город Воронеж |
|
08 декабря 2022 г. |
Дело N А36-2203/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 декабря 2022 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Осиповой М.Б.,
судей Афониной Н.П.,
Письменного С.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ганцелевич А.А.
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Раненбургъ": Тихомиров Н.А., представитель по доверенности N 10/01/2022 от 10.01.2022, предъявлен диплом о высшем образовании по специальности "Юриспруденция", паспорт гражданина РФ;
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги": Аксенов О.А., представитель по доверенности N ЮВОСТ-112/Д от 01.07.2022, предъявлен диплом о высшем образовании по специальности "Юриспруденция", паспорт гражданина РФ;
от общества с ограниченной ответственностью "Балтсервис": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от общества с ограниченной ответственностью Торговый дом "Содружество": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Раненбургъ" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 14.10.2022 по делу N А36-2203/2021 по исковому заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к обществу с ограниченной ответственностью "Раненбургъ" (ОГРН 1094813000809, ИНН 4813012610) о взыскании платы за нахождение вагонов на путях общего пользования железнодорожного подвижного состава в сумме 108460 руб. 80 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 04.07.2020 по 12.08.2020 в размере 520 руб. 82 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами с 13.08.2020 по день фактического исполнения обязательства, а также судебных расходов по уплате государственной пошлины в сумме 4269 руб. 00 коп.,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: общество с ограниченной ответственностью "Балтсервис" (ОГРН: 1123926066550; ИНН: 3913504317), общество с ограниченной ответственностью Торговый дом "Содружество" (ОГРН 1063913019862, ИНН 3913011336),
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", истец) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Раненбургъ" (далее - ООО "Раненбург", ответчик) о взыскании платы за нахождение вагонов на путях общего пользования железнодорожного подвижного состава в сумме 108 460 руб. 80 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 04.07.2020 по 12.08.2020 в размере 520 руб. 82 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами с 13.08.2020 по день фактического исполнения обязательства, а также судебных расходов по уплате государственной пошлины в сумме 4269 руб. 00 коп.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Балтсервис", общество с ограниченной ответственностью Торговый дом "Содружество".
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 14.10.2022 исковые требования открытого акционерного общества "Российские железные дороги" удовлетворены частично.
С общества с ограниченной ответственностью "Раненбургъ" в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Юго-Восточной железной дороги-филиала ОАО "РЖД" взысканы плата за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования в размере 108460 руб. 80 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 04.07.2020 по 12.08.2020 в размере 520 руб. 82 коп., с начислением процентов с 13.08.2020 на сумму основной задолженности до момента фактического исполнения обязательства за исключением периода моратория на банкротство, а также судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4269 руб. 00 коп.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ответчик обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ответчик ссылается на то, что требования об оплате нахождения вагонов на путях общего пользования не подлежат предъявлению к ООО "Раненбургъ", поскольку он является лишь экспедитором по договорам от 02.06.2015 N TDS/14471, от 10.08.2015 N СС/17297 с ООО "Торговый дом "Содружество" и ЗАО "Содружество-Соя". ООО "Раненбургъ", не взаимодействует напрямую с собственником/владельцем вагонов. Переговоры по предоставлению вагонов осуществляются между ООО "Торговый дом "Содружество", ЗАО "Содружество-Соя" и ООО "Балтсервис". Как указывает заявитель жалобы, ООО "Торговый дом "Содружество" и ЗАО "Содружество-Соя" на основании спорных по настоящему делу электронных железнодорожных накладных груз был направлен в нарушение условий договорных обязательств в даты, отличные от дат, согласованных в предварительных заявках. При этом, в силу условий договоров от 02.06.2015 N TDS/14471, от 10.08.2015 N СС/17297 именно на ООО "Торговый дом "Содружество" и ЗАО "Содружество-Соя" лежат обязанности по организации фрахта ж.д. вагонов-зерновозов, обеспечение согласования приема груза грузополучателем, предъявление груза к экспедированию и перевозке в объемах и сроки, установленные в спецификации.
В представленном суду апелляционной инстанции отзыве истец возражает против доводов апелляционной жалобы, указывает на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы ответчика.
