г. Чита |
|
09 декабря 2022 г. |
Дело N А19-1814/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 декабря 2022 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Басаева Д. В., Сидоренко В. А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лю-фа-хуан Д. А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заместителя Прокурора Иркутской области, апелляционную жалобу Пакулова Алексея Прокопыча и Кузьмицкого Виталия Николаевича, апелляционную жалобу гаражного кооператива "Автодром", апелляционную жалобу гаражного кооператива "Авиатор", гаражного кооператива "Гаражное товарищество "АН-190" и гаражного кооператива ИВАИИ "СемИД" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 июня 2022 года по делу N А19-1814/2022 по исковому заявлению заместителя Прокурора Иркутской области в интересах муниципального образования г.Иркутск в лице Администрации города Иркутска, неопределенного круга субъектов предпринимательской деятельности к Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации города Иркутска (ОГРН 1163850051584, ИНН 3849057115, 664007), акционерному обществу Специализированный застройщик "АЗГИ" (ОГРН 1113850013815, ИНН 3849015274),
третьи лица: Новокшонова Татьяна Николаевна, Новрузова Татьяна Григорьевна, Маликова Тамара Евгеньевна, Пакулов Алексей Прокопыч, Кузьмицкий Виталий Николаевич, Кузьмицкая Ольга Александровна, Меньших Лариса Борисовна, Харьковская Елена Эдуардовна, гаражный кооператив "Гаражное товарищество "АН-190" (ИНН 3811456093, ОГРН 1183850022938), гаражный кооператив "Авиатор" (ИНН 3811441361, ОГРН 1163850098280), гаражный кооператив ИВАИИ "СемИД" (ИНН 3811996035, ОГРН 1123850022042), гаражный кооператив "Автодром" (ИНН 3811133751, ОГРН 1093850024993),
при участии в судебном заседании:
от Прокуратуры Иркутской области: Дьячкова Ж.В.- представлено служебное удостоверение, поручение,
от КУМИ Администрации г. Иркутска: Ярошенко М.В.- представитель по доверенности от 30.08.2022, представлен диплом о наличии высшего юридического образования.
от АО Специализированный застройщик "АЗГИ": Мунханов В.А.- представитель по доверенности от 24.01.2022, представлен диплом о наличии высшего юридического образования; Беляевский Е.А.- представитель по доверенности от 24.01.2022, представлен диплом о наличии высшего юридического образования; Карпов С.И.- представитель по доверенности от 20.04.2022, адвокат,
УСТАНОВИЛ:
Прокуратура Иркутской области в лице заместителя прокурора Иркутской области (далее - истец, прокуратура) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации города Иркутска (далее - КУМИ Администрации г.Иркутска), акционерному обществу Специализированный застройщик "АЗГИ" (далее - общество, АО Специализированный застройщик "АЗГИ") с требованиями:
- признать дополнительное соглашение от 24.08.2020 к договору аренды земельного участка от 30.12.2007, а также все последующие дополнительные соглашения от 12.10.2020, 03.02.2021, 24.02.2021, 12.10.2021 к договору аренды земельного участка от 30.12.2007, заключенные между КУМИ Администрации г.Иркутска и АО Специализированный застройщик "АЗГИ", недействительными;
- признать договор аренды земельного участка с кадастровым номером 38:36:000022:48510 от 12.10.2020 N 5665, договор аренды земельного участка с кадастровым номером 38:36:000022:48511 от 12.10.2020 N 5672, договор аренды земельного участка с кадастровым номером 38:36:000022:48513 от 12.10.2020 N 5680, договор аренды земельного участка с кадастровым номером 38:36:000022:48515 от 12.10.2020 N 5679, договор аренды земельного участка с кадастровым номером 38:36:000022:48516 от 12.10.2020 N 5676, договор аренды земельного участка с кадастровым номером 38:36:000022:48518 от 12.10.2020 N 5674, договор аренды земельного участка с кадастровым номером 38:36:000022:48521 от 12.10.2020 N 5664, договор аренды земельного участка с кадастровым номером 38:36:000022:48523 от 12.10.2020 N 5675, договор аренды земельного участка с кадастровым номером 38:36:000022:48526 от 12.10.2020 N 5662, договор аренды земельного участка с кадастровым номером 38:36:000022:48527 от 12.10.2020 N 5663, договор аренды земельного участка с кадастровым номером 38:36:000022:48529 от 12.10.2020 N 5666, договор аренды земельного участка с кадастровым номером 38:36:000022:48530 от 12.10.2020 N 5667, договор аренды земельного участка с кадастровым номером 38:36:000022:48531 от 12.10.2020 N 5668, договор аренды земельного участка с кадастровым номером 38:36:000022:48532 от 12.10.2020 N 5669, договор аренды земельного участка с кадастровым номером 38:36:000022:48533 от 12.10.2020 N 5670, договор аренды земельного участка с кадастровым номером 38:36:000022:48534 от 12.10.2020 N 5673, договор аренды земельного участка с кадастровым номером 38:36:000022:49443 от 18.01.2021 N 5717, договор аренды земельного участка с кадастровым номером 38:36:000022:49442 от 18.01.2021 N 5718, а также все последующие дополнительные соглашения от 03.02.2021, 24.02.2021, 12.10.2021 к данным договорам аренды земельных участков, заключенные между КУМИ Администрации г.Иркутска и АО Специализированный застройщик "АЗГИ", недействительными;
- применить последствия недействительности сделок, обязав АО Специализированный застройщик "АЗГИ"" возвратить Администрации г.Иркутска земельные участки с кадастровыми номерами 38:36:000022:47326, 38:36:000022:48510, 38:36:000022:48511, 38:36:000022:48513, 38:36:000022:48515, 38:36:000022:48516, 38:36:000022:48518, 38:36:000022:48521, 38:36:000022:48523, 38:36:000022:48526, 38:36:000022:48527, 38:36:000022:48529, 38:36:000022:48530, 38:36:000022:48531, 38:36:000022:48532, 38:36:000022:48533, 38:36:000022:48534, 38:36:000022:49442, 38:36:000022:49443.
Определением суда от 19.04.2022 привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Новокшонова Татьяна Николаевна, Новрузова Татьяна Григорьевна, Маликова Тамара Евгеньевна, Пакулов Алексей Прокопыч, Кузьмицкий Виталий Николаевич, Кузьмицкая Ольга Александровна, Меньших Лариса Борисовна, Харьковская Елена Эдуардовна, Гаражный кооператив "Гаражное товарищество "АН-190" (ИНН 3811456093), Гаражный кооператив "АВИАТОР" (ИНН 3811441361), Гаражный кооператив ИВАИИ "СемИД" (ИНН 3811996035).
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 19.05.2022 удовлетворено заявление Гаражного кооператива "Автодром" о вступлении в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 20 июня 2022 года в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заместитель прокурора Иркутской области, гаражный кооператив "Автодром", гаражный кооператив "Авиатор", гаражный кооператив "Гаражное товарищество "АН-190", гаражный кооператив ИВАИИ "СемИД", Пакулов Алексей Прокопыч, Кузьмицкий Виталий Николаевич обжаловали его в апелляционном порядке.
