город Воронеж |
|
08 декабря 2022 г. |
Дело N А35-9436/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 декабря 2022 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ушаковой И.В.,
судей Донцова П.В.,
Воскобойникова М.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шиловой А.В.,
при участии:
от индивидуального предпринимателя Уваровой Светланы Юрьевны: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Курска: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Областного казенного учреждения "Дирекция по управлению особо охраняемыми природными территориями, парками, скверами и лесами Курской области": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Комитета по управлению имуществом Курской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Курска на решение Арбитражного суда Курской области от 01.08.2022 по делу N А35-9436/2021 по заявлению индивидуального предпринимателя Уваровой Светланы Юрьевны (ОГРНИП 311463233400086, ИНН 463200224972) к Комитету по управлению муниципальным имуществом г. Курска о признании решения Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Курска от 15.09.2021 N 9347/0701-14 об отказе в выдаче разрешения на использование земельного участка незаконным; об обязании комитета по управлению муниципальным имуществом г. Курска предоставить ИП Уваровой С. Ю. часть земельного участка с кадастровым номером 46:29:102322:30 для размещения лодочной станции,
третьи лица - Областное казенное учреждение "Дирекция по управлению особо охраняемыми природными территориями, парками, скверами и лесами Курской области", Комитет по управлению имуществом Курской области,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Уварова Светлана Юрьевна (далее -ИП Уварова С.Ю., предприниматель, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Курской области с заявлением к комитету по управлению муниципальным имуществом города Курска (далее - комитет, заинтересованное лицо) о признании решения комитета по управлению муниципальным имуществом города Курска от 15.09.2021 N 9347/0701-14 об отказе в выдаче разрешения на использование земельного участка незаконным; об обязании комитета по управлению муниципальным имуществом города Курска предоставить ИП Уваровой С.Ю. часть земельного участка с кадастровым номером 46:29:102322:30 для размещения лодочной станции.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены областное казенное учреждение "Дирекция по управлению особо охраняемыми природными территориями, парками, скверами и лесами Курской области" (далее - ОКУ "Дирекция ООПТ"), комитет по управлению имуществом Курской области.
Решением Арбитражного суда Курской области от 01.08.2022 по делу N А35-9436/2021 требование ИП Уваровой С.Ю. удовлетворено. Признано незаконным решение комитета по управлению муниципальным имуществом г. Курска от 15.09.2021 N 9347/0701-14 об отказе в выдаче разрешения на использование земельного участка. На комитет по управлению муниципальным имуществом г. Курска возложена обязанность повторно рассмотреть заявление ИП Уваровой С.Ю. от 24.08.2021
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, комитет по управлению муниципальным имуществом города Курска обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просил обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
Рассмотрение апелляционной жалобы откладывалось.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции 24.11.2022 лица, участвующие в деле, явку полномочных представителей не обеспечили.
Учитывая наличие в материалах дела доказательств надлежащего извещения указанных лиц о месте и времени судебного заседания, апелляционная жалоба была рассмотрена в отсутствие их представителей в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Через электронный сервис подачи документов "Мой Арбитр" от комитета по управлению муниципальным имуществом города Курска поступило дополнение к апелляционной жалобе.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 01.12.2022.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы (с учетом представленного дополнения), отзывов на нее, считает необходимым решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Из материалов дела усматривается, что ИП Уварова С.Ю. на основании заключенного с Департаментом экологической безопасности и природопользования Курской области договора водопользования N 44 от 21.10.2013 использует участок акватории реки Тускарь на 6 км от устья в районе города Курска с целью размещения плавсредств.
Муниципальное образование "Город Курск" является собственником земельного участка с кадастровым номером 46:29:102322:30, расположенного по адресу: Курская область, г. Курск, ул. Тускарная, площадью 401478 * 222 кв. м, категория земель: земли населённых пунктов; вид разрешенного использования: для рекреационной деятельности.
Указанный земельный участок находится в границах особо охраняемой природной территории регионального значения - природного парка "Парк "Боева дача", созданной Постановлением администрации Курской области от 01.03.2021 N 169-па.
