г. Вологда |
|
07 декабря 2022 г. |
Дело N А05-150/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2022 года.
В полном объёме постановление изготовлено 07 декабря 2022 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Зайцевой А.Я. и Черединой Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Даниловой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ВКБгрупп" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 12 сентября 2022 года по делу N А05-150/2022,
УСТАНОВИЛ:
администрация городского округа "Город Архангельск" (ОГРН 1022900509521; адрес: 163069, город Архангельск, площадь В.И. Ленина, дом 5; далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ВКБгрупп" (ОГРН 1132901012375; адрес: 163020, город Архангельск, улица Советская, дом 44; далее - общество) о возложении обязанности на ответчика организовать место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов для многоквартирного дома N 31 по улице Урицкого в городе Архангельске в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в соответствии с пунктом 2.12 Порядка определения (согласования) мест накопления твердых коммунальных отходов на территории городского округа "Город Архангельск", утвержденного постановлением Администрации муниципального образования "Город Архангельск" от 13.02.2020 N 285, в соответствии с Порядком согласования проектов благоустройства объектов, для размещения которых на территории муниципального образования "Город Архангельск" не требуется разрешения на строительство, утвержденным постановлением Администрации муниципального образования "Город Архангельск" от 22.03.2019 N 390, а также в соответствии с Административным регламентом предоставления муниципальной услуги "Включение сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории городского округа "Город Архангельск" Архангельской области", утвержденным постановлением Администрации городского округа "Город Архангельск" от 02.06.2021 N 1020 (с учетом уточнения требований, принятого судом), при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Тайбола" (далее - ООО "УК "Тайбола").
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 12.09.2022 по настоящему делу заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. Мотивируя апелляционную жалобу, ссылается на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение судом норм материального права.
Истец отзыв на апелляционную жалобу не предоставил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив в законность и обоснованность решения суда, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, на основании договора управления многоквартирным домом от 01.02.2022 N 1/31 общество является управляющей организацией в отношении многоквартирного дома N 31 по ул. Урицкого в г. Архангельске.
Согласно п. 2.1 договора управления, управляющая компания по заданию собственников в течение согласованного срока действия договора за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по управлению домом, содержанию и ремонту общего имущества в доме, предоставлять собственникам и пользователям коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества дома, осуществлять иную, направленную на достижение целей управления домом деятельность.
Администрацией Ломоносовского территориального округа Администрации городского округа "Город Архангельск" (далее - администрация округа) направлено в адрес общества письмо с требованием организовать место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) для дома N 31 по ул. Урицкого в г. Архангельске.
Заявка ответчика о согласовании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов рассмотрена, принято решение о согласовании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов для дома N 31 по ул. Урицкого в г. Архангельске со сроком исполнения до 30.11.2021.
Протоколом от 04.10.2021 N 50 и актом от 04.10.2021 N 52 комиссии по согласованию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов принято решение согласовать место накопления ТКО для жилого дома 31 по ул. Урицкого на территории общего пользования и определить место по адресу: г. Архангельск, ул. Урицкого, д. 27 согласно схеме, обществу указано в согласованном месте оборудовать контейнерную площадку в соответствии с действующим санитарным законодательством и Правилами благоустройства МО "Город Архангельск" (водонепроницаемые ограждения, навес над мусоросборником, отсек для размещения крупногабаритных отходов и т.д.).
Поскольку обязанность по организации места накопления ТКО исполнена ответчиком не в полном объеме, истец обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные исковые требования, правомерно руководствуясь следующим.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с частью 1.2 статьи 161 ЖК РФ состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 утверждены Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Минимальный перечень) и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 26 (1) раздела III Минимального перечня "Работы и услуги по содержанию иного общего имущества в многоквартирном доме" в перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирных домах, включены работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
Таким образом, действующим законодательством обязанность по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов для домов, находящихся в управлении, возложена на управляющую организацию.
В соответствии с частью 4 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:
- создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;
- определение схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО.
Согласно пункту 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 (далее - Правила N 1039), места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Следовательно, в обязанности органа местного самоуправления входит создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО в тех случаях, когда такая обязанность не возложена действующим законодательством на других лиц. Действующим законодательством на управляющую организацию возложена обязанность по организации и содержанию мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов для домов, находящихся в управлении.
В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (пункт 4 Правил N 1039).
