г. Москва |
|
29 февраля 2024 г. |
Дело N А40-132530/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 февраля 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Фриева А.Л.,
судей: Порывкина П.А., Новиковой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Платоновым Д.М.,
рассмотрев в судебном заседании дело N А40-132530/23 по правилам, установленным АПК РФ, для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, по иску ООО "ИНТЕРСТРОЙ" (ИНН: 7724299885, ОГРН: 1157746021674) к ДЕПАРТАМЕНТУ РАЗВИТИЯ НОВЫХ ТЕРРИТОРИЙ ГОРОДА МОСКВЫ (ИНН: 7704812442, ОГРН: 1127746568751) третье лицо: ГКУ Москвы о взыскании,
При участии в судебном заседании:
от истца: Ким А.А., Мулкиджанян Р.Р. и Брунер Р.А. по доверенности от 02.06.2023,
от ответчика: Мышляев Д.Н. по доверенности от 09.01.2024,
от третьего лица: Илиевский С.Н. по доверенности от 27.12.2023,
УСТАНОВИЛ:
Иск заявлен о взыскании стоимости удорожания по государственному контракту N ЭА-12/07/18-1 ГК на выполнение подрядных работ по объекту: "Школа на 550 мест на месте сноса здания школы N 2117 на 440 мест, город Щербинка, ул. 40 лет Октября, д. 5/1" от 12.07.2018 года в сумме 21 669 877,52 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных на основании ст. 395 ГК РФ на сумму 21 669 877,52 рубля за период с 01.08.2023 года по день фактической уплаты, за нарушение сроков оплаты долга.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 13.12.2023 исковые требования оставлены без удовлетворения.
Истец не согласился с принятым решением суда, в связи с чем подал апелляционную жалобу, в которой также указал на нарушение судом первой инстанции норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта.
В соответствии с абзацем первым части 6.1 статьи 268 АПК РФ при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 270 настоящего Кодекса, арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, в срок, не превышающий шести месяцев со дня поступления апелляционной жалобы вместе с делом в арбитражный суд апелляционной инстанции. О переходе к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции выносится определение с указанием действий лиц, участвующих в деле, и сроков осуществления этих действий.
Исследовав и оценив представленные сторонами спора доказательства и материалы дела, Девятый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что в порядке части 6.1 статьи 268 АПК РФ следует перейти к рассмотрению дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в суде первой инстанции, о чем 27.02.2024 вынесено определение.
В судебном заседании апелляционного суда представители лиц, участвующих в деле, выразили согласие на рассмотрение дела в данном судебном заседании. В связи с этим апелляционный суд после перехода к рассмотрению дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в суде первой инстанции, открыл судебное заседание по рассмотрению дела по существу по исковому заявлению ООО "Интерстрой" к Департаменту развития новых территорий города Москвы о взыскании долга и процентов по ст. 395 ГК РФ.
Повторно рассмотрев дело по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции, изучив доводы иска, исследовав и оценив имеющиеся доказательства, Девятый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о необходимости отмены решения от 13.12.2023 по безусловным основаниям с принятием нового судебного акта.
В обоснование искового заявления истцом указано, что 12.07.2018 между Департаментом развития новых территорий города Москвы (ответчик, заказчик) и ООО "Интерстрой" (истец, генеральный подрядчик) заключен государственный контракт N ЭА-12/07/18- 1 ГК на выполнение подрядных работ по объекту: "Школа на 550 мест на месте сноса здания школы N 2117 на 440 мест, город Щербинка, ул. 40 лет Октября, д. 5/1".
Контракт заключен в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44- ФЗ).
В соответствии с п. 2.1. контракта генеральный подрядчик принял на себя обязательства выполнить подрядные работы по строительству объекта капитального строительства: "Школа на 550 мест на месте сноса здания школы N 2117 на 440 мест, город Щербинка, ул. 40 лет Октября, д. 5/1", в соответствии с проектной документацией соблюдая срок строительства объекта, а заказчик - принять и оплатить выполненные генеральным подрядчиком работы в соответствии с требованиями контракта.
