г. Владимир |
|
07 декабря 2022 г. |
Дело N А43-21451/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30.11.2022.
Постановление в полном объеме изготовлено 07.12.2022.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Белышковой М.Б., Гущиной А.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лазаревой Э.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "ДСК "АВТОБАН" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 20.09.2022 по делу N А43-21451/2022, принятое по заявлению акционерного общества "ДСК "АВТОБАН" об отмене постановления Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Нижегородской области и Республике Марий Эл по делу об административном правонарушении от 29.06.2022 52 NП-04-129/22.
В судебное заседание приняли участие представители:
акционерного общества "ДСК "АВТОБАН" - Путилин И.Ю. по доверенности от 29.04.2022 N 102юр-ук/2022 сроком действия до 31.12.2022 (т.3 л.д. 10) (представлен диплом о высшем юридическом образовании) (т.3 л.д. 11);
Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Нижегородской области и Республике Марий Эл - Ускова Ю.В. по доверенности от 22.08.2022 N 01-28/19 сроком действия на 1 год (представлен диплом о высшем юридическом образовании), Ширшаева М.А. по доверенности от 08.06.2022 N01-28/15 сроком действия на 1 год (представлен диплом о высшем юридическом образовании).
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Нижегородской области и Республике Марий Эл (далее по тексту - Управление) на основании решения от 21.02.2022 N 105-Р в период с 22.02.2022 по 11.03.2022 проведена проверка фактов, изложенных в заявлении гражданина от 14.01.2022 N 01-09\35, информации Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области от 08.02.2022 N Исх-319-52306/22, акта выездного обследования от 11.02.2022 N 30 и мотивированного представления от 16.02.2022, о нарушении акционерным обществом "ДСК "АВТОБАН" (далее по тексту - Общество) требований земельного законодательства.
По результатам проверки составлен акт от 11.03.2022 N 105.
Усмотрев в действиях Общества признаки составов правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 8.6 и частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, уполномоченное должностное лицо Управления 16.05.2022 составило в отношении него протоколы об административном правонарушении N 04-52/120 и N 04-52/121 и вынесло постановление от 29.02.2022 52 N П-04-129/22 о привлечении Общества к административной ответственности по части 1 статьи 8.6 и части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 400 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с требованием о признании его незаконным и отмене.
Решением от 20.09.2022 постановление административного органа изменено в части назначения административного наказания, при этом размер назначенного штрафа уменьшен до 200 000 рублей. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального и процессуального права, считает, что Общество предприняло все зависящие от себя действия с целью не допущения нарушения законодательства.
Указывает, что при заключении договора аренды земельных участков собственник и Общество предусмотрели условия о необходимости перевода земельных участков в категорию "земли промышленности, энергетики, транспорта связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения". Также указывает, что учитывая сжатые сроки строительства проекта М-12, заказчик и подрядчики были вынуждены приступить к разработке карьера до получения всего пакета документов необходимого для начала производства работ на карьере.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал апелляционную жалобу.
Представители Управления в судебном заседании поддержали отзыв на апелляционную жалобу, считают решение суда законным и обоснованным.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Частью 1 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы.
Частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
Согласно статье 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы. При этом в силу названного закона под компонентами природной среды понимаются земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
Частью 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлен, в частности, приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды.
Целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель (статья 12 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 13 названного кодекса охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные указанным кодексом, федеральными законами (статья 42 Земельного кодекса Российской Федерации).
Самовольное снятие плодородного слоя почвы означает его отделение от поверхности земли без разрешения. Самовольное перемещение плодородного слоя почвы - это осуществленное без надлежащего разрешения изменение пространственного расположения плодородного слоя почвы
Как следует из материалов дела Общество является арендатором земельных участков:
- 52:45:0130301:186, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - сельскохозяйственное использование, общей площадью 23610 кв.м, расположенным по адресу: Нижегородская область, Сергачский муниципальный район, сельское поселение Ачкинский сельсовет, село Акузово;
- 52:45:0130301:188, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - сельскохозяйственное использование, общей площадью 23613 кв.м, расположенным по адресу: Нижегородская область, Сергачский район, тер. в границах земель СПК Акузовский, тер. земли граждан для сельскохозяйственного использования;
- 52:45:0130301:187, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - сельскохозяйственное использование, общей площадью 23612 кв.м, расположенным по адресу: Нижегородская область, Сергачский муниципальный район, сельское поселение Ачкинский сельсовет, село Акузово, земельный участок 18;
- 52:45:0130301:185, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - сельскохозяйственное использование, общей площадью 23612 кв.м, расположенным по адресу: Нижегородская область, Сергачский муниципальный район, сельское поселение Ачкинский сельсовет, село Акузово, земельный участок 19.
