г. Ессентуки |
|
7 декабря 2022 г. |
Дело N А15-713/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.12.2022.
Полный текст постановления изготовлен 07.12.2022.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Луговой Ю.Б., судей: Казаковой Г.В. и Сулейманова З.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем Левкиным А.С., при участии в судебном заседании представителя истца - Службы государственного финансового контроля Республики Дагестан (г. Махачкала, ОГРН 1210500002503 ИНН 0572027867) - Хасбулатова Р.М. (по доверенности N 05 от 05.05.2022), представителей ответчиков - Министерства здравоохранения Республики Дагестан (г. Махачкала, ОГРН 1020502624669 ИНН 0562044550) - Кадирбековой Э.А. (N 14/ю-53/21 от 30.09.2021), закрытого акционерного общества "Югмонтажспецстрой" (г. Махачкала, ОГРН 1020502458350 ИНН 0541001308) - Алиевой Д.Г. (доверенность N 1/22-Д от 02.08.2022), в отсутствии Прокуратуры Республики Дагестан (г. Махачкала), представителя третьего лица, участвующего в деле, - Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан (г. Махачкала), рассмотрев в открытом судебном заседании в режиме веб-конференции апелляционные жалобы Министерства здравоохранения Республики Дагестан и закрытого акционерного общества "Югмонтажспецстрой" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 28.07.2022 по делу N А15-713/2022,
УСТАНОВИЛ:
Служба государственного финансового контроля Республики Дагестан (далее - истец, госфинконтроль) обратилась в Арбитражный суд Республики Дагестан с исковым заявлением к Министерству здравоохранения Республики Дагестан (далее - министерство) и закрытому акционерному обществу "Югмонтажспецстрой" (далее - общество, ЗАО "Югмонтажспецстрой") о признании недействительным государственного контракта от 27.09.2021 N Е/7/2021 и обязании сторон возвратить все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость (с учетом уточнений исковых требований, принятых судом первой инстанции по правилам статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
Определением от 17.02.2022 к участию в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан.
Определением от 12.05.2022 к участию в деле привлечена Прокуратура Республики Дагестан.
Решением суда от 28.07.2022 исковые требования удовлетворены. Суд первой инстанции пришел к выводу, что действия заказчика по заключению контракта с единственным поставщиком не соответствуют пункту 9 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), нарушают часть 5 статьи 24 Закона N 44-ФЗ, в силу чего государственный контракт от 27.09.2021 N Е/7/ признан ничтожным. Признание государственного контракта ничтожной сделкой свидетельствует о выполнении обществом работ в отсутствие государственного контракта. Суд счел возможным применить последствия недействительности сделки путем приведения сторон в первоначальное положение, обязав возвратить друг другу все полученное по сделке.
Не согласившись с принятым судебным актом, министерство и ЗАО "Югмонтажспецстрой" обратились в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобами, в которых просили решение суда первой инстанции отменить. Податели жалоб считают, что суд нарушил нормы материального и процессуального права, не учел все обстоятельства, имеющие значение для дела.
Общество в жалобе указывает, что суд первой инстанции сделал неверный вывод о возможности возврата в натуре модульных зданий. Поскольку модульные здания фельдшерско-акушерских пунктов не являются товаром серийного производства и имеют узконаправленное назначение, сопровождалась сопутствующими работами, например монтажом, наладкой, вводом в эксплуатацию, и находилось в пользовании - возврат первоначальное состояние невозможен.
Министерство в жалобе считает решение суда первой инстанции незаконным. Апеллянт указывает, что возникновение в начале 2020 года угрозы распространения в Российской Федерации новой коронавирусной инфекции COVID-19 является непредвиденным обстоятельством, в случае которого в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ допускается размещение заказа для государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика. По этой причине министерством принято решение в минимально короткие сроки осуществить закупку фельдшерских пунктов, оказывающих первичную медико-санитарную и паллиативную помощь населению на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ с целью снижения нагрузки в пиковые периоды заболеваемости на медицинские организации, осуществляющие оперативную медицинскую помощь больным с респираторными симптомами, пневмонией и новой коронавирусной инфекцией. Приведение сторон в первоначальное положение с возвращением полученного по сделке будет заведомо противоречить основам правопорядка и нравственности и нанесет вред безопасности и здоровью граждан.
Отзывы на жалобу суду не представлены.
