г. Санкт-Петербург |
|
08 декабря 2022 г. |
Дело N А56-21291/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 декабря 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Семакиной Т.А.
при участии:
от заявителя: предст. Алимпиева А.М. - доверенность от 20.05.2021
от заинтересованного лица: предст. Суслова А.И. - доверенность от 04.05.2022
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-29798/2022) Комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.09.2022 по делу N А56-21291/2022 (судья Селезнева О.А.), принятое
по заявлению товарищества собственников недвижимости "Взлетная"
к Комитету государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области
об оспаривании предписания от 25.01.2022 N 142-21(ЭА)
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников недвижимости "Взлетная" (далее -Товарищество, ТСН "Взлетная") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области (далее - Комитет) от 25.01.2022 N 142-21(ЭА).
Решением суда от 02.09.2022 заявленные Товариществом требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, Комитет направил апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение суда от 02.09.2022 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Товариществом требований. Податель жалобы ссылается на то, что в период с сентября 2018 года по август 2020 года Товарищество осуществляло начисление платы за услугу "Домофон" по квартире N 21 многоквартирного жилого дома по адресу: Ленинградская область, Всеволожск, ул. Взлетная, д.12, к.3, с нарушением положений пункта 33 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), статей 137, 145 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), поскольку общим собранием членов ТСН "Взлетная", результаты которого оформлены протоколом от 05.09.2018, утвержден проект плана содержания и ремонта общего имущества ТСН "Взлетная" на 2018-2019 годы, а также смета доходов и расходов ТСН "Взлетная" на 2018-2019 годы, в которых услуга "Домофон" не поименована; смета доходов и расходов ТСН "Взлетная" на 2019-2020 годы, а также протокол общего собрания членов ТСН "Взлетная" об утверждении такой схемы в Комитет не были представлены, также как и акты выполненных работ, подтверждающие осуществление обслуживания домофона по договору от 01.07.2016 N 11.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании решения от 21.12.2021 N 142-21(ЭА) Комитетом в отношении ТСН "Взлетная", осуществляющего управление многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: Ленинградская область, Всеволожск, ул. Взлетная, д.12, к.3 (далее - МКД), проведена документарная проверка, по результатам которой составлен акт проверки от 25.01.2022 N 124-21(ЭА).
По результатам проверки Комитет пришел к выводу о том, что в период с сентября 2018 года по август 2020 года Товарищество осуществляло начисление платы за услугу "Домофон" по квартире N 21 МКД в размере 25 руб. в месяц с нарушением положений пункта 33 Правил N 491, статей 137, 145 ЖК РФ, поскольку услуга "Домофон" не поименована в утвержденной на общем собрании членов Товарищества смете доходов и расходов ТСН "Взлетная" за указанный период.
По результатам проверки Комитетом выдано Товариществу предписание от 25.01.2022 N 142-21(ЭА) об устранении вышеуказанных нарушений, которым Товариществу предписано осуществить снятие начисленной в период с сентября 2018 года по август 2020 года платы за услугу "Домофон" в размере 25 руб. с жилого помещения в месяц по квартире 21 МКД.
Не согласившись с указанным предписанием, Товарищество обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные Товариществом требования.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Товарищества и отмены решения суда от 02.09.2022 в связи со следующим.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, осуществляющих публичные полномочия, являются: несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение их прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; незаконное возложение на них каких-либо обязанностей; создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу части 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт (часть 1 статьи 158 ЖК РФ).
В соответствии со статьей 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
В соответствии с частью 5 статьи 154 ЖК РФ члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса
Согласно части 6 статьи 155 ЖК РФ не являющиеся членами товарищества собственников жилья собственники помещений в многоквартирном доме, в котором создано товарищество собственников жилья, вносят плату за содержание жилого помещения и плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса.
В силу пункта 28 Правил N 491 собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения:
а) платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений;
б) обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. При этом собственники помещений, не являющиеся членами указанных организаций, вносят плату за содержание жилого помещения в соответствии с частью 6 статьи 155 ЖК РФ.
Согласно части 8 статьи 156 ЖК РФ размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива.
Как следует из пункта 29 Правил N 491, расходы на содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг), обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Согласно пункту 33 Правил N 491 размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления
Размеры платы за содержание жилого помещения и размеры обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, должны быть соразмерны утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ (пункт 35 Правил N 491).
