г. Санкт-Петербург |
|
08 декабря 2022 г. |
Дело N А26-1976/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 декабря 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полубехиной Н.С.
судей Нестерова С.А., Серебровой А.Ю.
при ведении протокола судебного заседания: Воробьевой А.С.
при участии: согласно протоколу судебного заседания от 30.11.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19182/2021) общества с ограниченной ответственностью "Карлис-Вяртсиля" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 27.04.2021 по делу N А26-1976/2020, принятое по иску: истец: Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия ответчик: общество с ограниченной ответственностью "Карлис-Вяртсиля" о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Карлис-Вяртсиля" (далее - Общество) о взыскании 5 837 190 руб. задолженности, 10 395 руб. неустойки.
Решением от 27.04.2021 иск удовлетворен.
Не согласившись с решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой об его отмене, указав на неполное исследование судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и не согласившись с оценкой доказательств, данной судом в решении.
Определением от 01.03.2022 производство по делу N А26-1976/2020 было приостановлено до рассмотрения судом кассационной инстанции кассационной жалобы по делу N А26-11102/2019.
Протокольным определением от 08.08.2022 производство по делу возобновлено.
Распоряжением заместителя председателя Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2022 дело N А26-1976/2020 передано в производство судьи Полубехиной Н.С.
В судебном заседании представитель Министерства против удовлетворения апелляционной жалобы возражала.
Ответчик, извещенный о времени и месте судебного разбирательства, явку представителя не обеспечил. Апелляционный суд рассмотрел жалобу по правилам ст. 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом в решении и подтверждается материалами дела, между Министерством по природопользованию и экологии Республики Карелия (правопредшественником Министерства, арендодателем) и обществом с ограниченной ответственностью "Грин Лайн" (арендатором) 24.12.2014 заключен Договор, в соответствии с пунктами 1.1 - 1.5 которого арендодатель на основании протокола о результатах аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, от 09.12.2014 N 2 передал, а арендатор принял во временное пользование (аренду) лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 49 330 га, с кадастровым номером 10:21:0000000:86, расположенный на территории Пряжинского лесничества в кварталах 66-69, 75-83, 93-103, 107-118, 125-126 Святозерского участкового лесничества, кварталах 12-80, 83-87, 89-101 Кинелахтинского участкового лесничества, кварталах 9-13, 15-22, 24-72 Паннильского участкового лесничества, для использования в целях заготовки древесины; номер учетной записи в государственном лесном реестре: 79-2014-10 (1020); схема расположения лесного участка, его границы и характеристика представлены в приложениях N 1 и 2 к Договору; ежегодный объем использования лесов приведен в приложении N 3 к Договору. Лесной участок передан арендатору по акту приема-передачи от 20.02.2015.
Согласно пункту 7.1 срок действия настоящего Договора установлен с 01.01.2015 и составляет 25 лет.
В соответствии с пунктом 2.1 Договора размер арендной платы был определен путем произведения установленного настоящим договором ежегодного объема использования лесов на ставки платы за единицу объема лесных ресурсов, с учетом коэффициента, установленного для расчета начальной цены предмета аукциона в размере 1,5 и коэффициента повышения начальной цены предмета аукциона в результате его проведения в размере 9,25 (подпункт 2.1.1).
Арендатор обязан вносить арендную плату в следующих размерах и в следующие сроки: с 15 января по 15 декабря - по 8 % ежемесячно (подпункт 2.1.2); арендодатель ежегодно направляет арендатору уведомление (извещение) о начислении арендной платы на текущий год по форме, указанной в приложении N 4 к договору, не требующей подписания со стороны арендатора (подпункт 2.1.3).
В случае изменения ежегодного объема использования лесов, действующих ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, изменения порядка исчисления арендной платы, размер арендной платы изменяется арендодателем в одностороннем порядке с уведомлением об этом арендатора (подпункт 2.1.4).
Пунктом 4.3.2 Договора арендатору предоставлено право осуществлять на лесном участке в установленном порядке создание лесной инфраструктуры (лесные дороги, лесные склады и другие объекты), с указанием в Проекте освоения лесов, лесной декларации и других необходимых документах сведений о территориальном размещении проектируемых объектов.
В связи с передачей прав и обязанностей по Договору на основании договора переуступки права аренды от 23.03.2018, заключенного между ООО "Грин Лайн" и Обществом, Министерством и Обществом 18.04.2018 подписано дополнительное соглашение к Договору, которым произведена замена арендатора по Договору на Общество, а остальные условия Договора оставлены неизменными, стороны подтвердили по ним свои обязательства в полном объеме (пункт 3).
Дополнительное соглашение зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 19.04.2018.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение Обществом обязательств по Договору, Министерство направило в адрес Общества претензии, оставление которых без удовлетворения послужило основанием для обращения в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 3 ЛК РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено данным Кодексом, другими федеральными законами.
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), если иное не установлено настоящим Кодексом (часть 3 статьи 71 ЛК РФ).
В силу пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Согласно части 1 статьи 78 ЛК РФ договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются по результатам аукционов, проводимых путем повышения начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины).
Начальный размер арендной платы определяется в соответствии со статьей 73 ЛК РФ, но не ниже минимального размера арендной платы (пункт 4 части 4 статьи 79 ЛК РФ).
