г. Вологда |
|
08 декабря 2022 г. |
Дело N А52-811/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2022 года.
В полном объёме постановление изготовлено 08 декабря 2022 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Зайцевой А.Я. и Зреляковой Л.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Поповым Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" посредством веб-конференции апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "НДГ-Псков" на решение Арбитражного суда Псковской области от 16 сентября 2022 года по делу N А52-811/2022,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по природным ресурсам и экологии Псковской области (адрес: 180001, Псковская область, город Псков, улица Некрасова, дом 23; ОГРН 1056000309331, ИНН 6027087659; далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Псковской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "НДГ-Псков" (адрес: 180005, Псковская область, город Псков, улица Пограничная, дом 22, офис 4, ОГРН 1176027008640, ИНН 6027183289; далее - Общество) о взыскании 467 228 руб. 30 коп. задолженности по договору аренды лесного участка от 03.07.2008 N 13 за период с 2018 по 2019 год.
Общество обратилось в суд с встречным иском к Комитету о признании действительным дополнительного соглашения от 28.12.2010 N 2.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство лесного хозяйства.
Решением суда от 16 сентября 2022 года с Общества в пользу Комитета взыскано 244 394 руб. 70 коп. задолженности. В удовлетворении остальной части иска отказано. С Общества в доход федерального бюджета взыскано 6 457 руб. государственной пошлины. В удовлетворении встречного иска отказано.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на то, что годовая арендная плата напрямую зависит от стоимости задекларированного годового объема древесины, указанного в ведомости материально-денежной оценки лесосек и должна ей соответствовать. Условия договора сторонами не изменялись. Истцом ошибочно рассчитана арендная плата; пропущен срок исковой давности.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда.
Как следует из материалов дела, Государственный комитет Псковской области по природным ресурсам и экологии (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договор аренды лесного участка, расположенного на землях лесного фонда на территории Псковской области от 03.07.2008 N 13, в соответствии с которым арендатор принял в пользование лесной участок площадью 1393 га, из которых: эксплуатационные - 1393 га, который расположен на территории Псковской области Псковского района Псковского лесничества - филиала ГУ "Управления природными ресурсами Псковской области" Псковского участкового лесничества Ручьевского мастерского участка в кварталах 27, 28, 31, 34-36, 39, 40, 46, 48, 54-56, 67. Кадастровый номер участка 60:18:000000:0591.
Схема расположения лесного участка и его характеристика приведены в приложениях 1 и 2 к договору. Лесной участок передается арендатору для использования в целях заготовки древесины в объемах, указанных в приложении 3 к договору (пункты 3, 4 договора).
Стоимость арендной платы составила 277 541 руб. в год (приложение 4 к договору). Размер арендной платы устанавливается с повышением на 10% от рассчитанной на основании действующих ставок за единицу объема лесных ресурсов и ежегодного установленного объема изъятия лесных ресурсов (древесины) на арендуемом лесном участке. Размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, установленных в соответствии со статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации. Об изменении арендной платы арендодатель уведомляет арендатора письмом.
На основании решения внеочередного собрания участников ООО "НДГ" было реорганизовано путем выделения новых обществ, в результате выделения истец стал правопреемником ООО "НДГ" по договору от 03.07.2008 N 13.
Дополнительным соглашением от 28.12.2010 N 2 к договору стороны внесли изменения в договор и в пункте 2 договора допустимый ежегодный объем изъятия лесных ресурсов установили в размере 2,7 тыс. куб. м, вместо установленных ранее в договоре 3,4 тыс. куб. м.
На основании подпункта 13 пункта 2 Указа Губернатора Псковской области от 26.10.2018 N 62-УГ Государственный комитет Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды переименован в Комитет по природным ресурсам и экологии Псковской области.
При проведении плановой выездной проверки Комитета Федеральным агентством лесного хозяйства (Рослесхоз) выявлен неполученный доход (арендная плата) бюджетов за 2018 и 2019 года в связи с уменьшением объемов заготавливаемой древесины дополнительным соглашением от 28.12.2010 N 2, в связи с чем Комитет направил Обществу претензию с требованием погасить задолженность по арендной плате за 2018 год в размере 222 833 руб. 60 коп. и за 2019 год в размере 244 394 руб. 70 коп. в федеральный бюджет и бюджет субъекта.
