г. Москва |
|
07 декабря 2022 г. |
Дело N А40-76752/22 |
Резолютивная часть постановления оглашена: 30 ноября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен: 07 декабря 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семёновой А.Б.
судей Кузнецовой Е.Е., Новиковой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Егоровой Д.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Минобороны России на решение Арбитражного суда города Москвы от 23.09.2022 по делу N А40-76752/22 по иску (заявлению) Минобороны России (ОГРН 1037700255284) к ответчику АО "ГУОВ" (ОГРН 1097746390224) о взыскании 55 230 374,31 руб.
при участии в судебном заседании:
от истца: Доценко А.В. по доверенности от 23.04.2021,
от ответчика: Денисов Н.А. по доверенности от 20.12.2021
УСТАНОВИЛ:
Министерство обороны Российской Федерации (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к АО "ГУОВ" (далее - ответчик) о взыскании неустойки по государственному контракту от 19.05.2017 N 1719187375032554164000000 в размере 55 230 374,31 руб.
Решением от 23.09.2022 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда города Москвы от 23.09.2022 по делу N А40-76752/2022 отменить, вынести новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В судебном заседании апелляционного суда заявитель доводы апелляционной жалобы поддержал.
Ответчик с доводами жалобы не согласен, решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Рассмотрев дело в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ, заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Из материалов дела следует, что между Министерством обороны Российской Федерации (далее - государственный заказчик) и акционерным обществом "Главное управление обустройства войск" (АО "ГУОВ") (далее - генподрядчик) заключен государственный контракт от 19.05.2017 N 1719187375032554164000000 (далее - контракт) на выполнение строительно-монтажных работ по сетям электроснабжения к объектам, расположенным на территории по адресу: Московская область, Одинцовский район, г. Кубинка (шифр объекта Т-41/16-94), этап 1.2. В соответствии с пунктом 3.1 контракта цена контракта составляет 170 932 050,00 руб.
Согласно пункту 2.1 контракта генподрядчик осуществляет строительно-монтажные работы в соответствии с условиями контракта, в том числе раздела 23 контракта, ведение авторского надзора и работы (услуги), необходимые для ввода в эксплуатацию объекта, в соответствии с условиями контракта (возведение объекта "под ключ").
Разделом 5 контракта установлены сроки выполнения обязательств:
- выполнение строительно-монтажных работ- 10.08.2017;
- подписание итогового акта приемки выполненных работ -20.02.2019.
В соответствии с пунктом 13.6 контракта завершение выполнения строительно-монтажных работ оформляется подписанием акта приемки законченного строительством объекта (форма N КС-14).
Как следует из акта приемки законченного строительством объекта (форма N КС-14) от 07.05.2020, выполнение строительно-монтажных работ завершено 28.02.2018.
В соответствии с пунктом 18.4. контракта в случае нарушения сроков выполнения работ, предусмотренных контрактом, государственный заказчик вправе потребовать уплату неустойки (пени). Неустойка (пеня) начисляется за каждый день просрочки генподрядчиком исполнения данного обязательства, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного срока исполнения обязательства по контракту. Размер такой неустойки устанавливается в размерах, определяемых в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063, за каждый факт просрочки, но не менее законной неустойки, за каждый факт просрочки.
Неустойка за нарушение сроков выполнения работ по контракту рассчитывается по формуле: (цена контракта - стоимость фактически выполненных в установленный срок обязательств по контракту) х размер установленной Центральным банком Российской Федерации (далее - ЦБ РФ) ключевой ставки х коэффициент k x количество дней просрочки.
Коэффициент k для целей расчета неустойки по постановлению Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - коэффициент k) определяется по формуле: количество дней просрочки / срок исполнения обязательства по контракту (количество дней) х 100%.
При k, равном 0-50 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,01 ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ на дату уплаты пени.
При k, равном 50 - 100 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,02 ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ на дату уплаты пени.
При k, равном 100 процентам и более, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,03 ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ на дату уплаты пени.
Из искового заявление следует, что в срок, установленный контрактом для выполнения работ по этапу "выполнение строительно-монтажных работ" выполненных работ к приемке генподрядчиком не предъявлялось, в связи с чем оснований для уменьшения цены контракта в целях расчета неустойки не имеется.
Согласно расчету истца, нарушение срока выполнения работ по этапу "выполнение строительно-монтажных работ" с 11.08.2017 по 28.02.2018 составляет 202 дня, коэффициент k, учитывая установленную контрактом продолжительность выполнения данного этапа работ (84 дня с 19.05.2017 по 10.08.2017) = 202/84 х 100% = 240,476% = 0,03. Неустойка за нарушение срока выполнения работ по этапу "выполнение строительно-монтажных работ" составила: (170 932 050,00 - 0,00) х 4,25% х 0,03 х 202 = 44 023 549,48 руб.
