г. Пермь |
|
08 декабря 2022 г. |
Дело N А71-2361/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 декабря 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Трефиловой Е.М.,
судей Васильевой Е.В., Муравьевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шляковой А.А.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания": Чадаев И.В., доверенность от 08.11.2022 N 167, паспорт, диплом;
от заинтересованного лица - прокуратуры Удмуртской Республики: Орлова К.А., служебное удостоверение, поручение от 27.10.2022;
от иных лиц, участвующих в деле, - представители не явились,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 23 августа 2022 года по делу N А71-2361/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания" (ИНН 1840038019, ОГРН 1151840003480)
к прокуратуре Устиновского района города Ижевска
заинтересованное лицо: прокуратура Удмуртской Республики (ИНН 1831021019, ОГРН 1021801177001)
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, публичного акционерного общества "Т Плюс", Администрации муниципального образования "Город Ижевск",
о признании незаконным и отмене представления прокуратуры,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания" (далее - ООО "Городская УК", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене представления прокуратуры Устиновского района города Ижевска (далее - прокуратура) от 21.01.2022 N 46/Прдп19-22-20940028.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 23 августа 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, ООО "Городская УК" обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, просит решение суда отменить, оспариваемое представление прокуратуры признать незаконным и отменить.
В обоснование апелляционной жалобы заявителем приведены следующие доводы: в связи с отсутствием государственной регистрации Приказ Минстроя РФ N 197 и приказ Госстроя РФ от 21.04.2000 N 92 никогда не имели статуса нормативного акта, обязательного для всех лиц; представление прокуратуры обязывает выполнить заявителя действия, которые не предусмотрены никакими нормативными актами, носящими обязательный характер; судом не учтено, что фактическое расположение тепловых сетей в границах земельного участка, прилегающего к многоквартирному дому N 52 по ул. Ворошилова г. Ижевска, не установлено, о чем свидетельствует отсутствие в материалах дела данных о произведенных кадастровых работах и надлежаще оформленного технического паспорта или технического плана объекта.
Прокуратура Устиновского района города Ижевска, прокуратура Удмуртской Республики и публичное акционерное общество "Т Плюс" в представленных в суд апелляционной инстанции письменных отзывах на апелляционную жалобу выразили несогласие с доводами заявителя, приведенными в апелляционной жалобе, указали на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, просили оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Участвовавший в судебном заседании представитель заявителя выразил несогласие с решением суда, доводы апелляционной жалобы поддержал, просил апелляционную жалобу удовлетворить, решение суда отменить.
Представитель прокуратуры Удмуртской Республики указал на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, просил оставить решение суда без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена судом апелляционной инстанции без участия представителей прокуратуры Устиновского района города Ижевска, ПАО "Т Плюс" и Администрации муниципального образования "Город Ижевск", надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Российской Федерации Арбитражного процессуального кодекса.
Как следует из материалов дела, в прокуратуру Удмуртской Республики поступило обращение директора филиала "Удмуртский "ПАО "Т Плюс" от 30.11.2021 N 51404-10-0099 о нарушении охранных зон тепловых сетей. К обращению были приложены акты о нарушении типовых Правил охраны коммунальных тепловых сетей от 08.04.2021 с фотографиями. По данному обращению прокуратурой Устиновского района г.Ижевска была проведена проверка, в ходе которой установлено, что тепловые сети ЦТП 3 мкрн. "Автопроизводства" от ТК-2 до ул.Ворошилова, 52 г.Ижевска, находятся в собственности муниципального образования "Город Ижевск", переданы во временное владение и пользование филиалу "Удмуртский" ПАО "Т Плюс" на условиях концессионного соглашения, проходят через земельный участок, используемый для эксплуатации и обслуживания многоквартирного жилого дома N 52 по ул.Ворошилова г.Ижевска. В охранной зоне над теплотрассой ЦТП 3 мкрн. "Автопроизводства" от ТК-2 до ул.Ворошилова, 52 г.Ижевска расположена контейнерная площадка для накопления отходов, используемая жильцами МКД N 52 по ул.Ворошилова г.Ижевска. Управление МКД N 52 по ул.Ворошилова осуществляет ООО "Городская УК", с которым собственниками МКД заключен договор управления.
По результатам проверки по данному обращению прокуратурой Устиновского района города Ижевска составлен акт от 11.01.2022, обществу "Городская УК" выдано представление от 21.01.2022 N 46/Прдп19-22-20940028 об устранении нарушений федерального законодательства.