Из пункта 4 статьи 73 ЛК РФ следует, что для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".
Согласно пункту 2 статьи 614 ГК РФ размер арендной платы в договоре аренды может быть установлен, в частности, в виде платежей, вносимых периодически или единовременно, а также может предусматриваться сочетание различных способов определения арендной платы.
В связи с этим допускается установление арендной платы таким образом, когда государственное регулирование относится лишь к одному или нескольким элементам предусмотренного в договоре порядка определения размера арендной платы, при этом другие элементы платы утверждаются по результатам торгов, если это не противоречит порядку проведения торгов, установленному в соответствии с федеральным законом.
По смыслу пункта 4 статьи 447 ГК РФ по договору аренды государственного или муниципального имущества размер арендной платы, определяемый по результатам проведения торгов, не является регулируемым.
Как следует из материалов дела, Договор заключен в соответствии с условиями проведенного аукциона, при этом согласно пункту 9 протокола об итогах аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, от 09.12.2014 N 2 была сформирована итоговая цена Договора - 56 818 133 руб.
Цена включает себя минимальный размер арендной платы, определенный в соответствии со статьей 73 ЛК РФ, подлежащей перечислению в федеральный бюджет, а также сумму, превышающую минимальный размер, подлежащую уплате в бюджет Республики Карелия.
Общество (его правопредшественник) принимало участие в аукционе и заключило Договор, реализуя преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок; документация об аукционе включала проект Договора, пункт 2.1.1 которого содержал порядок расчета размера арендной платы, и в нем имелось указание на то, что размер арендной платы устанавливается с учетом двух коэффициентов, отсутствовало лишь само значение коэффициента повышения начальной цены предмета аукциона.
Условия аукциона в установленном законом порядке не оспаривались.
При этом в пункте 10 названного протокола указано, что размер арендной платы устанавливается путем произведения установленного ежегодного объема использования лесов на ставки платы за единицу объема лесных ресурсов, с учетом установленного коэффициента для расчета начальной цены предмета аукциона в размере 1,5 и коэффициента повышения начальной цены аукциона в результате его проведения в размере 9,25.
Данный пункт протокола (в том числе указанные в нем коэффициенты) воспроизведен в пункте 2.1.1 Договора.
Согласно протоколу о результатах аукциона от 09.12.2014 была зафиксирована итоговая цена предмета аукциона - 56 818 133 руб., а также определен порядок исчисления арендной платы.
При этом пунктом 2.1.4 Договора предусмотрено, что в случае изменения ежегодного объема использования лесов, действующих ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии с лесным законодательством, бюджетным и иным законодательством, изменения порядка исчисления арендной платы, размер арендной платы изменяется арендодателем в одностороннем порядке, с уведомлением об этом арендатора.
Учитывая правила толкования условий договора (статья 431 ГК РФ), пункт 2.1.4 Договора об изменении порядка исчисления арендной платы не может быть истолкован отдельно от пункта 2.1.1 Договора, определяющего порядок исчисления арендной платы. При этом отсутствие в пункте 2.1.4 Договора слова "пропорционально" не свидетельствует об ином смысловом значении указанного пункта.
Таким образом, в протоколе и в Договоре не предусмотрен такой порядок расчета арендной платы и ее индексации, который устанавливал бы индексацию только начальной цены аукциона.
При этом начальная цена аукциона утратила свое значение после того, как была сформирована цена договора путем подведения итогов проведения аукциона.
При таких обстоятельствах коэффициенты подлежат применению к итоговой цене аукциона.
Правильность методики осуществленного Министерством расчета арендной платы подтверждается вступившими в законную силу судебными актами по делам N А26-6769/2019, А26-11102/2019.
Размер арендной платы за объем рубок, произведенных в целях создания лесной инфраструктуры, указанный в уведомлениях, был рассчитан Министерством в соответствии с пунктом 2.1.1. Договора. В настоящем случае Коэффициенты 1,5 и 9,25 подлежат применению для расчета арендной платы за весь объем использования лесов в рамках Договора аренды лесного участка, в том числе за объемы изъятия лесных ресурсов в целях создания лесной инфраструктуры. Поскольку по условиям Договора размер арендной платы зависит от объема использования лесов, в обязанности арендатора, вырубившего лесные насаждения в целях создания объектов лесной инфраструктуры, входит уплата арендной платы за фактически вырубленную древесину, помимо заготовленной.
При этом иначе как в соответствии с пунктом 2.1.1 Договора рассчитать размер арендной платы не представлялось возможным.
Аналогичные выводы сделаны судами в рамках дела А26-11102/2019.
Доводы Общества были предметом исследований судов в рамках дел А26-6945/2021, А26-6413/2021, А26-11102/2019, А26-6769/2019.
Учитывая изложенное суд пришел к правильному выводу, признав требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В апелляционной жалобе не приведены доводы, опровергающие выводы суда первой инстанции. Судом полно и всесторонне исследованы материалы и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение судебного акта, судом при разрешении спора не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 27.04.2021 по делу N А26-1976/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.С. Полубехина |
Судьи |
С.А. Нестеров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-1976/2020
Истец: Государственное казенное учреждение Республики Карелия "Пряжинское центральное лесничество", Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия
Ответчик: ООО "Карлис-Вяртсиля"