г. Самара |
|
09 декабря 2022 г. |
Дело N А55-6858/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 декабря 2022 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г.,
судей Сергеевой Н.В., Корастелева В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
при участии:
от Общества с ограниченной ответственностью УК "Высота" - представителя Жирнова Е.И. (доверенность от 10.01.2022),
от Общества с ограниченной ответственностью Строительная компания "Новый город" - представитель не явился, извещено,
от третьих лиц - представители не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью УК "Высота"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 28 сентября 2022 года по делу N А55-6858/2022 (судья Разумов Ю.М.),
по иску Общества с ограниченной ответственностью УК "Высота"
к Обществу с ограниченной ответственностью Строительная компания "Новый город",
при участии третьих лиц - 1. Публичного акционерного общества "Т Плюс",
2. Средне - Поволжского Управления Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору,
3. Министерства строительства Самарской области,
об обязании получить постоянное разрешение на ввод,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью УК "Высота" (далее - истец) обратилось в арбитражный суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью Строительная компания "Новый город" (далее - ответчик) об обязании получить в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору постоянное разрешение на ввод тепловой энергоустановки в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Самара, ул. Буянова, д.120, в срок не позднее трех месяцев со дня принятия решения; в случае неисполнения решения суда взыскать с Общества с ограниченной ответственностью Строительная компания "Новый город" по 1 000 руб. за каждый день просрочки исполнения решения до дня его фактического исполнения.
Судом в порядке ст. 49 АПК РФ были приняты уточнения исковых требований, согласно которым истец просил обязать ответчика получить в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору как постоянное, так и временное разрешение на ввод тепловой энергоустановки в многоквартирном доме, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Буянова, д.120, в срок не позднее трех месяцев со дня принятия решения; в случае неисполнения решения суда взыскать с Общества с ограниченной ответственностью Строительная компания "Новый город" по 1 000 руб. за каждый день просрочки исполнения решения до дня его фактического исполнения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, были привлечены: Публичное акционерное общество "Т Плюс", Средне - Поволжское Управление Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору, Министерство строительства Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 28 сентября 2022 года в иске отказано.
В апелляционной жалобе истец просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 28 сентября 2022 года по делу N А55-6858/2022 и принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить.
От ПАО "Т Плюс" в суд поступили объяснения в порядке ст. 41 АПК РФ.
В судебном заседании апелляционного суда представитель истца апелляционную жалобу поддержал, просил ее удовлетворить.
Представители ответчика и третьих лиц в судебное заседание апелляционного суда не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание представителей ответчика и третьих лиц, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО СК "Новый Город" являлось застройщиком МКД, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Буянова, д. 120, что следует из Разрешения на ввод данного дома в эксплуатацию от 18.12.2020 года ( л.д.10-12).
16.07.2020 г. между ООО Строительная компания "Новый Город" и ООО УК "Высота" (далее по тексту - управляющая организация) заключен договор управления многоквартирным домом (далее по тексту - Договор).
Согласно п. 1.1. Договора управляющая организация по заданию и за счет Застройщика обязуется обеспечивать управление многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в Жилом доме со встроенными офисными помещениями и подземным паркингом в границах улиц Арцыбушевской, Маяковского, Буянова в Ленинском районе г. Самары, 1-я очередь, кадастровый номер квартала 63:01:0517001, обеспечивать предоставления в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме коммунальных услуг, согласно условиям Договора, а застройщик обязуется обеспечивать управляющей организации платы за выполненные работы и оказанные услуги.
Собственниками помещений многоквартирного дома, расположенного адресу: г. Самара, ул. Буянова, д. 120 проведено общее собрание путем очно-заочного голосования, которое оформлено итоговым протоколом от 09.03.2021
Собственниками приняты решения:
1. о выборе в качестве управляющей компании ООО УК "Высота";
2. о заключении всеми собственниками помещений в Многоквартирном доме прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями на оказание коммунальных услуг: отопление, холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, электроснабжение, отведение сточных вод.
Согласно приказу N 9500-ул от 25.03.2021 г. вышеуказанный Многоквартирный дом (далее по тексту - МКД) включен в реестр лицензий Самарской области, деятельность по управлению которым с осуществляет лицензиат ООО УК "Высота".
Судом установлено и истцом подтверждено, что в настоящее время управление спорным многоквартирным домом осуществляет истец- ООО УК "Высота", с собственниками помещений МКД заключен договор управления МКД.
Как указал истец, ООО УК "Высота" и собственники вышеуказанного дома обратились в АО "ЭнергосбыТ Плюс" с просьбой о переходе с потребителями услуг (собственниками) на прямые расчеты на потребление отопления и переходе с ООО УК "Высота" на расчеты потребления тепловой энергии на общедомовые нужды.
Вместе с тем, в адрес ООО УК "Высота" от АО "ЭнергосбыТ" с начала периода управления по настоящее время поступают акты о бездоговорном потреблении тепловой энергии ввиду отсутствия разрешения Ростехнадзора на допуск в эксплуатацию тепловой энергоустановки по объекту: г. Самара, ул. Буянова, д. 120.