Согласно п. 3.1. в редакции дополнительного соглашения N 4 от 18.03.2019 цена контракта составила 636 926 324, 79 руб.
В соответствии с и. 4.2 и 4.3. контракта, а также с условиями дополнительного соглашения N 7 от 03.09.2020 к контракту, сроки выполнения работ с 12.07.2018 по 31.07.2021.
В соответствии с условиями контракта, генеральный подрядчик обязан:
пункт 6.3.2. - выполнить все работы по контракту в соответствии с требованиями проектной, рабочей документации, надлежащим качеством собственными силами и/или силами привлеченных субподрядных организаций;
пункт 6.3.11 - осуществить временные подсоединения коммуникаций на период выполнения работ на строительной площадке в соответствии с ПОС и подсоединения вновь построенных коммуникаций в точках подключения в соответствии с условиями на присоединение и разработанной проектной документацией;
пункт 6.3.25 - обеспечить производство работ в полном соответствии с проектной и рабочей документацией, рабочими чертежами, строительными нормами и правилами, качество выполнения всех работ в соответствии с проектной и рабочей документацией, действующими нормами и техническими условиями.
Согласно п. 8.1. контракта Генеральный подрядчик гарантирует возможность безаварийной эксплуатации объекта па протяжении гарантийного срока; бесперебойное функционирование инженерных систем, смонтированных подрядчиком, при эксплуатации Объекта в гарантийный срок; высокое качество всех работ, смонтированного подрядчиком оборудования, систем, установок, механизмов, инженерных сетей; достижение Объектом указанных в проектной документации показателей и возможность нормальной эксплуатации Объекта в период гарантийного срока и несет ответственность за отступления от них; своевременное устранение за свой счет недостатков и дефектов, выявленных в период гарантийного срока.
В ходе строительства ответчиком неоднократно вносились изменения в проектную документацию по Объекту, повлекшие увеличение стоимости работ и строительных материалов.
Постановлением Правительства РФ от 09.08.2021 года N 1315 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1315) и Постановлением Правительства Москвы от 22.10.2021 N 1663-ПП "Об отдельных особенностях изменения существенных условий контракта, договора в связи с существенным увеличением цен на строительные ресурсы" (Постановление N 1663-ПП) установлены критерии необходимые для изменения существенных условий в части увеличения цены в соответствии с новыми ценами, подтвержденными положительным заключением государственной экспертизы проектной документации.
Согласно положениям Закона N 44-ФЗ цена контракта является твердой и определяется па весь срок исполнения контракта. При этом Закон N 44-ФЗ содержит положения, позволяющие изменять условия заключенных контрактов на выполнение строительных работ.
По итогам анализа динамики изменения цен строительных ресурсов в период с ноября 2020 года на территории Российской Федерации отмечен существенный рост стоимости строительных ресурсов (подтверждается письмом Минстроя России от 01.03.2022 N 7797-ИФ/09 "Об изменении условий заключенных контрактов на выполнение строительных работ из-за роста пен на строительные ресурсы"),
С целью поддержки заказчиков и подрядных организаций в сложившихся экономических условиях в связи с ростом стоимости строительных ресурсов в 2021 году Постановлением N 1315 установлена возможность изменять цену действующего контракта (не более чем на 30%) стоимостью более 1 млн. руб., заключенного в соответствии с Законом N 44-ФЗ для обеспечения федеральных нужд до 01.01.2022, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, в связи с ростом цен на строительные ресурсы, в том числе в рамках исполнения государственного оборонного заказа.
Обоснование изменения цены контракта осуществляется согласно порядку, установленному Методикой составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, утвержденной Приказом Минстроя России от 23.12.2019 N 841/пр, согласно которой также установлена возможность заказчика пересчитать смету контракта по выполненным и принятым заказчиком работам в 2021 году.