Согласно части 1 статьи 137 ЖК РФ товарищество собственников жилья вправе определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные настоящей главой и уставом товарищества цели (пункт 2), устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме (пункт 3); выполнять работы для собственников помещений в многоквартирном доме и предоставлять им услуги (пункт 4).
При этом, в силу части 1 статьи 145 ЖК РФ общее собрание членов товарищества собственников жилья является высшим органом управления товарищества и созывается в порядке, установленном уставом товарищества.
В соответствии с частью 2 статьи 145 ЖК РФ к компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относятся: установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества (пункт 4); утверждение смет доходов и расходов товарищества на год, отчетов об исполнении таких смет, аудиторских заключений (в случае проведения аудиторских проверок) (пункт 8.1)
Как следует из материалов дела, между ТСН "Взлетная" и ООО "МироДом" был заключен договор от 01.06.2016 N 11 на оказание услуг по техническому обслуживанию и проведению ремонтных работ..
Общим собранием членов ТСН "Взлетная", оформленным протоколом от 07.09.2016, утверждена смета на 2016-2017 годы, которым утвержден годовой план содержания, благоустройства и ремонта общего имущества в МКД на 2016-2017 годы и смета доходов и расходов Товарищества на 2016-2017 годы, в которой отдельно предусмотрена плата за услугу "Домофон" в размере 25 руб. с жилого помещения (л.д.131-135).
Общим собранием членов ТСН "Взлетная", оформленным протоколом от 05.09.2018 (л.д.124-126), утверждена смета доходов и расходов Товарищества на 2018-2019 годы, в которой не указана услуга "Домофон", при этом остальной перечень услуг не изменился (л.д.136). Как указывает Товарищество отсутствие услуги "Домофон" в смете доходов и расходов на 2018-2019 годы является технической ошибкой. При этом, решения об отказе от данной услуги на общем собрании не принималось, договор между ТСН "Взлетная" и ООО "МироДом" от 01.06.2016 N 11 на оказание услуг по техническому обслуживанию не был расторгнут, услуги фактически оказывались.
Обслуживание домофона не входит в Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, в связи с чем судом апелляционной инстанции отклоняются доводы Комитета о том, что данные услуги в спорный период включались в состав платы в графе "Содержание общего имущества".
Общим собранием членов ТСН "Взлетная", оформленным протоколом от 09.08.2020, утверждена смета доходов и расходов Товарищества на 2020-2021 годы, в которой вновь указана услуга "Домофон" и ее стоимость 25 руб/месяц (л.д.120-122, 138).
Представленными в материалы дела документами подтверждается как факт оказания ООО "МироДом" услуг по договору от 01.06.2016 N 11 за техническое обслуживание домофона, так и факт оплаты ТСН "Взлетная" указанных услуг за период с 2016 по 2021 годы (л.д.142-218), в том числе в спорный период с сентября 2018 года по август 2020 года.
Таким образом, поскольку услуги по техническому обслуживанию домофона на основании заключенного с ООО "МироДом" договора от 01.06.2016 оказывались непрерывно с 2017 по 2021 годы (в том числе в спорный период) и фактически Товариществом оплачены, стоимость услуг для собственников жилых помещений оставалась неизменной и составила 25 руб/месяц с жилого помещения, апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что права собственника помещения N 21 МКД в данном случае не нарушены, поскольку в спорный период услуги фактически были оказаны. При этом, осуществление на основании предписания от 25.01.2022 N 142-21(ЭА) перерасчета и снятия начисленной в период с сентября 2018 года по август 2020 года платы за услугу "Домофон" приведет к возникновению неосновательного обогащения на стороне собственника жилого помещения N 21 МКД, учитывая, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
При таких обстоятельствах, оценив обстоятельства дела, исходя из соблюдения баланса интересов сторон, суд апелляционной инстанции полагает, что в рассматриваемом случае оснований для вынесения Комитетом предписания от 25.01.2022 N 142-21(ЭА) не имелось.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные Товариществом требования и признал предписание Комитета от 25.01.2022 N 142-21(ЭА) недействительным.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции от 02.09.2022 и удовлетворения апелляционной жалобы Комитета не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02 сентября 2022 года по делу N А56-21291/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-21291/2022
Истец: ТОВАРИЩЕСТВО СОБСТВЕННИКОВ НЕДВИЖИМОСТИ "ВЗЛЕТНАЯ"
Ответчик: А56-26977/2022, КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА И КОНТРОЛЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