Поскольку задолженность Обществом не погашена, претензионные требования оставлены без удовлетворения, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Обществом заявлено встречное исковое заявление о признании дополнительного соглашения от 28.12.2010 N 2 действующим.
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, первоначальный иск удовлетворил частично; в удовлетворении встречного иска отказал.
Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с обжалуемым судебным актом.
Согласно положениям частей 1 и 2 статьи 94 Лесного кодекса (далее - ЛК РФ) использование лесов в Российской Федерации является платным, за использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений.
Размер арендной платы определяется в соответствии со статьей 73 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 94 ЛК РФ).
На основании части 3 статьи 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации.
В силу статьи 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
На основании части 1 статьи 73 ЛК РФ размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 указанной статьи.
Согласно части 4 статьи 73 указанного Кодекса для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310) утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.
В соответствии с частью 2 статьи 74 ЛК РФ (в редакции Федерального закона от 29.12.2010 N 442-ФЗ, действовавшей до 22.07.2014) при заключении договора аренды такого лесного участка по результатам аукциона, изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается, за исключением случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 ЛК РФ, то есть, если осуществление мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей вследствие лесных пожаров, или последствий этой чрезвычайной ситуации повлекло за собой существенное изменение обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при заключении такого договора.
Согласно части 2 статьи 74 ЛК РФ (в редакции Федерального закона от 29.12.2010 N 442-ФЗ до редакции от 21.07.2014 N 250-ФЗ, действовавшей на момент заключения дополнительного соглашения к договору аренды) при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускалось, за исключением случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 ЛК РФ.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 29.05.2014 N 1021-0 указал, что часть 2 статьи 74 ЛК РФ о недопустимости при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона - изменения условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон, за исключением случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 данного Кодекса, создает наряду с другими законоположениями необходимую правовую основу порядка предоставления в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и направлена на обеспечение баланса интересов и равноправия участников аукциона, защиту публичных интересов, а также на предотвращение злоупотреблений при предоставлении в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а потому не может рассматриваться как нарушающая конституционные права заявителя в указанном им аспекте.
В последующем Федеральным законом от 21.07.2014 N 250-ФЗ "О внесении изменений в статьи 74 и 81 Лесного кодекса Российской Федерации" редакция части 2 статьи 74 ЛК РФ была изменена, указанная норма в этой редакции содержала положения, согласно которым при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такие изменения обстоятельств возникли вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стали основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр, а также случая, предусмотренного частью 7статьи 53.7 настоящего Кодекса.
При этом введенная этим же Федеральным законом от 21.07.2014 N 250-ФЗ в статью 74 ЛК РФ часть 2.1 содержала положение о том, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам аукциона, может быть изменен только по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
В настоящее время аналогичные нормы закреплены в статье 74.1 ЛК РФ (статья 74.1 ЛК РФ введена Федеральным законом от 29.06.2015 N 206-ФЗ и действует c 01.10.2015).
Таким образом, осуществление лесопользования и взимание арендной платы в соответствии с договором аренды не могло быть изменено до 22.07.2014 (за исключением случаев существенного изменения обстоятельств вследствие осуществления мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей вследствие лесных пожаров, или последствий этой чрезвычайной ситуации), а с указанной даты условия сделки в установленном порядке могли быть изменены только по решению суда.
Начисление арендной платы по договорам аренды лесных участков, заключенным по результатам торгов в меньшем размере от установленного на торгах, в том числе, в результате заключения по соглашению сторон дополнительных соглашений в части изменения объемов заготавливаемой древесины и размера арендной платы, привело к изменению условий торгов, что противоречит прямому запрету установленному частями 2, 2.1 статьи 74, частью 2 статьи 73.1, статьей 74.1 ЛК РФ в соответствующих редакциях (постановление Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 17.12.2013 N 12157/13).
Системное толкование указанных положений ЛК РФ позволяет сделать вывод о том, что на момент заключения сторонами дополнительного соглашения от 28.12.2010 N 2 к договору закон не допускал возможность изменения условий договора аренды лесного участка на основании соглашения сторон такого договора.
Доказательств наличия особых (специальных) обстоятельств, установленных статьей 53.7 ЛК РФ, в материалы дела не представлено.