Обоснование существенного возрастания стоимости строительных ресурсов поставки подрядчика, оказывающего влияние на изменение (увеличение) цены контракта, оформляется в письменной форме в виде предложения подрядчика с приложением информации и документов, обосновывающих такое предложение, в соответствии с объемами работ и затрат, предусмотренными сметой контракта, с учетом выявленного в процессе исполнения контракта существенного возрастания стоимости строительных ресурсов, поставляемых подрядчиком.
На основании Постановления N 1315 и Постановления N 1663-ПП - ответчиком с целью пересчета сметной стоимости контракта, 29.11.2021 было подано заявление о проведении повторной государственной экспертизы N 0001-9000003-031104-0003408/21.
30.11.2021 ответчиком (Департаментом) заключен договор на проведение повторной государственной экспертизы. Предметом проведения государственной повторной экспертизы являлось - Положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий "МОСГОСЭКСПЕРТИЗА" от 21.09.2017 года N 77-1-1 -3-3941-17 (N 4508-17/МГЭ/14260-1/5).
Согласно расчету цены контракта в связи с применением индексов изменения сметной стоимости строительства или сметных цен строительных ресурсов на основании Положительного заключения повторной государственной экспертизы N 77-1-1-2-074986-2021 (N 5505-21/МГЭ/15037-2/9) от 08.12.2021 - цепа контракта составила 658 596 202,31 руб.
Таким образом, контракт соответствует критериям, установленным Постановлением N 1315 и Постановлением N 1663-ПП и необходимым для изменения существенных условий в части увеличения цены в соответствии с новыми ценами, подтвержденными положительным заключением повторной государственной экспертизы N 77-1-1-2-074986-2021 (N 5505-21/МГЭ/15037-2/9) от 08.12.2021, следовательно, генеральный подрядчик вправе компенсировать свои расходы вследствие удорожания стоимости в сумме 21 669 877,82 руб.
При этом согласно п. 1.1 Постановления от 22.10.2021 N 1663-ПП Правительства Москвы при исполнении контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, сохранению объектов культурного наследия, одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", допускается изменение существенных условий контракта в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 95, пп. "6" п. 1 ч. 62 ст. 112 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в связи с увеличением цен на строительные ресурсы, подлежащие поставке и (или) использованию при исполнении такого контракта.
Пунктом 1.3 Постановления Правительства N 1663-ПП установлено, что изменение существенных условий контракта, осуществляется при соблюдении следующих условий:
1.3.1. Контракт, договор заключен до 1 января 2022 г. и обязательства по нему на дату заключения соглашения об изменении условий контракта, договора не исполнены сторонами в полном объеме, что подтверждается Актом сверки взаимных расчетов за период 12.07.2018-16.09.2022.
1.3.2. Контракт, договор заключен на срок не менее одного года и цена контракта, договора равна или превышает один млн. рублей.
1.3.3. Срок завершения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, сохранению объектов культурного наследия по контракту, договору установлен не позднее 31 декабря 2024 г.
1.3.4. Сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объекта капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия определена с применением сборников территориальных сметных нормативов для города Москвы (ТСН-2001), введенных в действие постановлением Правительства Москвы от 14 ноября 2006 г. N 900-ПП "О порядке перехода на определение сметной стоимости строительства объектов в городе Москве с применением территориальных сметных нормативов в уровне цен по состоянию на 1 января 2000 года".
1.3.5. Предусмотренные проектной документацией соответствующего объекта капитального строительства, актом, утвержденным застройщиком или техническим заказчиком и содержащим перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, и заданием застройщика или технического заказчика на проектирование в зависимости от содержания работ физические объемы работ, конструктивные, организационно-технологические и другие решения не изменяются.
1.3.6. При изменении цены договора такое изменение не приведет к увеличению предусмотренной в договоре на дату таких изменений цены договора более чем на тридцать процентов.