Как следует из материалов дела, между истцом (перевозчик) и ответчиком (пользователь) 11.07.2019 заключен договор N 5/210 на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования общества с ограниченной ответственностью "Раненбургъ" примыкающего к станции Раненбург Юго-Восточной железной дороги (далее - договор).
В соответствии с пунктом 1 договора осуществляется подача, уборка вагонов на железнодорожный путь необщего пользования, принадлежащий перевозчику, примыкающий стрелкой N 62 к пути N 20 станции Раненбург, локомотивом пользователя.
Подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится круглосуточно по уведомлению (пункт 5 договора).
Согласно пункту 6 договора уведомление о времени подачи вагонов передается перевозчиком в лице приемосдатчика груза и багажа или дежурного по станции Раненбург. Пользователю в лице ответственного работника пути необщего пользования по телефону 47-425-2-23-43, не позднее, чем за 2 часа по подачи вагонов.
Сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика на железнодорожные пути N N 3, 5, 12, 18, 20 (используемые как выставочные) станции Раненбург (пункт 7 договора).
Как предусмотрено пунктом 8 договора, количество вагонов в каждой группе, одновременно сдаваемой пользователю, устанавливается: на путь N 3 не более 59 вагонов; на путь N 5 не более 57 вагонов, на путь N 12 не более 28 вагонов; на путь N 18 не более 27 вагонов; на путь N 20 не более 25 вагонов. В случае неисправности или отсутствия локомотива пользователя, количество вагонов, сдаваемых пользователю, устанавливается не более 24 вагонов.
На железнодорожном пути необщего пользования устанавливается технологический срок оборота вагона - 5,45 часа (Ведомость расчета технологического оборота вагона по элементам на железнодорожном пути необщего пользования ООО "Раненбург" по станции примыкания Ранебург - приложение N 1 к настоящему договору) (пункт 15 договора).
Как следует из материалов дела, в адрес ответчика прибыл груз, следующий в поезде N 2815 с индексом 6038-737-6034 по электронным накладным NN ЭД535801, ЭД694909, ЭД536037, ЭД695335, ЭД438439, ЭД531974, ЭД386919, ЭД383052, ЭД695374.
После уведомления ответчика о прибытии вагонов и об их подаче в период с 14.06.2020 по 20.06.2020 простаивали на путях промежуточной станции Богоявленск прибывшие в адрес ответчика порожние, не принадлежащие истцу, вагоны, следующие в поезде N 2815 с индексом 6038-737-6034, в ожидании их подачи на железнодорожный путь необщего пользования по причине, зависящей от ответчика, о чем были составлены акты общей формы, подписанные ответчиком: от 14.06.2020 N 2/365 (в подтверждение занятости путей необщего пользования ООО "Раненбургъ"), N 2/335 от 14.06.2020 г. (в подтверждение отставления от движения поезда N2815 с индексом 6038-737-6034) (т.1 л.д. 29-31).
В подтверждение занятости путей необщего пользования истцом также представлены памятки приемосдатчика N N 300, 307, 312, 318, 319, 331, 333, 335, 338, 340, 345, 346, 359, 360 (т.1, л.д. 66-80).
Факт прибытия вагонов на станцию назначения подтверждают акты общей формы от 20.06.2020 N N 2/436, 2/437, 2/438, 2/439, 2/440, 2/441, 2/442, 2/443, 2/444, 2/445 (т.1 л.д. 35-41). Об окончании простоя вагонов оформлен акт общей формы от 20.06.2020 N 2/346 (т. 1, л.д. 32-34).
В подтверждение временного отставления от движения поезда N 2815 с индексом 6038-737-6034, следующего на станцию Раненбург в адрес ООО "Раненбургъ" истцом также представлена копия приказа от 14.06.2020N 1039. В подтверждение освобождения путей ООО "Раненбургъ" по обращению начальника станции Раненбург от 20.06.2020 N 1388 истцом представлен приказ от 20.06.2020 N 1009.
При этом отставление от движения вагонов в поезде N 2815 с индексом 6038-737-6034 произведено на основании обращений ООО "Раненбургъ" от 14.06.2020 г. б/н и исх. N 97 в связи с занятостью пути ООО "Раненбургъ". Об освобождении пути ООО "Раненбургъ" Общество "РЖД" было также извещено обращением ответчика от 20.06.2020 исх. N 99 (т. 1 л.д. 95 оборотная сторона).
