город Томск |
|
7 декабря 2022 г. |
Дело N А03-10687/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 декабря 2022 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Фроловой Н.Н. |
судей |
|
Иванова О.А. Усаниной Н.А. |
|
|
|
при ведении протокола судебного заседания Сперанской Н.В. с использованием средств аудиозаписи и системы веб-конференции, рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы Администрации города Бийска (N 07АП-1948/2019(17)), МКУ "Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска" (N 07АП-1948/2019(18)) на определение от 26.09.2022 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-10687/2017 (судья Сигарев П.В.) о несостоятельности (банкротстве) муниципального унитарного предприятия города Бийска "Трамвайное управление" (ОГРН 1022200571689, ИНН 2227000697; 659315, Алтайский край, г. Бийск, ул. имени Героя Советского Союза Васильева, д. 81) по заявлению внешнего управляющего Минаковой Елены Владимировны об утверждении процентов по вознаграждению в размере 10 728 365,86 руб.
В судебном заседании приняли участие:
от Администрации города Бийска: Балалаева И.В., доверенность от 16.06.2022,
МКУ "Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска": Чупрынов В.А., доверенность от 03.02.2022,
от внешнего управляющего Минаковой Е.В.: Минакова Е.В., Федорин А.И., доверенность от 02.08.2021,
от иных лиц: не явились (извещены)
УСТАНОВИЛ:
28.06.2017 в Арбитражный суд Алтайского края поступило заявление ФНС России, г. Москва о признании несостоятельным (банкротом) муниципального унитарного предприятия города Бийска "Трамвайное управление" (далее - должник), г. Бийск (ОГРН 1022200571689, ИНН 2227000697).
Определением Арбитражного суда Алтайского края от 30.06.2017 возбуждено дело о банкротстве.
Определением Арбитражного суда Алтайского края от 07.12.2018 в отношении муниципального унитарного предприятия города Бийска "Трамвайное управление", г. Бийск (ОГРН 1022200571689, ИНН 2227000697) введена процедура наблюдения. Временным управляющим утверждена Минакова Елена Владимировна.
Объявление о введении процедуры наблюдения опубликовано в газете "Коммерсантъ" 15.12.2018.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 04.06.2019 (резолютивная часть от 03.06.2019) муниципальное унитарное предприятие города Бийска "Трамвайное управление", г. Бийск (ОГРН 1022200571689, ИНН 2227000697) признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство.
Конкурсным управляющим утверждена Минакова Елена Владимировна.
Определением Арбитражного суда Алтайского края от 26.07.2021 суд прекратил процедуру конкурсного производства в отношении МУП "Трамвайное управление" и перешел к процедуре внешнего управления сроком на 18 месяцев. Внешним управляющим утверждена Минакова Елена Владимировна.
Объявление о введении процедуры внешнего управления опубликовано в газете "Коммерсантъ" 31.07.2021.
17.08.2022 в Арбитражный суд Алтайского края поступило заявление внешнего управляющего МУП "Трамвайное управление" об утверждении процентов по вознаграждению в размере 10 728 365,86 руб.
Определением от 26.09.2022 Арбитражный суд Алтайского края установил размер вознаграждения Минаковой Елены Владимировны в виде процентов в сумме 10 728 365,86 руб. установив их выплату после прекращения процедуры банкротства
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация города Бийска и МКУ "Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска" обратились с апелляционными жалобами, в которых просят его отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, неполное выяснение обстоятельств имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Указав, что требования кредиторов погашены за счет поступления субсидий из бюджетом города и края, а не в результате действий управляющего. Резолютивная часть определения была вынесена до прекращения производства по делу, следовательно, применение пункта 12 статьи 20.6 Закона о банкротстве исключено.
В порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации внешний управляющий представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит определение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители Администрации города Бийска, МКУ "Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска" доводы апелляционных жалоб поддержали по основаниям, изложенным в них.
Внешний управляющий, представитель внешнего управляющего с доводами апелляционных жалоб не согласились по основаниям, изложенным в отзыве.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее проверив в соответствии со статьёй 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность определения Арбитражного суда Алтайского края, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что требования законны и обоснованы.