Определением арбитражного суда от 25.10.2022 рассмотрение дела откладывалось в порядке статьи 158 АПК РФ.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена 27.10.2022 МСК в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на общедоступных сайтах http://arbitr.ru// в разделе "Картотека арбитражных дел" и Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда http://16aas.arbitr.ru в соответствии положениями статьи 121 АПК РФ и с этого момента является общедоступной.
В судебном заседании представители госфинконтроля, министерства и общества высказали правовые позиции относительно доводов жалоб, также дали пояснения по обстоятельствам спора.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей прокуратуры и Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан, уведомленных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ.
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ в пределах доводов апелляционных жалоб.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалоб, выслушав в судебном заседании представителей госфинконтроля, министерства и общества, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, исходя из следующего.
Судом установлено, что 27.09.2021 между министерством (далее - заказчик) и ЗАО "Югмонтажспецстрой" (далее - поставщик) заключен государственный контракт N Е/7/2021 (далее - контракт), по условиям которого поставщик принял на себя обязательство осуществить поставку и сборку (монтаж, установка) модульных фельдшерско-акушерских пунктов (далее - поставка товара) заказчику на условиях, в порядке и в сроки, определяемые сторонами в контракте, а заказчик - обеспечить приемку и оплату поставленного товара.
Идентификационный код закупки: 212056204455005720100105000022511414.
Согласно пункту 1.2 контракта, номенклатура товара и его количество определяются спецификацией (приложение N 1 к контракту), технические показатели - в соответствии с техническими требованиями (приложение N 2).
Цена контракта установлена в размере 87 150 100 руб. (пункт 1.2 контракта).
Согласно пункту 5.1 контракта, поставка, сборка, монтаж, наладка, оснащение всех товаров заказчика осуществляется поставщиком в места доставки с даты заключения контракта до 20.12.2021.
29.09.2021 в Службу государственного финансового контроля Республики Дагестан поступило уведомление министерства о заключении с ЗАО "Югмонтажспецстрой" на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закон N 44-ФЗ государственного контракта от 27.09.2021 N Е/7/2021 на поставку, установку и монтаж фельдшерско-акушерских пунктов (далее - ФАП) на основе модульных конструкций на сумму 87 150 100 руб.
Служба контроля по оспариваемому контракту провела внеплановую камеральную проверку соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, по итогам которой пришла к выводу, что контракт заключен с нарушением статьи 8, части 5 статьи 24 и пункта 9 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ и является ничтожным.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения в суд с рассматриваемым иском.
В силу части 1 статьи 4 АПК РФ, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 ГК РФ).
В соответствии со статьей 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.
Под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд (пункт 8 статьи 3 Закона N 44-ФЗ).
Статья 93 Закона N 44-ФЗ предусматривает условия закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Статьей 11 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" в пункт 9 части 1 статьи 93 N 44-ФЗ внесены изменения и указанный пункт изложен в следующей редакции: осуществления закупок товаров, работ, услуг при необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи. При этом заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги в количестве, объеме, которые необходимы для оказания такой медицинской помощи либо вследствие таких аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи, если применение конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно.
Под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (часть 1 статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Судом установлено, что Указом Главы Республики Дагестан от 18.03.2020 N 17 "О введении режима повышенной готовности" изданный в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и в целях недопущения распространения на территории РД новой коронавирусной инфекции (COVID-19), с 19 марта до особого распоряжения ведён режим повышенной готовности.
Согласно Постановлению Главного государственного санитарного врача по Республике Дагестан от 16.06.2021 N 34 "О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции в медицинских организациях Республики Дагестан" в связи с продолжающейся угрозой завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, в целях недопущения возникновения групповых очагов и внутрибольничных очагов COVID-19 в медицинских организациях в соответствии со статьей 51 Федерального Закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 02.03.2020 N 5 "О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)", СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней" Министерству здравоохранения Республики Дагестан, медицинским организациям, независимо от организационно-правовых форм собственности, в соответствии с пунктами 1.5.1, 1.5.9, 1.5.10 предписано обеспечить:
- готовность медицинских организаций, осуществляющих медицинскую помощь стационарно и амбулаторно, оказывающих скорую медицинскую помощь, к приему и оперативному оказанию медицинской помощи, больным с респираторными симптомами, внебольничными пневмониями, отбору биологического материала для исследования на новую коронавирусную инфекцию;
- возможность оперативного получения медицинскими работниками медицинских организаций, осуществляющих медицинскую помощь амбулаторно и стационарно, фельдшерско-акушерских пунктов, отделений медицинских организаций по оказанию помощи лицам, больным ОРВИ и внебольничными пневмониями, консультаций по вопросам оказания медицинской помощи у опытных клиницистов дифференциальной диагностики пневмоний;
- неснижаемого запаса противовирусных препаратов, в том числе рекомендованных для лечения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), дезинфекционных средств и средств индивидуальной защиты в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь стационарно, и аптечной сети.
