г. Москва |
|
08 декабря 2022 г. |
Дело N А41-72648/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 декабря 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Погонцева М.И., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Терликовой Д.А.,
при участии в заседании:
от Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Егорьевск Московской области: не явился, извещен;
от ООО "НПЦ Агросистема": Тымчук Т.Ю., представитель по доверенности от 01.09.2022;
от Министерства имущественных отношений Московской области: не явился, извещен;
от Государственного органа Московской области "Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Московской области и его аппарат": не явился, извещен;
от ФБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии":не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Егорьевск Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 30 мая 2022 года по делу N А41-72648/21, по заявлению ООО "НПЦ Агросистема" к Комитету по управлению имуществом администрации городского округа Егорьевск Московской области, третьи лица: Администрация городского округа Егорьевск Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Государственный орган Московской области "Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Московской области и его аппарат", ФБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" о признании, при участии в заседании: согласно протоколу судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "НПЦ Агросистема" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Комитету по управлению имуществом администрации городского округа Егорьевск Московской области о признании незаконным решения от 16.07.2021 N Р001-7146053370-46590435 об отказе ООО "НПЦ Агросистема" в предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов" в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:30:0050118:653; обязании комитета в течение тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу направить в адрес общества с ограниченной ответственностью "НПЦ Агросистема" три экземпляра подписанного проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:30:0050118:653 площадью 11 303 кв.м, расположенного по адресу: Московская область, городской округ Егорьевск, с. Раменки, ул. Совхозная, уч.6.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Администрация городского округа Егорьевск Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Государственный орган Московской области "Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Московской области и его аппарат" (уполномоченный по защите прав предпринимателей), Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области).
Решением Арбитражного суда Московской области от 30.05.2022 по делу N А41-72648/21 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, Комитет по управлению имуществом администрации городского округа Егорьевск Московской области обжаловал его в апелляционном порядке.
ООО "НПЦ Агросистема" направило в судебное заседание своего представителя, который возражал на доводы апелляционной жалобы.
Заинтересованное и третьи лица своих представителей в судебное заседание не направили.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Рассмотрев дело в порядке ст. 268 АПК РФ, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемое решение подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, ООО "НПЦ Агросистема" является собственником нежилого здания - склад, с кадастровым номером 50:30:0050118:382 площадью 1364,5 кв. м, а также нежилого здания - склад, с кадастровым номером 50:30:0050119:454 площадью 739,5 кв. м, что подтверждается выписками из ЕГРН от 23.06.2021.
Указанные здания расположены на земельном участке площадью 11303 кв. м с кадастровым номером 50:30:0050118:653 по адресу: Московская область, г. Егорьевск, с. Раменки, ул. Совхозная, уч.6, находящемся в аренде у ООО "НПЦ Агросистема" на основании договора аренды от 10.08.2021 N 01/21, заключенного без проведения торгов.
В соответствии с пунктом 1.3 договора, земельный участок предоставляется для размещения складов.
Как следует из пункта 1.5 договора, на земельном участке расположены следующие объекты недвижимости: нежилое здание (склад) с кадастровым номером 50:30:0050118:382, нежилое здание (склад) с кадастровым номером 50:30:0050119:454, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке.
ООО "НПЦ Агросистема" обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении в собственность за плату без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 50:30:0050118:653.
Комитетом 16.07.2021 принято решение N Р001-7146053370-46590435 об отказе в предоставлении государственной услуги, в связи с тем, что установленный вид разрешенного использования земельного участка не соответствует его фактическому использованию.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "НПЦ Агросистема" в суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал, что комитет не имел достаточных правовых оснований для отказа обществу в выкупе земельного участка с кадастровым номером 50:30:0050118:653 без проведения торгов, в связи с чем оспариваемое решение комитета является незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) уполномоченных органов, если полагают, что оспариваемые решения, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений вышеуказанной статьи, основанием для принятия решения суда о признании незаконным решения, действия (бездействия) уполномоченных органов является одновременное несоответствие этого решения, действия (бездействия) закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующими требованиями.
Согласно пункту 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) уполномоченных органов, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для признания ненормативного правового акта незаконным является несоответствие его закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на следующих принципах: единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами; деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно пункту 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 Земельного кодекса земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Согласно статье 39.2 Земельного кодекса предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.3 Земельного кодекса продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса предусмотрено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно пункту 2 статьи 39.17 Земельного кодекса, к заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4 - 6 пункта 2 статьи 39.15 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.17 Земельного кодекса, в течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 статьи 39.17 Земельного кодекса, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 статьи 39.17 Земельного кодекса. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.
Пунктом 5 статьи 39.17 Земельного кодекса предусмотрено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Статья 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Пунктом 14 статьи 39.16 Земельного кодекса предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований, в том числе, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
Из изложенных норм следует, что признать исключительное право собственника недвижимого имущества, расположенного на земельном участке, на приобретение в собственность указанного участка, возможно при наличии совокупности обстоятельств, в том числе, факта, что испрашиваемый земельный участок путем размещения на нем объекта недвижимости используется в соответствии с его целевым назначением и видом разрешенного использования.