Согласно пункту 13.12 контракта выполнение всех обязательств генподрядчиком (за исключением гарантийных), в том числе государственная регистрация права собственности Российской Федерации на каждый объект капитального строительства, входящий в состав объекта (в том числе на нежилые помещения, объекты инженерной инфраструктуры), передача выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подписанной усиленной квалифицированной электронной подписью государственного регистратора, на каждый объект капитального строительства, входящий в состав объекта (в том числе на нежилые помещения, объекты инженерной инфраструктуры), подтверждается итоговым актом приемки выполненных работ.
По состоянию на 02.11.2020 генподрядчиком обязательства по контракту в полном объеме не выполнены и, как следствие, итоговый акт приемки выполненных работ не подписан.
В соответствии с пунктом 18.3 контракта в случае просрочки исполнения генподрядчиком своих обязательств, предусмотренных контрактом, государственный заказчик вправе потребовать уплату неустойки (пени). Неустойка (пеня) начисляется за каждый день просрочки генподрядчиком исполнения обязательства, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного срока исполнения обязательства по контракту. Размер такой неустойки (пени) устанавливается в размерах, определяемых в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063, за каждый факт просрочки, но не менее законной неустойки, за каждый факт просрочки.
Из искового заявление следует, что в сроки, установленные контрактом для исполнения обязательств по контракту, генподрядчиком представлено выполненных работ на общую сумму 156 777 997,61 руб., что подтверждается актами о приемке выполненных работ (форма N КС-2) и справками о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3) от 21.08.2017 N 1, от 05.09.2017 N 2, от 22.09.2017 N3, от 12.10.2017 N 4, от 17.10.2017 N 5, от 24.11.2017 N 6, от 05.12.2017 N 7 и от 13.12.2017 N8.
Согласно расчету истца просрочка исполнения генподрядчиком обязательств по контракту с 21.02.2019 по 02.11.2020 составляет 621 день, коэффициент k, учитывая установленную контрактом продолжительность исполнения обязательств (559 дней с 11.08.2017 по 20.02.2019) = 621/559 х 100% = 111,091% = 0,03. Неустойка за просрочку исполнения обязательств по контракту составила: (170 932 050,00 - 156 777 997,61) х 4,25% х 0,03 х 621 = 11206 824,83 руб.
Итоговая сумма неустойки по контракту согласно расчету истца составляет: 44 023 549,48 + 11 206 824,83 = 55 230 374,31 руб.
В соответствии с разделом 21 контракта государственным заказчиком в адрес генподрядчика направлена претензия от 14.12.2020 N 153/6/24645дсп. Претензия оставлена без удовлетворения.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствовался положениями ст. 8, 10, 12, 196, 199, 200, 202 Гражданского кодекса Российской Федерации и пришел к выводу о пропуске срока исковой давности.
В апелляционной жалобе истец указывает, что срок исковой давности не пропущен, поскольку акт приемки законченного строительством объекта (форма N КС-14) подписан сторонами только 07.05.2020. По мнению истца, позднее подписание акта свидетельствует о признании ответчиком задолженности, в связи с чем срок исковой давности был прерван и начал течь заново с 08.05.2020.
Апелляционный суд не может согласиться с указанным доводом и признает его несостоятельным.
В соответствии со статьей 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
В силу пункта 1 статьи 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
Если иное не установлено законом, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо, право которого нарушено, узнало или должно было узнать о совокупности следующих обстоятельств: о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 1 статьи 200 ГК РФ).
Материалами дела подтверждено, что истец обратился в арбитражный суд с иском 11.04.2022. С учетом срока обязательного претензионного урегулирования, срок исковой давности по требованиям, возникшим до 11.03.2019, к дате обращения в суд истекли.
В соответствии со ст. 203 ГК РФ срок давности взыскания прерывается в случае предъявления иска в суд или вследствие совершения должником действий, свидетельствующих о признании долга. Перерыв срока исковой давности означает, что время, истекшее до перерыва, утрачивает свое значение. Срок исковой давности начинается заново со дня перерыва. Время, истекшее до перерыва, в новый срок не засчитывается.
