07 декабря 2022 г. |
Дело N А83-19998/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30.11.2022.
В полном объёме постановление изготовлено 07.12.2022.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тарасенко А.А., судей Остаповой Е.А., Евдокимова И.В.,
при ведении протокола и аудиозаписи секретарем судебного заседания Молчановой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу межрегионального территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Крым и в городе Севастополе на решение Арбитражного суда Республики Крым от 21.06.2022 по делу N А83-19998/2020
по исковому заявлению Межрегионального территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Крым и в городе Севастополе
к администрации Яркополенского сельского поселения Джанкойского района Республики Крым;
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым; федеральное государственное унитарное предприятие "Крымская железная дорога"; Министерство имущественных и земельных отношений РК, кадастровый инженер Горы Эльвира Фикатовна,
об исправлении кадастровой ошибки,
при участии в судебном заседании:
от Межрегионального территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Крым и в городе Севастополе - Ляхова Лилия Юрьевна, представитель на основании доверенности от 18.04.2022 N 91-ИА-02/2625;
от федерального государственного унитарного предприятия "Крымская железная дорога" - Ляхова Лилия Юрьевна, представитель на основании доверенности от 15.12.2021 N 16,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Крым (далее - истец, Росимущество) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к администрации Яркополенского сельского поселения Джанкойского района Республики Крым (далее - ответчик, администрация) с требованием об исправлении реестровой ошибки, а именно исключения из ЕГРН сведений о координатах границ земельного участка с кадастровым номером 90:03:000000:2093 КМЗУ 90:03:000000:2093 (1), КМЗУ 90:03:000000:2093 (2), расположенного по адресу Республика Крым, Джанкойский район, ст.Отрадная, уч.2; с кадастровым номером 90:03:00000:2096, расположенного по адресу Республика Крым, Джанкойский район, п.Дубровка; с кадастровым номером 90:03:00000:2132, расположенного по адресу Республика Крым, Джанкойский район, ст. Отрадная, уч.1; с кадастровым номером 90:03:00000:2208, расположенного по адресу расположенного по адресу Республика Крым, Яркополенское сельское поселение, ст. Отрадная, уч.2 и установлении границ земельного участка площадью 2 337 700 кв.м., расположенного по адресу Республика Крым, Джанкойский район, Яркополенский сельский совет с кадастровым номером 90:03:280101:37 согласно представленным координатам. Исковые требования мотивированы наложением границ земельных участков, возникшего вследствие реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков и препятствующего кадастровому учету изменений участка с кадастровым номером 90:03:280101:37.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 21.06.2022 в удовлетворении иска отказано. Суд первой инстанции констатировал принадлежность земельного участка с кадастровым номером 90:03:280101:37 к объектам федеральной собственности. В качестве основания для отказа в иске суд указал невозможность определения границ земельного участка с кадастровым номером 90:03:280101:37.
Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, росимущество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт. Апеллянт ссылается на наличие прав истца на земельный участок с кадастровым номером 90:03:280101:37, а также на указание его границ в соответствующем государственном акте.
Представитель апеллянта в судебном заседании поддержал свою апелляционную жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы согласно положениям статей 121, 123 АПК РФ.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 АПК РФ, исследовав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Распоряжением Совета Министров Республики Крым от 28.06.2016 N 680-р "О безвозмездной передаче имущества из государственной собственности Республики Крым в федеральную собственность" (далее - Распоряжение N 680-р) земельный участок с кадастровым номером 90:03:280101:37, расположенный по адресу Республика Крым, Джанкойский район, Яркополенский сельский совет, общей площадью 2 337 700 кв.м., категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: железнодорожный транспорт, был безвозмездно передан из государственной собственности Республики Крым в федеральную собственность.
Согласно Распоряжению N 680-р Федеральному государственному унитарному предприятию "Крымская железная дорога" (далее - предприятие) поручено провести государственный кадастровый учет указанного выше земельного участка.
По заказу предприятия кадастровым инженером Гора Э.Ф. был подготовлен межевой план земельного участка от 29.10.2019. Межевой план подготовлен в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером 90:03:280101:37 в соответствии с его фактическим расположением.
Согласно указанному плану в результате межевания границ земельного участка площадь ранее учтенного земельного участка не изменилась и составляет 2 337 700 кв. м. Предельные минимальные и максимальные размеры площади земельного участка для вида разрешенного использования "Железнодорожный транспорт" - не установлены.
Граница земельного участка определялась исходя из документа, определяющего местоположение границ земельного участка при его образовании, а именно исходя из государственного акта от 12.03.2001 N КМ-1 001965 на право постоянного пользования землей, выписки от 02.07.2019 N 99/2019/270310856 из ЕГРН на земельный участок, Приказа Совета Министров Республики Крым от 28.06.2016 N 680-р.
Местоположение границ земельного участка с кадастровым номером 90:03:280101:37: по границе от н1 до н48, от н51 до н87 - не подлежит согласованию, так как земельный участок граничит с землями общего пользования; по границе от н87 до н1, от н48 до н51, от н88 до н88, от н92 до н92 - не подлежит согласованию, так как указанная граница была согласована ранее и при проведении кадастровых работ не изменилась, то есть местоположение границ не уточнялось в ходе проведения кадастровых работ.