Поскольку ответчиком допущена задержка нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования по причинам, зависящим от ответчика, истцом начислена плата за нахождение вагонов на путях ОАО "РЖД", также были составлены акты общей формы от 20.06.2018 N N 2/445, 2/446, 2/447, 2/448, 2/449, 2/450, 2/451, 2/452, 2/453 (т. 1, л.д. 42-53), от подписи которых представитель ООО "Раненбургъ" отказался, о чем также составлены акты общей формы от 21.06.2020 NN 2/611, 2/612, 2/613, 2/614, 2/615, 2/616, 2/617, от 28.07.2020 N2/619, от 21.06.2020 N 2/456, от 06.08.2020 N2/622 (т.1 л.д. 54-58).
Ответчику были представлены на подпись накопительные ведомости от 26.06.2020 с номерами с 260665 по 260673, от подписи которых представитель ответчика также отказался, о чем составлены акты общей формы от 06.08.2020 N N 2/622, 2/623, 2/624, 2/625, 2/626, 2/627, 2/628, 2/629, 2/630.
За время нахождения подвижного состава поезда N 2815 с индексом 6038-737-6034 на путях станций Богоявленск в период с 14.06.2020. по 20.06.2020. рассчитана плата, составившая 108 460 руб. 80 коп.
В порядке досудебного урегулирования спора в адрес ответчика ОАО "РЖД" направлена претензия от 18.08.2020 N ТЦФТОмю-31/484 требованием об оплате указанной суммы, которая оставлена ответчиком без удовлетворения.
Полагая свои права и законные интересы нарушенными, истец обратился в арбитражный суд с исковыми требованиями о взыскании задолженности и процентов.
Принимая решение по настоящему делу, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заявленные истцом требования подлежат удовлетворению. Судебная коллегия считает данный вывод суда соответствующим действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела, исходя из следующего.
Согласно положениям статей 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Отношения сторон, возникшие из доставки грузов по железнодорожным накладным, регулируются нормами о договоре перевозки - глава 40 ГК РФ, а также Федеральным законом от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ).
В соответствии со статьями 784, 793 ГК РФ общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами, и в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке, стороны несут ответственность, установленную ГК РФ, вышеуказанными уставами, кодексами, правилами, а также соглашением сторон.
В соответствии с положениями статьи 39 УЖТ РФ за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени:
ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров;
нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
Если в указанных в части одиннадцатой настоящей статьи случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
Оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления перевозчиком в порядке, установленном настоящим Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, о прибытии грузов, порожних грузовых вагонов и готовности их к подаче, если иное время не установлено договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов с учетом особенностей технологии обслуживания конкретных грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей).
Оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления перевозчиком в порядке, установленном настоящим Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, о прибытии грузов, порожних грузовых вагонов и готовности их к подаче, если иное время не установлено договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов с учетом особенностей технологии обслуживания конкретных грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей).
Согласно части 17 статьи 39 Устава размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в Тарифном руководстве.
Для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования в случаях, предусмотренных настоящей статьей, оформляется акт общей формы.
Согласно пункту 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения России от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26), при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, а также при задержке подачи порожних вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с заключением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования. Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов.
Акт подписывается уполномоченными представителями перевозчика, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, грузоотправителя, грузополучателя.
В акте указываются:
а) причина задержки в подаче вагонов;
б) количество всех задержанных вагонов, готовых к подаче на железнодорожный путь необщего пользования, а также их номера, дата и время прибытия на железнодорожную станцию;
в) время начала и окончания задержки вагонов;
г) другие сведения, предусмотренные правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
На основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами.
Пунктом 4.7 Правил N 26 предусмотрено, что перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции.
На станции назначения данный акт общей формы передается вместе с железнодорожной транспортной накладной грузополучателю, владельцу или пользователю железнодорожного пути необщего пользования.
На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, контейнерами, причитающейся с грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.
Временем окончания задержки вагонов, контейнеров является освобождение мест выгрузки или освобождение станционных путей.
Приказом МПС Российской Федерации от 18.06.2003 N 45 утверждены Правила составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом (далее - Правила N 45), действовавшие в спорный период.
