г. Москва |
|
07 декабря 2022 г. |
Дело N А40-147879/22 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Е.А. Ким
рассмотрев апелляционную жалобу
ООО "Атлант"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 05 октября 2022 года по делу N А40- 147879/22,
рассмотренному в порядке упрощенного производства
по иску АО "ОМК Стальной путь" (ОГРН: 1117746294115, ИНН: 7708737500)
к ООО "Атлант" (ОГРН: 1127746211845, ИНН: 7719806667)
о взыскании основного долга в размере 742 562 руб. 40 коп., неустойки в размере 29 702 руб. 50 коп., неустойку начислять по дату фактического исполнения обязательств.
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
АО "ОМК Стальной путь" обратилось в суд с требованием о взыскании с ООО "Атлант" о взыскании основного долга в размере 742 562 руб. 40 коп., неустойки в размере 29 702 руб. 50 коп., неустойку начислять по дату фактического исполнения обязательств.
Оценив доводы и возражения сторон в совокупности с представленными доказательствами, руководствуясь. ст. ст. 309-310, 330, 702, 779, 781 ГК РФ, ст.ст. 110, 123, 156, 167 - 171 АПК РФ, решением от 05 октября 2022 г. суд первой инстанции иск удовлетворил.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена на сайте Картотеки арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Судебное заседание апелляционной инстанции проводилось без вызова сторон на основании ст. 272.1 АПК РФ.
От истца поступил отзыв на жалобу.
Проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва, законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения в порядке статей 266, 268, 269, 2721 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, апелляционный суд считает, что решение следует оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судом установлено, что Акционерное общество "Вагонная ремонтная компания - 3" (после смены фирменного наименования - АО "ОМК Стальной путь" (далее по тексту - истец, подрядчик) и общество с ограниченной ответственностью "Атлант" (далее по тексту - ответчик, заказчик) 27.12.2019 заключили договор N 211/ВРК-3/ОП/19 (далее по тексту - договор) на ремонт грузовых вагонов, по условиям которого заказчик поручает и обязуется оплачивать, а подрядчик принимает на себя обязательства производить ремонт грузовых вагонов (деповский, капитальный, текущий в объеме ТР-1, ТР-2), принадлежащих заказчику на праве собственности, аренды или ином законном основании (далее - грузовые вагоны) в вагонных ремонтных депо - обособленных структурных подразделениях подрядчика (далее - депо подрядчика), указанных в Перечне депо подрядчика (Приложение N 1 к договору), а также производить ремонт запасных частей грузовых вагонов (далее - ремонт запасных частей), предоставляемых заказчиком, обеспечивать ответственное хранение предоставляемых заказчиком и забракованных запасных частей, демонтированных с грузовых вагонов в процессе производства ремонта грузовых вагонов, на территории депо подрядчика с оказанием услуг по погрузке/выгрузке.
В соответствии с пунктом 1.4 договора депо подрядчика оказывает заказчику услуги по нахождению грузовых вагонов заказчика на железнодорожных путях общего и необщего пользования (в т.ч. подъезных/тракционных путях депо подрядчика и путях третьих лиц).
В рамках данного договора в адрес Вагонного ремонтного депо Зима (ОСП АО "ОМК Стальной путь") ООО "Атлант" для проведения ремонта направлены грузовые вагоны N 54132626, 60070224, 60087442, 60124062, 60152642, 60137619, 60178902, 60209350, 64602287, 60148947, 60172715, 60183985, 60068988, 60253523, 60420726, 55154504, 64537749, 60204963, 56008006, 60148368, 60325883, 60070463, 60090636, 60434610, 60408838, 60220175, 60145448, 60128048, 60246980.
Данные вагоны простаивали на путях общего пользования в ожидании запасных частей.
На основании пункта 2.1.11 договора в случае необходимости замены дорогостоящих запасных частей (колесных пар, боковых рам, надрессорных балок, поглощающих аппаратов, автосцепок, тяговых хомутов, подшипников кассетного типа) направить заказчику уведомление о согласовании замены забракованных запасных частей на запасные части собственности подрядчика или необходимости предоставления исправных запасных частей собственности заказчика, приостановив работу до получения от заказчика уведомления о дальнейших действиях.
