город Ростов-на-Дону |
|
07 декабря 2022 г. |
дело N А32-51509/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 декабря 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яицкой С.И.,
судей Попова А.А., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чекуновой А.Т.,
при участии в судебном заседании:
от истца - посредством использования системы "Картотека арбитражных дел (онлайн-заседание)": представителя Королевой В.В. по доверенности от 15.08.2022, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования города Краснодар (ИНН 2310032246, ОГРН 1022301606799)
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.08.2022 по делу N А32-51509/2018
по иску департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, 1022301228399)
к ответчику администрации муниципального образования города Краснодар
при участии третьих лиц общества с ограниченной ответственностью "Краснодар Водоканал", департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент, истец) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Краснодар Водоканал" (далее - общество, ООО "Краснодар Водоканал"), департаменту муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар (далее - департамент муниципальной собственности), администрации муниципального образования город Краснодар (далее - администрация) о взыскании 2 293 860,91 руб. задолженности за пользование земельным участком с кадастровым номером 23:43:0302020:24, из которых: 1 686 617,72 руб. - основной долг за период с 20.01.2010 по 31.12.2018, 607 243,19 руб. - проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 21.01.2010 по 22.10.2018. (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 20.05.2019, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2019, в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18.11.2019 решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.05.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2019 по делу N А32-51509/2018 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края. Суд кассационной инстанции указал на необходимость проверки факта пользования обществом спорным имуществом вне рамок договора аренды; установления периодов оплаты аренды по платежным поручениям: от 20.08.2018 N 62089, от 18.09.2018 N 68106, от 19.10.2018 N 74763, от 19.12.2018 N 88618, от 18.01.2019 N 8995; указания периода, покрытого сроком исковой давности, определения площади земельного участка, фактически занимаемой объектами ответчика, необходимой для их использования.
При новом рассмотрении дела определением Арбитражного суда Краснодарского края от 12.10.2021 удовлетворено ходатайство департамента о замене ненадлежащего ответчика, ООО "Краснодар Водоканал" и Департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар исключены из числа ответчиков, привлечены третьими лицами. Департаментом заявлены исковые требования к администрации муниципального образования город Краснодар.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 12.08.2022 заявленные требования удовлетворены частично. С администрации муниципального образования город Краснодар в пользу департамента имущественных отношений Краснодарского края взыскано 98 822,58 руб. неосновательного обогащения, 5 271,50 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, администрация обжаловала его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просила решение суда от 12.08.2022 отменить, принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы администрация указывает, что ходатайством от 07.07.2020 истец уточнил исковые требования, изменив предмет иска на взыскание с администрации суммы неосновательного обогащения и фактические обстоятельства, на которые ссылался в первоначальном исковом заявлении. Администрацией не использовался спорный земельный участок, пользование земельным участком осуществляет ГБУЗ "Специализированная клиническая инфекционная больница" Министерства здравоохранения Краснодарского края. Материалы дела не содержат доказательств того, что площадь земельного участка, фактически занимаемая объектами ответчика, и необходимая для их использования, составляет 450 кв. м. В акте обследования ГКУ КК "Кубаньземконтроль" от 29.06.2020 N 178 указано на использование департаментом части земельного участка площадью 338,61 кв.м. Суд первой инстанции не установил дату, когда истцу стало известно о нарушении его прав.
В судебном заседании представитель истца против доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание ответчик и третьи лица явку представителей не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом согласно части 6 статьи 121, части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений, изложенных в пункте 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", пунктов 16, 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов". В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие, в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0302020:24 площадью 2,9793 га, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, ул. им. Седина, 204, зарегистрировано право собственности субъекта Российской Федерации - Краснодарский край, о чем в Едином государственном реестре прав на невидимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации от 20.01.2010 N 23-23-01/833/2009-150.
27.02.2018 государственным казённым учреждением Краснодарского края "Кубаньземконтроль" составлен акт обследования указанного земельного участка N 103, согласно которому с 22.11.1997 по настоявшее время часть площадью 450 кв. м в спорном земельном участке использует ООО "Краснодар Водоканал" для размещения водозабора без предусмотренных законодательством Российской Федерации прав.