Приведенные правовые подходы определены Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 17.12.2013 N 12157/13 по делу N А28-5083/2012 и Верховным Судом Российской Федерации, в определении от 12.01.2015 N 301ЭС14-448 по делу N А43-21805/2013.
В обоснование своей позиции ответчик ссылается на выявление противоречий с проектом освоения лесов и лесохозяйственным регламентом, в результате которого выявлены несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию.
Однако изменение количественных и качественных характеристик лесного участка на основании проекта освоения лесов в настоящем спорном случае не является основанием для изменения условий договора, поскольку обратное противоречило бы действовавшим на момент заключения дополнительного соглашения требованиям части 2 статьи 74 ЛК РФ.
При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о том, что дополнительное соглашение от 28.12.2010 N 2 к договору заключено в обход установленного законом (пункта 2 статьи 71 ЛК РФ) запрета и в силу статьи 168 ГК РФ является ничтожным. Арендатор обязан вносить арендную плату в размере, предусмотренном договором, с учетом изменений коэффициентов индексации на основании постановлений Правительства Российской Федерации.
По расчету истца размер недоплаченной арендной платы, составляющей разницу между размером платы в силу условий договора и фактической внесенной ответчиком в соответствии с условиями дополнительного соглашения: за 2018 год - 222 833 руб. 60 коп (из них в федеральный бюджет - 202 576 руб., в областной бюджет - 20 257 руб. 60 коп.); за 2019 год - 244 394 руб. 70 коп (из них в федеральный бюджет - 222 177 руб., в областной бюджет - 22 217 руб. 70 коп.).
Расчет задолженности проверен судом и признан соответствующим условиям договора.
Ответчиком заявлено о применении срока исковой давности по требованию о внесении арендной платы за 2018 год.
В соответствии со статьей 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 ГК РФ (пункт 1 статьи 196 ГК РФ).
Истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 ГК РФ).
По смыслу пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности по иску, вытекающему из нарушения одной стороной договора условия об оплате товара (работ, услуг) по частям, начинается в отношении каждой отдельной части. Срок давности по искам о просроченных повременных платежах (проценты за пользование заемными средствами, арендная плата и т.п.) исчисляется отдельно по каждому просроченному платежу (пункт 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43).
Поскольку спорные отношения вытекают из договора аренды, которым стороны согласовали порядок и сроки внесения арендной платы за пользование лесным участком, то о нарушении своего права истец должен был узнать с момента невнесения арендатором арендной платы в полном объеме в сроки, установленные договором.
В силу пункта 7 договора арендатор вносит арендную плату согласно приложению N 4 ежемесячно в размере 1/10 от годовой арендной платы (с февраля по ноябрь) до 15 числа каждого месяца.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что в данном случае арендная плата подлежит внесению десятью платежами, первый до 15 февраля и последний платеж до 15 декабря года, иного из соглашения сторон не следует.
Таким образом, арендная плата за 2018 год должна была быть внесена до 15.12.2018, срок исковой давности исчисляется с 28.02.2022 (дата обращения в суд) и оканчивается 28.01.2019 (с учетом соблюдения сторонами претензионного порядка).
С учетом соблюдения претензионного порядка разрешения спора, срок исковой давности по требованию о взыскании задолженности за 2018 год истек.
В части отказа в удовлетворении иска решение суда Комитетом не обжалуется.
Требования истца за 2019 год в размере 244 394 руб. 70 коп. заявлены в пределах срока исковой давности и подлежат удовлетворению.
С правовой аргументацией выводов суда первой инстанции суд апелляционной инстанции согласен.
В удовлетворении встречного иска Общества отказано правомерно, с учетом вышеизложенных обстоятельств дела, поскольку дополнительное соглашение от 28.12.2010 N 2 к договору заключено в обход установленного законом (пункта 2 статьи 71 ЛК РФ) запрета и в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации является ничтожным.
Решение суда соответствует имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, судом при рассмотрении спора не допущено.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Псковской области от 16 сентября 2022 года по делу N А52-811/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "НДГ-Псков" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Шадрина |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А52-811/2022
Истец: Комитет по природным ресурсам и экологии Псковской области
Ответчик: ООО "НДГ-Псков"
Третье лицо: Федеральное агентство лесного хозяйства