Согласно пункту 3.1 Правил N 45 факт задержки вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, удостоверяется актом общей формы.
В соответствии с пунктом 3.2.4 Правил N 45 в случае, если акт общей формы составляется перевозчиком при отказе или уклонении грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, других юридических и физических лиц от подписания документов, предусмотренных технологией работы железнодорожного транспорта и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, подписываемых перевозчиком и грузополучателем, в строке документа "подпись", перевозчиком делается отметка о составлении акта общей формы, с указанием его номера и даты составления.
При этом ни перевозчик, ни грузополучатель не имеет право отказаться от подписания акта общей формы. При несогласии с содержанием акта общей формы перевозчик или грузополучатель вправе изложить свое мнение. В этом случае необходимо в акте общей формы напротив подписи указать: "С разногласиями" или "С возражением".
Как следует из материалов дела, в адрес ответчика, как грузополучателя, по электронным накладным N N ЭД535801, ЭД694909, ЭД536037, ЭД695335, ЭД438439, ЭД531974, ЭД386919, ЭД383052, ЭД695374 прибыли порожние вагоны, не принадлежащие перевозчику, о чем было уведомлено ООО "Раненбургъ".
Ввиду невозможности подачи на железнодорожный путь необщего пользования спорных вагонов в составе поезда N 2815 с индексом 6038-737-6034 по причине, зависящей от ответчика, на основании оперативного приказа от 14.06.2020 N 1039 поезд (количество вагонов 42) был отставлен от движения, о чем в установленном Распоряжением ОАО "РЖД" от 30.12.2016 N 2827р порядке в тот же день было извещено ООО "Раненбургъ".
Как указано ранее, на основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами.
По факту задержки вагонов на путях общего пользования истцом составлены Акты: на начало простоя от 20.06.2018 N N 2/445, 2/446, 2/447, 2/448, 2/449, 2/450, 2/451, 2/452, 2/453. Акты представителем грузополучателя ООО "Раненбургъ" не подписаны, о чем также составлены акты общей формы от 21.06.2020 NN 2/611, 2/612, 2/613, 2/614, 2/615, 2/616, 2/617, от 28.07.2020 N2/619, от 21.06.2020 N 2/456, от 06.08.2020 N2/622.
Ответчику также были представлены на подпись накопительные ведомости от 26.06.2020 с номерами с 260665 по 260673, от подписи которых представитель ответчика также отказался, о чем составлены акты общей формы от 06.08.2020 N N 2/622, 2/623, 2/624, 2/625, 2/626, 2/627, 2/628, 2/629, 2/630.
С 07.06.2015 года размер платы определен по ставкам Тарифного руководства, утвержденного Приказом Федеральной службы по тарифам РФ о 29.04.2015 года N 127-т/1 "Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения (Тарифное руководство), а также о внесении изменений и дополнений в Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденные постановлением федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 35/12.
В соответствии с пунктом 2.3 Тарифного руководства "Плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения", утвержденного приказом Федеральной службы по тарифам России от 29 апреля 2015 года N 127-т/1 плата за нахождение вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования определяется по ставкам таблицы N 1.
Из представленного истцом на основании данных актов общей формы, накопительных ведомостей расчета следует, что расчетное время простоя спорных вагонов составило 135 часов. Итоговая сумма платы за нахождение спорных вагонов на путях общего пользования железнодорожного подвижного состава составила 108 460 руб. 80 коп.
Спорная плата рассчитана истцом за время простоя по истечении 2 часов с момента уведомления ответчика о подаче вагонов.
Ответчиком представленный истцом расчет не оспаривается, доводов относительно его несоответствия требованиям закона или обстоятельствам настоящего дела ответчиком также не заявлено, контррасчет не представлен.
