город Ростов-на-Дону |
|
08 декабря 2022 г. |
дело N А32-14696/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 декабря 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Величко М.Г.
судей Барановой Ю.И., Сороки Я.Л.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семичасновым И.В.
при участии:
от истца: представитель Палий П.И. по доверенности N 74/22 от 19.08.2022;
от ответчика: представителей не направил, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭкоВилла"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.10.2022 по делу N А32-14696/2022
по иску общества с ограниченной ответственностью "ЭкоЮг" (ИНН 2337035220, ОГРН 1162375062695)
к ответчику обществу с ограниченной ответственностью "ЭкоВилла"
(ИНН 2315995138, ОГРН 1172375038978)
о взыскании задолженности, неустойки,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЭкоЮг" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ЭкоВилла" (далее - ответчик) о взыскании задолженности по договору N 883 ЮН/21 от 25.11.2021 за период с 01.01.2020 по 31.12.2021 в размере 74 921 рубль 53 копейки, неустойки в размере 2 450 рублей 74 копейки.
Истцом в процессе рассмотрения спора было заявлено ходатайство от 13.09.2022 об уменьшении исковых требований, согласно которому истец просил взыскать задолженность по договору N 883 ЮН/21 от 25.11.2021 за период с 01.01.2020 по 31.12.2021 в размере 46 613,85 рублей, неустойку в размере 2 450,74 рублей.
Ходатайство об уменьшении исковых требований мотивировано учетом платежей по ряду платежных поручений, согласно которым ответчик частично погасил сумму основного долга в размере 28 307 рублей 68 копеек.
Ходатайство об уменьшении исковых требований судом рассмотрено и удовлетворено в порядке статьи 49 АПК РФ.
Решением от 06.10.2022 с ответчика в пользу истца взыскана задолженность по договору N 883 ЮН/21 от 25.11.2021 за период с 01.01.2020 по 31.12.2021 в размере 46 613 рублей 85 копеек, неустойка в размере 2 450 рублей 74 копейки, а также в возмещение судебных расходов по оплате государственной пошлины по иску в размере 3 095 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 06.10.2022 отменить полностью и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы заявитель указывает, что ответчиком не оспаривается правильность расчета по нормативу, но при этом заявлялось в суде первой инстанции о фактическом не оказании услуг, которые были по данному нормативу якобы оказаны. В подтверждение факта неоказания услуг ответчиком было предоставлено заключение специалиста, которому не дана надлежащая оценка. Суд первой инстанции необоснованно отказал в ходатайствах о назначении экспертизы и истребовании доказательств.
В просительной части апелляционной жалобы ответчиком заявлены ходатайства о назначении судебной экспертизы и об истребовании доказательств.
Ответчик просит назначить по делу судебную экспертизу и поставить перед экспертом следующие вопросы: "Какое количество ТКО (весом и объемом) было образовано в магазине ООО "Эковилла", находящимся в г. Новороссийске, ул. Советов/Цедрика/Карла Маркса, дом 68/3/43, к. 4 за период с 01.01.2020 по 31.12.2021? Какое количество ТКО образовывается в месяц в данном магазине?". Истребовать у ООО "ЭкоЮг" заключенные договоры на оказание услуг по вывозу ТКО между ООО "ЭкоЮг" и другими потребителями
Ходатайство ответчика о назначении экспертизы надлежит отклонить, так как исследование фактических объемов накопления в период судебного разбирательства в конце 2022 года не позволит отнести результаты такого исследования на ретроспективный период (2020-2021 годы) и, соответственно, не будет являться достоверным доказательством. Как не подлежит и удовлетворению ходатайство об истребовании договоров с иными потребителями, поскольку примененный региональным оператором норматив накопления исчисляется от площади помещений и вида деятельности, которые являются индивидуальными у каждого потребителя.