Согласно и. 2 Приложения к Постановлению Правительства Москвы N 1663-ПП "Порядок определения новой цены контракта, договора в связи с существенным увеличением цен на строительные ресурсы", в целях определения новой цены контракта, договора заказчик направляет сводный сметный расчет в Государственное автономное учреждение города Москвы "Московская государственная экспертиза" (далее - ГАУ "Мосгосэкспертиза") для проведения повторной государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объекта капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия.
Таким образом, Постановлением Правительства Москвы от 22.10.2021 г. N 1663-ПП установлено право изменения существенных условий контракта в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 95, пп. "б" и. 1 ч. 62 ст. 112 ФЗ от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в связи с увеличением цен на строительные ресурсы, подлежащие поставке и (или) использованию при исполнении такого контракта.
При этом порядком определения новой цены контракта предусмотрен пересчет стоимости выполненных и принятых заказчиком работ с 01.01.2021.
В целях реализации права изменения существенных условий контракта, Сводный сметный расчет пересчитан по главам 1 - 9 сводного сметного расчета с применением укрупненного усредненного и обобщенного индексов (в соответствии с Постановлением Правительства Москвы N 1663-ПП) и был направлен Заказчиком в ГАУ "Мосгосэкспертиза" для проведения повторной государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости строительства Объекта.
По результатам повторной государственной экспертизы проектной документации 07.12.2021 было получено Положительное заключение N 5505-21/МГЭ/15037-2/9 (per. N77-1-1-2-074986-2021 от 08.12.2021 года) Государственного автономного учреждения города Москвы "Московская государственная экспертиза", которым установлено, что пересчет сметной стоимости в соответствии с п. 2 Порядка определения новой цены контакта, договора в связи с существенным увеличением цен на строительные ресурсы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 22.10.2021 N 1663-ПП по сметной документации Школа на 550 мест на месте сноса здания школы N 2117 на 440 мест, город Щербинка, ул. 40 лет Октября, д. 5/1 (корректировка) по адресу: поселение Щербинка, Новомосковского административного округа города Москвы, выполнен достоверно.
Сумма увеличения цены Контракта составила 21 669 877, 82 руб. (3,4 % от цены Контакта).
В п. 4.3.2. Положительного заключения ГАУ "Мосгосэкспертиза" N 5505-21/МГЭ/15037-2/9 (per. N 77-1-1-2-074986-2021 от 08.12.2021 года) указаны индексы изменения сметной стоимости строительства на основании которых, при использовании формулы расчета новой цены Контракта, установленной п. 2 Порядка определения новой цены контракта договора в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 22.10.2021 г. N 1663-ПП по сметной документации объекта "Школа на 550 мест на месте сноса здания школы N 2117 на 440 мест, город Щербинка, ул. 40 лет Октября, д. 5/1" рассчитана новая цена контракта в размере 658 596 202, 31 руб..
Таким образом, учитывая, что контракт заключен до 01 января 2022 г. и обязательства по нему на дату получения Положительного заключения повторной государственной экспертизы проектной документации N 5505-21/МГЭ/15037-2/9 (per. N 77-1-1-2-074986-2021 от 08.12.2021 года) ГАУ "Мосгосэкспертиза" контракта не исполнены сторонами в полном объеме, Контракт заключен на срок не менее одного года, и цена контракта превышает один миллион рублей, при изменении цены контракта такое изменение составило 3,4 % от цены контракта, то есть условия применения Постановления Правительства N 1663-ПП соблюдены в полном объеме, следовательно, изменение существенных условий контракта допускается в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 95, пп. "б" п. 1 ч. 62 ст. 112 Закона о контрактной системе в связи с увеличением цен на строительные ресурсы, подлежащие поставке и (или) использованию при исполнении такого контракта.
Суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что на момент направления дополнительного соглашения к контракту с приложением N 1 "Расчет цены контракта" обязательства по контракту исполнены не были, что также свидетельствует о соблюдении Постановлением Правительства РФ N 1315 в части пункта о том, что контракт заключен до 01 января 2022 года и обязательства по нему на дату заключения соглашения об изменении условий контракта не исполнены.