Предприятием было подано заявление N 91-0-1-7/3001/2020-566 о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости, в связи с необходимостью уточнения местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером 90:03:280101:37.
13.03.2020 было получено уведомление о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета земельного участка N 90/001/2020 31003.
Основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета послужил тот факт, что при проведении пространственного анализа Межевого плана, представленного с заявлением N 91-0-1-7/3001/2020-566 и кадастровым номером 90:03:280101:37 выявлено, что в результате загрузки координат уточняемый земельный участок пересекает границы земельных участков с кадастровыми номерами: КМЗУ 90:03:000000:2093(1), КМЗУ 90:03:000000:2093(2), 90:03:000000:2096, 90:03:000000:2132, 90:03:000000:2208.
Из материалов дела следует, что земельный участок, расположенный по адресу Республика Крым, Джанкойский район, Яркополенский сельский совет состоит на кадастровом учете, как ранее учтенный объект недвижимости, ему присвоен кадастровый номер 90:03:280101:37.
Полагая, что указанный земельный участок пересекается с границами следующих земельных участков: КМЗУ 90:03:000000:2093(1), КМЗУ 90:03:000000:2093(2), 90:03:000000:2096, 90:03:000000:2132, 90:03:000000:2208, которые содержат реестровую ошибку в описании местоположения в базе ЕГРН, истец обратился в суд с настоящим иском.
При решении вопроса об обоснованности доводов апелляционной жалобы суд руководствуется следующим.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции указал на невозможность определения границ земельного участка с кадастровым номером 90:03:280101:37, а также на нахождение этого участка в федеральной собственности.
Апелляционный суд не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции.
Основания заявленных исковых требований по настоящему делу - это реализация прав Росимущества в отношении земельного участка с кадастровым номером 90:03:280101:37, с учетом того, что истец считает его земельным участком, указанным в государственном акте от 12.03.2001 N 001963 на право постоянного пользования землей (л.д.126-128 т.1), а также в решении от 26.10.2000 N 23/XIII-4 Яркополенского сельского совета "Об утверждении материалов инвентаризации земель Приднепровской железной дороги" (л.д.67 т.1).
Однако обоснованность указанных требований Росимущества судом первой инстанции по существу не была оценена.
Апелоляционным судом установлено, что согласно государственному акту от 12.03.2001 N 001963 на право постоянного пользования землей, Джанкойским районным Советом народных депутатов Джанкойского района Автономной Республики Крым предоставлено государственному предприятию "Приднепровская железная дорога" в постоянное пользование 233,7700 гектаров земли для организации пассажирских и грузовых перевозок железнодорожным транспортом в пределах Яркополенского сельского совета (л.д.126-128 т.1).
Таким образом апелляционный суд приходит к выводу, что земельный участок на момент возникновения указанных правоотношений находился в собственности территориальной громады и был предоставлен "для организации пассажирских и грузовых перевозок железнодорожным транспортом".
При этом участок был предоставлен именно для указанной цели, а не для эксплуатации сооружений (объектов) железнодорожного транспорта. Правовой режим указанных земель различный, поскольку в последнем случае правовой статус земель зависит от прав гражданских на соответствующие объекты.
До вступления в силу Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ все земли на территории Республики Крым были разграничены в соответствии с Законом Украины от 06.09.2012 N 5245 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно разграничения земель государственной и коммунальной собственности" (далее - Закон N 5245).
Пунктами 3 и 4 Заключительных и переходных положений Закона N 5245 установлено, что землями коммунальной собственности соответствующих территориальных общин считаются:
а) земельные участки:
- на которых расположены здания, сооружения, другие объекты недвижимого имущества коммунальной собственности соответствующей территориальной общины;
- находящиеся в постоянном пользовании органов местного самоуправления, коммунальных предприятий, учреждений, организаций;
б) все остальные земли, расположенные в границах соответствующих населенных пунктов, кроме земельных участков частной собственности и земельных участков, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 4 настоящего раздела.
В государственной собственности остаются:
а) расположенные в границах населенных пунктов земельные участки:
- на которых расположены здания, сооружения, другие объекты недвижимого имущества государственной собственности;
- находящиеся в постоянном пользовании органов государственной власти, государственных предприятий, учреждений, организаций, Национальной академии наук Украины, государственных отраслевых академий наук;
- которые относятся к землям обороны;
б) земельные участки, используемые Черноморским флотом Российской Федерации на территории Украины на основании международных договоров, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины;
в) земли зон отчуждения и безусловного (обязательного) отселения, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы;
г) все остальные земли, расположенные за границами населенных пунктов, кроме земельных участков частной собственности и земельных участков, указанных в подпункте "а" пункта 3 настоящего раздела.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-3PK "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" права на имущество, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории Республики Крым в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента (далее - ранее действовавшие акты), признаются следующими правами, установленными законодательством Российской Федерации:
1) право частной собственности и право общей собственности признаются соответственно правом частной собственности и правом общей собственности;
2) право коммунальной собственности территориальных громад признается собственностью соответствующих муниципальных образований;
3) все земли, кроме частной, муниципальной собственности, а также земель, отнесенных в соответствии с настоящим Законом к землям лесного фонда, признаются собственностью Республики Крым;
4) земли, отнесенные в соответствии с настоящим Законом к землям лесного фонда, признаются собственностью Российской Федерации.