Ссылаясь на то, что на северной части переданного в пользование ИП Уваровой С.Ю. водного объекта с 2013 года размещена ее лодочная станция, а в месте размещения данной станции водный объект граничит с земельным участком с кадастровым номером 46:29:102322:30, предприниматель 25.01.2021 обратился в администрацию города Курска с заявлением о выдаче разрешения на использование части земельного участка с кадастровым номером 46:29:102322:30, указанного в графическом материале приложения к заявлению (площадью 2500 кв.м, территориальная зона - зона рекреационного назначения, наименование: часть зоны озеленения в парке им.50-летия ВЛКСМ в г. Курске северной части акватории р. Тускарь (затона), возле имеющейся лодочной станции) в целях размещения лодочной станции, для размещения которой не требуется разрешения на строительство, до 30.09.2033 (срок окончания действия договора водопользования).
К заявлению были приложены схема границ предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом плане территории, копия паспорта, копии свидетельств о постановке на налоговый учет и о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, выписка из реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, а также копия договора водопользования N 44 от 21.10.2013.
Письмом от 19.04.2021 N 3874/07.01-14 комитет сообщил предпринимателю об отказе в выдаче разрешения на использование части земельного участка.
В обоснование отказа комитет сослался на то, что на испрашиваемой части земельного участка с кадастровым номером 46:29:102322:30 расположен принадлежащий заявителю и незаконно установленный объект - причал с пунктом наблюдения, при этом предпринимателем не представлены предусмотренные пунктом 446 Постановления Правительства РФ от 12.08.2010 N 623 "Об утверждении технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта" и пунктом 5.1 Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Курской области, утвержденных Постановлением Губернатора Курской области от 16.05.2007 N 209, проектная документация, паспорт (технический паспорт) сооружения, равно как и документы, свидетельствующие, что размещенный объект является лодочной станцией, для размещения которой не требуется разрешение на строительство.
Кроме того, комитет указал, что постановлением администрации Курской области от 01.03.2021 N 169-па в границах муниципального образования "Город Курск" создана особо охраняемая территория регионального значения - природный парк "Парк "Боева дача", а пунктом 5.5 указанного постановления предусмотрено, что государственное управление и государственный надзор в области охраны и использования природного парка осуществляет ОКУ "Дирекция ООПТ", с которым заключен договор безвозмездного пользования земельным участком с кадастровым номером 46:29:102322:30, что в силу подпункта "в" пункта 9 Порядка и условий размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного Постановлением администрации Курской области от 20.08.2015 N 544-па (далее - Порядок N544-па), является основанием для принятия решения об отказе в использовании земельного участка.
24.08.2021 предприниматель повторно обратился с заявлением о выдаче разрешения на использование земельного участка в целях размещения лодочной станции, для размещения которой не требуется разрешения на строительство, сообщив, что указанное комитетом основание отказа в выдаче разрешения, связанное с нахождением на участке временного сооружения (контейнера), устранено, поскольку контейнер демонтирован.
Письмом от 15.09.2021 N 9347/0701-14 комитет снова сообщил предпринимателю об отказе на основании подпункта "в" пункта 9 Порядка N 544-па в выдаче разрешения на использование части земельного участка, ссылаясь на заключение с ОКУ "Дирекция ООПТ" договора безвозмездного пользования земельным участком с кадастровым номером 46:29:102322:30.
Посчитав, что решение комитета от 15.09.2021 N 9347/0701-14 об отказе в выдаче разрешения на использование земельного участка не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы предпринимателя, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Арбитражный суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводу о незаконности решения комитета по управлению муниципальным имуществом г. Курска от 15.09.2021 N 9347/0701-14 об отказе в выдаче разрешения на использование земельного участка.
Арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Статьей 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ установлены случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в публичной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута.
Одним из таких случаев использования указанных земель и земельных участков без их предоставления и установления сервитутов согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ является размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
При этом, для случая, предусмотренного подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ, разрешение на использование земельного участка не требуется.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
В целях реализации положений Земельного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300).
К таким объектам в силу пункта 20 Перечня, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, отнесены лодочные станции, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ Постановлением администрации Курской области от 20.08.2015 N 544-па разработаны и утверждены Порядок и условия размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, которые применяются для размещения объектов, виды которых установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, на территории Курской области (пункт 1 Порядка N 544-па).
Согласно пункту 2 Порядка N 544-па объекты размещаются на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на основании решения об использовании земель или земельных участков федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти или органа местного самоуправления Курской области, уполномоченного на распоряжение соответствующими земельными участками (далее - решение, уполномоченный орган).
Принимая во внимание положение статей 11, 39.2 ЗК РФ и учитывая, что заявитель просил комитет принять решение об использовании земельного участка, являющегося муниципальной собственностью муниципального образования "Город Курск", оспариваемое решение принято уполномоченным на то органом, что лицами, участвующими в деле, не оспаривалось.