Выводы суда первой инстанции, соответствуют действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии со статьёй 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) и части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
На основании пунктов 1, 3 статьи 20.6 Закона о банкротстве арбитражный управляющий имеет право на вознаграждение в деле о банкротстве, а также на возмещение в полном объеме расходов, фактически понесенных им при исполнении возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве.
Согласно пункту 12 статьи 20.6 сумма Закона о банкротстве процентов по вознаграждению внешнего управляющего устанавливается в следующих размерах: восемь процентов сумм, направленных на погашение требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, при прекращении производства по делу о банкротстве.
В пункте 8 постановления Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 N 97 "О некоторых вопросах, связанных с вознаграждением арбитражного управляющего при банкротстве" разъяснено, что если в случае прекращения производства по делу о банкротстве (пункт 1 статьи 57 Закона о банкротстве), в том числе в связи с исполнением обязательств должника третьим лицом (статьи 113 и 125 того же Закона), проценты по вознаграждению за процедуру банкротства, в ходе которой было прекращено производство, не выплачиваются, за исключением случаев восстановления платежеспособности должника в ходе финансового оздоровления или внешнего управления.
В исключительных случаях, если арбитражный управляющий докажет, что он внес существенный вклад в достижение целей соответствующей процедуры банкротства (например, в результате его деятельности существенно увеличилась стоимость чистых активов должника), суд вправе увеличить размер фиксированной части его вознаграждения применительно к пункту 5 статьи 20.6 Закона о банкротстве.
Таким образом, возможность выплаты процентов поставлена в зависимость от поведения внешнего управляющего и результатов процедуры.
Из материалов дела следует, что согласно представленному в суд отчету о результатах процедуры внешнего управления в настоящее время требования кредиторов в реестре погашены на сумму 134 104 573,26 руб.
Согласно расчету внешнего управляющего размер процентов составил 10 728 365,86 руб. (134 104 573,26 руб. х 0,8%).
Расчет суд проверен и признан верным.
Возражая по заявленным требованиям МКУ "Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска" и Администрация города Бийска указывают на невозможность установления Минаковой Е.В. процентов, поскольку требования погашены за счет поступления субсидий из бюджетом города и края, а не в результате действий управляющего.
Суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что учитывая вклад Минаковой Е.В. в достижении результата, а также отсутствие удовлетворенных на ее действия жалоб и претензий со стороны кредиторов к ее работе имеются основания для установления ей процентов по вознаграждению, при этом судом принято во внимание, следующее.
Из материалов дела следует, что должник зарегистрирован в 1999 году. Основным видом его деятельности является деятельность трамвайного транспорта по регулярным внутригородским и пригородным пассажирским перевозкам.
Используемый должником вид транспорта - трамваи, является очень важным для города, поскольку обеспечивает перевозки, в том числе в труднодоступные районы города с которыми затруднено автобусное сообщение.
Администрация города Бийска, контролирующая должника в достаточной мере с 2014 года осведомлена о финансово-неблагополучной ситуации на МУП города Бийска "Трамвайное управление", следствием которой послужило возбуждение дел о банкротстве.
При этом, согласно переписке между руководителем должника Дроздевым С.А. и Администрацией города Бийска Алтайского края, приведенной в определениях от 27.10.2020 и от 10.08.2020, последняя регулярно обещала предоставить из бюджета дополнительную поддержку.
Отсутствие со стороны Администрации города Бийска Алтайского края реальных мер позволяющих преодолеть возникший на предприятии кризис, а также ее молчаливое согласие на совершение недействительных сделок (сделки в отношении АО "Алтайкрайэнерго", АО "Бийскэнерго" и АО "Алтайэнергосбыт"), о которых представители администрации курирующие деятельность должника, в том числе финансовые потоки, просто не могли не знать при доведении до них информации о ситуации на предприятии через балансовые комиссии, привело сначала к возбуждению дела о банкротстве А03-18532/2016, а затем А03-10687/2017.
При рассмотрении настоящего дела (А03-10687/2017) Минакова Е.В. утверждена временным управляющим 07.12.2018.
