г. Киров |
|
09 декабря 2022 г. |
Дело N А29-7306/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 декабря 2022 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ившиной Г.Г.,
судей Волковой С.С., Минаевой Е.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Свиридовой А.А.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Республики Коми представителя заявителя - директора Осипова О.В. (по паспорту),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятие "Управление капитального ремонта" муниципального образования городского округа "Сыктывкар"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 22.09.2022
по делу N А29-7306/2022
по заявлению муниципального унитарного предприятие "Управление капитального ремонта" муниципального образования городского округа "Сыктывкар" (ИНН: 1101060470, ОГРН: 1061101041968)
к Службе Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) (ИНН: 1101056523, ОГРН: 1161101050439)
третье лицо: Кольцова Мария Георгиевна
о признании недействительными предписания, решения,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие "Управление капитального ремонта" муниципального образования городского округа "Сыктывкар" (далее - заявитель, МУП "УКР" МО ГО "Сыктывкар") обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительными и отмене предписания Государственной жилищной инспекции по г. Сыктывкару и Корткеросскому району от 09.03.2022 N 112 и решения Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) (далее - ответчик, Служба Республики Коми стройжилтехнадзора, Служба) от 20.04.2022 N 35.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Кольцова Мария Георгиевна (далее - Кольцова М.Г.).
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 22.09.2022 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, МУП "УКР" МО ГО "Сыктывкар" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что при расчете корректировки платы за отопление в многоквартирном доме по адресу: г. Сыктывкар, ул. 65-летия Победы, д. 3 (далее - МКД N 3) за 2021 год учтен объем потребления тепловой энергии по данным общедомового прибора учета на цели отопления (364,691 Гкал), а также объем потребленной тепловой энергии по данным общедомового прибора учета на цели горячего водоснабжения (46,45 Гкал), превышающий объем тепловой энергии, рассчитанный с применением норматива на подогрев холодной воды (0,0713 Гкал/куб.м.). Ссылаясь на письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 11.01.2022 N 86-ОГ/04, заявитель указывает, что так как оба коллективных прибора учета, установленных в МКД N 3 фиксируют объем тепловой энергии, поступающей в дом, МУП "УКР" МО ГО "Сыктывкар" правомерно при корректировке платы за отопление учитывало объем тепловой энергии, определенный по двум коллективным приборам учета.
Более подробно позиция заявителя изложена в апелляционной жалобе.
Служба Республики Коми стройжилтехнадзора в отзыве на апелляционную жалобу указала на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Кольцова М.Г. отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 01.11.2022 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 02.11.2022 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Ответчик и третье лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей ответчика и третьего лица.
В судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи, представитель заявителя поддержал занятую по делу позицию.
Законность обжалуемого решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов настоящего дела, в связи с поступлением коллективного обращения жильцов кв. 2, 9, 23, 28, 29, 32, 35 МКД N 3 по вопросу нарушения требований жилищного законодательства, решением исполняющего обязанности руководителя Службы от 07.02.2022 N 76 в период с 07.02.2022 по 09.03.2022 в отношении МУП "УКР" МО ГО "Сыктывкар" проведена внеплановая документарная проверка.
Пунктом 13 названного выше решения у предприятия запрошен перечень документов, предоставление которых необходимо для достижения целей и задач проверки.
Проведение документарной проверки приостанавливалось с 07.02.2022 по 18.02.2022 в связи с направлением требований о предоставлении необходимых документов.
Письмом от 17.02.2022 МУП "УКР" МО ГО "Сыктывкар" представило Службе испрашиваемые документы.
В ходе анализа представленных предприятием по запросу документов установлено, что расчет корректировки размера платы за услугу по отоплению за период с января по декабрь 2021 года, предъявленный жильцам квартир N 2, 9, 23, 28, 29, 32, 35 МКД N 3 выполнен с нарушениями пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Выявленные нарушения зафиксированы Службой в акте проверки от 09.03.2022 N 76.
Для устранения выявленных в ходе проведения проверки нарушений, консультантом Государственной жилищной инспекции по г. Сыктывкару вынесено предписание от 09.03.2022 N 112, которым МУП "УКР" МО ГО "Сыктывкар" предложено в срок до 29.04.2022 произвести перерасчет размера корректировки квартир NN 2, 9, 23, 28, 29, 32, 35, исходя из объема потребления, определенного по показаниям общедомового прибора учета, в количестве 364,691 Гкал на сумму 773 633 руб. 67 коп. за период корректировки с января по декабрь 2021 года; с января 2022 года расчет размера платы за отопление по всем жилым помещениям МКД N 3 производить в соответствии с требованиями пункта 42(1) Правил N 354 по формуле 3 приложения N 2 Правил N 354, исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в МКД N 3 по показаниям ОДПУ тепловой энергии МКД N 3 за предыдущий год (за 2021 год в объеме 364 691 Гкал).
В соответствии с пунктом 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" срок исполнения предписания от 09.03.2022 N 112 продлен до 27.07.2022.
Решением исполняющего обязанности руководителя Службы от 20.04.2022 N 35 предписание об устранении нарушений обязательных требований от 09.03.2022 N 112 оставлено без изменения, жалоба предприятия - без удовлетворения.
Полагая, что указанные предписание и решение Службы не соответствуют положениям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы заявителя, МУП "УКР" МО ГО "Сыктывкар" обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва Службы, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда исходя из нижеследующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оспариваемое предписание оценивается арбитражным судом на момент его вынесения. При оценке вопроса о законности оспариваемого предписания помимо полномочий вынесшего это предписание органа и оснований для проведения такой проверки, в части чего у заявителя не имеется возражений, установлению подлежит наличие у заявителя обязанности по проведению требуемых мероприятий.
К отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами, на основании пункта 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) применяются правила, предусмотренные статьями 539 - 547 ГК РФ.
В соответствии со статьей 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении (часть 1 статьи 541 ГК РФ).
В силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органом местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок определения размера платы для потребителей за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению установлен Правилами N 354.
Согласно пункту 42 (1) Правил N 354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года. В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Постановлением Правительства Республики Коми от 29.09.2016 N 462 "О способе осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению на территории Республики Коми" установлено, что на территории Республики Коми при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению применяется способ осуществления потребителями оплаты равномерно в течение календарного года, за исключением случая, когда на основании решения общего собрания собственников помещении многоквартирных домов, в том числе принятом до принятия настоящею постановления, при расчете размера платы за коммунальною услугу по отоплению применяется способ осуществления потребителями оплат в течение отопительного периода - для многоквартирных домов, в которых используется коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии.
Решение общего собрания собственников помещений в МКД N 3 о расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению с применением способа осуществления потребителями оплаты в течение отопительного периода на основании фактических данных по ОДПУ тепловой энергии МКД N 3 не принималось.
Как следует из материалов настоящего дела МКД N 3 оборудован ОДПУ тепловой энергии, учитывающим объем потребления тепловой энергии на цели отопления и объем тепловой энергии на подогрев горячей воды раздельно, жилые помещения МКД N 3 не оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии. Объем потребления тепловой энергии МКД N 3 за период с января по декабрь 2021 года на цели отопления по данным ОДПУ тепловой энергии МКД N 3 (ввод 1) соответствует значению 364,691 Гкал. При расчете корректировки платы за отопление в МКД N 3 за 2021 год МУП "УКР" МО ГО "Сыктывкар" применен потребленный МКД N 3 за период с января по декабрь 2021 года объем тепловой энергии, равный 411,041 Гкал (364,691 Гкал - объем тепловой энергии, потребленный МКД N 3 за период с января по декабрь 2021 года на цели отопления по данным ОДПУ тепловой энергии МКД N 3 и 46,35 Гкал - объем потребленной МКД N 3 тепловой энергии за период с января по декабрь 2021 года на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (объем тепловой энергии по данным ОДПУ тепловой энергии, превышающий нормативный расход тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению для многоквартирных домов, установленный Приказом Службы Республики Коми по тарифам "Об установлении нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории муниципального образования городского округа "Сыктывкар" от 14.07.2015 N 45/2).
В соответствии с формулой 3(4) приложения N 2 к Правила N 354 размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формулам 3, 3(1) и 3(3), размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом доме, который оборудован индивидуальным прибором учета, определенный по формуле 3(5), при оплате равномерно в течение календарного года корректируются в I квартале года, следующего за расчетным годом, исполнителем по формуле 3(4).
Применение в данном случае заявителем данных по формуле 23 Правил N 354 является неправомерным. В соответствии с пунктом 42 Правил N 354 указанная формула применяется для определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении исходя из показаний приборов учета горячей воды в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду и не применяется относительно коммунальной услуги по отоплению.
Таким образом, предприятие увеличило действительный расход тепловой энергии, приходящийся на отопление в МКД N 3.
Повторно исследовав по правилам статьи 71 АПК РФ обстоятельства настоящего дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для иной оценки представленных в материалы дела доказательств, Служба правомерно указала на необходимость осуществления расчета платы за коммунальную услугу по отоплению по показаниям ОДПУ без учета объема тепловой энергии, затраченной на подогрев холодной воды, в целях предоставления услуги по горячему водоснабжению.
Иной подход расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, применяемый предприятием, нарушает требования жилищного законодательства, в связи с чем требования оспариваемого предписания о необходимости произвести расчет корректировки размера платы за отопление в МКД N 3 за период с января по декабрь 2021 года в соответствии с требованиями пункта 42(1) Правил N 354, а также о необходимости расчета размера платы за отопление по всех жилым помещениям МКД N 3 с января 2022 года в соответствии с пунктом 42 (1) Правил N 354 исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление МКД N 3 по показаниям ОДПУ тепловой энергии МКД N 3 за предыдущий год (за 2021 год в объеме потребления 364,691 Гкал) являются законными.
Доводы и аргументы заявителя об обратном подлежат отклонению, поскольку, принимая во внимание изложенное, основаны на ошибочном толковании норм материального права применительно к фактическим обстоятельствам дела.
Ссылка заявителя на письмо Минстроя России от 11.01.2022 N 86-ОГ/04 подлежит отклонению, поскольку письмо Минстроя не является нормативным правовым актом, содержащиеся в письме разъяснения носят рекомендательный характер.
Оспариваемое предписание содержит описание выявленного нарушения и ссылку на подлежащие исполнению положения действующего законодательства в жилищно-коммунальной сфере и является реально исполнимым способами, не противоречащими закону. Содержащиеся в предписании требования не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, возлагают на него исключительно предусмотренные законом обязанности и не создают препятствий для осуществления деятельности.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении. Нормы материального и процессуального права применены судом первой инстанции правильно.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Республики Коми от 22.09.2022 по делу N А29-7306/2022 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу МУП "УКР" МО ГО "Сыктывкар"- без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 22.09.2022 по делу N А29-7306/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятие "Управление капитального ремонта" муниципального образования городского округа "Сыктывкар" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Г.Г. Ившина |
Судьи |
С.С. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-7306/2022
Истец: МУП "Управление Капитального Ремонта" Муниципального Образования Городского Округа "Сыктывкар"
Ответчик: Служба Республики Коми Строительного, Жилищного и Технического Надзора (Контроля)
Третье лицо: Кольцова Мария Георгиевна, Второй арбитражный апелляционный суд, Управление по вопросам миграции МВД по РК