г. Вологда |
|
07 декабря 2022 г. |
Дело N А66-10131/2022 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Черединой Н.В., судей Зреляковой Л.В. и Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Николаевой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 12 октября 2022 года по делу N А66-10131/2022,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тверской области" (адрес: 170039, Тверская обл., г. Тверь, Стеклопластик пр-зд, д. 4; ОГРН 1126952017125, ИНН 6952033628; далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области (адрес: 170100, Тверская обл., г. Тверь, ул. Советская, д. 33; ОГРН 1106952029315, ИНН 6950125150; далее - ТУ Росимущества) о возложении обязанности принять в казну Российской Федерации следующие нежилые помещения:
- нежилое помещение I, расположенное по адресу: Тверская обл., г. Тверь, ул. Достоевского, д. 15, общей площадью 125,4 кв. м, кадастровый номер 69:40:0400044:232, РНФИ П13690001375;
- нежилое помещение II, расположенное по адресу: Тверская обл., г. Тверь, ул. Достоевского, д. 15, общей площадью 163,8 кв. м, кадастровый номер 69:40:0400044:234, РНФИ П13690001374;
- нежилое помещение III, расположенное по адресу: Тверская обл., г. Тверь, ул. Достоевского, д. 15, общей площадью 53,1 кв. м, кадастровый номер 69:40:0400044:233, РНФИ П13690001376.
Решением суда от 12 октября 2022 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
ТУ Росимущества с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. Указывает, что Учреждение ввиду специального статуса ограничено в распоряжении закрепленным за ним имуществом, поэтому не в праве с согласия собственника отказаться от права оперативного управления. Ссылается на то, что в ТУ Росимущества отсутствовало поручение Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество), в связи с этим у ответчика отсутствовали полномочия на действия по изъятию неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представители в суд не явились, в связи с этим разбирательство по делу произведено без их участия в соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда.
Как следует из материалов дела, на праве оперативного управления за Учреждением закреплены следующие объекты недвижимости, находящиеся в федеральной собственности и расположенные по адресу: Тверская обл., г. Тверь, ул. Достоевского, д. 15:
- нежилое помещение I, общей площадью 125,4 кв. м, кадастровый номер 69:40:0400044:232, РНФИ П13690001375;
- нежилое помещение II, общей площадью 163,8 кв. м, кадастровый номер 69:40:0400044:234, РНФИ П13690001374;
- нежилое помещение III, общей площадью 53,1 кв. м, кадастровый номер 69:40:0400044:233, РНФИ П13690001376.
Данные объекты, как указывает Учреждение, не используются в деятельности органов внутренних дел.
Письмом Министерства внутренних дела Российской Федерации (далее - МВД РФ) от 08.08.2017 N 1/9545 в ответ на обращение Управления министерства внутренних дела России по Тверской области от 04.05.2017 N 66/464, Учреждения от 27.04.2017 N 12/443, МВД РФ согласовало изъятие из оперативного управления истца поименованных нежилых помещений.
В ответ на неоднократные обращения Учреждения по вопросу изъятия из оперативного управления спорных объектов (письма Учреждения от 15.08.2017 N 12/1415, от 02.03.2018 N 12/460, от 22.10.2018 N 12/2472, от 28.12.2021 N 12/3225), ТУ Росимущества сообщило о предоставлении в его адрес необходимых для передачи документов, указало на подбор потенциальных пользователей на данное имущество (письма ТУ Росимущества от 17.08.2017 N 3734-03, от 30.03.2018 N 1374-03).
Ссылаясь на указанные обстоятельства, а также на то, что ТУ Росимущества не предпринимает мер по принятию имущества в казну Российской Федерации, Учреждение обратилось в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, счел их правомерными.
Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с обжалуемым судебным актом.
Согласно пункту 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вещными правами наряду с правом собственности, в частности, являются: право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (статья 268), право хозяйственного ведения имуществом (статья 294) и право оперативного управления имуществом (статья 296).
В соответствии с пунктом 1 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
В силу пункта 1 статьи 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется, распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника данного имущества и назначением этого имущества.
Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества (пункт 2 статьи 296 ГК РФ).
Как указано в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.
В соответствии с пунктом 3 статьи 299 ГК РФ право оперативного управления имуществом прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным названным Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
Согласно пункту 1 статьи 235 ГК РФ право собственности прекращается, в частности, при отказе собственника от права собственности.
В силу статьи 236 ГК РФ юридическое лицо может отказаться от права собственности (иного вещного права) на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрена возможность обладателя вещного права отказаться от имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии у истца права на отказ от имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления.
Из пункта 4.1.9 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.09.2009 N 278, следует, что ТУ Росимущества самостоятельно закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество на праве оперативного управления с целью размещения территориальных органов федеральных органов государственной власти и подведомственных им федеральных государственных учреждений на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления за территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями, и закрепление данного имущества за иными территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции, установив наличие у истца права на отказ от закрепленного за ним на вещном праве имущества и передачу его ответчику по причине неиспользования, согласование вопроса прекращения права оперативного управления с МВД РФ, и учитывая отсутствие доказательств, подтверждающих правомерность бездействия уполномоченного органа по принятию имущества в казну, обоснованно удовлетворил исковые требования Учреждения.
Доводы, приведенные ответчиком в жалобе, не опровергают правомерность обжалуемого решения, основаны на иной правовой оценке апеллянтом обстоятельств спора, что не свидетельствует об ошибочности выводов суда и не может служить основанием для отмены или изменения судебного акта.
Решение суда соответствует имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, судом при рассмотрении спора не допущено.
В свете изложенного апелляционная жалоба ответчика удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 12 октября 2022 года по делу N А66-10131/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Чередина |
Судьи |
Л.В. Зрелякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-10131/2022
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЦЕНТР ХОЗЯЙСТВЕННОГО И СЕРВИСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области