Как следует из апелляционной жалобы Прокуратуры Иркутской области, определение суда от 13.05.2019 по делу N А19-4848/2015 не имеет преюдициального значения применительно к настоящему спору, поскольку вопросы законности договора аренды от 30.12.2007 не являлись предметом оценки суда в ходе разбирательства по делу N А19-4848/2015. При утверждении мирового соглашения по делу N А 19-4848/2015 суд исходил из существования арендных правоотношений между сторонами договора, не оценивая по существу соответствие данного договора требованиям федерального законодательства.
Судом первой инстанции не дана правовая оценка тому обстоятельству, что договор аренды от 30.12.2007 в нарушение требований ч. 1 ст. 269, ст. 608 Гражданского кодекса РФ, п. 4 ст. 20 Земельного кодекса РФ в редакциях, действовавших по состоянию на 30.12.2007, заключен неуполномоченными лицами и вопреки императивному запрету на распоряжение землями, предоставленными на праве постоянного ('бессрочного) пользования, а также не прошел в установленном порядке государственную регистрацию в ЕГРН.
Также судом при вынесении обжалуемого решения не учтено, что земельный участок с кадастровым N 38:36:000022:226, закрепленный на момент заключения договора аренды от 30.12.2007 за ГОУ ВПО "ИВВАИУ" на праве постоянного (бессрочного) пользования, являлся собственностью Российской Федерации.
Кроме того, указывает на неправомерность вывода суда первой инстанции, что собственником земельного участка с кадастровым N 38:36:000022:226 при его разделе не допущено нарушений градостроительного регламента в части соблюдения предельных размеров участка.
Из апелляционной жалобы Пакулова Алексея Прокопыча и Кузьмицкого Виталия Николаевича следует, что ФГКУ "СибТУИО" Министерства обороны Российской Федерации не обладало правом на подписание мирового соглашения, по условиям которого на собственника могли быть возложены некие обязательства, связанные с отчуждением или обременением земельного участка с кадастровым номером 38:36:000022:226.
Указывают на то, что суд первой инстанции ограничился формальным подходом к способу проверки доказательств на предмет достоверности, констатировав лишь факт не реализации Прокуратурой права на заявление судебной экспертизы, в то время, как в материалах дела достаточно иных доказательств, в совокупности свидетельствующих о ничтожности договора аренды от 30.12.2007.
По мнению заявителей, земельные участки с придомовой территорией многоквартирных домов в аренду АО Специализированный застройщик "АЗГИ" переданы, в частности земельный участок с кадастровым номером 38:36:000022:48529 с элементами благоустройства многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.Иркутск, ул.Советская, д. 176/199 территории и находятся в муниципальной казне города Иркутска с обременением арендными отношениями и разрешением на строительство жилых домов, а соответственно, оспариваемые Прокуратурой сделки совершены с нарушением положений Правил землепользования и застройки города Иркутска, утвержденные решением Думы города Иркутска от 28 октября 2016 года N 006-20-260428/6, в результате чего допущены нарушения прав и законных интересов неограниченного круга лиц, являющихся собственниками земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома и иные входящие в состав общего имущества многоквартирного дома объекты недвижимого имущества.
Гаражный кооператив "Авиатор", гаражный кооператив "Гаражное товарищество "АН-190" и гаражный кооператив ИВАИИ "СемИД" в своей апелляционной жалобе указали, что суд первой инстанции не опроверг доводы третьих лиц, а также доводы истца о том, что дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка является по своей сути самостоятельной сделкой в силу того, что подписывалось иными сторонами и по иному предмету спору, в отличии от основного договора аренды, а значит на него распространяются требования ст.39.6 ЗК РФ.
При предоставлении Администрацией города Иркутска АО Специализированный застройщик "АЗГИ" для строительства многоквартирных жилых домов за плату во временное владение и пользование или во временное пользование земельный участок с кадастровым номером 38:36:000022:47326, площадью 389 409 кв.м. и при последующем разделении его на 27 (двадцать семь) земельный участков, ответчики нарушили права собственников гаражей, а также владельцев гаражей, которые на сегодняшний день не могут реализовать свое право на приобретение в собственность земельных участков под гаражами, в связи с тем, что в градостроительной документации г.Иркутска нет земельных участков, которые должны быть под хранение автотранспорта. У владельцев гаражей, а также собственников гаражей имеется преимущественное право на приобретение земельных участков под гаражами в собственность, однако, их право при утверждении проекта межевания территории учтено не было, что привело к нарушению прав владельцев и собственников гаражей. Постановлением администрации города Иркутска от 25 февраля 2021 года N 031-06-121/21 утвержден проект межевания территории планировочного элемента 0-04-03, согласно которому образование испрашиваемых земельных участков под гаражами не предусмотрено.
Гаражный кооператив "Автодром" в своей апелляционной жалобе выразил несогласие с выводом суда первой инстанции о том, что у ФГКУ "СибТУИО" было полномочие на подписание мирового соглашения. Указанные факты были проверены судами всех инстанций по делу N А19-4848/2015, в том числе и определением Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-4848/2015 от 23.05.2022 об отказе в пересмотре определения от 13.05.2019 по вновь открывшимся обстоятельствам.
Кроме того заявитель указал, что представленное прокуратурой в настоящее дело постановление об отказе в возбуждении уголовного дела от 04.02.2022 г.. в рамках которого был допрошен Величко, предупрежденный об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, который пояснил, что договор аренды от 2007 г. он не подписывал, а так же полученную в рамках указанной проверки заключение эксперта N 526/2-1, где установлено, что подпись в доверенности от 01.11.2007 г., на основании которой был подписан договор от 2007 г. вероятно сделана не Чумаком, в силу требований законодательства является юридически значимым документом, содержащий в себе информацию имеющую значение для рассмотрения настоящего дела.
Заявитель жалобы также указал, что путем заключения дополнительного соглашения от 24.08.2020 стороны попытались создать видимость в обход требований закона, легитимности совершенной сделки. Несмотря на то, что она уже понесла последствия (многочисленные разделения земельных участков, строительство многоквартирных домов) это не позволяет ее признать добросовестным действием и удовлетворить требования стороны.
В материалы дела поступил письменный отзыв, в котором АО Специализированный застройщик "АЗГИ" выводы суда первой инстанции поддерживает, просит решение оставить без изменения, апелляционные жалобы истца и третьих лиц - без удовлетворения.
Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации города Иркутска в отзыве на апелляционные жалобы выводы суда поддерживает, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционным жалобам размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 20.09.2022.
Третьи лица представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом. Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Представитель прокуратуры дала пояснения согласно доводам апелляционной жалобы, просила решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации города Иркутска просила оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Представители акционерного общества Специализированный застройщик "АЗГИ" в судебном заседании, возражая доводам апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, между Войсковой частью 32487 и Иркутским высшим военным авиационным инженерным училищем (арендодатель) и ООО "Торговый дом ИЗКВ" 30.12.2007 заключен договор аренды земельного участка, по условиям которого арендатору в рамках заключенного с арендодателем договора о совместной деятельности по проектированию и строительству жилого дома на 138 квартир в г.Иркутске от 15.04.2004 и дополнительного соглашения к нему от 30.12.2007 предоставлен за плату во временное пользование земельный участок с кадастровым номером 38:36:000022:0226.