Обращаясь с рассматриваемым заявлением, общество полагает, что обладает исключительным правом на приобретение земельного участка в собственность, поскольку является собственником находящихся на данном участке объектов недвижимости.
Заявитель в установленном порядке обратился в уполномоченный на предоставление участков в собственность орган местного самоуправления, но получил отказ.
Основанием для отказа послужило то, что, по мнению комитета, ООО "НПЦ Агросистема" фактически использует земельный участок не в соответствии с видом разрешенного использования.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 7 Земельного кодекса земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории: земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Как следует из выписки ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером 50:30:0050118:653, видом его разрешенного использования является "склады".
Постановлением Администрации от 02.07.2018 N 2203 ООО "НПЦ Агросистема" предварительно согласовано предоставление в аренду земельного участка площадью 11303 кв. м с местоположением: Московская область, городской округ Егорьевск, с. Раменки, ул. Совхозная, уч.6 с категорией земель - земли населенных пунктов и видом разрешенного использования - склады, утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Участок поставлен на государственный кадастровый учет с видом разрешенного использования - склады и предоставлен в аренду обществу на основании договора аренды от 08.08.2018 N 02/18 под размещение складов. На участке расположены объекты недвижимости: 1-этажное, нежилое здание - картофелехранилище, площадью 1345,3 кв. м; 1-этажное, нежилое здание - картофелехранилище, площадью 736,9 кв. м (пункт 1.5 договора).
В соответствии с договором аренды от 10.08.2021 N 02-01/21 земельный участок с кадастровым номером 50:30:0050118:653 предоставлен обществу для размещения складов (пункт 1.3 договора).
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо указало, что площадь испрашиваемого земельного участка (11 303 кв. м), существенно превышает площадь находящихся на нем объектов недвижимости (739,5 кв. м и 1364,5 кв. м). При этом, обществом не представлено доказательств того, что для использования объектов недвижимости необходим земельный участок именно в такой площади.
Аналогичный довод заявлялся в суде первой инстанции. Однако, судом первой инстанции данный довод не проверен.
С целью проверки указанного довода апелляционным судом определением от 15 сентября 2022 года назначена экспертиза, проведение которой поручено экспертам ООО "Центр Кадастра и Топографии" Лохматову П.А., Раюшкиной Т.Б.
Перед экспертами были поставлены следующие вопросы:
1). Определить площадь земельного участка, необходимого для эксплуатации следующих объектов: склада с кадастровым номером 50:30:0050119:454 площадью 739,5 кв. м и склада с кадастровым номером 50:30:0050118:382 площадью 1364,5 кв. м.
2). Соотнести площадь земельного участка, необходимого для эксплуатации вышеуказанных объектов с площадью и конфигурацией земельного участка с кадастровым номером 50:30:0050118:653.
По итогам проведения экспертизы, эксперты пришли к следующим выводам:
По вопросу N 1: площадь земельного участка, необходимого для эксплуатации следующих объектов: склада с кадастровым номером 50:30:0050119:454 площадью 739,5 кв.м. и склада с кадастровым номером 50:30:0050118:382 площадью 1364,5 кв.м. составляет 9238 кв.м.
По вопросу N 2: минимальная площадь земельного участка для эксплуатации зданий с КN N 50:30:0050119:454, 50:30:0050118:382 составляет 9 238 кв.м., что на 2065 кв.м. меньше, чем площадь участка с КN 50:30:0050118:653. В связи с особенностями конфигурации исходного земельного участка с КN 50:30:0050118:653, участки общей площадью 2065 кв.м. находятся разрозненно по всему контуру участка и не могут быть сформированы в самостоятельный земельный участок эксперт приходит к выводу, что данный ЗУ с КN 50:30:0050118:653 является минимальным для эксплуатации зданий с КNN50:30:0050119:454, 50:30:0050118:382.
Апелляционный суд, исследовав имеющееся в материалах дела экспертное заключение, пришел к выводу о том, что оно является надлежащим доказательством по делу.
Таким образом, экспертным заключением подтверждено, что площадь испрашиваемого земельного участка существенно превышает площадь находящихся на нем объектов недвижимости. Кроме того, экспертами установлено, что для использования объектов недвижимости необходим земельный участок именно в такой площади.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, обжалуемое решение подлежит отмене, а заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 30 мая 2022 года по делу N А41-72648/21 отменить.
В удовлетворении заявления ООО "НПЦ Агросистема" отказать.
Взыскать с ООО "НПЦ Агросистема" (ИНН 7721757015) в доход федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
М.И. Погонцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-72648/2021
Истец: ООО "НПЦ Агросистема"
Третье лицо: Комитет по управлению имуществом администрации городского округа Егорьевск, ООО "ЦЕНТР КАДАСТРА И ТОПОГРАФИИ"