г. Санкт-Петербург |
|
09 декабря 2022 г. |
Дело N А26-9870/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 декабря 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Кротова С.М.
судей Герасимовой Е.А., Тарасовой М.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Вороной Б.И.
при участии:
от истца (заявителя): не явился (извещен);
от ответчика (должника): Тельтевская Ю.А., представитель по доверенности от 02.12.2019 (посредством веб-конференции),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-28586/2022) (заявление) Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 16.07.2022 по делу N А26-9870/2021, принятое
по иску Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия
к обществу с ограниченной ответственностью "Лесная даль"
о внесении изменении в договор аренды лесного участка,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Лесная даль" (далее - ответчик, Общество) о внесении изменений в договор аренды лесного участка от 18.12.2007 (государственная регистрация произведена 21.01.2008 N 10-10-04/008/2007-556) в части приложения N 3 к договору на 2021 год и 2022 - 2029 годы (с учетом уточнений в порядке статьи 49 АПК РФ - л.д. 69-71).
Иск обоснован ссылкой на пункт 1 статьи 451, статьи 452, 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пункт 4 статьи 71 и пункт 1 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ).
Решением от 16.07.2022 Арбитражный суд Республики Карелия в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Министерство обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы истец указал, что судом первой инстанции не учтено, что отсутствие в договоре условия о ежегодном допустимом объеме изъятия древесины при строительстве объектов лесной инфраструктуры с указанием конкретного объема - 1,15 тыс. куб. м., а также с указанием конкретных объемов изъятия данной древесины в защитных лесах и эксплуатационных лесах, является существенным применительно к изменению параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) на арендованном лесном участке. Древесина, изымаемая с целью создания объектов лесной инфраструктуры, является ликвидной и остается в собственности у арендатора.
По мнению подателя жалобы, в данном случае, внесение изменений в приложение N 3 к договору аренды лесного участка, влечет фактическое изменение количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Таким образом, включение в договор (приложение N 3) сведений о ежегодном допустимом объеме рубки лесных насаждений с целью строительства, реконструкции и эксплуатации объектов лесной инфраструктуры основано на требованиях ст. 13, 29, 74, 88 ЛК РФ.
Учитывая наличие технической возможности проведения судебного заседания в режиме онлайн, суд апелляционной инстанции в соответствии с положениями Постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации, Президиума Совета судей Российской Федерации от 29.04.2020 N 822, удовлетворил заявленное ответчиком ходатайство.
В судебном заседании 06.12.2022 представитель Общества против удовлетворения жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве.
Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания (информация о рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 121 АПК РФ, размещена на сайте суда в сети Интернет), не явился, в связи с чем, на основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) жалоба рассмотрена в отсутствие его представителей.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между Государственным комитетом Республики Карелия по лесу, правопреемником которого является Министерство, и ООО "Карелфинлес", правопреемником которого является ООО "Лесная даль", заключен договор аренды лесного участка от 18.12.2007 с целью заготовки древесины.
Договор заключен в порядке статей 25, 72, 74 ЛК РФ, Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введение в действие Лесного кодекса Российской Федерации" на основании Протокола о результатах лесного конкурса N 95 от 22.11.2005 и договора на аренду участков лесного фонда N 20 от 01.02.2006 (номер регистрационного округа 10, номер государственной регистрации сделки аренды 10-10-04/002/2006-1203 от 10.03.2006).
Предоставленный в аренду лесной участок расположен на территории Костомукшского лесхоза: Ладвозерское лесничество (кварталы 146-147), Костомукшское лесничество (кварталы 339-340, 704-705).
Срок действия договора с 10.03.2006 по 31.12.2029.
Договор зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 21.01.2008 (N 10-10-04/008/2007-556).
В приложении N 1 к договору определено, что кадастровый номер участка и его площадь вставляют 3949 га. В приложении N 2 к договору установлены характеристика лесного участка и его насаждений, которая подлежит уточнению в соответствии с проектом освоения лесов исходя из общей площади 3949 га.
Пунктом 1.4 договора предусмотрено, что лесной участок передается для использования в целях и объемах согласно приложению N 3.
На момент заключения договора аренды ежегодный объем использования лесов на лесном участке, переданном в аренду, составлял 4800 кбм (приложение N 3 к договору - л.д. 14). Впоследствии, в связи с изменением качественных и количественных характеристик лесного участка ежегодный объем заготовки древесины составил 4700 кбм, о чем сторонами 14.01.2019 подписано дополнительное соглашение к договору аренды (л.д. 20-22).