По результатам процедуры наблюдения Минаковой Е.В. составлен финансовый анализ, в котором отражено, что за период с 01.01.2014 по 31.12.2018 финансовое положение организации характеризуется как неудовлетворительное. Низкая платежеспособность вызвана постоянным дефицитом денежных средств. Рост кредиторской задолженности связан с нехваткой собственных средств на ведение текущей деятельности. Причиной снижения коэффициентов ликвидности является то, что должник получал недостаточно прибыли, которую мог тратить на текущую деятельность.
Также, Минаковой Е.В. выявлены подозрительные сделки.
После признания должника банкротом Минаковой Е.В., согласно отчету от 26.08.20019, своевременно проведана инвентаризация и сформирована конкурсная масса на сумму 64 408 171,83 руб.
На счет поступили 10 681 119 руб., из которых 6 174 140 руб. дебиторской задолженности.
В декабре 2019 проведена оценка имущества.
Согласно отчету от 14.02.2021 утверждены Порядок реализации не относящегося к основной деятельности должника имуществ, а также трамвайного парка.
Частично реализовано не относящееся к основному виду деятельности имущество на сумму 4 029 520,05 руб.
Поступления на счет должника составили 63 029 604 руб., т.е. дополнительно поступило 52 348 485 руб. размер взысканной и оплаченной дебиторской задолженности увеличился до 7 029 439 руб. из 7 156 5561 руб.
В целях обеспечения бесперебойной работы трамваев в городе с МУП "Бийскгортранс" заключен договор аренды, что позволило избежать приостановки движения трамваем и социальной напряженности в городе.
В отчете от 16.05.2021 отражена реализация имущества еще на 2 973 657,86 руб.
Поступления на счет должника составили 66 917 555 руб., т.е. дополнительно поступило 3 887 951 руб. размер взысканной и оплаченной дебиторской задолженности увеличился до 7 074 00 руб. из 7 374 661 руб.
В период конкурсного производства оспорено более 20 сделок, из них сделки с АО "Алтайкрайэнерго", АО "Бийскэнерго" и АО "Алтайэнергосбыт" на общую сумм более 25 000 000 руб. признаны недействительными и денежные средства поступили в конкурсную массу.
В итоге, после реализации непрофильных активов, к лету 2021 остался, не реализован только трамвайный парк, который выставлялся на торги с начальной ценой 1 332 059 040.
Учитывая значимость трамвайного сети (профильного имущества) для города Бийска, по просьбе депутатов г. Бийска, Минакова Е.В. выступила на июньском заседании думы г. Бийска с информацией о возможных вариантах сохранения имущества должника, восстановлении платежеспособности предприятия и о возможности перехода на внешнее управление.
При этом, вся процедура банкротства МУП города Бийска "Трамвайное управление" регулярно освещалась в средствах массовой информации, тогда как вопрос сохранения трамвайного парка только в 2021 начал реально решаться на уровне Губернатора Алтайского края и согласовываться с Бийской городской думой, о чем свидетельствуют письмо главы города в адрес Губернатора Алтайского края от 29.06.2021, пояснительная записка счетной палаты г.Бийска от 07.07.2021 и т.д., т.е. в период когда стало очевидно, что трамвайный парк может быть продан.
После выступления Минаковой Е.В., депутаты единогласно поддержали вопрос о сохранении МУП г. Бийска "Трамвайное управление". Для сохранения имущества МУП г. Бийска "Трамвайное управление", решением Думы города Бийска от 09.07.2021 N 595 внесены изменения в решение Думы г. Бийска от 24.12.2020 N 496 "О бюджете города на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов".
Так, в частности предусмотрено выделение МКУ "Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска" финансирования в рамках муниципальной программы "Формирование, эффективное использование, распоряжение и содержание имущества муниципального образования город Бийск" на 2021 - 2023 г.г. (программа "Транспорт") на 2021 г. в сумме 22 000 000 руб., на 2022 год - 164 118 000 руб., на 2023 год - 25 100 000 руб. Всего 211 218 000 руб.
Собранием кредиторов, состоявшемся 23.07.2021 принято решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о переходе к процедуре внешнего управления, утверждении арбитражного управляющего из числа членов Ассоциации "РСОПАУ", приостановлении проведения торгов.