Обращаясь с заявлением, предприниматель со ссылкой на статью 39.36 ЗК РФ и Постановление Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 просил выдать разрешение на использование земельного участка с кадастровым номером 46:29:102322:30, территориальная зона - зона рекреационного назначения, наименование: часть зоны озеленения в парке им.50-летия ВЛКСМ в г. Курске северной части акватории р. Тускарь (затона), возле имеющейся лодочной станции в целях размещения лодочной станции, для размещения которой не требуется разрешения на строительство до 30.09.2033 (срок окончания действия договора водопользования).
Как справедливо отметил арбитражный суд области, фактически материально-правовой интерес ИП Уваровой С.Ю. был направлен не на получение разрешения на использование земельного участка (поскольку в силу пункта 2 статьи 39.33 ЗК РФ для размещения объектов, виды которых установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, разрешение на использование земельного участка не требуется), а на принятие комитетом решения об использовании земельного участка, предусмотренного пунктом 2 Порядка N 544-па.
При рассмотрении заявления ИП Уваровой С.Ю. комитет каких-либо претензий к его содержанию не предъявлял; к заявлению, в том числе, были приложены схема границ предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом плане территории, копия паспорта, копии свидетельств о постановке на налоговый учет и о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Принимая оспариваемое решение и отказывая предпринимателю в размещении лодочной станции на земельном участке с кадастровым номером 46:29:102322:30, комитет исходил из того, что данный участок предоставлен в безвозмездное пользование ОКУ "Дирекция ООПТ".
Вместе с тем, с учетом нормативных положений статьи 39.33 ЗК РФ и пункта 9 Порядка N 544-па, целью которых является недопущение нарушения прав правообладателей публичных земельных участков, не являющихся их собственниками (землепользователей, землевладельцев, арендаторов), то есть, лиц, осуществляющих волевое, фактическое и непосредственное пользование ими, арбитражный суд области пришел к верному выводу о том, что ОКУ "Дирекция ООПТ" к таким правообладателям не относится.
Как указывалось ранее, спорный земельный участок с кадастровым номером 46:29:102322:30 находится в границах особо охраняемой природной территории регионального значения - природного парка "Парк "Боева дача", созданной Постановлением администрации Курской области от 01.03.2021 N 169-па.
Особенности правового режима особо охраняемых природных территорий, к числу которых относятся природные парки, закреплены Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N 33-ФЗ), согласно статье 18 которого, природные парки являются особо охраняемыми природными территориями регионального значения, в границах которых выделяются зоны, имеющие экологическое, культурное или рекреационное назначение, и соответственно этому устанавливаются запреты и ограничения экономической и иной деятельности. Природные ресурсы, расположенные в границах природных парков, если иное не установлено федеральными законами, ограничиваются в гражданском обороте.
В пункте 1 статьи 20 Закона N 33-ФЗ указано, что управление природными парками осуществляется государственными учреждениями субъектов Российской Федерации, созданными в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Земельные участки (в том числе земельные участки, на которых располагаются леса) в границах природных парков предоставляются государственным учреждениям субъектов Российской Федерации, осуществляющим управление природными парками, в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 20 Закона N 33-ФЗ).
При этом, согласно пункту 3 той же статьи, в границах природных парков также могут находиться земельные участки иных собственников и пользователей.
В силу статьи 21 Закона N 33-ФЗ на территориях природных парков устанавливаются различные режимы особой охраны и использования в зависимости от экологической и рекреационной ценности природных участков. Исходя из этого, на территориях природных парков могут быть выделены природоохранные, рекреационные, агрохозяйственные и иные функциональные зоны, включая зоны охраны историкокультурных комплексов и объектов. На территориях природных парков запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков, нарушение режима содержания памятников истории и культуры. В границах природных парков могут быть запрещены или ограничены виды деятельности, влекущие за собой снижение экологической, эстетической, культурной и екреационной ценности их территорий. Конкретные особенности, зонирование и режим каждого природного парка определяются положением об этом природном парке, утверждаемым органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и соответствующими органами местного самоуправления.