В рамках дела N А19-4848/2015 о несостоятельности (банкротстве) ООО "Торговый дом ИЗКВ", вступившим в законную силу определением Арбитражного суда Иркутской области от 13.05.2019, утверждено мировое соглашение, заключенное между ООО "Торговый дом "ИЗКВ" (далее - должник), Федеральным государственным казенным учреждением "СибТУИО" Минобороны России (далее - ФГКУ "СибТУИО"), кредиторами, закрытым акционерным обществом "АЗГИ" ("Инвестор - Застройщик"), при участии Министерства имущественных отношений Иркутской области, как лица, не участвующего в деле, чьи права могут быть затронуты настоящим мировым соглашением, в том числе, о нижеследующем:
- стороны исходят из того, что должник находится в обязательственных отношениях, исходя из заключенного им с Войсковой частью 32487 и Иркутским высшим военным авиационным инженерным училищем (военным институтом) (ФГКУ "СибТУИО") договора аренды земельного участка от 30 декабря 2007 года в отношении земельного участка с кадастровым номером 38:36:000022:0226;
- инвестор - Застройщик обязуется: погасить всю задолженность в деле о банкротстве ООО "Торговый дом "ИЗКВ", принять все права и обязанности по договорам, заключенным между ООО "Торговый дом "ИЗКВ" и структурными подразделениями Министерства обороны Российской Федерации, в целях реализации своих обязанностей по погашению задолженности должника, оказать содействие Министерству обороны Российской Федерации и Министерству имущественных отношений Иркутской области при выполнении подготовительных работ по реализации региональных проектов на земельном участке с кадастровым номером 38:36:000022:0226;
- в целях обеспечения исполнения обязанностей Инвестора - Застройщика, Инвестор - Застройщик:
а) осуществляет раздел земельного участка с кадастровым номером 38:36:000022:0226 с целью образования земельных участков для обеспечения региональных и муниципальных интересов, выделения территории, занятой жилыми домами, выделения территории комплексного освоения - жилищного строительства, строительства социальной инфраструктуры;
б) имеет право на осуществление жилищного строительства, на территории расположенной на земельном участке с кадастровым номером 38:36:000022:0226 в г.Иркутске, определенной в соответствии со Схемой раздела земельного участка с кадастровым номером 38:36:000022:0226, и свободной от застройки иными объектами, и распоряжение ими;
- должник уступает по настоящему мировому соглашению, а инвестор-застройщик принимает в полном объеме права и обязанности по договору аренды от 30 декабря 2007 года в отношении земельного участка с кадастровым номером 38:36:000022:0226. Должник гарантирует действительность и наличие всех прав, которые он уступает в соответствии с условиями настоящего мирового соглашения.
12.07.2019 в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 38:36:000022:0226 и выделения территории, занятой жилой застройкой, образован, в том числе, земельный участок с кадастровым номером 38:36:000022:47326 с видом разрешенного использования "под эксплуатацию существующих объектов обороны", который находился в территориальной зоне ИЗ-805.
с 30.06.2020 по 25.08.2020 проведены публичные слушания по вопросу внесения изменений в правила землепользования и застройки. По итогам выдано положительное заключение о возможности изменения территориальной зоны и установления территориальной зоны ЖЗ-104.
24.08.2020 между КУМИ Администрации г.Иркутска (арендодатель) и АО Специализированный застройщик "АЗГИ" (арендатор) подписано дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка от 30.12.2007, по условиям которого арендодатель обязуется предоставить арендатору за плату во временное владение и пользование земельный участок с кадастровым номером 38:36:000022:47326, площадью 389 409 кв.м. Основанием для заключения договора указано, в том числе, определение Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-4848/2015 от 13.05.2019 об утверждении мирового соглашения от 22.02.2019, исполнительный лист по делу N А19-4848/2015 (пункт 1.3 дополнительного соглашения от 24.08.2020).
Распоряжением заместителя мэра - председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г.Иркутска от 23.09.2020 N 504-02-3217/20 земельный участок с кадастровым номером 38:36:000022:47326 разделен на 27 земельных участков с сохранением для вновь образованных земельных участков вида разрешенного использования "под эксплуатацию существующих объектов обороны".
Решением Думы г. Иркутска от 29.09.2020 N 007-20-017164/0 внесены изменения в Правила землепользования и застройки части территории города Иркутска в части установления для участков, находящихся в аренде АО Специализированный застройщик "АЗГИ" территориальной зоны ЖЗ-104.
После раздела земельного участка с кадастровым номером 38:36:000022:226 в отношении образованных из него земельных участков с кадастровыми номерами N N 38:36:000022:48510, 38:36:000022:48511, 38:36:000022:48512, 38:36:000022:48513, 38:36:000022:48515, 38:36:000022:48516, 38:36:000022:48518, 38:36:000022:48521, 38:36:000022:48523; 38:36:000022:48526, 38:36:000022:48527, 38:36:000022:48529, 38:36:000022:48530; 38:36:000022:48531, 38:36:000022:48532, 38:36:000022:48533, 38:36:000022:48534, 38:36:000022:48535 заключены договоры аренды от 12.10.2020.
Также 12.10.2020 между КУМИ Администрации г.Иркутска и АО Специализированный застройщик "АЗГИ" заключено дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка от 30.12.2007, которым изменена площадь земельного участка с кадастровым номером 38:36:000022:47326 с 389 409 кв.м. на 39 795 кв.м.
24.12.2020 распоряжением КУМИ Администрации г.Иркутска N 504-02-4247/20 в результате перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами 38:36:000022:48512 и 38:36:000022:48535 образованы земельные участки с кадастровыми номерами 38:36:000022:49442 и 38:36:000022:49443.
Указанные вновь образованные земельные участки с кадастровыми номерами 38:36:000022:49442 и 38:36:000022:49443 переданы в аренду в соответствии с договорами аренды от 18.01.2021 (N N 5717, 5718).
Участок, сохранивший кадастровый номер первоначального земельного участка 38:36:000022:47326 также остался в аренде у АО Специализированный застройщик "АЗГИ". В связи с изменением площади 12 октября 2020 года отношении него также подписано дополнительного соглашение.
03.02.2021 КУМИ Администрации г.Иркутска и АО Специализированный застройщик "АЗГИ" заключены дополнительные соглашения к договорам аренды вновь образованных земельных участков в связи изменением разрешенного использования с "под эксплуатацию существующих объектов обороны, для размещения объектов, предназначенных для обеспечения обороны и безопасности" на "многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)".
Земельные участки с кадастровыми номерами N N 38:36:000022:48514, 38:36:000022:48517, 38:36:000022:48519, 38:36:000022:48520, 38:36:000022:48522, 38:36:000022:48524, 38:36:000022:48525, 38:36:000022:48528, образованные в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 38:36:000022:47326, оставлены в казне муниципального образования г.Иркутск.
Таким образом, в настоящее время в аренде у АО Специализированный застройщик "АЗГИ" находятся 19 земельных участков общей площадью 273 298 кв.м., цель использования - строительство многоквартирных домов, разрешенное использование "многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)". Часть территории земельного участка с кадастровым номером 38:36:000022:47326, запланированная под строительство объектов социального значения, в аренду не передавалась.