На основании решения собрания, для возможности погашения долгов предприятия собственником, определением Арбитражного суда Алтайского края от 26.07.2021 суд прекратил процедуру конкурсного производства в отношении МУП "Трамвайное управление" и перешел к процедуре внешнего управления сроком на 18 месяцев.
В дальнейшем должник получил финансирование, что позволило ему не только погасить все требования кредиторов в полном объеме (план предусматривал срок погашения июнь 2021 - январь 2023), но и произвести такое погашение досрочно (август 2022).
Таким образом, погашение требований кредиторов, послужило не только само наличие у принадлежащего должнику трамвайного парка особого статуса, но и непосредственные действия Минаковой Е.В..
При этом, ссылки подателей жалоб о том, что более ранее погашение не произошло только по причине отсутствия в бюджете денежных средств, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, поскольку доказательств подтверждающих, что до лета 2021 они принимали реальные меры к погашению задолженности, не представлено.
Наличие представленных в материалы дела соглашения N 1 от 27.08.2021 и иных документов в соответствии с которыми уже фактически выдавались денежные средства (платежные поручения от 01.09.2021, 30.03.2022, 10.08.2022) не свидетельствует о совершении ими действий к первоначальному получению денежных средств, так как оформление документов производится с их обязательным участием из-за наличия соответствующего статуса при организации процесса распределения финансов в г.Бийске.
При этом, судом обоснованно отклонены доводы о том, что по результатам процедуры внешнего управления платежеспособность должника не восстановлена, поскольку изначально при введении внешнего управления его планом такое восстановление не предусматривалось, а преследовалась цель растянуть процесс погашения требований кредиторов из-за невозможности единовременно произвести оплату в порядке ст.113 Закона о банкротстве и предотвратить реализацию трамвайного парка.
Ссылки подателя жалобы о том, что резолютивная часть определения была вынесена до прекращения производства по делу, следовательно, применение пункта 12 статьи 20.6 Закона о банкротстве исключено, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании норм права.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, об удовлетворении заявления в полном объеме.
Доводы заявителей апелляционных жалоб не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений норм процессуального права. Выводы, содержащиеся в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для его отмены, в соответствии со статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная инстанция не усматривает.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение от 26.09.2022 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-10687/2017 оставить без изменения, апелляционные жалобы Администрации города Бийска, МКУ "Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий одного месяца со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Постановление, выполненное в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Председательствующий |
Н.Н. Фролова |
Судьи |
О.А. Иванов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-10687/2017
Должник: МУП г. Бийска "Трамвайное управление"
Кредитор: МИФНС России N 1 по Алтайскому краю.
Третье лицо: Минакова Елена Владимировна, НП "Первая саморегулируемая организация арбитражных управляющих", ОСП Приобского района г.Бийска, Управление Росреестра по АК, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО АЛТАЙСКОМУ КРАЮ
Хронология рассмотрения дела:
26.02.2024 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1948/19
30.11.2023 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2963/19
19.09.2023 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1948/19
17.02.2023 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2963/19
07.12.2022 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1948/19
17.11.2022 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1948/19
07.07.2022 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2963/19
29.06.2022 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1948/19
20.04.2022 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1948/19
02.06.2021 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2963/19
18.01.2021 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2963/19
25.11.2020 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1948/19
23.10.2020 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1948/19
19.10.2020 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2963/19
30.09.2020 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1948/19
02.09.2020 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2963/19
20.08.2020 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2963/19
24.07.2020 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1948/19
17.06.2020 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1948/19
16.06.2020 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1948/19
11.11.2019 Определение Арбитражного суда Алтайского края N А03-10687/17
18.10.2019 Определение Арбитражного суда Алтайского края N А03-10687/17
05.09.2019 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2963/19
13.08.2019 Определение Арбитражного суда Алтайского края N А03-10687/17
04.06.2019 Решение Арбитражного суда Алтайского края N А03-10687/17
06.05.2019 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1948/19
12.03.2019 Определение Арбитражного суда Алтайского края N А03-10687/17
07.12.2018 Определение Арбитражного суда Алтайского края N А03-10687/17
01.10.2018 Определение Арбитражного суда Алтайского края N А03-10687/17