Согласно пункту 2.3.10 договора при несогласии с установкой запасных частей собственности подрядчика или получения уведомления от депо подрядчика о необходимости предоставления собственных запасных частей предоставить для ремонта вагонов исправные боковые рамы, надрессорные балки, колесные пары, поглощающие аппараты, автосцепки, а также узлы и детали из числа немассовых, в том числе, инновационных вагонов, новой конструкции и имеющих товарный знак зарубежных производителей, легитимность которых подтверждена сертификатом соответствия, в течение 15 (пятнадцати) календарных дней с даты получения соответствующего уведомления депо подрядчика в соответствии с подпунктом 2.1.11 договора.
За период ожидания поставки запасных частей собственности заказчика заказчик оплачивает подрядчику стоимость нахождения грузового вагона на путях общего и необщего пользования в порядке и сроки, предусмотренные договором.
На основании пункта 3.11 договора оплата нахождения грузовых вагонов на путях общего и необщего пользования производится заказчиком после подписания сторонами ЭП (или на бумажных носителях) актов о выполненных работах (оказанных услугах) на основании счета, выставленного заказчику, и счетов-фактур в течение 5 (пяти) календарных дней с даты их предоставления.
Плата за нахождение грузовых вагонов заказчика на путях общего и необщего пользования начисляется в случае отсутствия более 1 (одного) рабочего дня с даты получения уведомления подрядчика согласно пункту 2.1.11 договора уведомления от заказчика о согласовании замены забракованных (установке отсутствующих) узлов и деталей или предоставлении собственных узлов и деталей; отказа заказчика от установки узлов и деталей собственности подрядчика.
Отсчет времени нахождения грузового вагона на железнодорожных путях общего и необщего пользования по причинам, не зависящим от подрядчика, начинается с 00 часов 00 минут суток, следующих за сутками, в течение которых заказчик, в числе прочего, должен был сообщить о согласовании установки запасных частей подрядчика, либо о предоставлении запасных частей заказчиком.
Согласно пункту 3.1 договора стоимость услуг по организации временного размещения (отстоя) грузовых вагонов заказчика на железнодорожных путях определяется по ставкам платы за нахождение грузовых вагонов на железнодорожных путях общего и необщего пользования (Приложение N 23 к договору).
В Приложении N 23 к договору с учетом дополнительного соглашения от 30.12.2021 N 32 стороны согласовали стоимость услуг по организации временного размещения (отстоя) грузовых вагонов заказчика на железнодорожных путях, общего и необщего пользования, согласно которому стоимость услуг по организации временного размещения (отстоя) грузовых вагонов заказчика на железнодорожных путях, общего и необщего пользования для вагонов, длиною менее 19,6 метров за трое суток составляет 902 рубля, за каждые последующие сутки (свыше 3 суток) составляет 454 рубля за один вагон.
Согласно пункту 5.4 договора сдача оказанных услуг по нахождению грузовых вагонов на путях общего и необщего пользования депо подрядчика и их приемка заказчиком производится путем оформления и подписания сторонами ЭП или на бумажном носителе акта о выполненных работах (оказанных услугах) с приложением расчета стоимости услуг по нахождению грузовых вагонов на путях общего и необщего пользования.
В соответствии с пунктом 2.3.3 договора заказчик обязан оплатить подрядчику стоимость нахождения грузовых вагонов на путях общего и необщего пользования в порядке и на условиях, предусмотренных договором.
На основании пункта 5.8 договора в случае, если в течение десяти календарных дней с даты получения заказчиком, либо поступления в отделение связи ФГУП "Почта России" по месту государственной регистрации, заказчик не возвращает подписанные акты о выполненных работах (оказанных услугах), а также акты формы N МХ-1 и N МХ-3, и отсутствует письменный мотивированный отказ заказчика от их подписания выполненные работы (оказанные услуги), указанные в актах, считаются принятыми заказчиком в полном объеме без каких-либо замечаний, а указанные в них работы и услуги подлежащими оплате в полном размере.