В силу статьи 1 Федерального закона от 17.01.92 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Соответствующее право прокурора на предъявление иска о признании недействительной сделки закреплено в абзаце втором части 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.
Прокурор, обратившийся в суд, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности истца (пункт 3 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Прокуратура Иркутской области в лице заместителя прокурора обратилась в суд с иском о признании недействительным дополнительного соглашения от 24.08.2020 к договору аренды земельного участка от 30.07.2007, договоров аренды, дополнительных соглашений к ним и применении последствий недействительности сделок.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 20 июня 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заместитель прокурора Иркутской области, гаражный кооператив "Автодром", гаражный кооператив "Авиатор", гаражный кооператив "Гаражное товарищество "АН-190", гаражный кооператив ИВАИИ "СемИД", Пакулов Алексей Прокопыч, Кузьмицкий Виталий Николаевич обратились в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзывов, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции правильно руководствовался следующими нормами права и правовыми позициями.
В силу статьи 153 Гражданского кодекса Российской Федерации сделкой признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 168 Гражданского кодекса РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделку оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Согласно пункту 1 статьи 167 Гражданского кодекса РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
В силу разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, приведенного в Постановлении от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" посягающей на публичные интересы и, соответственно, ничтожной является сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом.
Сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, либо должным образом уполномоченными ими лицами (статья 160 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 183 Гражданского кодекса Российской Федерации при отсутствии полномочий действовать от имени другого лица или при превышении таких полномочий сделка до надлежащего одобрения не влечет правовых последствий для представляемого.
Согласно материалам дела, Прокуратура в исковом заявлении указала на то, что договор аренды от 30.12.2007 и оспариваемое дополнительного соглашения к нему от 24.08.2020 заключены разными лицами при отсутствии соответствующих полномочий. Так, договор аренды от 30.12.2007 заключен Войсковой частью 32487, ГОУ ВПО "Иркутское высшее военное авиационное инженерное училище" и ООО "Торговый дом ИЗКВ", тогда как дополнительное соглашение от 24.08.2020 заключено КУМИ Администрации г.Иркутска и АО Специализированный застройщик "АЗГИ". Следовательно, дополнительное соглашение от 24.08.2020 является самостоятельной сделкой. Ни Войсковая часть 32487, ни ГОУ ВПО "ИВВАИУ" при заключении договора от 30.12.2007 правом распоряжения земельным участком с кадастровым номером 38:36:000022:0226 не обладали.
Аналогичные доводы заявлены Прокуратурой и в апелляционной жалобе.
Апелляционный суд, отклоняя доводы апелляционной жалобы, поддерживает выводы суда первой инстанции, который при их оценке правильно исходил из следующего.
Как следует из материалов дела, на момент заключения договора аренды от 30.12.2007 земельный участок с кадастровым номером 38:36:000022:0226 являлся федеральной собственностью.
Приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации от 05.02.2019 N91 "О передаче земельного участка в государственную собственность Иркутской области" земельный участок передан из федеральной собственности в государственную собственность Иркутской области.
По передаточному акту от 11.02.2019 N 3/91 ФГКУ "СибТУИО" передало, а Министр имущественных отношений Иркутской области принял земельный участок в государственную собственность Иркутской области.
30 июля 2020 года министерством имущественных отношений Иркутской области принято распоряжение N 1031/и "О передаче имущества, находящегося в государственной собственности Иркутской области, в муниципальную собственность города Иркутска".
03 августа 2020 года администрацией города Иркутска принято постановление N 031-06-475/0 "О принятии имущества в муниципальную собственность города Иркутска" и утвержден акт приема-передачи, в том числе, земельных участков с кадастровым номером 38:36:000022:47326, площадью 389409 кв.м (38,9 га), с кадастровым номером 38:36:000022:48336, площадью 337098 кв.м (33,7 га).
В соответствии с вышеуказанными документами зарегистрировано право муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 38:36:000022:47326 - 10 августа 2020 года, земельный участок с кадастровым номером 38:36:000022:48336 - 13 октября 2020 года.
Таким, образом, право государственной собственности Иркутской области на земельный участок с кадастровым номером 38:36:000022:0226, равно как и право муниципальной собственности на образованные из него земельные участки в соответствующие периоды подтверждены представленными в дело доказательствами и в установленном законом порядке не оспорены.
Согласно представленным в дело письмам Военной прокуратуры Центрального военного округа от 20.11.2019 N сорг-2/4-423-19/200001000, Военной прокуратуры Восточного военного округа от 10.01.2020 N 92, адресованным Министру имущественных отношений Иркутской области, в том числе, по вопросу передачи земельного участка с кадастровым номером 38:36:000022:0226 из федеральной в государственную собственности Иркутской области, в результате проведенных прокуратурой проверок нарушений закона не выявлено.
Вступившим в законную силу определением Арбитражного суда Иркутской области от 13.05.2019 об утверждении мирового соглашения по делу N А19-4848/2015 установлено, что ООО "Торговый дом "ИЗКВ" находится в обязательственных отношениях, исходя из заключенного им с Войсковой частью 32487 и Иркутским высшим военным авиационным инженерным училищем (военным институтом) договора аренды земельного участка от 30.12.2007. В подписании мирового соглашения от 22.02.2019 принимал участие и собственник земельного участка с кадастровым номером 38:36:000022:0226, который подтвердил, что договор аренды от 30.12.2007 исполнялся сторонами, доводов об отсутствии полномочий у Войсковой части 32487 и ГОУ ВПО "ИВВАИУ" на заключение договора аренды от 30.12.2007 и передачу земельного участка застройщику им не заявлено. К правоотношениям, сложившимся между участниками долевого строительства и застройщиком, арбитражным судом применены положения Федерального Закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". Основанием для применения правил параграфа 7 главы IX ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" к должнику явился договор аренды земельного участка от 30.12.2007, заключенный между Войсковой частью 32487, Иркутским высшим военным авиационным инженерным училищем (военный институт) (арендодатель) и ООО "ТД ИЗКВ" (арендатор).
В кассационных жалобах Министерства имущественных отношений Иркутской области на определение об утверждении мирового соглашения от 13.05.2019 по делу N А19-4848/2015 содержались ссылки на незаключенность договора аренды земельного участка от 30.12.2007. В постановлении от 29.07.2019 Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа установил, что земельный участок принадлежал на момент утверждения мирового соглашения должнику на праве аренды на основании договора от 30.12.2007, заключенного с собственником земельного участка - ФГКУ "СибТУИО".
Заместителем прокурора Иркутской области подано заявление о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам определения Арбитражного суда Иркутской области от 13.05.2019 по делу N А19-4848/2015, в удовлетворении которого отказано, о чем вынесено определение от 23.05.2022.
Ссылки истца на отсутствие у ФГКУ "СибТУИО" полномочий на подписание мирового соглашения по делу N А19-4848/2015 отклонены судом, как направленные на пересмотр вступившего в законную силу и прошедшего проверку по всех судебных инстанциях определения суда об утверждении мирового соглашения от 13.05.2019.