Как указал истец, по итогам внеплановой выездной проверки Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу Министерству вынесено предписание N 02/127П от 12.05.2021, согласно пункту 3 которого необходимо привести проект освоения лесов по договору аренды лесного участка от 18.12.2007 в соответствие с данным договором. Нарушение выражено в том, что объемы заготовки древесины при создании объектов лесной инфраструктуры в проектах освоения лесов установлены сверх допустимых объемов изъятия древесины по договорам аренды.
По мнению Министерства, отсутствие в Приложении N 3 к договору условий о ежегодном допустимом объеме изъятия древесины при строительстве объектов лесной инфраструктуры с указанием конкретного объема - 1,15 тыс. куб.м, а также с указанием конкретных объемов изъятия данной древесины в защитных лесах и эксплуатационных лесах, является существенным применительно к изменению параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) на арендованном лесном участке.
Поскольку с соответствии с Проектом освоения лесов, прошедшем государственную экспертизу, установлены определенные допустимые объемы рубки лесных насаждений при строительстве объектов лесной инфраструктуры, Министерство полагает целесообразным привести в соответствие договор аренды лесного участка от 18.12.2007 с проектом освоения лесов, путем внесения изменения в указанный договор аренды в части приложения N 3 к нему на 2021 год и 2022 - 2029 годы, что послужило основанием для предъявления настоящего иска в арбитражный суд.
Оценив собранные по делу доказательства по правилам ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции счел заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, в связи со следующим.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Исходя из положений статьи 307 ГК РФ, обязательства возникают из договора и из иных оснований, указанных в ГК РФ.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Статьей 310 Кодекса предусмотрено, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В силу пункта 2 части 1 статьи 71 ЛК РФ лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании, в том числе договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду.
В соответствии с частью 1 статьи 73.1 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи, частью 1 статьи 74 настоящего Кодекса.
В силу части 4 статьи 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Пунктом 1 статьи 74.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлено, что изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются в соответствии с ГК РФ и ЗК РФ.
Изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр (часть 2 статьи 74.1 ЗК РФ).
Из приведенных норм права следует, что Лесным кодексом Российской Федерации установлен запрет на изменение условий договора аренды лесного участка, заключенного по результатам аукциона, по волеизъявлению его участников. Такое изменение может быть осуществлено только в судебном порядке при наличии установленных законом оснований.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено указанным Кодексом, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, другими законами или договором.
В силу пункта 1 статьи 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях (абзац второй пункт 1 статьи 451 ГК РФ).
Согласно пункту 2 данной статьи Кодекса, если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий: 1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет; 2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота; 3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора; 4) из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
Федеральным законом от 21.07.2014 N 250-ФЗ "О внесении изменений в статьи 74 и 81 Лесного кодекса Российской Федерации" в статью 74 ЛК РФ введена часть 2.1 (вступившая в силу с 22.07.2014), содержащая специальную норму о возможности изменения условий договора аренды лесного участка, заключенного по результатам торгов, на основании решения суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого участка.
Аналогичное положение содержится в части 3 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 01.10.2015 Федеральным законом от 29.06.2015 N 206-ФЗ.
Согласно указанной норме договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Таким образом, законодательством установлен и продолжает действовать запрет на изменение условий договора аренды лесного участка, заключенного по результатам аукциона, по волеизъявлению его участников. Такое изменение может быть осуществлено только в судебном порядке при наличии установленных законом оснований, в том числе существенного изменения количественных и качественных характеристик лесного участка.
Следует также отметить, что в пункте 3 статьи 453 ГК РФ указано, что в случае изменения или расторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон об изменении или о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора, а при изменении или расторжении договора в судебном порядке - с момента вступления в законную силу решения суда об изменении или о расторжении договора.
В данном случае возможность изменения условий сделки поставлена в зависимость от судебного решения, для вынесения которого необходимо установление всех значимых для разрешения спора обстоятельств дела применительно к каждому конкретному случаю.
При внесении изменений в договор в судебном порядке сделка может считаться измененной лишь с момента вступления в законную силу решения суда об изменении договора.
Таким образом, в данном случае суд справедливо отметил, что требование Министерства об изменении договора в части Приложения N 3 к договору на 2021 год с учетом того, что договорные обязательства сторон за данный период исполнены полностью, что подтверждено их представителями в судебном заседании, противоречит действующему законодательству.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, суд пришел к верному выводу об отсутствии предусмотренных частями 2, 3 статьи 74.1 ЛК РФ исключительных обстоятельств, позволяющих внести в спорный договор аренды требуемые Министерством изменения.