В пункте 2.3 Постановления администрации Курской области от 01.03.2021 N 169- па отражено, что природный парк имеет, в том числе, рекреационное и спортивное значение, которое заключается в высокой рекреационной пригодности данной территории. Развитие регулируемого туризма и отдыха - основная задача природного парка. Здесь можно развивать спортивный туризм (активные и пассивные виды), водный туризм, пляжно-купальный отдых, событийный туризм, а также проводить спортивные и иные мероприятия. Природный парк имеет большое рекреационное значение как место ежедневных прогулок местного населения и организации культурно-массовых мероприятий. Территория природного парка позволяет проводить спортивные соревнования, фестивали, конкурсы различного уровня.
В пункте 4.2 Постановления администрации Курской области от 01.03.2021 N 169- па указано, что земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, в границах природного парка предоставляются областному казенному учреждению "Дирекция по управлению особо охраняемыми природными территориями, парками, скверами и лесами Курской области" в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 5.2 Постановления администрации Курской области от 01.03.2021 N 169- па определены допустимые виды использования территории, к которым относятся, в том числе, следующие:
- создание условий для организации на территории природного парка отдыха населения, занятий физкультурой и спортом, проведения образовательных и воспитательных мероприятий, привлечения инвестиций на содержание и обустройство природного парка;
- формирование в соответствии с установленным функциональным зонированием территории экологически обоснованной рекреационной структуры природного парка, включая информационно-экскурсионное обслуживание, обустройство мест досуга посетителей, иной рекреационной инфраструктуры, обеспечивающей развитие туризма и отдыха;
- строительство, реконструкция объектов на территории природного парка при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Во исполнение нормативных предписаний пункта 2 статьи 20 Закона N 33-ФЗ и пункта 4.2 Постановления администрации Курской области от 01.03.2021 N 169-па между комитетом и ОКУ "Дирекция ООПТ" заключен договор N 162721Ю безвозмездного пользования земельным участком от 01.04.2021, по условиям которого комитет (ссудодатель) предоставляет, а ОКУ "Дирекция ООПТ" (ссудополучатель) принимает по акту приема-передачи в безвозмездное пользование земельный участок из земель - земли населенных пунктов (категория) с кадастровым номером 46:29:102322:30, находящийся по адресу: Курская область, г, Курск, Центральный округ, ул. Тускарная, общей площадью 402999 кв.м, разрешенный вид использования - для рекреационной деятельности, на срок с 02.03.2021 по 28.02.2022 включительно.
Анализируя положения Постановления администрации Курской области от 01.03.2021 N 169-па и условия заключенного с ОКУ "Дирекция ООПТ" договора N 162721Ю от 01.04.2021, а также Распоряжения администрации Курской области от 19.07.2017 N 316-ра арбитражный суд области пришел к обоснованному выводу о том, что использование ОКУ "Дирекция ООПТ" земельного участка с кадастровым номером 46:29:102322:30 осуществляется исключительно в рамках деятельности по управлению природным парком "Парк "Боева дача", направленной исполнение природоохранного законодательства и, во всяком случае, не связанной с извлечением полезных свойств земельного участка.
Как справедливо отметил арбитражный суд области, передача земельного участка в безвозмездное пользование ОКУ "Дирекция ООПТ" в рассматриваемом случае не может быть расценена как предоставление участка в непосредственное владение юридического лица, исключающее возможность использования земельного участка в порядке статьи 39.36 ЗК РФ для размещения соответствующих объектов. Заключение договора безвозмездного пользования земельным участков с казенным учреждением, выполняющим государственные функции в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения, не изменило характер опосредованного владения земельным участком его публичным собственником - муниципальным образованием "Город Курск".
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что определенный Постановлением администрации Курской области от 01.03.2021 N 169-па режим природного парка "Парк "Боева дача" не исключает возможность ведения хозяйственной деятельности, направленной на обслуживание отдыхающих, а также то, что пунктом 6.4 договора N 162721Ю от 01.04.2021 прямо предусмотрена возможность размещения в соответствии с Порядком N 544-па объектов, перечень которых определен Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300 (в том числе и лодочных станций, для размещения которых не требуется разрешения на строительство), арбитражный суд области пришел к правомерному выводу о том, что установленный статьей 39.33 ЗК РФ и подпунктом "в" пункта 9 Порядка N 544-па запрет на использования в порядке статьи 39.36 ЗК РФ публичных земельных участков, уже предоставленных гражданам или юридическим лицам, не распространяется на пользование земельным участком с кадастровым номером 46:29:102322:30, осуществляемое ОКУ "Дирекция ООПТ" в рамках деятельности по управлению природным парком "Парк "Боева дача" в соответствии с целями и задачами указанного казенного учреждения.
