г. Челябинск |
|
08 декабря 2022 г. |
Дело N А07-29909/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 декабря 2022 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Арямова А.А., Бояршиновой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31 августа 2022 года по делу N А07-29909/2021.
Общество с ограниченной ответственностью "ИндиФуд" (далее - заявитель, общество, ООО "ИндиФуд") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан к Государственному учреждению - Региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, Фонд) с заявлением о признании недействительными уведомление о страховом тарифе на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 28.04.2021, уведомление об отказе в пересмотре страхового тарифа от 30.06.2021 N 16-01-09/05-1394, решение об отказе в удовлетворении жалобы от 17.09.2021 N 06-09/0205-6075, обязать установить с января 2021 года размер страхового тарифа, исходя из фактически осуществляемого вида экономической деятельности по коду 46.32 "Торговля оптовая мясом и мясными продуктами".
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31.08.2022 (резолютивная часть решения объявлена 22.08.2022) по делу N А07-29909/2021 заявленные требования удовлетворены частично, уведомление от 30.06.2021 об отказе в пересмотре страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний признано недействительным, суд обязал Фонд установить для ООО "ИндиФуд" с января 2021 года размер страхового тарифа, исходя из фактически осуществляемого вида экономической деятельности по коду 46.32 "Торговля оптовая мясом и мясными продуктами". В удовлетворении остальной части требований отказано. С Фонда в пользу ООО "ИндиФуд" взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.
Не согласившись с вынесенным решением, Фонд (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) обратился в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель указывает, что у Филиала N 1 ГУ - РО ФСС РФ отсутствовали сведения об фактически осуществляемой страхователем деятельности. В установленный срок до 15.04.2021 ООО "ИндиФуд" необходимые документы не представило и вправе было заниматься любым из заявленных в учредительных документах видов деятельности в течение страхового года. Следовательно, Филиал N 1 ГУ - РО ФСС РФ РБ правомерно отнёс страхователя к тому виду деятельности, который из заявленных обществом по сведениям ЕГРЮЛ видам деятельности имеет наиболее высокий класс профессионального риск, и установил тариф страхового взноса на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 0.90 процента.
Сведения о видах экономической деятельности юридического лица, содержащиеся в учредительных документах, подлежат обязательному указанию в заявлении о государственной регистрации юридического лица при его создании и подлежат включению регистрирующим (налоговым) органом в ЕГРЮЛ. В случае изменения сведений о кодах по ОКВЭД, содержащихся в ЕГРЮЛ, юридические лица обязаны сообщить об этом в регистрирующий (налоговый) орган.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
До начала судебного заседания ООО "ИндиФуд" и Фонд направили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствии своих представителей.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, своих представителей не направили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по имеющимся в материалах дела документам.
До начала судебного заседания ООО "ИндиФуд" через систему "Мой Арбитр" направило отзыв на апелляционную жалобу с доказательствами его направления в адрес Фонда.
В порядке части 2 статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные ООО "ИндиФуд" документы приобщены к материалам дела.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, ООО "ИндиФуд" в 2021 году несвоевременно подтвердило свой основной вид экономической деятельности в соответствии с Правилами отнесения видов деятельности к классу профессионального риска, утвержденными Приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 N 55.
Фонд самостоятельно установил в качестве основного тот вид деятельности, который имел наиболее высокий класс профессионального риска из видов деятельности, перечисленных в выписке из ЕГРЮЛ.
Фондом в адрес Общества было направлено уведомление о страховом тарифе на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 28.04.2021, которым был установлен в отношении Общества основной вид экономической деятельности по коду 43.34 - "Производство малярных и стекольных работ", и определен 8 класс профессионального риска, что соответствует страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 0,90 % к суммам выплат.
Общество не согласилось с вышеуказанным уведомлением, так как присвоенный Фондом Обществу вид деятельности по коду 43.34 организацией не осуществлялся, не соответствовал действительности.