В ходе проведенной проверки Управлением выявлено, что Общество на земельном участке с кадастровым номером 52:45:0130301:186 на площади 11495 кв.м 14.01.2022 произвело самовольное снятие и перемещение плодородного слоя почвы; на площади 11495 кв.м разработан карьер по добыче общераспространенных полезных ископаемых - песка, установлены автомобильные весы и бытовые помещения, площадь перекрытия плодородного слоя почвы составила 350 кв.м; на земельном участке с кадастровым номером 52:45:0130301:188 на площади 13595 кв.м. 14.01.2022 произвело самовольное снятие и перемещение плодородного слоя почвы; на площади 13595 кв.м. разработан карьер по добыче общераспространенных полезных ископаемых - песка, на площади 625 кв.м. произведено перекрытие плодородного слоя почвы плодородным слоем, перемешанным с подстилающими породами; на земельном участке с кадастровым номером 52:45:0130301:187 на площади 15360 кв.м. 14.01.2022 произвело самовольное снятие и перемещение плодородного слоя почвы; на площади 15360 кв.м. разработан карьер по добыче общераспространенных полезных ископаемых -песка, на площади 1600 кв.м. произведено перекрытие плодородного слоя почвы плодородным слоем, перемешанным с подстилающими породами; на земельном участке с кадастровым номером 52:45:0130301:185 на площади 9600 кв.м. 14.01.2022 произвело самовольное снятие и перемещение плодородного слоя почвы; на площади 9600 кв.м. разработан карьер по добыче общераспространенных полезных ископаемых - песка, на площади 1250 кв.м. произведено перекрытие плодородного слоя почвы плодородным слоем, перемешанным с подстилающими породами.
Согласно лабораторным исследованиям, проведенным испытательным центром ФГБУ "Нижегородский референтный центр Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору" (протоколы испытаний от 10.02.2022 N 1196 - N 1206) установлено, что агрохимические показатели в почвенных образцах с нарушенной части земельных участков значительно ниже агрохимических показателей почвенного образца с контрольного участка: снижение кислотности в кислых почвах (рН солевой вытяжки); снижение содержания подвижного калия (мг/кг почвы); снижение содержания органического вещества в пахотном горизонте. Нарушение земель не позволяет использовать участки в соответствии с категорий земель сельскохозяйственного назначения и разрешенным видом использования.
Данные обстоятельства подтверждаются протоколами об административном правонарушении от 16.05.2022 N 04-52/120, N 04-52/121 и Обществом по существу не отрицаются.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства принятия Обществом всех зависящих от него мер к соблюдению указанных выше норм, административный орган и суд первой инстанции пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества составов вмененных административных правонарушений.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.
Общество привлечено к административной ответственности в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок привлечения Общества к административной ответственности Управлением соблюден.
Вместе с тем согласно статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дела об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
По смыслу статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Малозначительность может быть применена ко всем составам административных правонарушений, поскольку иное не следует из требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В данном случае, принимая во внимание, что в настоящее время земельные участки с кадастровыми номерами 52:45:0130301:186, 52:45:0130301:188, 52:45:0130301:187, 52:45:0130301:185 переведены из категории земель "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения", что не отрицается административным органом, непринятие Обществом мер, направленных на предотвращение негативного воздействия при осуществлении деятельности на окружающую среду, ухудшающего качественное состояние земель, утратило общественную опасность, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что хотя формально действия Общества и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, однако не представляют существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Пренебрежительного отношения Общества к выполнению своих публично-правовых обязанностей из материалов дела не усматривается.
В связи с этим суд апелляционной инстанции приходит к выводу о малозначительности совершенного Обществом правонарушения по части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответственно назначение Обществу наказания в виде административного штрафа по части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является незаконным.
Поскольку оспариваемым постановлением наказание Обществу назначено по правилам части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд апелляционной инстанции считает необходимым определить размер штрафа за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по постановлению Управления от 29.06.2022 52 N П-04-129/22 в сумме 30 000 рублей.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Государственная пошлина по данной категории дел не уплачивается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269, пунктами 3, 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 20.09.2022 по делу N А43-21451/2022 отменить.
Постановление Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Нижегородской области и Республике Марий Эл по делу об административном правонарушении от 29.06.2022 52 N П-04-129/22 признать незаконным и отменить в части привлечения акционерного общества "ДСК "АВТОБАН" к административной ответственности на основании части 2 статьи 8.7 КоАП РФ.
Определить размер штрафа по постановлению Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Нижегородской области и Республике Марий Эл по делу об административном правонарушении от 29.06.2022 52 N П-04-129/22 в сумме 30 000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-21451/2022
Истец: АО "ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ "АВТОБАН"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ВЕТЕРИНАРНОМУ И ФИТОСАНИТАРНОМУ НАДЗОРУ ПО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ И РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