В нарушение положений статей 65, 200 АПК РФ комитет не доказал, что принятием решения об использовании спорного земельного участка для размещения лодочной станций, не требующей разрешения на строительство, могут быть нарушены права и законные интересы ОКУ "Дирекция ООПТ", публичные интересы либо интересы иных третьих лиц.
Ссылка комитета на то, что установка лодочной станции на земельном участке, принятом в безвозмездное пользование, непосредственно затрагивает интересы ссудополучателя при реализации им соответствующих правомочий, нарушает условия договора о том, что права и обязанности по договору не могут быть переданы третьим лицам, была предметом рассмотрения арбитражного суда области и обоснованно отклонена, поскольку при использовании земельного участка в порядке статьи 39.33 ЗК РФ какой-либо передачи прав и обязанностей по договору безвозмездного пользования не происходит.
Доводы заинтересованного лица о том, что заявитель при обращении с заявлением не представил документы относительно вида объекта, который заявитель планирует разместить, проектная документация, его технические характеристики, которые подтвердили бы его отнесение к объектам, перечень которых утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 и для которых не требуется разрешение на строительство, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку обязанность по представлению таких документов Порядком N 544-па не установлена.
В случае принятия решения об использовании земельного участка, заявитель вправе использовать такой участок только для размещения объекта, предусмотренного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 и указанного заявителем в заявлении, то есть, вправе размещать объект с любыми характеристиками, но подпадающий под такое описание, и при условии его соответствия документам территориального планирования (пункт 4 Порядка N 544-па).
При этом, подпунктом "б" пункта 9 Порядка N 544-па предусмотрено такое основание для принятия решения об отказе в использовании земель или земельного участка, как указание в заявлении объектов, предполагаемых к размещению, не предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300.
Исходя из совокупности установленных по делу обстоятельств, судебная коллегия соглашается с выводами арбитражного суда области о том, что оспариваемое решение комитета об отказе в выдаче разрешения на использование земельного участка, выраженное в письме от 15.09.2021 N 9347/0701-14, не соответствует требованиям ЗК РФ и Порядка N 544-па, а также нарушает права и законные интересы заявителя, препятствуя исполнению предпринимателем принятых в соответствии с договором водопользования N 44 от 21.10.2013 обязательств по обеспечению безопасной стоянки судов и других плавательных средств.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
С учетом изложенного, требование заявителя подлежит удовлетворению.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Принимая во внимание разъяснения, изложенные в абзаце четвертом пункта 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", учитывая, что спорный земельный участок находится в границах особо охраняемой природной территории регионального значения, а также то, что комитет при рассмотрении заявления предпринимателя представленную схему границ предполагаемой к использованию части земельного участка на кадастровом плане территории не оценивал, возможность размещения лодочной станции применительно к требованиям документов территориального планирования города Курска не проверил, в рамках восстановления нарушенного права арбитражный суд области счел необходимым обязать комитет повторно рассмотреть заявление предпринимателя от 24.08.2021.
Доводы апелляционной жалобы о том, что с учетом перехода права собственности на земельный участок с кадастровым номером 46:29:102322:30 к Курской области, обжалуемое решение в части возложения на комитет обязанности повторно рассмотреть заявку предпринимателя подлежит отмене, отклоняются апелляционным судом.
На дату рассмотрения настоящего дела по существу земельный участок с кадастровым номером 46:29:102322:30 находился в муниципальной собственности.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции учитывает, что в соответствии с частью 6 статьи 13, статьей 48 АПК РФ комитет вправе обратиться в Арбитражный суд Курской области с заявлением о замене себя правопреемником - комитетом по управлению имуществом Курской области - в части совершения действий по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов ИП Уваровой С.Ю.
Доводы заявителя апелляционной жалобы по существу не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
При таких обстоятельствах, решение Арбитражного суда Курской области от 01.08.2022 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по оплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 АПК РФ, относятся на ее заявителя и возврату либо возмещению не подлежат.
Поскольку заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса РФ, оснований для взыскания или возврата государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курской области от 01.08.2022 по делу N А35-9436/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Курска - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.В. Ушакова |
Судьи |
П.В. Донцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-9436/2021
Истец: ИП Уварова Светлана Юрьевна
Ответчик: Комитет по управлению муниципальным имуществом города Курска
Третье лицо: комитет по управлению имуществом Курской области, Областное казенное учреждение "Дирекция по управлению особо охраняемыми природными территориями, парками, скверами и лесами Курской области", Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Курской области