На огороженной части площадью 450 кв. м спорного земельного участка расположены объекты капитального строительства, а именно: здание насосной станции и кирпичного резервуара с территорией необходимой для эксплуатации объектов.
Указанные объекты находятся в муниципальной собственности и на основании договора аренды от 27.09.2006 N 449 переданы в пользование ООО "Краснодар Водоканал".
Право собственности на здание насосной (кадастровый номер 23:43:0106013:2044) зарегистрировано за муниципальным образованием город Краснодар 24.01.2017, на резервуар (кадастровый номер 23:43:0302020:1461) - 29.09.2017.
Поскольку плата за пользование земельным участком под указанными объектами недвижимости в бюджет Краснодарского края не вносилась, истец обратился в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции не учел следующее.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является платность использования земли.
Как указано в статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным.
На основании пункта 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
На основании изложенного, в предмет доказывания по иску, заявленному на основании статей 1102, 1105, 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации, входят факт и период пользования ответчиком земельным участком и отсутствие у ответчика законных оснований для такого пользования, размер неосновательного обогащения.
В силу приведенных норм истец должен представить доказательства того, что ответчик без установленных законом оснований пользовался земельным участком в спорный период.
Обращаясь в суд с иском о взыскании неосновательного обогащения за пользование земельным участком с кадастровым номером 23:43:0302020:24, департамент указывает, что администрация муниципального образования город Краснодар, являясь собственником расположенных на данном земельном участке объектов недвижимости - здания насосной (кадастровый номер 23:43:0106013:2044) и резервуара (кадастровый номер 23:43:0302020:1461), плату за пользование земельным участком не вносит.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии со статьей 19 Земельного кодекса Российской Федерации в муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами.
В пункте 2 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и федеральными законами.
По смыслу статей 17 - 19 Земельного кодекса Российской Федерации одним из оснований возникновения права собственности того или иного публично-правового образования является разграничение государственной собственности на землю.
В статье 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ), введенной в действие с 01.07.2006, закреплен нормативный механизм разграничения государственной собственности на землю, состоящий в том, что определенное государственное имущество признается собственностью конкретного публичного образования в силу закона в соответствии с перечисленными в указанной норме критериями.
После разграничения права государственной собственности на публичные земли участки могут быть переданы от одного публичного собственника другому в порядке и по основаниям, установленным законодательством.
В силу абзаца 2 пункта 3 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований.
Таким образом, пункт 3 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ является нормой федерального закона, с момента введения в действие которой соответствующие земельные участки признаются находящимися в муниципальной собственности.
Из материалов дела следует, и лицами, участвующими в деле, не оспаривается факт принадлежности муниципальному собственнику с 2006 года здания насосной (кадастровый номер 23:43:0106013:2044) и резервуара (кадастровый номер 23:43:0302020:1461. Право собственности муниципального образования на данные объекты зарегистрировано в установленном порядке 24.01.2017 и 29.09.2017.
Право собственности Краснодарского края на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0302020:24 площадью 2,9793 га, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, ул. им. Седина, 204, зарегистрировано 20.01.2010. Земельный участок сформирован с видом разрешенного использования - "для эксплуатации зданий и сооружений больницы".
Между тем, помимо зданий, находящихся в собственности субъекта, и переданных на праве оперативного управления ГБУЗ "Специализированная клиническая инфекционная больница" Министерства здравоохранения Краснодарского края, на указанном земельном участке расположены иные объекты недвижимости, в том числе, объекты водозабора - насосная и резервуар, находящиеся в муниципальной собственности.
Указанные объекты переданы муниципальным собственником по договору аренды от 27.09.2006 N 449 в пользование ООО "Краснодар Водоканал".
Дополнительным соглашением к данному договору установлен размер платы за пользование земельным участком под арендуемыми объектами. Из текста данного соглашения следует, что департамент муниципальной собственности при установлении платы за землю руководствовался постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 29.03.2011 N 2056 "О правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования город Краснодар" и постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27.01.2011 N 50 "О Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края и государственная собственность на которые не разграничена на территории Краснодарского края".