Фактически возражения ответчика сводятся к тому, что требования об оплате нахождения вагонов на путях общего пользования не подлежат предъявлению ООО "Раненбургъ", поскольку он является лишь экспедитором по договорам от 02.06.2015 N TDS/14471, от 10.08.2015 N СС/17297 с ООО "Торговый дом "Содружество" и ЗАО "Содружество-Соя". ООО "Раненбургъ" не взаимодействует напрямую с собственником/владельцем вагонов. Переговоры по предоставлению вагонов осуществляются между ООО "Торговый дом "Содружество", ЗАО "Содружество-Соя" и ООО "Балтсервис". Как указывает заявитель жалобы, ООО "Торговый дом "Содружество" и ЗАО "Содружество-Соя" на основании спорных по настоящему делу электронных железнодорожных накладных груз был направлен в нарушение условий договорных обязательств в даты, отличные от дат, согласованных в предварительных заявках. При этом в силу условий договоров от 02.06.2015 N TDS/14471, от 10.08.2015 N СС/17297 именно на ООО "Торговый дом "Содружество" и ЗАО "Содружество-Соя" лежат обязанности по организации фрахта ж.д. вагонов-зерновозов, обеспечение согласования приема груза грузополучателем, предъявление груза к экспедированию и перевозке в объемах и сроки, установленные в спецификации.
Однако приведенные доводы не могут быть приняты судом апелляционной инстанции. Ссылки истца на то, что спорные вагоны были направлены ООО "Торговый дом "Содружество", ЗАО "Содружество-Соя" в несогласованные с ответчиком даты не соответствует обстоятельствам дела, поскольку грузоотправителем в товарных накладных указано ООО "Балтсервис".
Вопреки доводам жалобы, статус ООО "Раненбургъ", как экспедитора, не освобождает его от предусмотренной УЖТ РФ ответственности за сверхнормативное нахождение вагонов на путях общего пользования по причине занятости путей необщего пользования, принадлежащих ответчику по причинам, зависящим гот ответчика.
Правоотношения по железнодорожной перевозке грузов характеризуется множественностью его участников. Статус ответчика в договорных обязательствах перед ООО "Торговый дом "Содружество" и ЗАО "Содружество-Соя" в качестве экспедитора, не исключает его статуса в качестве грузополучателя по смыслу статьи 39 УЖТ РФ и не освобождает от предусмотренных указанной статьей обязанностей и ответственности за их нарушение. Представленных в материалы дела накладных ответчик поименован в качестве грузополучателя спорных вагонов.
Правомерно отклонен судом первой инстанции довод ответчика о том, что плата за нахождение на путях общего пользования железнодорожного подвижного состава не может быть взыскана с последнего, поскольку собственником (владельцем) вагонов является третье лицо. Так, в соответствии со статьей 39 УЖТ, спорная плата взимается не за пользование вагонами, контейнерами (поскольку они не принадлежат перевозчику), а за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава независимо от его принадлежности (плата за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования). Указанная правовая позиция нашла свое отражение в решении Верховного суда Российской Федерации от 30.11.2010 N ГКПИ10-1331.
Суд первой инстанции признал обоснованными требования истца, поскольку установленная статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением) не является санкцией, начисляется за реальное время ожидания подачи вагонов и не зависит от наличия или отсутствия вины в действиях (бездействии) грузополучателя.
Факт составления актов общей формы с указанием в них сведений о прибытии вагонов, причины простоя (указание на занятость путей необщего пользования), подписание их полномочным представителем ответчика в отсутствие обоснования имеющихся разногласий или возражений (относительно как причин простоя, так и времени предъявления актов для подписания представителю ответчика), как при подписании актов так и в последующем, свидетельствует об осведомленности ответчика о прибывших в его адрес вагонах, простаивающих на путях общего пользования, в связи с чем, ответчик, проявляя должную степень заботливости и осмотрительности, во избежание начисления платы за простой, должен был совершить действия для предотвращения, либо сокращения времени задержки вагонов.
При таких обстоятельствах, требование истца о взыскании платы за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования является обоснованным и по праву удовлетворены судом в заявленном размере.
Также истцом заявлено требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 04.07.2020 по 12.08.2020 в размере 520 руб. 82 коп. за период
В соответствии с частью 1 статьи 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Проценты, предусмотренные указанной нормой права, являются мерой гражданско-правовой ответственности, которая наступает вследствие ненадлежащего исполнения должником денежного обязательства. Ненадлежащим исполнением обязательства, в том числе, признается его исполнение с нарушением установленного срока, в таком случае имеет место неправомерное удержание денежных средств кредитора. Право на предъявление требования о взыскании процентов в силу статьи 395 ГК РФ возникает с момента, когда соответствующее денежное обязательство у ответчика возникло.