Прокуратура ссылается на результаты проведенной следственными органами проверки, которой установлено, что Чумак Д.С. доверенность Афанасьеву Н.Ю. на подписание договора аренды от 30.12.2007 от лица Войсковой части 32487 не выдавал, подпись на доверенности ему не принадлежит, подпись начальника ГОУ ВПО "ИВВАИУ" Величко И.И. на договоре аренды от 30.12.2007 ему не принадлежит. Соответственно, договор аренды от 30.12.2007 в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации является ничтожным, не мог повлечь за собой никаких правовых последствий и являться основанием для заключения оспариваемого дополнительного соглашения от 24.08.2020.
В подтверждение данного довода Прокуратура представила постановление старшего следователя по ОВД отдела следственной части Главного следственного управления ГУ МВД России по Иркутской области от 04.02.2022 об отказе в возбуждении уголовного дела.
Как следует из содержания данного постановления от 04.02.2022, согласно показаниям Величко И.И. (с 2004 года начальника ГОУ ВПО "ИВВАИУ"), никаких договоров с ООО "Торговый дом ИЗКВ" он не заключал, подпись на договоре от 30.12.2007 ему не принадлежит. Согласно заключению эксперта от 25.07.2017 N 526/2-1, подпись на доверенности от 01.11.2007 N 36/9/14 выполнена, вероятно, не Чумаком Д.С., а другим лицом.
Вместе с тем, как верно указано судом первой инстанции, постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в арбитражном процессе на основании статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеет преюдициального значения, оно не является приговором суда, наличие которого в силу части 4 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязательно для арбитражного суда. Вывод эксперта носит вероятностный характер, фальсификация подписи Чумака Д.С. доподлинно не установлена. Данное заключение судебной экспертизой не является, устанавливать или опровергать какие-либо обстоятельства, подлежащие доказыванию в судебном процессе, не может. О фальсификации договора аренды от 30.12.2007, равно как и проведении судебной экспертизы в установленном законом порядке Прокуратурой не заявлено, иных доказательств ничтожности сделки не представлено.
Апелляционный суд, поддерживая данные выводы суда первой инстанции, отклоняет доводы апелляционных жалоб ГК "Автодром", Пакулова А.П., Кузьмицкого В.Н. об отсутствии полномочий лиц при подписании договора аренды земельного участка от 30.12.2007.
Ссылка ГК "Автодром" на ч. 1 ст. 82 АПК РФ с указанием на то, что Арбитражный суд Иркутской области должен был по собственной инициативе назначить судебную экспертизу, основан на неправильном толковании норм процессуального права. Поскольку в рассматриваемом случае законом и договором назначение экспертизы не предписано, заявления о фальсификации доказательств никем из лиц, участвующих в деле, заявлено не было. Таким образом, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для назначения судебной экспертизы по собственной инициативе.
По этой же причине подлежит отклонению довода Пакулова А.П. и Кузьмицкого В.Н. о том, что в отсутствие экспертного заключения суд первой инстанции избрал ненадлежащий способ оценки доказательств.
Также апелляционный суд отклоняет довод ГК "Автодром", Пакулова А.П., Кузьмицкого В.Н. о том, что Войсковая часть 32487 и Иркутский высший военный авиационное инженерное училище (военный институт) не имели полномочий на заключение договора аренды от 30.12.2007 и аналогичные доводы Прокуратуры, а также ссылку на то, что на момент заключения договора от 30.12.2007 земельный участок являлся собственностью Российской Федерации, исходя из следующего.
На момент заключения договора аренды от 30.12.2007 земельный участок с кадастровым номером 38:36:000022:226 принадлежал на праве постоянного (бессрочного) пользования за ИВВАИУ на основании государственного акта на право пользования землей от 17.02.1986.
В соответствии с п. 1 ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно п. 10 ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" (далее - Закон об обороне) земли, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности.
В силу и. 2 ст. 13 Закона об обороне, управление Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет Министр обороны Российской Федерации через Министерство обороны Российской Федерации.
Согласно ст. 10 Закона об обороне, Вооруженные Силы Российской Федерации - государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации.
В соответствии со ст. 11 Закона об обороне, Вооруженные Силы в Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей, и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, в тыл Вооруженных Сил Российской Федерации и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации.
В соответствии с п. 12 ст. 1 Закона об обороне, имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии с пп. 71 п. 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам.
Согласно п. 5 указанного Положения, Министерство обороны Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты).
Из анализа приведенных положений нормативных актов следует, что полномочия по распоряжению земельным участком, находящимся в федеральной собственности и закрепленным за Министерством обороны Российской Федерации принадлежат Министерству обороны в лице его уполномоченных органов.
Из этого следует, что в силу прямого указания закона уполномоченным лицом, осуществляющим полномочия собственника в отношении земельного участка, переданного Министерству обороны Российской Федерации в постоянное (бессрочное) пользование является непосредственно Министерство обороны в лице его должностных лиц и уполномоченных органов.
Таким образом, Министерство обороны Российской Федерации, владея в 2007 году земельным участком с кадастровым номером 38:36:000022:226 на праве постоянного (бессрочного) пользования, могло распоряжаться данным земельным участком, в том числе, принимать решение о передаче земельного участка в аренду.
По этой же причине подлежат отклонению доводы Пакулова А.П. и Кузьмицкого В.Н. о том, что ФГКУ "СибТУИО" Министерства обороны Российской Федерации не обладало правом на подписание мирового соглашения, утвержденного определением Арбитражного суда Иркутской области от 13.05.2019 по делу N А19-4848/2015, поскольку оспаривание указанного мирового является предметом рассмотрения в другом деле N А19-4848/2015 по иску прокурора. Определением от 23.05.2022 в удовлетворении требований прокурора было отказано. Арбитражный суд Иркутской области установил соответствия указанного мирового соглашения требованиям действующего законодательства, нарушения прав и интересов третьих лиц при заключении мирового соглашения не усмотрел.
С учетом вышеперечисленных обстоятельств, оснований полагать, что у Войсковой части 32487 и ГОУ ВПО "ИВВАИУ" отсутствовали полномочия на заключение договора аренды от 30.12.2007, у суда первой инстанции не имелось.
Апелляционный суд полагает обоснованным отклонение судом первой инстанции довода Прокуратуры об отсутствии у Администрации г.Иркутска полномочий на заключение дополнительного соглашения от 24.08.2020, поскольку Администрация стороной мирового соглашения не являлась, его условиями на органы местного самоуправления не возложено исполнение каких-либо обязательств.
Суд первой инстанции верно исходил из того, что на основании распорядительных актов уполномоченных органов земельный участок с кадастровым номером 38:36:000022:0226 из федеральной собственности передан в государственную собственность Иркутской области, затем земельные участки с кадастровыми номерами 38:36:000022:47326, 38:36:000022:48336, образованные из земельного участка с кадастровым номером 38:36:000022:226, переданы в муниципальную собственность. Таким образом, в спорных правоотношениях орган местного самоуправления стал выступать в качестве арендодателя и вступивший в законную силу судебный акт по делу N А19-4848/2015 для него также стал обязательным.
Правопреемство публично-правовых образований по смыслу статей 48, 124, 125 Гражданского кодекса Российской Федерации фактически означает переход от одного органа власти к другому обязательств, возникших в связи с передачей (перераспределением) соответствующих функций и полномочий в отношении принадлежащего им имущества. В связи с этим суд счел неправомерными доводы Прокуратуры о том, что передача объекта недвижимости из федеральной собственности в собственность субъекта или муниципального образования не влечет переход к новому правообладателю обязательств, принятых предыдущим собственником в отношении этого имущества.