В рамках договора от 27.12.2019 N 211/ВРК-3/ОП/19 истцом оказаны услуги по нахождению грузовых вагонов заказчика N N 54132626, 60070224, 60087442, 60124062, 60152642, 60137619, 60178902, 60209350, 64602287, 60148947, 60172715, 60183985, 60068988, 60253523, 60420726, 55154504, 64537749, 60204963, 56008006, 60148368, 60325883, 60070463, 60090636, 60434610, 60408838, 60220175, 60145448, 60128048, 60246980 на путях необщего пользования.
За время нахождения вышеназванных вагонов на путях необщего пользования за период с 12.02.2022 по 31.03.2022 ответчику начислена плата в размере 742 562 рублей 40 копеек с НДС.
Размещение грузовых вагонов N 54132626, 60070224, 60087442, 60124062, 60152642, 60137619, 60178902, 60209350, 64602287, 60148947, 60172715, 60183985, 60068988, 60253523, 60420726, 55154504, 64537749, 60204963, 56008006, 60148368, 60325883, 60070463, 60090636, 60434610, 60408838, 60220175, 60145448, 60128048, 60246980 и период их нахождения на путях станции Вагоноремонтное депо Зима за период с 12.02.2022 по 31.03.2022 зафиксировано актом об оказанных услугах от 01.04.2022 N 3 на общую сумму 742 562 рубля 40 копеек.
Указанный акт об оказанных услугах направлялся АО "ОМК Стальной путь" в адрес ответчика по электронной почте. Данный документ не подписан со стороны ответчика и не возвращены в адрес истца.
В адрес ООО "Атлант" 25.05.2022 на основании пункта 10.2 договора направлена претензия от 25.05.2022 N 25/05 с требованием о согласовании акта об оказанных услугах и оплаты стоимости за простой вагонов.
В нарушение условий договора оказанные услуги до настоящего времени ООО "Атлант" не оплачены.
Задолженность за оказанные услуги составила 742 562 рубля 40 копеек.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (пункт 1 статьи 330 ГК РФ).
Согласно пункту 7.3 договора за нарушение заказчиком сроков оплаты за выполненные работы и оказанные услуги в соответствии с условиями договора, подрядчик вправе взыскать с заказчика неустойку в размере 0,05 % от суммы, не оплаченной в установленные договором сроки, за каждый календарный день просрочки.
В связи с нарушением сроков оплаты по договору, ответчику начислена неустойка в размере 29 702,50 руб.
Однако, Постановлением Правительства РФ от 28.03.2022 г. N 497 (вступило в силу 01.04.2022 г.) введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей (пункт 1).
В пункте 3 вышеуказанного постановления установлен срок его действия - 6 месяцев со дня его официального опубликования, то есть с 01.04.2022 г. по 01.10.22 г.
Как следует из подп. 2 п. 3 ст. 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (Далее - ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)), наступают последствия, предусмотренные абзацами пятым и седьмым -десятым пункта 1 статьи 63 настоящего Федерального закона.
В абз. 10 п. 1 ст. 63 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" установлено, что не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей.
В этой связи, требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 12.04.2022 по 30.06.2022 г., с последующим начислением по дату фактического исполнения обязательств, поскольку в спорный период установлен мораторий для начисления (взыскания) неустоек, не подлежит удовлетворению.
Апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции, отклоняет доводы жалобы, на основании следующего.
Вопреки доводам апелляционной жалобы в материалы дела истцом представлены уведомления N 12-02, N 01-04 об отсутствии у подрядчика дорогостоящих запасных частей с доказательством отправки уведомлений в адрес ответчика (в материалах дела имеются скриншоты с электронной почты).
Ссылка ответчика, что уведомление адресовано ООО "РТС" опровергается материалами дела, где в числе адресатов, которым направлено уведомление значится также ООО "Атлант".
Доводы ответчика со ссылкой на дополнительное соглашение от 01.08.2021 N 26 к договору о том, что истец принял на себя обязательство по проведению ремонта колесных пар, установленных на вагоны ответчика, или предоставлению собственных для их замены что исключает возможность начисление ответчику платы за нахождение вагонов на путях в ожидании колесных пар подлежат отклонению ввиду следующего.