Согласно пункту 10.11.3 Правил благоустройства муниципального образования "Город Архангельск", утвержденными решением Архангельской городской Думы от 25.10.2017 N 581 (далее - Правила N 581) организации, управляющие жилищным фондом, иные юридические лица, индивидуальные предприниматели, владельцы индивидуальных жилых домов обязаны заключать договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, индивидуальным предпринимателем и (или) юридическим лицом, осуществляющими деятельность по утилизации твердых коммунальных отходов, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и (или) организовывать место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов путем оборудования места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями, установленными действующим законодательством и муниципальными нормативными правовыми актами в сфере градостроительной деятельности, или заключения договора с владельцем оборудованного действующего места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов. Организациям, управляющим жилищным фондом, рекомендуется направлять в администрацию соответствующего территориального округа города информацию об условиях заключенных договоров (адреса домов, закрепленных за конкретной контейнерной площадкой, объем, периодичность вывоза, количество установленных контейнеров, наименование и ИНН обслуживающих организаций, количество жильцов, зарегистрированных по месту жительства в обслуживаемых домах). Информация предоставляется в течение пяти дней с момента заключения договора, а также с момента внесения изменений в условия договора или по запросу администрации территориального округа города.
В силу пункта 10.11.10 Правил N 581 места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям действующего экологического, санитарного и жилищного законодательства. Контейнерные площадки для сбора твердых коммунальных отходов должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м.
В соответствии с пунктом 10.11.11 Правил N 581 для определения числа устанавливаемых мусоросборников (контейнеров) следует исходить из численности населения, пользующегося мусоросборниками, нормы накопления отходов, сроков хранения отходов; расчетный объем мусоросборников должен соответствовать фактическому накоплению отходов в периоды наибольшего их образования. Наполнение контейнеров должно быть не более 2/3 их объема. Количество мусоросборников должно обеспечивать исключение вторичного загрязнения твердыми коммунальными отходами прилегающей территории.
В местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов может организовываться отсек для сбора крупногабаритных отходов, отделенный от площадки для сбора твердых коммунальных отходов ограждением. Не допускается нахождение крупногабаритных отходов за пределами отсека для сбора крупногабаритного мусора, а также контейнерной площадки для сбора отходов. Допускается сбор крупногабаритных отходов в контейнеры объемом 6 - 8 куб. м. Контейнеры объемом 6 - 8 куб. м должны размещаться на твердом водонепроницаемом покрытии (пункт 10.11.12 Правил N 581).
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), также предусматривают, что организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории (пункт 3.7.1. Правил N 170).
Мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов с посадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений (пункт 3.7.4 Правил N 170).
В соответствии с пунктом 3 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (далее - СанПиН 2.1.3684-21) контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
В силу пункта 4 СанПиН 2.1.3684-21 расстояние от контейнерных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.
Допускается уменьшение не более чем на 25% указанных в настоящем пункте Санитарных правил расстояний на основании результатов оценки заявки на создание места (площадки) накопления ТКО на предмет ее соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям, изложенным в приложении N 1 к Санитарным правилам.
Количество мусоросборников, устанавливаемых на контейнерных площадках, определяется хозяйствующими субъектами в соответствии с установленными нормативами накопления.
На контейнерных площадках должно размещаться не более 8 контейнеров для смешанного накопления ТКО или 12 контейнеров, из которых 4 - для раздельного накопления ТКО, и не более 2 бункеров для накопления КГО (пункт 6 СанПиН 2.1.3684-21).
В случае раздельного накопления отходов на контейнерной площадке их владельцем должны быть предусмотрены контейнеры для каждого вида отходов или группы однородных отходов, исключающие смешивание различных видов отходов или групп отходов, либо групп однородных отходов (пункт 7 СанПиН 2.1.3684-21).
Из приложения N 1 к СанПиН 2.1.3684-21 следует, что в случае, если расстояние контейнерной площадки от объектов нормирования составляет от 15 до 20 метров, она должна быть в обязательном порядке оборудована навесом над мусоросборниками.
Постановлением администрации от 13.02.2020 N 285 утверждён Порядок определения (согласования) мест накопления твёрдых коммунальных отходов на территории муниципального образования "Город Архангельск" (далее - Порядок N 285), который устанавливает процедуру определения (согласования) мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, в условиях сложившейся застройки муниципального образования "Город Архангельск", в случаях возложения действующим законодательством обязанности по организации мест накопления твёрдых коммунальных отходов на юридических, физических лиц, индивидуальных предпринимателей, в том числе в соответствии с требованиями Правил благоустройства муниципального образования "Город Архангельск", требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1.3 Порядка N 285 организации, управляющие жилищным фондом, обязаны организовывать место накопления ТКО путем оборудования контейнерной площадки с установкой на ней контейнеров в соответствии с требованиями, установленными действующим законодательством.
Согласно пункту 1.5 Порядка N 285 заявитель - физическое лицо, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель подает в администрацию территориального округа по месту планируемого расположения контейнерной площадки заявку по утвержденной форме.