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно отклонил как не подтвержденные соответствующими доказательствами доводы Прокуратуры об отсутствии у Войсковой части 32487 и ГОУ ВПО "ИВВАИУ" полномочий на заключение договора аренды от 30.12.2007, у КУМИ Администрации г.Иркутска - полномочий на подписание дополнительного соглашения к нему от 24.08.2020.
Как установлено судом первой инстанции согласно сведениям из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером 38:36:000022:47326 с 12.07.2019 зарегистрировано обременение в виде права аренды. Таким образом, на момент оформления права муниципальной собственности, земельный участок с кадастровым номером 38:36:000022:47326 не был свободен от прав третьих лиц.
В соответствии с п. 1 ст. 617 Гражданского кодекса Российской Федерации переход права собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления, пожизненного наследуемого владения) на сданное в аренду имущество к другому лицу не является основанием для изменения или расторжения договора аренды.
Учитывая, что договор аренды земельного участка от 30.12.2007 является действующим, изменение собственника земельного участка и передача участка в муниципальную собственность не повлекло прекращения договора аренды от 30.12.2007.
Оценив представленные в материалы дела документы и доводы сторон, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что право аренды земельного участка с кадастровым номером 38:36:000022:0226 от ООО "Торговый дом ИЗКВ" перешло к АО Специализированный застройщик "АЗГИ" на основании мирового соглашения, утвержденного определением Арбитражного суда Иркутской области от 13.05.2019 по делу N А19-4848/2015, в котором указано, что должник уступает по настоящему мировому соглашению, а инвестор - застройщик принимает в полном объеме права и обязанности по договору аренды от 30 декабря 2007 года в отношении земельного участка с кадастровым номером 38:36:000022:0226.
Апелляционный суд отклоняет доводы Прокуратуры относительно определения суда, утвердившего мировое соглашение, в связи со следующим.
Арбитражный суд не утверждает мировое соглашение, если оно противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц (часть 5 статьи 49 и часть 6 статьи 141 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации (часть 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации").
Таким образом, определение суда, утвердившее мировое соглашение, является обязательным к исполнению в силу того, что является вступившим в законную силу судебным актом, а не потому, что имеет преюдициальное значение для сторон настоящего спора.
Таким образом, в силу раннее изложенных установленных обстоятельств у АО Специализированный застройщик "АЗГИ" как у арендатора имелись полномочия на заключение оспариваемого дополнительного соглашения от 24.08.2020.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В нарушение данной правовой нормы Прокуратурой не подтвержден соответствующими доказательствами довод о заключении договора аренды от 30.12.2007 и дополнительного соглашения к нему от 24.08.2020 неуполномоченными лицами.
Как было указано выше, переход права собственности на земельный участок в силу п. 1 ст. 617 Гражданского кодекса Российской Федерации не прекращает арендное обязательство, смена собственника на сдаваемый в аренду объект является на основании статьи 382 Гражданского кодекса Российской Федерации случаем перемены лица в обязательстве, следовательно, дополнительное соглашение от 24.08.2020 не является самостоятельной сделкой, не может быть оспорено отдельно от оспаривания договора аренды от 30.12.2007, что является самостоятельным основанием для отказа в иске в данной части.
В качестве основания предъявления рассматриваемого иска Прокуратура указала на неправомерное предоставление земельного участка с кадастровым номером 38:36:000022:47326 в аренду без проведения торгов и, как следствие, ничтожность дополнительного соглашения от 24.08.2020 и последующих сделок.
Аналогичные доводы приведены в апелляционных жалобах.
Отклоняя доводы апелляционных жалоб, апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции, который при их оценке правильно исходил из следующего.
Согласно п. 1 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) органам местного самоуправления, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 настоящего Федерального закона.
Вместе с тем, как было указано выше, дополнительное соглашение от 24.08.2020, а также последующие договоры аренды и дополнительные соглашения к ним заключены во исполнение имеющего обязательную силу судебного акта - определения Арбитражного суда Иркутской области от 13.05.2019 по делу N А19-4848/2015. В силу данного судебного акта АО Специализированный застройщик "АЗГИ" принял все права и обязанности по договорам, заключенным между ООО "Торговый дом "ИЗКВ" и структурными подразделениями Министерства обороны Российской Федерации, в том числе по договору аренды от 30 декабря 2007 года в отношении земельного участка с кадастровым номером 38:36:000022:0226. Застройщик обязался разделить земельный участок с кадастровым номером 38:36:000022:0226 с целью образования земельных участков для обеспечения региональных и муниципальных интересов, выделения территории, занятой жилыми домами, выделения территории комплексного освоения - жилищного строительства, строительства социальной инфраструктуры.
Таким образом, в результате заключения дополнительного соглашения от 24.08.2020 нового предоставления земельного участка не произведено, АО Специализированный застройщик "АЗГИ" приняло на себя обязательства арендатора - ООО "Торговый дом "ИЗКВ" в отношении ранее предоставленного земельного участка с кадастровым номером 38:36:000022:0226.
В соответствии с п. 4 ст. 11.8 Земельного кодекса РФ в случае образования земельных участков из земельных участков, используемых на основании договоров аренды или безвозмездного пользования, осуществляющее такое использование лицо в отношении измененных земельных участков сохраняет право аренды или безвозмездного пользования и (или) имеет право на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененных земельных участков или договоров безвозмездного пользования ими на прежних условиях, если иное не установлено соглашением сторон, без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
С учетом изложенного, проведения публичной процедуры при заключении дополнительного соглашения от 24.08.2020, а также последующих договоров аренды и дополнительных соглашений к ним не требовалось, в связи с чем, суд первой инстанции обоснованно отказал в признании оспариваемых сделок недействительными по данному основанию.
Доводы Прокуратуры о нарушении при предоставлении земельного участка с кадастровым номером 38:36:000022:47326 норм градостроительного регулирования как основание для признания дополнительного соглашения от 24.08.2020 недействительным проверены судом первой инстанции и признаны несостоятельными ввиду следующего.
Земельный участок с кадастровым номером 38:36:000022:47326 на дату заключения дополнительного соглашения от 30.12.2007 относился к территориальной зоне ИЗ-805 (Зона особого градостроительного регулирования).
Отнесение данного участка к указанной зоне обусловлено тем, что участок с кадастровым номером 38:36:000022:226, из которого образован переданный в аренду земельный участок с кадастровым номером 38:36:000022:47326, находился ранее в федеральной собственности и имел вид разрешенного использования "под эксплуатацию существующих объектов обороны". При разделе земельного участка вид разрешенного использования сохранился, что не противоречит пункту 3 статьи 11.2 Земельного кодекса РФ.
Заявляя рассматриваемый довод, Прокуратура указала, что в соответствии с установленными в ПЗЗ для территориальной зоны особого градостроительного регулирования ИЗ-805 предельными параметрами земельных участков, предназначенных для многоэтажной жилой застройки, максимальный размер земельного участка не должен превышать 5 га, тогда как площадь земельного участка с кадастровым номером 38:36:000022:47326, представленного по дополнительному соглашению от 24.08.2020, составляет 38,94 га. Вместе с тем, в соответствии со ст. 71 "Правил землепользования и застройки части территории г. Иркутска, за исключением территории в границах исторического поселения г. Иркутск" утвержденных решением Думы г. Иркутска от 30.03.2017, для вида разрешенного использования "под эксплуатацию существующих объектов обороны" предельные размеры земельного участка не установлены.