Представитель истца в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав представителя истца, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из искового заявления, по договору N 883 ЮН/21 от 25.11.2021 истец оказал ответчику услуги по вывозу ТКО за период с 01.01.2020 по 31.12.2021 на сумму 74 921 рублей, что подтверждается данными спутниковой навигации (ГЛОНАСС) по общей контейнерной площадке по адресу: г. Новороссийск, ул. Карла Маркса 37/ул. Советов, 66.
Расчет объема оказанных услуг был произведен в соответствии с пунктом 5.1 договора, т.е., исходя из нормативов накопления.
Расчет объема произведен в соответствии с действующими на тот момент нормативами накопления твердых коммунальных отходов в Краснодарском крае (торговая площадь магазина 38,6 кв.м. - объем 4,664 м3 в месяц, иная площадь 21,6 кв.м. - объем 0,418 м3 в месяц).
В соответствии с приложением N 1 к договору у ответчика имеется продовольственный магазин, торгующий готовой алкогольной продукцией.
Истцом в адрес ответчика была направлена претензия с требованием об оплате задолженности.
Претензия оставлена ответчиком без удовлетворения.
Ненадлежащее исполнение ответчиком обязанности по оплате оказанных услуг явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с рассматриваемыми исковыми требованиями.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Приказом Министерства ТЭК и ЖКХ Краснодарского края от 12.11.2018 N 490 истцу присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по Новороссийской зоне деятельности, в которую входят г. Новороссийск и г.-к. Геленджик, на основании чего истец является единственным поставщиком указанных услуг и осуществляет свою деятельность с 01.01.2020.
После получения от ответчика заявки на заключение договора, истец подготовил и направил ответчику два экземпляра подписанного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 833-ЮН/21 от 25.11.2021.
Согласно п. 8 (11), 8 (12) Постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641" (далее - Постановление N 1156) потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
В случае, если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора.
Ответчик в течение указанного срока подписанный экземпляр договора или мотивированный отказ от подписания не направил.
Пунктом 8 (17) Постановления N 1156 установлено, что региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Истец разместил проект типового договора, предложение о заключении договора на официальном сайте в сети "Интернет", в газете "Кубанские новости" от 24.12.2019 N 199 (6774), в газете "Прибой" от 26.12.2019 N 153-154, газете "Новороссийский рабочий" от 28.12.2019.
Между сторонами сложились правоотношения, регулируемые нормами гражданского законодательства Российской Федерации о возмездном оказании услуг (глава 39 Гражданского кодекса Российской Федерации). В соответствии со статьей 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (пункт 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").
Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"). Зона деятельности регионального оператора представляет собой территорию или часть территории субъекта Российской Федерации, на которой региональный оператор осуществляет деятельность на основании соглашения, заключаемого с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей (пункт 7 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").
Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов (пункт 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").
Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления (пункт 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").
Юридические лица, в результате деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы (пункт 6 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").
Ответчиком не представлено доказательств наличия в его собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы.
В силу статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Поскольку любая хозяйственная деятельность влечет за собой образование ТКО, на обществе лежит обязанность по заключению договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором.
В силу статьи 24.10 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Нормативы накопления твердых коммунальных отходов могут устанавливаться дифференцированно в отношении различных территорий субъекта Российской Федерации и различных категорий потребителей услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также с учетом других критериев, установленных Правительством Российской Федерации.
Порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 269 (далее - Правила).
Согласно п. 4 Правил, нормативы могут устанавливаться дифференцированно в отношении:
а) территорий субъекта Российской Федерации - муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами;
б) категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц;
в) категорий объектов, на которых образуются отходы;
г) видов и групп отходов, а также групп однородных отходов.
Пунктами 5, 6 Правил установлено, что категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом.
Определение нормативов накопления производится отдельно по каждой категории объектов.
Таким образом, законодательством не предусмотрено установление норматива накопления ТКО в индивидуальном порядке.
Нормативы накопления ТКО в Краснодарском крае утверждены постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 17.03.2017 N 175 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов в Краснодарском крае".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года N 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра (далее - Правила N 1039). В силу пункта 3 названных Правил места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов. Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее - реестр) представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 11 Правил N 1039).