ООО "ИндиФуд" 24.06.2021 предоставило в Фонд заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности, справку-подтверждение основного вида экономической деятельности и пояснительную записку (от 24.06.2021 N 1356). В соответствии с представленным заявлением основным видом экономической деятельности Общества подтвержден код 46.32 - "Торговля оптовая мясом и мясными продуктами".
Уведомлением от 30.06.2021 N 16-01-09/05-1394 Фонд отказал в пересмотре тарифа в виду несвоевременного (до 15.08.2021) предоставления заявления. Отправленное 24.06.2021 заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности и справка-подтверждение Фондом при отказе учтены не были.
Не согласившись с отказом, заявитель подал жалобу от 09.08.2021 N 243 на отказ о пересмотре страхового тарифа в вышестоящую организацию - Государственное учреждение - Региональное отделение Фонд социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан. Ответом от 17.09.2021 за N 06-09/0205-6075 жалоба не удовлетворена в виду того, что Фонд правовых оснований для пересмотра тарифа не усмотрел.
Вышеуказанные отказы Фонда в пересмотре тарифа послужили основанием для обращения заявителя в Арбитражный суд Республики Башкортостан с настоящим заявлением.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что основным видом экономической деятельности фактически является ОКВЭД 46.32 - "Торговля оптовая мясом и мясными продуктами", Фондом не доказано фактическое осуществление заявителем иного вида деятельности в качестве основного.
Оценив повторно в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлены Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ), в соответствии с положениями которого одним из основных принципов обязательного социального страхования является дифференцированность страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска, под которым понимается уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, расходов на обеспечение по страхованию, сложившийся по видам экономической деятельности страхователя. Тарифы дифференцируются по отраслям экономики в зависимости от класса профессионального риска.
В статье 21 Федерального закона N 125-ФЗ предусмотрено, что страховые тарифы, дифференцированные по классам профессионального риска, устанавливаются Федеральным законом.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона N 125-ФЗ страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком. Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 утверждены Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска (далее - Правила N 713), в соответствии с которыми экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами (пункт 8 Правил N 713).
В силу пункта 11 Правил N 713 основной вид деятельности страхователя - юридического лица, а также виды экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, ежегодно подтверждаются страхователем в порядке, предусмотренном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Подтверждение основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, осуществляется в соответствии с Порядком подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 N 55 (далее - Порядок N 55).
На основании пункта 2 Порядка N 55 основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно в соответствии с пунктом 9 Правил N 713, согласно которому основным видом экономической деятельности для коммерческой организации является вид деятельности, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг.
Если страхователь осуществляет свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, распределенным равными частями в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг, он подлежит отнесению к основному виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых им видов экономической деятельности (пункт 14 Правил N 713).
В соответствии с пунктом 3 Порядка N 55 для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок не позднее 15 апреля представляет в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации следующие документы, а именно: заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 1 к этому Порядку, справку-подтверждение основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 2 к Порядку N 55, копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год (кроме страхователей - субъектов малого предпринимательства). Документы, указанные в настоящем пункте, представляются на бумажном носителе либо в форме электронного документа.
Пунктом 4 Порядка N 55 предусмотрено, что территориальный орган Фонда в двухнедельный срок с даты представления документов, указанных в пункте 3 этого Порядка, уведомляет страхователя об установленном ему с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем классу профессионального риска основного вида экономической деятельности страхователя.
В соответствии с пунктом 5 Порядка N 55 (в действующей с 26.02.2017 редакции) в случае если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля (включительно) не представил документы, указанные в пункте 3 названного Порядка, территориальный орган Фонда относит в соответствующем году данного страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по 6 Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска.
Аналогичные положения содержит и пункт 13 Правил N 713, согласно которым если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, не подтверждает основной вид экономической деятельности, такой страхователь в соответствующем году подлежит отнесению к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, общество в целях подтверждения основного вида экономической деятельности на 2021 год не представило в Фонд до 15.04.2021 документы, предусмотренные в пункте 3 Порядка N 55, что не оспаривается заявителем.