Так, на основании анализа ранее действовавшего Проекта освоения лесов на 2021 год, утвержденного приказом Министерства N 2099 от 19.11.2020, и Проекта освоения лесов на 2022 - 2029 годы, утвержденного приказом Министерства N 2627 от 17.12.2021, суд сделал вывод об отсутствии каких-либо существенных изменений на арендованном Обществом лесном участке, а именно отсутствуют изменения параметров использования арендуемого лесного участка (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) и изменения обстоятельств, возникших вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий), а также не изменилась таксационная характеристика лесных насаждений (количественные и качественные характеристики), такие изменения в государственный лесной реестр в соответствии с частью 2 статьи 91 ЛК РФ не вносились, что Министерством не опровергается. Не изменились как ежегодный объем заготовки древесины (4,7 тыс. кбм), так и объем рубки лесных насаждений, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов лесной инфраструктуры (1,15 тыс кбм).
Ссылка Министерства на утверждение в 2021 году нового Проекта освоения лесов несостоятельна, поскольку причиной разработки Обществом нового проекта явилось окончание предыдущего проекта освоения лесов.
Пунктом 1 статьи 69.1 ЛК РФ установлено, что выявление, учет и оценка количественных и качественных лесных ресурсов проводится при таксации лесов. При этом пункт 2 статьи 69.1 ЛК РФ дает полное понятие мероприятий, проводимых при таксации лесов, а именно к таким мероприятиям относятся: установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов.
Таким образом, внесение изменений в договор аренды лесного участка, заключенный по результатам торгов, по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка предусмотрено в части ежегодного объема заготовки древесины, но никак не объема рубки лесных насаждений, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов лесной инфраструктуры, учитывая, что заготовка древесины для создания объектов лесной инфраструктуры является правом, а не обязанностью арендатора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Пунктом 4 статьи 421 ГК РФ предусмотрено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
Согласно части 7 статьи 73.1 ЛК РФ типовые договоры аренды лесных участков, в том числе предусматривающие осуществление мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для каждого вида использования лесов, предусмотренного частью 1 статьи 25 настоящего Кодекса.
Приказом Минприроды России от 30.07.2020 N 542 утверждены типовые договоры аренды лесных участков, согласно которым Приложение N 3 договора аренды лесного участка не предполагает включение объема рубки древесины при создании объектов лесной инфраструктуры в общий объем использования лесов, указанный в этом же приложении к договору.
Принимая во внимание изложенное, тот факт, что такого основания для изменения приложения N 3 к договору аренды по решению суда, как отдельное указание в нем объема рубки древесины при создании объектов лесной инфраструктуры, положения статьи 74.1 ЛК РФ не содержат, равно как и оснований, являющихся следствием существенных изменений количественных и качественных характеристик лесного участка, суд обоснованно отказал в удовлетворении иска Министерства.
Материалы дела не содержат документально подтвержденных данных, позволяющих переоценить выводы арбитражного суда первой инстанции.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно определен характер спорного правоотношения, круг обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора и подлежащих исследованию, проверке и установлению по делу, правильно определены законы и иные нормативные акты, которые следовало применить по настоящему делу, дана оценка всем имеющимся в деле доказательствам с соблюдением требований арбитражного процессуального законодательства.
Доводы Министерства, изложенные в апелляционной жалобе, об изменении расчетной лесосеки подлежат отклонению.
Министерство основывает свои доводы на старой редакции проекта освоения лесов (проект освоения 2020 года). Действующая редакция проекта освоения, представленная Обществом в материалы дела, разработана и утверждена на основании дополнительного соглашения от 14 января 2019 года, которым приложение N 3 к договору было утверждено в новой редакции.
Приложение N 3 в редакции дополнительного соглашения от 14.01.2019 г. устанавливает ежегодный объем заготовки древесины в размере 4 700 кубических метров.
Таким образом, действующий проект освоения лесов разработан на основании дополнительного соглашения от 14.01.2019 г., прошел государственную экспертизу и утвержден Министерством. С момента изменения договора изменения объема лесопользования не производилось, в проект освоения лесов существенных изменений не вносилось. Основания для внесения изменений в приложение N 3 к договору аренды лесного участка отсутствуют.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые были бы не проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи, с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Несогласие заявителя с выводами суда, иная оценка ими фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона, не означают допущенной судом при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают существенных нарушений судом норм права, в связи с чем нет оснований для отмены судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 16.07.2022 по делу N А26-9870/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.М. Кротов |
Судьи |
Е.А. Герасимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-9870/2021
Истец: Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия
Ответчик: ООО "ЛЕСНАЯ ДАЛЬ"