07 декабря 2022 г. |
Дело N А83-20719/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.12.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 07.12.2022.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Яковлева А.С.,
судей Градовой О.Г.,
Приваловой А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Волковой О.Л.,
с участием представителя Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым - Мамутов В.Б. по доверенности N 1171 от 28.04.2020 (до объявленного перерыва),
представителя общества с ограниченной ответственностью "Карьер Старокрымский" - Батурин А.И. по доверенности от 21.01.2020 N 82/77-н/82-2020-1-171 (до объявленного перерыва),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Карьер Старокрымский" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 11.08.2022 по делу N А83-20719/2021, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Карьер Старокрымский" к Министерству экологии и природных ресурсов Республики Крым об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Карьер Старокрымский" (далее - ООО "Карьер Старокрымский") обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконным и отмене постановления ведущего специалиста Отдела экологического надзора г.Феодосии и Кировского района Управления экологического надзора Восточно - Крымского региона Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым - государственного инспектора Республики Крым Паламарчука Д.А. о назначении административного наказания от 08.10.2021 N 018863/0053, которым ООО "Карьер Старокрымский" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 11 августа 2022 года постановление Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 08.10.2021 N 018863/0053 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Карьер Старокрымский" к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях было изменено в части назначения наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей, штраф заменен судом на предупреждение.
Не согласившись с указанным решением, ООО "Карьер Старокрымский" обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой указывает на нарушение судом норм процессуального права, просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование своего несогласия с обжалуемым судебным актом общество указывает на отсутствие состава административного правонарушения.
В судебном заседании 24.11.2022 объявлен перерыв до 01.12.2022.
После объявленного перерыва лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
В связи с наличием доказательств надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в их отсутствие.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании решения Керченского межрайонного природоохранного прокурора о проведении проверки от 09.06.2021, в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Карьер Старокрымский" проведена проверка соблюдения требований природоохранного, земельного законодательства при осуществлении недропользования на территории Агармышского месторождения полезных ископаемых, а также законодательства о противодействии коррупции. Решение о проведении проверки направлено в адрес Общества и получено последним до начала проведения проверки.
На основании требования Керченской межрайонной природоохранной прокуратуры в порядке статей 6, 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" от 12.05.2021 N Исорг-20350010-289-21/184-20350010, перенаправленного прокуратурой Республики Крым сопроводительным письмом от 17.05.2021 N Исорг7/4-7406-21/-20350001, а также письма Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым N15043/10 от 21.05.2021, к проведению проверки привлечен специалист отдела экологического надзора Восточно - Крымского региона - государственный инспектор Республики Крым Паламарчук Д.А.
По результатам проверки установлено, что ООО "Карьер Старокрымский" получена лицензия на пользование недрами СИМ 50046 ТЭ, зарегистрированная в Министерстве 19.04.2016, дата окончания действия лицензии - 27.11.2032, с целью разведки и добычи полезных ископаемых известняков и конгломератов пригодных для производства щебня строительного и камня бутового на участке "лысый Агармыш" Агармышского месторождения в Кировском районе Республики Крым.
В соответствии с п.10.1 лицензионного соглашения (приложение N 1 к лицензии) пользователь недр обязан выполнять установленные законодательством требования по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами.
Во исполнение лицензионных условий ООО "Карьер Старокрымский" 02.11.2016 Министерством согласован технический проект разработки и рекультивации Агармышского месторождения известняков и конгломератов в Кировском районе Республики Крым. В процессе разработки месторождения полезных ископаемых в технический проект вносились корректировки, которые 31.07.2018 согласованны Министерством.
Пунктами 11.2.4 технического проекта в качестве мероприятий по охране окружающей среды при складировании (утилизации) отходов предусмотрена обязанность общества по временному накоплению отходов шин автосамосвалов на специальной площадке, отходов автомобильных фильтров в металлических емкостях.
Согласно Техническому проекту разработки и рекультивации Агармышского месторождения известняков и конгломератов (участок "Лысый Агармыш") в Кировском районе Республики Крым (протокол согласования N 79-2016 от 02.11.2016) отходы производства и потребления, а именно: изношенные шины автосамосвалов временно складируются на специальной площадке предприятия. Временное накопление отработанных масляных автомобильных фильтров производится на промплощадке предприятия в металлических емкостях.
Как следует из Справки ведущего специалиста Отдела экологического надзора г. Феодосии и Кировского района управления экологического надзора Восточно-Крымского региона Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым государственного инспектора Республики Крым Паламарчука Д.А. по результатам участия в проверке, проводимой Керченской межрайонной природоохранной прокуратурой в отношении общества с ограниченной ответственностью "Карьер Старокрымский" (далее - Справка), в ходе участия в проверке выявлен факт складирования на территории предприятия отработанных масляных фильтров и отработанных автомобильных покрышек в не специальном оборудованном месте.
В этой связи в Справке сделан вывод о том, что ООО "Карьер Старокрымский" "не соблюдены требования технического проекта, что указывает на несоблюдение норм статьи 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах".
28 сентября 2021 года ведущим специалистом Отдела экологического надзора г. Феодосии и Кировского района управления экологического надзора Восточно-Крымского региона Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым государственным инспектором Республики Крым Паламарчуком Д.А., в присутствии представителя общества по доверенности, был составлен протокол N 018863 по признакам наличия в деянии ООО "Карьер Старокрымский" состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
08 октября 2021 года ведущим специалистом Отдела экологического надзора г. Феодосии и Кировского района Управления экологического надзора Восточно-Крымского региона Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым - государственным инспектором Республики Крым Паламарчуком Д.А. в отношении общества с ограниченной ответственностью "Карьер Старокрымский" было вынесено постановление о назначении административного наказания N 018863/0053, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 (триста тысяч) рублей. Дело рассмотрено с участием представителя общества по доверенности Батурина А.И. О времени и месте рассмотрения дела общество извещено надлежаще, что последним не оспаривалось.
