несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, а также риск отсутствия по указанному адресу своего представителя. Сообщения, доставленные по указанному адресу, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.
Следовательно, в соответствии со статьей 123 АПК РФ ответчик был надлежащим образом извещен о дате, времени и месте судебного заседания.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда Смоленской области.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства, не опровергают выводов суда первой инстанции, положенных в основу обжалуемого судебного акта, и не могут являться основанием для их принятия судом апелляционной инстанции.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Согласно статье 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271, 272.1, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 09.09.2022 по делу N А62-4605/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
Т.В. Бычкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-4605/2022
Истец: АО "СПЕЦАВТОХОЗЯЙСТВО", АО "Спецавтохозяйство"
Ответчик: Сенин Руслан Валерьевич