Поскольку ответчиком допущено нарушение денежного обязательства по внесению платы за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования, требование о взыскании с ответчика процентов за неправомерное удержание денежных средств является обоснованным.
Расчет процентов истца проверен судом первой инстанции и признан арифметически и методологически верным.
Контррасчета процентов за пользование чужими денежными средствами либо возражений относительно произведенного истцом расчета ответчиком не представлено (статья 70 АПК РФ).
Ввиду изложенного, требования истца о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 04.07.2020 по 12.08.2020 в размере 520 руб. 82 коп. обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
Истец также просил взыскать проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 13.08.2020 по день фактического исполнения обязательства.
Исходя из разъяснений, изложенных в пункте 48 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" сумма процентов, подлежащих взысканию по правилам статьи 395 ГК РФ, определяется на день вынесения решения судом исходя из периодов, имевших место до указанного дня. Проценты за пользование чужими денежными средствами по требованию истца взимаются по день уплаты этих средств кредитору. Одновременно с установлением суммы процентов, подлежащих взысканию, суд при наличии требования истца в резолютивной части решения указывает на взыскание процентов до момента фактического исполнения обязательства (пункт 3 статьи 395 ГК РФ). При этом день фактического исполнения обязательства, в частности уплаты задолженности кредитору, включается в период расчета процентов.
Однако в рассматриваемом случае, учитывая особенности нормативно - правового регулирования (введения моратория), судом первой инстанции обоснованно указано на отсутствие правовых оснований для начисления процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01.04.2022 по 01.10.2022.
Постановлением Правительства РФ от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" в соответствии с пунктом 1 статьи 9.1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" Правительство Российской Федерации введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей.
Пунктом 3 постановления Правительства N 497 предусмотрено, что оно вступает в силу со дня его официального опубликования и действует в течение 6 месяцев.
Постановление Правительства N 497 опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 01.04.2022.
Согласно пункту 3 статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" на срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется: наступают последствия, предусмотренные абзацами пятым и седьмым - десятым пункта 1 статьи 63 настоящего Федерального закона (не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей).
На основании пункта 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в период действия моратория проценты за пользование чужими денежными средствами (статья 395 ГК РФ), неустойка (статья 330 ГК РФ), пени за просрочку уплаты налога или сбора (статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации), а также иные финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория, к лицу, подпадающему под его действие (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац 10 пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве).
Из анализа вышеприведенных правовых норм и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что в период действия моратория (с 01.04.2022 по 01.10.2022) на требования, возникшие до введения моратория, финансовые санкции не начисляются.
Правила о моратории, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497, распространяют свое действие на всех участников гражданско-правовых отношений (граждане, включая индивидуальных предпринимателей, юридические лица), за исключением лиц, прямо указанных в пункте 2 данного постановления (застройщики многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, включенных в единый реестр проблемных объектов), независимо от того, обладают они признаками неплатежеспособности и (или) недостаточности имущества либо нет.
Таким образом, судом первой инстанции с ответчика в пользу истца взысканы проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 13.08.2020 на сумму основной задолженности до момента фактического исполнения обязательства за исключением периода моратория на банкротство.
Таким образом, суд первой инстанции принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые опровергали выводы арбитражного суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и подлежат отклонению, поскольку противоречат имеющимся в материалах дела доказательствам. По сути, доводы жалобы выражают несогласие с оценкой судом первой инстанции представленных в материалы дела доказательств.
Вместе с тем, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания полагать, что при оценке представленных в материалы дела доказательств судом первой инстанции были нарушены положения статьи 71 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, допущено не было.
В силу положений статьи 110 АПК РФ и с учетом результатов рассмотрения дела расходы за рассмотрение апелляционной жалобы в виде государственной пошлины в сумме 3 000 руб. относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Липецкой области от 14.10.2022 по делу N А36-2203/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Раненбургъ" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.Б. Осипова |
Судьи |
Н.П. Афонина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-2203/2021
Истец: ОАО "РЖД" в лице Юго-Восточной железной дороги - филиал "РЖД"
Ответчик: ООО "РАНЕНБУРГЪ"
Третье лицо: ЗАО "Содружества-Соя", ООО ТД "Содружество"