Следовательно, со стороны собственника нарушений градостроительного регламента при разделе земельного участка с кадастровым номером 38:36:000022:226 в части соблюдения предельных размеров земельного участка не допущено, в связи с чем, суд обоснованно отказал в признании сделки недействительной по данному основанию.
Судом первой инстанции дана оценка доводам третьих, заявленных также в апелляционных жалобах, о нарушении их прав оспариваемыми сделками. Отклоняя доводы апелляционных жалоб, апелляционный суд поддерживает их оценку данную судом первой инстанции, который правильно исходил из следующего.
В обоснование своих доводов привлеченные к участию в деле третьи лица указали, что в связи с разделом земельного участка с кадастровым номером 38:36:000022:47326 нарушены права собственников земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома и иные входящие в состав общего имущества многоквартирного дома объекты недвижимого имущества, так как часть территорий, входящих в состав переданных в аренду земельных участков принадлежит собственникам МКД и на них расположены элементы благоустройства, принадлежащие собственникам МКД. Кроме того, проектом планировки территории установлены красные линии на земельных участках, находящихся в пользовании третьих лиц.
Однако, как следует из материалов дела, земельные участки под многоквартирными домами в аренду АО Специализированный застройщик "АЗГИ" не передавались, элементы благоустройства, расположенные на прилегающей к многоквартирным домам территории, находятся в муниципальной казне города Иркутска на основании распоряжения заместителя мэра - председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска от 22.05.2019 N 504-02- 1497/19 (реестровая карточка от 14.06.2022) и, следовательно, не относятся к общему имуществу собственников многоквартирного дома.
В Октябрьском районном суде города Иркутска рассматривалось гражданское дело N 2-1954/2021 по иску граждан о признании права собственности на долю в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером 38:36:000020:0226. В обоснование искового заявления указано, что истцы являются собственниками жилых помещений, расположенных по адресам: г. Иркутск, ул. Советская, 176/199, г. Иркутск, ул. Советская, 176/200, г. Иркутск, ул. Советская, 176/207. Истцы полагали, что с момента государственной регистрации права собственности на квартиры за истцами возникло право владения, пользования и распоряжения земельным участком, находящимся под их многоквартирными домами. Решением Октябрьского районного суда города Иркутска от 30.08.2021, оставленным без изменения апелляционным определением Иркутского областного суда, в удовлетворении заявленных исковых требований отказано.
Частью 2 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который образован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не образован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением об образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (часть 3 статьи 16 Вводного закона).
Частью 4 статьи 16 Вводного закона предусмотрено, что образование указанного в части 3 настоящей статьи земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является обязанностью органов государственной власти или органов местного самоуправления. В целях образования такого земельного участка уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления совершаются все необходимые действия, предусмотренные законом, в том числе обеспечиваются утверждение в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, проекта межевания территории, подготовка межевого плана земельного участка, обращение с заявлением о государственном кадастровом учете в отношении такого земельного участка в орган регистрации прав, в случае приостановления осуществления государственного кадастрового учета по этому заявлению указанными органами обеспечивается устранение причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета.
Соответственно, образование земельных участков под многоквартирными домами должно осуществляться в соответствии с проектом межевания территории, как и указано в части 4 статьи 16 Вводного закона.
Из системного толкования указанной выше нормы следует что, когда на одном земельном участке расположены несколько многоквартирных домов, должен быть сформирован земельный участок непосредственно для эксплуатации конкретного многоквартирного дома (под каждым многоквартирным домом), в связи с чем требуется обращение в органы государственной власти или органы местного самоуправления с соответствующим заявлением о формировании земельного участка.
Кроме того, подпунктом 4 пункта 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, за исключением образования земельного участка для целей, предусмотренных статьей 13 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", образования земельного участка для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, а также образования земельного участка в целях его предоставления собственникам расположенных на нем зданий, сооружений.
Из представленных в дело документов следует, что Гаражный кооператив "Гаражное товарищество "АН-190" расположен на земельном участке с кадастровым номером 38:36:000022:48517, Гаражный кооператив "АВИАТОР", Гаражный кооператив ИВАИИ "СемИД" - на земельном участке с кадастровым номером 38:36:000022:48520, Гаражный кооператив "Автодром" - на земельном участке с кадастровым номером 38:36:000022:32367.
Земельные участки с кадастровыми номерами 38:36:000022:48517, 38:36:000022:48520 в аренду АО Специализированный застройщик "АЗГИ" на основании оспариваемых сделок не передавались, земельный участок с кадастровым номером 38:36:000022:32367 предметом оспариваемых сделок не является.
В отношении спорной территории, утвержден проект межевания территории, в том числе, предусматривающий образование земельных участков под многоквартирными домами (Постановление администрации города Иркутска от 25 февраля 2021 года N 031- 06-121/21). Данный проект межевания территории предусматривает образование земельных участков непосредственно под многоквартирными домами, расположенными на спорной территории.
Апелляционный суд, отклоняя доводы апелляционных жалоб, также обращает внимание на следующее.
Права и законные интересы ГК "Автодром" фактом заключения дополнительных соглашений от 24.08.2020, от 12.10.2020, от 03.02.2021, от 24.02.2021, от 12.10.2021 к договору аренды земельного участка от 30.12.2007, не затрагиваются и не нарушаются.
Земельный участок с кадастровым номером 38:36:000022:32367, на котором расположен ГК "Автодром", принадлежит данному кооперативу на праве аренды в соответствии с договором аренды со множественностью лиц на стороне арендатора от 23.04.2020 N 2348, заключенному между территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области (арендодатель) и гаражным кооперативом "Автодром" (арендатор). Разрешенный вид использования земельного участка: под объекты гаражного назначения.
Указанное обстоятельство подтверждено решением Кировского районного суда г.Иркутска от 17.08.2021 по делу N 2а-2292/2021.
Таким образом, заключение дополнительных соглашений от 24.08.2020, от 12.10.2020, от 03.02.2021, от 24.02.2021, от 12.10.2021 к договору аренды земельного участка от 30.12.2007 не затрагивает прав и законных интересов гаражного кооператива "Автодром", владеющего на законных основаниях земельным участком, предоставленным данному лицу ему под размещение объектов гаражного назначения.
В качестве обоснования нарушения своих нрав гаражный кооператива "Автодром" ссылается на утверждение постановлением Администрации города Иркутска от 25.02.2021 N 031-06-118/21 "Об утверждении проекта планировки территории планировочного элемента 0-04-03" красных линий, которые проходят по земельному участку с кадастровым номером 38:36:000022:32367, на котором расположен ГК "Автодром".
Указанное обстоятельство никакого правового значения для настоящего дела, в котором рассматривается недействительность сделок - дополнительных соглашений к договору аренды от 30.12.2007, не имеет.
Градостроительный кодекс Российской Федерации не содержит запрета на установление красных линий по территории, включающей в себя принадлежащие кому- либо на праве собственности объекты недвижимого имущества, и не регламентирует вопросы владения, пользования и распоряжения земельными участками.