Пункт 6 "Общие выводы" Положительного заключения повторной государственной экспертизы проектной документации N 5505-21/МГЭ/15037-2/9 (per. N 77-1-1-2-074986-2021 от 08.12.2021 года) устанавливает, что пересчет сметной стоимости в соответствии с пунктом 2 Порядка определения новой цены контракта, договора в связи с существенным увеличением цен на строительные ресурсы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 22.10.2021 N 1663-ПП по сметной документации объекта "Школа на 550 мест на месте сноса школы N 2117 на 440 мест, по адресу: Щербинка, ул. 40 лет Октября, д. 5/1 (корректировка)" по адресу: поселение Щербинка, Новомосковского административного округа города Москвы, выполнен достоверно.
При этом довод ответчика о том, что на момент подписания сторонами актов о приемке выполненных работ (КС-2) N 1-16 и справок о стоимости выполненных работ (КС-3) N 1-16, истец не оспаривал объем и стоимость выполненных работ и подписал акты о приемке выполненных работ (КС-2) и справки о стоимости выполненных работ (КС-3) с расценками, соответствующими контракту, не свидетельствует о том, что отсутствуют основания для увеличения стоимости, так как Постановление N 1663-ПП принято после подписания указанных актов, но в период действия договора.
Контракт был заключен сторонами 12.07.2018, в связи с этим удорожание материалов, использованных при проведении работ, произошедшее в период исполнения контракта, не могло быть предусмотрено сторонами при подписании контракта.
Именно существенное удорожание материалов в период исполнения контракта послужило основанием для принятия Правительством г. Москвы Постановления N 1663-ПП.
Правительство Москвы установило возможность изменения существенных условий контракта в связи с существенным увеличением цен на строительные ресурсы, как это установлено Постановлением Правительства г. Москвы N 1663-ПП от 22.10.2021 в качестве мер поддержки субъектов предпринимательства в сфере строительства.
Суд апелляционной инстанции также учитывает, что заказчик своими действиями одобрил увеличение цепы контракта на основании Постановления Правительства г. Москвы N 1663-ПП, что подтверждается следующим:
Истец в целях реализации права изменения существенных условий контракта на основании Постановления Правительства г. Москвы N 1663-ПП, произвел пересчет сводного сметного расчета по главам 1 - 9 сводного сметного расчета с применением укрупненного усредненного и обобщенного индексов и направил в адрес ответчика.
Получив от истца пересчет сводного сметного расчета согласно Постановлению N 1663-ПП именно ответчик направил его в ГЛУ "Мосгосэкспертиза" для проведения повторной государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости строительства Объекта.
Ответчиком с целью пересчета сметной стоимости контракта 29.11.2021 было подано заявление о проведении повторной государственной экспертизы N 0001-9000003-031104-0003408/21.
30.11.2021 ответчиком заключен договор на проведение повторной государственной экспертизы.
По результатам обращения ответчика в экспертное учреждение получено Положительное заключение повторной государственной экспертизы проектной документации N 5505-21/МГЭ/15037-2/9.
При этом истец исполнил обязанности, предусмотренные контрактом надлежащим образом. По результатам выполненных истцом работ по контракту Техническим заказчиком в лице АО "Территориальное управление капитального строительства N 2" получено Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию объекта от 27.08.2021 N 77-228000-003-2021, выданное Комитетом государственного строительного надзора города Москвы.
Истец 24.12.2021 направил в адрес Заказчика для согласования и подписания исходящий N 354 с дополнительным соглашением к Контракту с приложением N 1 "Расчет цены контракта" (входящий N ДРНТ в ЭДО: ДРНТ-1-13202/1 от 24.12.2021 г.).
22.03.2022 истец направил в адрес Заказчика для согласования и подписания исходящий N 61 с приложениями: проект дополнительного соглашения к Контракту, расчёт цены контракта в связи с применением индексов изменения сметной стоимости строительства.