Таким образом, согласно существующему в Республике Крым распределению земель, земли, расположенные в границах соответствующих населенных пунктов, являются муниципальной собственностью.
Заключением эксперта от 10.12.2021 N 2178/6-3 по результатам проведенной федеральным бюджетным учреждением "Крымская лаборатория судебной экспертизы" Министерства юстиции Российской Федерации экспертизы установлены следующие обстоятельства (л.д. 15-28 т.3).
Фактические площади земельных участков с кадастровыми номерами: КМЗУ N 90:03:000000:2093 (1) - 1 645,68 кв. м., КМЗУ N 90:03:000000:2093 (2) - 913,6 кв. м., КМЗУ N 90:03:000000:2096 -1 969 кв. м, КМЗУ N 90:03:000000:2132 - 3 150 кв. м. КМЗУ N90:03:000000:2208 - 777 кв.м. соответствуют площадным сведениям Единого государственного реестра недвижимости.
Границы земельного участка с кадастровым номером КМЗУ N 90:03:280101:37 налагаются на границы земельных участков с кадастровыми номерами КМЗУ N 90:03:000000:2093 (2), КМЗУ N 90:03:000000:2096, КМЗУ N90:03:000000:2132, КМЗУ N90:03:000000:2208. Наложений земельных участков с кадастровыми номерами КМЗУ N90:03:280101:37, КМЗУ N 90:03:000000:2093 (1) нет.
Площадь наложения земельных участков с кадастровыми номерами 90:03:000000:2096 и 90:03:280101:37 составляет 0,1719 га, площадь наложения земельных участков с кадастровыми номерами 90:03:000000:2093/2 и 90:03:280101:37 составляет 0,0566 га, площадь наложения земельных участков с кадастровыми номерами 90:03:000000:2208 и 90:03:280101:37 составляет 0,0554 га, площадь наложения земельных участков с кадастровыми номерами 90:03:000000:2132 и 90:03:280101:37 составляет 0,1612 га.
Земельные участки с кадастровыми номерами N 90:03:000000:2093 - дорога, участок N1, N 90:03:000000:2208 - дорога, участок N2, N 90:03:000000:2132 - территория МКД дом N1 являются частью территории населенного пункта (расположены в границах) станция Отрадная Яркополенского сельского поселения Джанкойского района Республики Крым с кадастровым номером N90:03:270401. Земельный участок с кадастровым номером: N 90:03:000000:2096 - поселковая дорога, является частью территории (расположен в границах) населенного пункта Дубровка Яркополенского сельского поселения Джанкойского района Республики Крым с кадастровым номером N90:03:270501.
Учитывая изложенное, а также то, что земельный участок предоставлялся для организации пассажирских и грузовых перевозок железнодорожным транспортом, а не для эксплуатации сооружений железнодорожного транспорта, апелляционный суд приходит к выводу о том, что переданный из государственной собственности Республики Крым в федеральную собственность на основании Распоряжения N 680-р (согласно приложению к Распоряжению N 680-р), земельный участок площадью 233700 кв.м с кадастровым номером 90:03:280101:37, не относится к федеральной собственности в полном объеме (л.д.68-70 т.1).
Таковым может быть признан лишь земельный участок, необходимый для эксплуатации сооружений железнодорожного транспорта, который, видимо, может находиться внутри контура земельного участка с кадастровым номером 90:03:280101:37 или, иными словами, земельного участка, указанного в государственном акте от 12.03.2001 N 001963.
По мнению апелляционного суда, только земельный участок, необходимый для эксплуатации сооружений железнодорожного транспорта, может быть отнесен к объекту федеральной собственности.
Однако, учитывая основания и предмет исковых тре6бований, в рамках настоящего спора истец претендует на весь земельный участок, указанный в государственном акте от 12.03.2001 N 001963.
Ничто не препятствует заинтересованному лицу организовать формирование земельного участка, необходимого для эксплуатации объектов (сооружений) железнодорожного транспорта.
Поскольку неверные, по мнению апелляционного суда, выводы суда первой инстанции не привели к принятию незаконного судебного решения, постольку оснований для отмены оспариваемого решения суда не усматривается. Поэтому апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 21.06.2022 по делу N А83-19998/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Крым и в городе Севастополе без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Тарасенко |
Судьи |
И.В. Евдокимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-19998/2020
Истец: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ И ГОРОДЕ СЕВАСТОПОЛЕ
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ЯРКОПОЛЕНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ДЖАНКОЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: Горы Эльвира Фиркатовна, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ И КАДАСТРУ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, ФГУП "КРЫМСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА", ФБУ Крымская ЛСЭ Минюста России