Согласно пункту 1.7 дополнительного соглашения от 01.08.2021 N 26 к договору на ремонт грузовых вагонов от 27.12.2019 N 211/ВРК-3/ОП/19 договор дополнен пунктом 2.1.22 в следующей редакции: "в необходимости замены колесных пар при проведении деповского и капитального ремонтов вагонов обеспечить им проведение ремонта со сменой элементов и полным освидетельствованием буксового узла в ВКМ (работа N 1249.7 Приложения N 5.1 к договору) для х замены колесными парами (НОНК, СОНК) собственности подрядчика.
Между тем указанным дополнительным соглашением не отменены пункты 2.1.11 и 2.3.10 договора (доказательств обратного ответчик не представил), согласно которым подрядчик обязан (пункт 2.1.11), в случае необходимости замены дорогостоящих запасных частей (колесных пар, боковых рам, надрессорных балок, поглощающих аппаратов, автосцепок, тяговых хомутов, подшипников кассетного типа) направить заказчику уведомление о согласовании замены забракованных запасных частей на запасные части собственности подрядчика или необходимости предоставления исправных запасных частей собственности заказчика, приостановив работу до получения от заказчика уведомления о дальнейших действиях, что и было выполнено истцом, в свою очередь, заказчик обязан (пункт 2.3.10) при несогласии с установкой запасных частей собственности подрядчика или получения уведомления от депо подрядчика о необходимости предоставления собственных запасных частей предоставить для ремонта вагонов исправные боковые рамы, надрессорные балки, колесные пары, поглощающие аппараты, автосцепки, а также узлы и детали из числа немассовых, в том числе, инновационных вагонов, новой конструкции и имеющих товарный знак зарубежных производителей, легитимность которых подтверждена сертификатом соответствия, в течение 15 (пятнадцати) календарных дней с даты получения соответствующего уведомления депо подрядчика в соответствии с подпунктом 2.1.11 договора.
Вопреки доводам ответчика, истцом в материалы дела представлены надлежащие доказательства оказания услуг по пункту 1.4 договора, согласно которому депо подрядчика оказывает заказчику услуги по нахождению грузовых вагонов заказчика на железнодорожных путях общего и необщего пользования (в т.ч. подъездных/тракционных путях депо подрядчика и путях третьих лиц).
Ответчик, возражая, в свою очередь контррасчет суммы платы не представил, равно как и не представил доказательств нахождения спорных вагонов в иной период, при этом в соответствии с пунктом 2.3.3 договора заказчик обязан оплатить подрядчику стоимость нахождения грузовых вагонов на путях общего и необщего пользования в порядке и на условиях, предусмотренных договором.
Мотивированный отказ от ответчика в адрес истца не направлен, доказательств иного ответчиком не представлено, судом не установлено.
В указанный истцом в расчете исковых требований период (с 12.02.2022 по 31.03.2022) вагоны находились на тракционных путях, что подтверждено предоставленными истцом в отношении вагонов актами оказанных услуг.
Доказательств иного срока простоя, подтвержденного надлежащими документами, ответчиком не представлено (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При этом факт подписания актов только истцом в одностороннем порядке не может служить основанием для освобождения заказчика от оплаты оказанных истцом услуг.
Первичные документы направлены истцом в адрес ответчика с учетом положений договора.
В соответствии с пунктом 1.4 договора депо подрядчика оказывает заказчику услуги по нахождению грузовых вагонов заказчика на железнодорожных путях общего и необщего пользования (в т.ч. подъездных/тракционных путях депо подрядчика и путях третьих лиц).
Заявителем апелляционной жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Судебный акт принят при правильном применении норм материального права, содержащиеся выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу изложенного суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела и конкретных обстоятельствах, доводы лиц, участвующих в деле правильно оценены, выводы сделаны при правильном применении норм действующего законодательства.
Руководствуясь статьями 266 - 269 (п. 1), 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 05 октября 2022 года по делу N А40- 147879/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.А. Ким |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-147879/2022
Истец: АО "ОМК СТАЛЬНОЙ ПУТЬ"
Ответчик: ООО "АТЛАНТ"