Полагая, что представление прокуратуры не соответствует закону и нарушает права и законные интересы, ООО "Городская УК" обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Установив, что представление прокуратуры вынесено полномочным органом, соответствует Федеральному закону от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Типовым Правилам охраны коммунальных тепловых сетей, утвержденным приказом Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Российской Федерации от 17.08.1992 N 197, и не нарушает права и законные интересы заявителя, суд первой инстанции оставил требования заявителя без удовлетворения.
Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, приняв во внимание возражения, приведенные в отзывах на жалобу, суд апелляционной инстанции оснований для отмены решения суда не установил.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов (ст. 1), разрешать заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения нарушении закона (п. 1 ст. 10).
Из положений пункта 1 статьи 21 Закона о прокуратуре следует, что предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Согласно абзацу четвертому пункта 3 статьи 22 Закона о прокуратуре прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 указанного Закона, вносит представление об устранении нарушений закона, которое является мерой прокурорского реагирования, имеющей целью устранение нарушений закона, их причин и способствующих им условий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Закона о прокуратуре представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
Основанием для внесения прокуратурой в адрес заявителя оспариваемого представления послужило установление факта нарушения требований действующего законодательства при размещении контейнерной площадки для сбора и накопления твердых коммунальных отходов, используемой жителями многоквартирного дома N 52 по улице Ворошилова города Ижевска.
Признавая представление прокуратуры законным, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктами 1, 9 части 1 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" обеспечение надежности теплоснабжения и безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения являются основными принципами организации отношений в сфере теплоснабжения.
Согласно статье 23.2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" под требованиями безопасности в сфере теплоснабжения понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, технических регламентах и принимаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти правилах технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок.
Теплоснабжающие организации, теплосетевые организации при осуществлении теплоснабжения и потребители тепловой энергии при потреблении тепловой энергии обязаны соблюдать требования безопасности в сфере теплоснабжения.
Пунктом 33 Организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах Российской Федерации МДС 41-3.2000, утвержденных приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 21.04.2000 N 92, предусмотрено, что для обеспечения сохранности тепловых сетей должны устанавливаться охранные зоны, в пределах которых ограничивается хозяйственная деятельность.
Специальным правовым актом, регулирующим вопрос использования охранных тепловых сетей, являются Типовые правила охраны коммунальных тепловых сетей, утвержденные Приказом Минстроя РФ от 17.08.1992 N 197 (далее - Правила N 197).
Названные Правила охраны коммунальных тепловых сетей должны выполняться предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовой формы, осуществляющими строительство, реконструкцию, техническое перевооружение и эксплуатацию тепловых сетей на территории городов и других населенных пунктов, а также переустройство и эксплуатацию дорог, трамвайных и железнодорожных путей, переездов, зеленых насаждений, подземных и надземных сооружений в непосредственной близости от тепловых сетей.
Согласно пунктам 1 - 3 Правил N 197, охрана тепловых сетей осуществляется для обеспечения сохранности их элементов и бесперебойного теплоснабжения потребителей путем проведения комплекса мер организационного и запретительного характера. В охранных зонах тепловых сетей Предприятия, организации, граждане обязаны выполнять требования работников предприятий, в ведении которых находятся тепловые сети, направленные на обеспечение сохранности тепловых сетей и предотвращение несчастных случаев.
В соответствии с пунктом 4 Правил N 197 охранные зоны тепловых сетей устанавливаются вдоль трасс прокладки тепловых сетей в виде земельных участков шириной, определяемой углом естественного откоса грунта, но не менее 3 метров в каждую сторону, считая от края строительных конструкций тепловых сетей или от наружной поверхности изолированного теплопровода бесканальной прокладки.
Минимально допустимые расстояния от тепловых сетей до зданий, сооружений, линейных объектов определяются в зависимости от типа прокладки, а также климатических условий конкретной местности и подлежат обязательному соблюдению при проектировании, строительстве и ремонте указанных объектов в соответствии с требованиями СНиП 2.04.07-86 "Тепловые сети".
Пунктом 5 Правил N 197 установлено, что в пределах охранных зон тепловых сетей не допускается производить действия, которые могут повлечь нарушения в нормальной работе тепловых сетей, их повреждение, несчастные случаи или препятствующие их ремонту, в том числе, загромождать подходы и подъезды к объектам и сооружениям тепловых сетей, складировать тяжелые и громоздкие материалы, возводить временные строения и заборы; устраивать всякого рода свалки, разжигать костры, сжигать бытовой мусор или промышленные отходы.