Расчет объема произведен истцом в соответствии с действующими на тот момент нормативами накопления твердых коммунальных отходов в Краснодарском крае (торговая площадь магазина 38,6 кв.м. - объем 4,664 м3 в месяц, иная площадь 21,6 кв.м. - объем 0,418 м3 в месяц).
Представленный истцом расчет проверен судом и признан правильным.
На основании изложенного, с ответчика в пользу истца взыскана задолженность за период с 01.01.2020 по 31.12.2021 в размере 46 613 рублей 85 копеек.
Также истцом было заявлено требование о взыскании неустойки в размере 2 450,74 рублей по состоянию на 25.02.2022.
В соответствии с пунктом 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации, исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием вещи должника, поручительством, независимой гарантией, задатком, обеспечительным платежом и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Пункт 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства
Как указано в пункте 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором, денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.
Согласно п. 3.5. договора, потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца следующего за месяцем, в котором была оказана услуга (соответствует п. 6 Типового договора).
В соответствии с пунктом 7.4 договора (соответствует п. 22 Типового договора) в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального Банка РФ, установленный на день предъявления соответствующего требования от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Представленный истцом расчет неустойки проверен судом и признан правильным.
Ответчиком контррасчет не представлен.
Рассмотрев ходатайство ответчика об истребовании доказательств, суд первой инстанции пришел к следующим выводам.
В представленном ходатайстве ответчик просит истребовать у истца заключенные договоры на оказание услуг по вывозу ТКО между ООО "ЭкоЮг" и другими потребителями, которые также осуществляют накопление ТКО в установленных контейнерах, акты выполненных работ и счета на оплату в отношении данных потребителей за период взыскания задолженности ПО данному делу. Истребование данных доказательств мотивировано необходимостью правильного определения объема выработанного ТКО.
Согласно п. 9 Постановления N 1156, пп. а) п 13. Типового договора потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
Схема обращения с ТКО Краснодарского края утверждена приказом Министерства ТЭК и ЖКХ Краснодарского края от 16.01.2020 N 19.
В случае отсутствия индивидуальной контейнерной площадки для накопления ТКО, при заключении договора местом накопления ТКО определяется ближайшее к потребителю место накопления ТКО общего пользования в соответствии со схемой обращения с ТКО. Согласно приложению N 1 к договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 833-ЮН/21 от 25.11.2021 г. местом накопления ТКО является общая контейнерная площадка по адресу: г. Новороссийск, ул. Карла Маркса 37/ул. Советов, 66.
Истребуемые доказательства направлены на фактическое оспаривание установленных нормативов накопления.
Таким образом, суд не установил оснований для удовлетворения ходатайства ответчика от 12.09.2022 об истребовании доказательств.
Довод ответчика о том, что размер платы за услугу, зависит от фактических объемов транспортируемых ТКО, применительно к правоотношениям, вытекающим из договора, заключенного между истцом и ответчиком по типовой форме, не находит правового обоснования.
Предоставленное ответчиком в дело заключение специалиста-оценщика Труфляк Т.Ю. также не может опровергнуть размер платы исчисленной по нормативу накопления.
Размер платы по договору не зависит от фактического объема накапливаемых ТКО, так как определяется расчетным путем, исходя из площади помещений и нормативов накопления, которые носят фиксированный и неизменный характер. Следовательно, и размер платы также носит постоянный характер. К тому же, положения договора не предполагают изменения размера платы в зависимости от фактического объема оказанных услуг.
На основании вышеуказанного, суд апелляционной инстанции полагает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению. Суд первой инстанции правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.10.2022 по делу N А32-14696/2022 оставить без изменений, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Г. Величко |
Судьи |
Ю.И. Баранова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-14696/2022
Истец: ООО " ЭкоЮГ"
Ответчик: ООО "Эковилла"