В виду несвоевременного предоставления ООО "ИндиФуд" (до 15.04.2021) в территориальный орган ФСС по месту своей регистрации документов для подтверждения основного вида деятельности на 2021 год.
Фонд Уведомлением от 28.04.2021 самостоятельно установил обществу наиболее высокий класс профессионального риска из видов экономической деятельности на основании документов, в которых приведены сведения о видах экономической деятельности нашей организации (предположительно выписка из ЕГРЮЛ). При этом Фонд выбрал не основной ОКВЭД по коду 46.32. - "Торговля оптовая мясом и мясными продуктами", который относится к I классу профессионального риска с размером страхового тарифа 0,2 %, а дополнительный ОКВЭД по коду 43.34.-"Производство малярных и стекольных работ", для которого установлен 8 класс профессионального риска с размером страхового тарифа 0,9 %.
ООО "ИндиФуд" 24.06.2021 предоставило сведения в Фонд в форме заявления о подтверждении основного вида экономической деятельности, справку-подтверждение основного вида экономической деятельности, из которой следует, что доля доходов и поступлений по деятельности согласно коду ОКВЭД 46.32 составляет 100 %, и пояснительную записку о пропуске срока (от 24.06.2021 N 1356).
Фонд Уведомлением от 30.06.2021 N 16-01-09/05-1394 отказал Обществу в установлении и пересмотре тарифа.
ООО "ИндиФуд" 09.08.2021 обжаловало данный отказ в вышестоящий орган.
17.09.2021 ГУ - РО Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан проанализировав доводы изложенные в жалобе, пришел к выводу о том, что Уведомления от 28.04.2021 и от 30.06.2021 являются законными и обоснованными.
При установлении наиболее высокого класса профессионального риска обществу Фондом не установлен фактически осуществляемый вид деятельности, поскольку при определении страхового тарифа следует исходить из деятельности которую ООО "ИндиФуд" фактически осуществляло.
Такая деятельность определяется не только по данным из ЕГРЮЛ, но и по итогам экономической деятельности предыдущего года, с учетом ранее представленных страхователем документов и сведений.
Ранее в Фонд представлялись сведения по основному виду экономической деятельности ООО "ИндиФуд" по коду 46.32. "Торговля оптовая мясом и мясными продуктами", что Фондом не оспаривается.
Материалами дела подтверждено, что ООО "ИндиФуд" осуществляет свою деятельность по основному виду экономической деятельности "Торговля оптовая мясом и мясными продуктами". Указанный код соответствует 1 классу профессионального риска и страховому тарифу 0,2 %. (ОКВЭД 46.32).
Фактически размер страхового тарифа определен Фондом без учета ранее осуществленного и осуществляемого обществом вида деятельности, а также в отсутствие доказательств фактического осуществления обществом вида деятельности, указанного Фондом.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции, исследовав представленные доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного кодекса Российской Федерации, установив, что ООО "ИндиФуд" документально подтвердило основной вид деятельности - 46.32. "Торговля оптовая мясом и мясными продуктами", законно и обоснованно принял обжалуемый судебный акт.
Доводы подателя жалобы о недоказанности обоснованности заявленного обществом тарифа, не нашли своего подтверждения. Доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу.
Таким образом, решение суда является правильным, нарушений норм материального и процессуального права, ведущих к отмене судебного акта, не допущено, при рассмотрении дела судом установлена, исследована и оценена вся совокупность обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
С учётом изложенного, решение суда первой инстанции соответствует нормам материального и процессуального права, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Согласно статье 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Фонд освобожден от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики от 31 августа 2022 года по делу N А07-29909/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Г. Плаксина |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-29909/2021
Истец: ООО ИНДИФУД
Ответчик: ГУ-РО Фонд социального страхования РФ по РБ