Не согласившись с вынесенным постановлением, ООО "Карьер Старокрымский" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, принимая решение о частичном удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о доказанности в действиях "Карьер Старокрымский" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ.
Судебная коллегия апелляционного суда полагает указанный вывод сделанным при неполном исследовании обстоятельств, имеющих значение для дела.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно частям 1, 2 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.
Частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта и (или) иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами.
Объектом указанного правонарушения являются отношения в сфере пользования недрами, складывающиеся в связи с реализацией права государственной собственности на недра при недропользовании.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, образует пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
Согласно статье 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
В силу п.п. 7, 10 ч. 2 ст. 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды; выполнять условия, установленные лицензией или соглашением о разделе продукции.
Пунктами 6.3, 10.1 Лицензии СИМ 50046 ТЭ на недропользователя также возложена обязанность по выполнению требований по охране окружающей среды, безопасному ведению работ по добыче полезных ископаемых.
Как следует из Справки по результатам проверки, протокола N 018863, постановления N 018863/0053, в качестве объективной стороны вменяемого обществу правонарушения административным органом указан факт складирования на территории предприятия отработанных масляных фильтров и отработанных автомобильных покрышек в не специальном оборудованном месте.
В ходе рассмотрения дела апелляционным судом представителем административного органа подтверждено, что иные указанные в Справке и протоколе нарушения (в т.ч. в части расположения дробильной установки) в вину обществу не вменяются.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том, числе всестороннее, полное объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно требованиям статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статья 26.2 КоАП РФ).
Вопрос о фактическом наличии в действиях лица события административного правонарушения подлежит разрешению при рассмотрении дела об административном правонарушении в порядке главы 29 КоАП РФ и должен найти свое мотивированное решение в постановлении по делу об административном правонарушении (статья 29.10 КоАП РФ).
В качестве доказательств совершения административного правонарушения в материалы дела представлена Справка сотрудника Минприроды Крыма с приложением фотоматериалов. Между тем, из указанной справки и иных материалов дела не представляется возможным установить, что изображенные на фотоматериалах покрышки и масляные фильтры расположены на территории ООО "Карьер Старокрымский" (в пределах горного отвода или используемого земельного участка). Идентифицировать месторасположения покрышек и масляных фильтров фотоматериалы не позволяют, соответствующие схемы, координатные данные и т.п. в материалах дела отсутствуют.
Представленные в материалы дела заключения геодезиста ГАУ РК "ЦЛАТИ" Авдеенко Н.Г., письмо ГАУ РК "ЦЛАТИ" от 29.06.2021 N 149/01Г с приложением ситуационного плана никаких сведений о выявлении факта складирования на территории предприятия отработанных масляных фильтров и отработанных автомобильных покрышек также не содержат.
При этом общество последовательно отрицало факт совершения вменяемого ему правонарушения.
В протоколе об административном правонарушении от 28 сентября 2021 года N 018863, постановлении от 08 октября 2021 N 018863/0053 также указано, что обществом не выполнены мероприятия по оборудованию временных мест накопления отходов. Между тем, указанные нарушения в Справке отражены не были, из материалов дела не представляется возможным установить на основании каких фактических данных административным органом был сделан указанный вывод. Сведений об истребовании у общества документов, касающихся оборудования мест накопления отходов, в деле не имеется.
Согласно статьи 65, части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органом о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
При этом в силу части 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что административным органом не доказано наличие в действиях (бездействии) ООО "Карьер Старокрымский" события административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
В соответствии с п. 1, п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие (недоказанность) события, состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
На основании части 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Представленные в ходе рассмотрения дела апелляционным судом от административного органа пояснения о том, что отработанные масляные фильтры и отработанные автомобильные покрышки обнаружены на земельном участке общества в географических координатах 45.043154, 35.096000, не могут служить основанием для вывода о наличии события административного правонарушения, поскольку какими-либо фактическими данными не подтверждены, в материалах административного дела указанные сведения отсутствуют.
Исходя из положений ст. 26.2 КоАП РФ, ст. 65, части 4 статьи 210 АПК РФ сбор доказательств входит в обязанности административного органа в связи с чем, законность постановления о привлечении к административной ответственности проверяется, исходя из собранных в рамках производства по административному делу доказательств. При этом суд не вправе подменять по данной категории дел надзирающие и контролирующие органы.
Ссылки административного органа на то, что должностное лицо заявителя Сивцев С.В. привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ в настоящем случае правового значения не имеет, поскольку постановление о назначении административного наказания в соответствии со ст. 69 АПК РФ не имеет для арбитражного суда преюдициального характера.
При таких обстоятельствах обжалуемый судебный акт подлежит отмене, а заявленные требования общества - удовлетворению.
Вопрос о распределении судебных расходов по данному делу судом не рассматривается, поскольку в силу части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 11.08.2022 по делу N А83-20719/2021 отменить, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Карьер Старокрымский" удовлетворить.
Заявленные требования общества с ограниченной ответственностью "Карьер Старокрымский" удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым N 018863/0053 от 08.10.2021 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Карьер Старокрымский" к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 АПК РФ.
Председательствующий |
А.С. Яковлев |
Судьи |
О.Г. Градова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-20719/2021
Истец: ООО "КАРЬЕР СТАРОКРЫМСКИЙ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ЭКОЛОГИИ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: Керченская межрайонная природоохранная прокуратура