30.06.2022 истец направил в адрес Заказчика для согласования и подписания исходящий N 149 (с учетом документов, направленных письмом N 354 от 24.12.2021 года (входящий NДРНТ-1-13202/1 от 24.12.2021 года): дополнительное соглашение к контракту об увеличении цены контракта до 658 596 202,31 руб. и внесении изменений в п. 3.1. Контракта; расчет цены контракта; акт о приемке выполненных работ по форме КС-2 N 17 от 30.12.2021 на сумму 21 669 877, 52 рубля; справку о стоимости выполненных по форме КС-3 N 17 от 30.12.2021 на сумму 21 669 877, 52 рубля; счет на оплату N 188 от 30.12.2021 на сумму 21 669 877, 52 рубля.
О согласовании с Техническим заказчиком итогового акта N 17 от 30.12.2021 года с учетом увеличения стоимости выполненных работ, свидетельствует соответствующая отметка АО "ТУКС-2" (технический заказчик) на представленных на подписание акте, которым подтверждены объемы выполненных работ.
Между тем в нарушение условий контракта в отсутствие мотивированных возражений по качеству и объему выполненных в период действия контракта работ и комплектности представленной исполнительной документации ответчиком направлен в адрес истца отказ от подписания вышеуказанных документов со ссылкой на истечение срока действия контракта 01.06.2021, а также отсутствие лимитов бюджетных обязательств на 2022 год.
Отказ от подписания актов выполненных работ, в том числе итогового акта, а также от оплаты выполненных работ свидетельствует о нарушении ответчиком условий контракта и Постановления Правительства г. Москвы N 1663-ПП от 22.10.2021.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что наступили условия, предусмотренные Постановлением N 1315 и Постановлением N 1663-ПП, для увеличения цены контракта на 21 669 877,52 руб. в связи с существенным увеличением цен на строительные ресурсы.
Таким образом, поскольку ответчик не представил доказательств оплаты в полном объеме выполненных работ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что исковые требования о взыскании задолженности в размере 21 669 877,52 руб. являются правомерными и подлежат удовлетворению.
Истцом также заявлено требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных на основании ст. 395 ГК РФ на сумму 21669877,52 рубля за период с 01.08.2023 года по день фактической уплаты за нарушение сроков оплаты долга.
Согласно пункту 48 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" сумма процентов, подлежащих взысканию по правилам статьи 395 ГК РФ, определяется на день вынесения решения судом исходя из периодов, имевших место до указанного дня. Проценты за пользование чужими денежными средствами по требованию истца взимаются по день уплаты этих средств кредитору. Одновременно с установлением суммы процентов, подлежащих взысканию, суд при наличии требования истца в резолютивной части решения указывает на взыскание процентов до момента фактического исполнения обязательства (пункт 3 статьи 395 ГК РФ). При этом день фактического исполнения обязательства, в частности уплаты задолженности кредитору, включается в период расчета процентов.
На основании изложенного требование истца о взыскании процентов за пользование чужими денежными с 01.08.2023 до момента фактического исполнения обязательства также подлежит удовлетворению.
На основании изложенного решение суда подлежит отмене как вынесенное судом первой инстанции с нарушением норм процессуального права.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 13.12.2023 по делу N А40-132530/2023 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Взыскать с Департамента развития новых территорий города Москвы (ИНН: 7704812442) в пользу общества с ограниченной ответственностью "ИНТЕРСТРОЙ" (ИНН: 7724299885) задолженность в сумме 21 669 877,52 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами, начисленные на основании ст. 395 ГК РФ на сумму 21 669 877,52 рубля за период с 01.08.2023 по день фактической уплаты долга, судебные расходы по оплате государственной пошлины по иску в сумме 131 349 руб., по апелляционной жалобе в сумме 3 000 руб.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
А.Л. Фриев |
Судьи |
Е.М. Новикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-132530/2023
Истец: ООО "ИНТЕРСТРОЙ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ РАЗВИТИЯ НОВЫХ ТЕРРИТОРИЙ ГОРОДА МОСКВЫ
Третье лицо: Главконтроль