В результате, министерством принято решение в минимально короткие сроки осуществить закупку фельдшерских пунктов, оказывающих первичную медико-санитарную и паллиативную помощь населению в условиях распространения инфекции на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной с целью снижения нагрузки в пиковые периоды заболеваемости на медицинские организации, осуществляющие оперативную медицинскую помощь больным с респираторными симптомами, пневмонией и новой коронавирусной инфекцией.
Фельдшерский здравпункт медицинской организации является структурным подразделением медицинской организации и организуется для оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи и паллиативной медицинской помощи населению в сельских населенных пунктах с малой численностью населения и (или) находящихся на значительном удалении от медицинских организаций, в том числе фельдшерско-акушерских пунктов, либо при наличии водных, горных и иных преград, а также в случае преимущественного (более 40%) проживания в них лиц старше трудоспособного возраста.
Основными задачами фельдшерского здравпункта являются: диагностика и лечение неосложненных острых обострений хронических заболеваний и других состояний, травм, отравлений; осуществление профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний, в том числе вакцинации от COVID-19; устранение угрожающих жизни состояний с последующей организацией медицинской эвакуации в медицинские организации, оказывающие специализированную медицинскую помощь, в сопровождении медицинского работника фельдшерского здравпункта либо бригады скорой медицинской помощи; осуществление санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий; санитарно-гигиеническое образование населения; осуществление мер по охране семьи, материнства, отцовства и детства; осуществление взаимодействия с медицинской организацией, в структуру которого входит фельдшерский здравпункт, территориальными органами Роспотребнадзора и Росздравнадзора по вопросам оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи.
С учетом изложенного заключение контракта без соблюдения конкурентных процедур обусловлено возникновением обстоятельств непреодолимой силы, связанной с угрозой распространения коронавирусной инфекции - COVID-19.
Вывод суда первой инстанции о том, что заказчик неправомерно заключил контракт с единственным поставщиком, признается ошибочным.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 5 Письма Минфина России от 27.03.2020 N 24-06-08/24649 заказчик вправе отменить конкурентную закупку на основании части 7 статьи 3.2 Закона N 44-ФЗ при возникновении необходимости, обусловленной обстоятельствами непреодолимой силы, поскольку распространение новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, издание Указа Президента Российской Федерации от 25.03.2020 N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней" в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации (то есть, в том числе в связи с распространением такой инфекции) - обстоятельство непреодолимой силы.
Указание на признание сложившейся ситуации обстоятельством непреодолимой силы содержится также в абзаце 3 пункта 1 Письма Минфина России от 19.03.2020 N 24-06-06/21324.
Таким образом, заказчик при принятии решения об отказе от проведения аукциона действовал добросовестно, руководствуясь исключительно положениями действующего законодательства и официальными разъяснениями федеральных органов исполнительной власти.
Поскольку выводы суда первой инстанции сделаны при неправильном применении норм материального права, противоречат фактическим обстоятельствам спора, решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 28.07.2022 по делу N А15-713/2022 подлежит отмене на основании части 3 части 1 статьи 270 АПК РФ с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении исковых требований.
Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьями 110, 268, 269, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 28.07.2022 по делу N А15-713/2022 отменить, апелляционные жалобы - удовлетворить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении исковых требований отказать.
Взыскать с Службы государственного финансового контроля Республики Дагестан (г. Махачкала, ОГРН 1210500002503 ИНН 0572027867) в пользу закрытого акционерного общества "Югмонтажспецстрой" (г. Махачкала, ОГРН 1020502458350 ИНН 0541001308) 3 000 руб. возмещения судебных расходов по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Ю.Б. Луговая |
Судьи |
Г.В. Казакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-713/2022
Истец: Служба государственного финансового контроля РД, СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Ответчик: ЗАО "Югмонтажспецстрой", Министерство здравохранения РД
Третье лицо: Прокуратура Рд, УФАС РФ по РД, Прокуратура РД в интересах РФ в лице уполномоченного органа - УФАС по РД, Прокуратура Республики Дагестан