В силу пункта 6 Правил N 197 в пределах охранных зон тепловых сетей во избежание нарушения работы тепловых сетей, их повреждение, препятствие ремонту тепловых сетей без письменного согласия предприятий, в ведении которых находятся данные сети, запрещается производить строительство любых зданий и сооружений.
В соответствии пунктом 6.1.8 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115, в местах прокладки теплопроводов возведение строений, складирование, посадка деревьев и многолетних кустарников не допускается.
Таким образом, в пределах охранной зоны тепловых сетей устанавливается обременение в виде ограничения хозяйственной деятельности.
Согласно статье 36 Жилищного кодекса Российской Федерации к общему имуществу многоквартирного дома относится земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включены объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
В силу пункта 26 (1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, к данному перечню отнесены работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок. Указанные работы не включают уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов.
Частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Судом установлено, представленными в материалы дела доказательствами, в частности, актами от 08.04.2021 с фотоснимками, актом проверки от 11.01.2022 подтверждается размещение в охранной зоне тепловых сетей, находящихся в пользовании ПАО "Т Плюс", и расположенных на земельном участке над теплотрассой ЦТП 3 мкрн. "Автопроизводство" от ТК-2 до ул. Ворошилова 52, контейнерной площадки для сбора и накопления ТКО, используемой жителями многоквартирного дома N 52 по ул. Ворошилова г. Ижевска, управление которым осуществляет ООО "Городская УК".
Размещение контейнерной площадки в охранной зоне тепловых сетей является нарушением требований вышеуказанных нормативных правовых актов и препятствует исполнению теплосетевой организацией обязанности по эксплуатации и ремонту тепловых сетей, создает угрозу жизни и здоровью граждан. Поскольку спорная контейнерная площадка относится к общему имуществу многоквартирного дома, управление которым осуществляет ООО "Городская УК", ответственность за надлежащую организацию и правильное размещение данной площадки несет именно заявитель.
Доводы заявителя о том, что фактическое расположение тепловых сетей в границах земельного участка, прилегающего к указанному многоквартирному дому, не установлено, обоснованно отклонены судом с указанием на то, что охранные зоны, установленные до 01.01.2025 являются установленными в силу закона в связи с фактом наличия тепловой сети, как таковой, в том числе и в случае отсутствия сведений об охранной зоне в Едином государственном реестре недвижимости, обязанность по внесению сведений в Единый государственный реестр недвижимости до 01.01.2028 не установлена.
Кроме того, тот факт, что охранная зона тепловой сети как обременение земельного участка не зарегистрирована в Едином государственном реестре недвижимости, не имеет самостоятельного правового значения, поскольку отсутствие такой регистрации обременения не освобождает правообладателя земельного участка от необходимости соблюдать особый режим линейных объектов, в данном случае путем соблюдения охранных зон, фактически расположенных на конкретном земельном участке. Принцип образования охранных зон основан на том, что такие охранные зоны создаются в силу создания линейного объекта (теплотрассы), а не в силу их регистрации.
Ссылка заявителя на пункт 3 Обзора судебной практики по спорам, связанным с возведением зданий и сооружений в охранных зонах трубопроводов и в границах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.06.2021, несостоятельна, поскольку отраженная в данном пункте правовая позиция сформирована при разрешении спора с иными фактическими обстоятельствами, отличными от рассматриваемого дела.
С учетом установленных обстоятельств, повторно исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, коллегия апелляционного суда считает, что оспариваемое представление прокурора Устиновского района города Ижевска вынесено полномочным лицом, в рамках представленных Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" полномочий, является законным и обоснованным, направлено на устранение допущенных заявителем нарушений действующего законодательства. Представление не нарушает прав и законных интересов заявителя, не препятствует осуществлению им предпринимательской и иной экономической деятельности (иного не доказано).
Таким образом, совокупность оснований для признания оспариваемого представления прокуратуры не установлена, требования заявителя правомерно оставлены судом без удовлетворения.
Коллегия апелляционного суда считает, что судом первой инстанции при рассмотрении дела правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, на основе полного и всестороннего исследования доказательств, выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают, по существу сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств, оснований для переоценки которых суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
В силу статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 23 августа 2022 года по делу N А71-2361/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Е.М. Трефилова |
Судьи |
Е.В. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-2361/2022
Истец: ООО "Городская управляющая компания"
Ответчик: Прокуратура Устиновского района города Ижевска
Третье лицо: Администрация муниципального образования "город Ижевск", ПАО Т ПЛЮС, Прокуратура Удмуртской Республики