В п. 20 Постановления Пленума ВС РФ от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" указано, что к действиям, свидетельствующим о признании долга в целях перерыва течения срока исковой давности, в частности, могут относиться: признание претензии; изменение договора уполномоченным лицом, из которого следует, что должник признает наличие долга, равно как и просьба должника о таком изменении договора (например, об отсрочке или о рассрочке платежа); акт сверки взаимных расчетов, подписанный уполномоченным лицом. Ответ на претензию, не содержащий указания на признание долга, сам по себе не свидетельствует о признании долга. Признание части долга, в том числе путем уплаты его части, не свидетельствует о признании долга в целом, если иное не оговорено должником.
Ссылка истца на перерыв течения срока давности в связи с подписанием акта приемки законченного строительством объекта (форма N КС-14) 07.05.2020, апелляционным судом отклоняется, поскольку из указанного акта следует только то, что генеральным подрядчиком выполнены, а заказчиком приняты работы. Факт наличия у ответчика просрочки или задолженности актом не устанавливался.
Ходатайство о восстановлении срока исковой давности в материалы дела не представлено, доказательств невозможности реализации права на судебную защиту в период срока исковой давности в материалы дела истец не представил, судом такие обстоятельства также не установлены.
Апелляционный суд также отклоняет довод апелляционной жалобы о том, что начисление неустойки за нарушения срока подписания итогового акта приемки выполненных работ является необоснованным.
Ответственность за просрочку исполнения обязательств предусмотрена п. 18.4 контракта, согласно которым неустойка начисляется за каждый день нарушения генподрядчиком сроков исполнения обязательств, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного срока исполнения обязательств по контракту в размерах, определяемых в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 за каждый факт просрочки, но не менее законной неустойки, за каждый факт просрочки.
Истец, рассчитывая неустойку за нарушение обязательств по контракту, не конкретизировал конкретные обязательства, срок выполнения которых установлен государственным контрактом и которые ответчик просрочил.
Вместе с тем, истец не вправе требовать неустойку за несвоевременное подписание ответчиком итогового акта, поскольку само по себе подписание данного акта не является работой, за окончание срока выполнения которого пунктом 18.3 контракта предусмотрена ответственность в виде начисления неустойки.
Согласно ст. 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Начисление неустойки за просрочку подписания итогового акта не основано на условиях Контракта и нормах законодательства, поскольку из содержания Контракта следует, что подписание итогового акта не является отдельным видом работ, за просрочку выполнения которого предусмотрена неустойка.
Апелляционный суд отклоняет довод апелляционной жалобы о необоснованности применения моратория в отношении АО "ГУОВ" при расчете неустойки за период с 06.04.2020 по 07.01.2021.
Согласно пункту 1 статьи 9.1. Федерального закона от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности" (далее - ФЗ N 127) для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах) Правительство Российской Федерации вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами (далее для целей настоящей статьи - мораторий), на срок, устанавливаемый Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом б) пункта 1 постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N 428 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников" (далее - Постановление N 428) в отношении организаций, включенных в перечень (перечни) системообразующих организаций российской экономики, введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве.
Мораторий вводится на срок со дня официального опубликования Постановления N 428 и действует в течение 6 месяцев (пункт 5 Постановления Кг 428), то есть на период с 06.04.2020 по 06.10.2020 включительно.
Впоследствие указанный мораторий продлен на три месяца - до 07.01.2021.
По информации, размещенной на официальном сайте Министерства экономического развития Российской Федерации (https://data.economy.gov.ru/analytics/facilities/region/136), акционерное общество "Главное управление обустройства войск" включено в перечень системообразующих организаций российской экономики (N п/п 153 в перечне).
Таким образом, в период с 06.04.2020 по 07.01.2021 в отношении акционерного общества "Главное управление обустройства войск" введен мораторий на возбуждение дела о банкротстве.
На срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется, наступают последствия, предусмотренные абзацем 5, абзацами 7-10 пункта 1 статьи 63 ФЗ N 127 (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1. ФЗ N 127).
Согласно абзацу 10 пункта 1 статьи 63 ФЗ N 127 не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей.
Как разъяснено в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории РФ новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 2, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.04.2020 (вопрос N 10), одним из последствий введения моратория является прекращение начисления неустоек (штрафов и пеней) и иных финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение должником денежных обязательств и обязательных платежей по требованиям, возникшим до введения моратория (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац 10 пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве).
Принимая во внимание изложенное, основания для требования выплаты неустойки за период с 06.04.2020 по 07.01.2021 отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 176, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 23.09.2022 по делу N А40-76752/2222 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
А.Б. Семёнова |
Судьи |
Е.Е. Кузнецова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-76752/2022
Истец: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: АО "ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБУСТРОЙСТВА ВОЙСК"