В соответствии с пунктом 2.2 Порядка N 285 рассмотрение обращений заявителей (заявок) о согласовании места накопления ТКО на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения к местам (площадкам) накопления ТКО осуществляется комиссией в течение 10 дней с момента регистрации.
По результатам обследования территории комиссией составляется акт об определении места накопления ТКО (приложение 4 к настоящему Порядку) (пункт 2.9 Порядка N 285).
При этом, при определении места накопления ТКО на территории общего пользования утвержденный акт об определении места накопления ТКО является основанием для обращения заявителем в департамент градостроительства администрации в соответствии с постановлением администрации городского округа "Город Архангельск" от 22.03.2019 N 390 "Об утверждении Порядка согласования проектов благоустройства объектов, для размещения которых на территории городского округа "Город Архангельск" не требуется разрешения на строительство" (далее - Порядок N 390). Для обращения в департамент градостроительства заявитель вправе использовать типовой проект устройства контейнерной площадки (приложение 5 к настоящему Порядку) (пункт 2.12 Порядка N 285) на что указано в акте от 04.11.2021 N 52.
Постановлением Администрации муниципального образования "Город Архангельск" от 22.03.2019 N 390 утвержден Порядок согласования проектов благоустройства объектов, для размещения которых на территории муниципального образования "Город Архангельск" не требуется разрешения на строительство (далее - Порядок N 390), согласно пункту 1.4 которого к объектам благоустройства, помимо детских, спортивных площадок, площадок для выгула и дрессировки собак и др., отнесены места сбора твердых коммунальных отходов, в том числе контейнерные площадки и площадки для складирования отдельных групп коммунальных отходов.
В силу пунктов 15 - 19 Правил N 1039 реестры мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, создаваемых в муниципальных образованиях, должны содержать данные о местонахождении и схеме размещения площадок, их технических характеристиках (площадь, количество контейнеров и их объём), о собственниках (юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица) и источниках образования отходов, которые складируются на каждой площадке. Реестры должны быть размещены в открытом доступе на официальных сайтах муниципалитетов, а при их отсутствии - на официальном сайте соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 13 Правил N 1039).
Департаментом городского хозяйства администрации ведётся реестр сведений о местах (площадках) накопления твёрдых коммунальных отходов, внесение ведений в реестр осуществляется в заявительном порядке (на основании заявлений организаций, управляющих жилищным фондом, и организаций - собственников контейнерных площадок).
Пунктами 17-20 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Включение сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории городского округа "Город Архангельск" Архангельской области", утвержденным постановлением Администрации городского округа "Город Архангельск" от 02.06.2021 N 1020 (далее - Административный регламент), устанавливается перечень документов, необходимы для включения сведений о площадке накопления ТКО в соответствующий реестр.
Как в суде первой инстанции, так и в апелляционной жалобе ответчик сослался на то, что по указанному адресу оборудована контейнерная площадка для сбора ТКО.
Вместе с тем, как верно указано судом первой инстанции и подателем жалобы не опровергнуто, в материалах дела отсутствуют доказательства соответствия данной площадки установленным требованиям и требованиям, указанным в акте от 04.10.2021 N 52, в соответствии с пунктом 2.12 Порядка N 285, в соответствии с Порядком N 390, а также в соответствии с Административным регламентом.
Кроме того, из письма Департамента городского хозяйства Администрации от 11.12.2021 N 16-20/11068 следует, что место накопления твёрдых коммунальных отходов для многоквартирного дома N 31 по улице Урицкого в городе Архангельске в реестр мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов на территории городского округа "Город Архангельск" не включено. Доказательств, что оборудована надлежащим образом и включена в реестр контейнерная площадка по адресу - ул. Урицкого дом 27 (то же место, что определено в акте от 04.10.2021 N 52) иной управляющей организацией - ООО "УК "Тайбола", в материалы дела также не представлено.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции, оценив представленные лицами, участвующими в деле, доказательства и приведенные ими доводы в соответствии со статьей 71 АПК РФ, пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
Оснований для иных выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.
Содержащиеся в жалобе доводы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность решения. Они не опровергают выводы суда первой инстанции по существу рассмотренного дела, а выражают несогласие с ними, что не является основанием для отмены оспариваемого решения.
Судебный акт первой инстанции принят при полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, нормы процессуального и материального права применены судом верно, с учетом конкретных обстоятельств дела, содержащиеся в нем выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, судом первой инстанции не нарушено единообразие в толковании и применении норм права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда по заявленным доводам, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины на основании статьи 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 12 сентября 2022 года по делу N А05-150/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ВКБгрупп" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Б. Ралько |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-150/2022
Истец: Администрация городского округа "Город Архангельск"
Ответчик: ООО "Управляющая компания "ВКБгрупп"
Третье лицо: ООО "Управляющая компания "Тайбола"