Таким образом, само по себе наличие красных линий не затрагивает и нарушает имущественных прав гаражного кооператива. Данный довод получил исчерпывающую оценку при производстве по делу N 2а-2292/2021, рассмотренному Кировским районным судом Иркутской области.
Утверждение проекта планировки отнесено к полномочиям органа местного самоуправления и не поставлено в зависимость от возможности реализовывать договорные отношения.
Формирование земельного участка под гаражным кооперативом "Автодром" в качестве отдельного земельного участка было предусмотрено Приложением N 2 к мировому соглашению от 22.02.2019 "Схема раздела земельного участка с кадастровым номером 38:36:000022:226", утвержденному определением Арбитражного суда Иркутской области от 13.05.2019 по делу NА19-4848/2015.
На момент заключения дополнительных соглашений (от 24.08.2020, от 12.10.2020, от 03.02.2021, от 24.02.2021, от 12.10.2021), земельный участок с кадастровым номером 38:36:000022:32367 уже был предоставлен в аренду ГК "Автодром", о чем между ГК "Автодром" и территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области был заключен договор аренды от 23.04.2020 N 2348.
Следовательно, заключение указанных дополнительных соглашений не изменяет и не прекращает право аренды ГК "Автодром" в отношении земельного участка с кадастровым номером 38:36:000022:32367, а равно не препятствует ГК "Автодром" владеть и пользоваться данным земельным участком.
Права и законные интересы Гаражных кооперативов "Гаражное Товарищество "АН-190", "АВИАТОР", ИВАИИ "СемИД" фактом заключения дополнительных соглашений от 24.08.2020, от 12.10.2020, от 03.02.2021, от 24.02.2021, от 12.10.2021 к договору аренды земельного участка от 30.12.2007, также не затрагиваются и не нарушаются.
Гаражные кооперативы "Гаражное Товарищество "АН-190", "АВИАТОР", ИВАИИ "СемИД" расположены на земельных участках с кадастровыми номерами 38:36:000022:48520 и 38:36:000022:48517, которые в аренду АО СЗ "АЗГИ" не передавались.
В соответствии с пп. "а" п. 4 Разд. VII Мирового соглашения, в целях обеспечения исполнения обязанностей Ивестора-Застройщика, Инвестор-Застройщик осуществляет раздел земельного участка с кадастровым номером 38:36:000022:0226 с целью образования земельных участков, в том числе, для обеспечения региональных и муниципальных интересов; выделения территории, занятой жилыми домами; выделение территории комплексного освоения - жилищного строительства, строительства социальной инфраструктуры.
При разделе земельного участка с кадастровым номером 38:36:000022:0226 были учтены интересы данных гаражных кооперативов, которые могут в установленном порядке обратиться за предоставлением соответствующих земельных участков, не обремененных правом аренды.
Довод Пакулова А.Г. и Кузьмицкого В.Н. о том, что вместе с земельными участками в аренды была передана земля под многоквартирными домами, основан на ошибочном толковании норм материального права.
Граждане Пакулов А.П., Кузьмицкий В.Н. проживают в многоквартирных домах, расположенных на территории земельного участка с кадастровым номером 38:36:000022:48336.
Данный земельный участок в аренду АО СЗ "АЗГИ" не передавался. Земельный участок с кадастровым номером 38:36:000022:48336 остался в собственности публично-правового образования "город Иркутск" при разделении земельного участка с кадастровым номером 38:36:000022:0226 на два земельных участка с кадастровыми номерами 38:36:000022:47326 и 38:36:000022:48336.
Как установлено судом первой инстанции, указанные граждане уже обращались в суд за признанием права собственности на доли в земельном участке с кадастровым номером 38:36:000022:0226. Решением Октябрьского районного суда г. Иркутска от 30.08.2021 по делу N 2- 1954/2021, оставленным без изменения апелляционным определением Иркутского областного суда от 21.12.2021, в удовлетворении исковых требований о признании права собственности на доли в данном земельном участке было отказано.
Октябрьским районным судом г. Иркутска и Иркутским областным судом по делу N 2-1954/2021 установлено, что данные граждане с заявлением о формировании земельных участков под многоквартирными домами не обращались и в связи с этим суд не усмотрел каких-либо нарушений прав заявителей.
В соответствии с ч. 3 ст. 69 АПК РФ, вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
С учетом изложенного, апелляционный суд полагает обоснованными выводы суда первой инстанции, указавшего на то, что доводы третьих лиц, заявленные в ходе рассмотрения настоящего дела, по существу сводятся к несогласию граждан и гаражных кооперативов с осуществленным в результате заключения оспариваемых сделок разделом земельного участка кадастровым номером 38:36:000022:226 и установлением границ, направлены на оспаривание действий Администрации г.Иркутска.
Вместе с тем, если граждане полагают, что проектом межевания территории предусмотрены к образованию земельные участки с нарушением их прав, а также в случае если граждане полагают, что проект планировки территории утвержден с нарушением норм закона, ограничивает их права, в том числе, на благоприятную окружающую среду, они вправе обратиться в уполномоченный орган в порядке, установленный ГрК РФ и административным регламентом, с заявлением о внесении изменений в проект межевания территории и/или проект планировки территории, либо обратиться в суд в порядке административного судопроизводства с соответствующим заявлением об оспаривании нормативного правового акта и защитить свои нарушенные права.
Учитывая изложенное, обоснованным является вывод суда первой инстанции о том, что заключение сделок, являющихся предметом рассмотрения в рамках настоящего дела, непосредственно прав третьих лиц не затрагивает, не влияет на возможность предоставления гражданам придомовой территории, реализации прав по "гаражной амнистии", договором аренды земельного участка такое право быть ограничено не может, в силу прямого указания закона граждане являются собственниками земельного участка под их многоквартирным домом.
Апелляционный суд, поддерживая выводы суда первой инстанции, отклоняет иные доводы апелляционных жалоб, свидетельствующих о несогласии с решением суда первой инстанции, как не влияющие на результат рассмотрения дела, поскольку несогласие с решением суда не является основанием для отмены или изменения судебного акта.
Таким образом, апелляционный суд полагает обоснованным вывод суда первой инстанции о недоказанности истцом наличия правовых оснований для признания оспариваемых сделок недействительными, в связи с чем, отказ судом в удовлетворении исковых требований является правомерным.
Поскольку судом первой инстанции отказано в удовлетворении исковых требований о признании сделок недействительными, правовых оснований для применения последствий недействительности сделок у него не имелось.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб, доводы которых проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционных жалоб.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 июня 2022 года по делу N А19-1814/2022 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Ломако |
Судьи |
В.А.Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-1814/2022
Истец: Кузьмицкая Ольга Александровна, Прокуратура Иркутской области
Ответчик: АО Специализированный застройщик "АЗГИ", Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска
Третье лицо: Кузмицкая Ольга Александровна, Кузьмицкий Виталий Николаевич
Хронология рассмотрения дела:
06.07.2023 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-741/2022
09.12.2022 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-741/2022
20.06.2022 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-1814/2022
24.05.2022 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-741/2022
11.04.2022 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-741/2022
21.03.2022 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-741/2022