Таким образом, устанавливая размер платы за пользование земельным участком под спорными объектами, департамент муниципальной собственности руководствовался пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", предусматривающим, что порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Государственный акт на бессрочное пользование землей муниципальному лечебному учреждению городской инфекционной больнице выдан на основании постановления администрации г. Краснодара от 22.11.1996 N 1707, что отражено в акте обследования земельного участка от 23.10.2015 N 491.
Следовательно, земельный участок, на котором расположены спорные объекты муниципального имущества, переданные в пользование третьему лицу с целью оказания услуг водоснабжения и водоотведения в г. Краснодаре, относился к неразграниченным землям.
Частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ), регламентирован порядок передачи имущества из одного уровня публичной собственности в другой.
Согласно абзацу 31 части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ при перераспределении имущества между публичными субъектами права на объекты недвижимости регистрируются одновременно с правами на земельные участки, на которых расположены данные объекты недвижимости, на основании решений, подписанных передаточных актов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
По смыслу приведенных норм перераспределение между публичными собственниками зданий, строений и сооружений осуществляется одновременно с земельными участками, если такие объекты расположены на самостоятельных участках, сформированных для их эксплуатации, либо на участках, которые могут быть сформированы, в том числе в результате раздела (выдела) иного участка.
Определением от 14.11.2022 суд апелляционной инстанции предлагал департаменту обосновать отнесение земельного участка под спорными объектами к собственности субъекта Российской Федерации при разграничении государственной собственности на землю с учетом нахождения данных объектов в муниципальной собственности, обосновать невозможность выдела земельного участка под спорными объектами (рассмотреть вопрос о назначении судебной экспертизы с целью определения возможности выдела земельного участка); указать, какие объекты обслуживаются посредством спорного имущества. Определение суда департаментом не исполнено, невозможность выдела земельного участка под насосной и резервуаром истцом не доказана. Представитель департамента в судебном заседании возражал против проведения экспертизы с целью определения возможности выдела земельного участка под спорными объектами.
Суд апелляционной инстанции также учитывает, что указанные объекты не передавались из муниципальной собственности в краевую государственную собственность, относятся к объектам водопроводно-канализационного хозяйства города.
Обязанность организации в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, относится к полномочиям поселения - городского округа в силу статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Таким образом, нахождение у муниципалитета в собственности здания насосной и резервуара влечет разграничение государственной собственности на земельный участок под указанными объектами в пользу муниципального образования город Краснодар.
Правила пункта 3 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ представляют собой реализацию закрепленного в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
По смыслу пункта 3 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ закрепленное в нем разграничение государственной и муниципальной собственности на землю должно реализовываться вне проведения каких-либо специальных процедур по передаче участков из собственности одного публичного образования в собственность другого публичного образования.
Факт регистрации права собственности субъекта Российской Федерации - Краснодарского края на земельный участок под принадлежащими муниципалитету объектами не может служить основанием для неприменения указанной нормы.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что право государственной собственности на земельный участок под зданием насосной и резервуаром разграничено в пользу муниципального образования по правилам статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ.
В силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации право распоряжения имуществом и, в частности, право на получение дохода от его использования, принадлежит собственнику данного имущества.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что департамент имущественных отношений Краснодарского края не является лицом, чьи права по распоряжению участком под объектами муниципальной собственности и получению платы от его использования нарушены.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене. В удовлетворении исковых требований надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.08.2022 по делу N А32-51509/2018 отменить. В удовлетворении исковых требований отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.И. Яицкая |
Судьи |
А.А. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-51509/2018
Истец: Департамент имущественных отношений КК, Департамент имущественных отношений Краснодарского края
Ответчик: ООО "Краснодар Водоканал"
Третье лицо: Администрация МО г. Краснодар, Администрация муниципального образования города Краснодара, Департамент муниципальной собственности и городских земель администрации МО г. Краснодар, Департамент муниципальной собственности и городских земель Администрации муниципального образования город Краснодар
Хронология рассмотрения дела:
07.06.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8380/19
07.12.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-18298/2022
12.08.2022 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-51509/18
18.11.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8380/19
29.07.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-11696/19
20.05.2019 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-51509/18