Однако, по мнению истца, ООО УК "Высота" как управляющая компания не вправе быть заявителем на получение разрешения на пуск в эксплуатацию тепловой энергоустановки.
Потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения (пункт 1 статьи 15 Закона N 190-ФЗ).
В силу части 7 статьи 22 Закона N 190-ФЗ теплоснабжающие организации и теплосетевые организации обязаны проводить в зоне расположения принадлежащих им тепловых сетей или источников тепловой энергии проверки наличия у лиц, потребляющих тепловую энергию, теплоноситель, оснований для потребления тепловой энергии, теплоносителя в целях выявления бездоговорного потребления.
На основании пункта 29 статьи 2 Закона N 190-ФЗ бездоговорное потребление тепловой энергии - потребление тепловой энергии, теплоносителя без заключения в установленном порядке договора теплоснабжения, либо потребление тепловой энергии, теплоносителя с использованием теплопотребляющих установок, подключенных (технологически присоединенных) к системе теплоснабжения с нарушением установленного порядка подключения (технологического присоединения), либо потребление тепловой энергии, теплоносителя после введения ограничения подачи тепловой энергии в объеме, превышающем допустимый объем потребления, либо потребление тепловой энергии, теплоносителя после предъявления требования теплоснабжающей организации или теплосетевой организации о введении ограничения подачи тепловой энергии или прекращении потребления тепловой энергии, если введение такого ограничения или такое прекращение должно быть осуществлено потребителем.
В соответствии с п. 2 ст. 539 ГК РФ договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединённого к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учёта потребления энергии.
Со стороны управляющей компании для перехода на прямые договоры должны быть предоставлены документы согласно перечню, установленному законом (п. 36 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808).
В силу положений п. 6 Правил N 124, п. 36 Правил N 808 одним из обязательных условий заключения договора теплоснабжения является предоставление заявителем разрешения органов государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию тепловой энергоустановки объекта теплоснабжения.
Непредставление указанных в перечне документов влечет невозможность перехода на прямые договоры. При устранении недостатков, заявка рассматривается. До перехода на прямые договоры расчет тепловой энергии осуществляется как за бездоговорное потребление без выделения тепловой энергии на общедомовые нужды, потребления собственников.
Как указал истец, в отсутствие всей разрешительной документации ресурсоснабжающая организация не может заключить договор ни с управляющей организацией, ни с собственниками помещений многоквартирного дома.
Ресурсоснабжающая организация не может заключить договор ни с управляющей организацией, ни с жителями в отсутствие разрешительной документации.
Как указал истец, до настоящего времени тепловые энергоустановки не допущены к постоянной эксплуатации.
По мнению истца, застройщик является обязанным лицом по получению разрешения на постоянный допуск в эксплуатацию энергоустановки.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 ФЗ от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей тепловой энергии, в том числе застройщиков, к системе теплоснабжения осуществляется в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 49 Правил подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, включая правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2018 N 787, до начала подачи тепловой энергии, теплоносителя заявитель заключает договор теплоснабжения; предъявляет в случаях, установленных нормативными правовыми актами, объекты теплоснабжения и теплопотребляющие установки, подключаемые к системам теплоснабжения, для осмотра и допуска к эксплуатации федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор и федеральный государственный энергетический надзор.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" Ростехнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере технологического и атомного надзора, функции по контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений), безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере.
В силу требований пунктов 2.4.2 Приказа Минэнерго России от 24.03.2003 N 115 "Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок" допуск в эксплуатацию новых и реконструированных тепловых энергоустановок осуществляют органы государственного энергетического надзора на основании действующих нормативно-технических документов.
Согласно п. 2.4.11 Приказа Минэнерго России от 24.03.2003 N 115 "Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок" включение в работу тепловых энергоустановок производится после их допуска в эксплуатацию. Для наладки, опробования и приемки в работу тепловой энергоустановки срок временного допуска устанавливается по заявке, но не более 6 месяцев.
Согласно п. 2.4.4. Приказа Минэнерго России от 24.03.2003 N 115 перед приемкой в эксплуатацию тепловых энергоустановок проводятся приемосдаточные испытания оборудования и пусконаладочные работы отдельных элементов тепловых энергоустановок и системы в целом.
Таким образом, допуск в эксплуатацию и подключение тепловых сетей без разрешения органов государственного энергетического надзора (Ростехнадзора) является нарушением требований Правил N 115.
С учётом положений ч. 1, п. 6 - 8 ч. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пусконаладочные работы по характеру и назначению являются одним из завершающих этапов нового строительства, подтверждают пригодность объекта строительства к использованию.
Таким образом, по мнению истца, обязательства по получению разрешения на допуск в постоянную эксплуатацию тепловой энергоустановки объекта, в том числе по проведению пусконаладочных работ, отнесены на застройщика ООО СК "Новый Город".
Неполучение застройщиком ООО СК "Новый Город" постоянного разрешения органа государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию тепловой энергоустановки объекта теплоснабжения затрагивает права и законные интересы управляющей компании в сфере экономической деятельности, а именно предоставления услуг по управлению общим имуществом за вознаграждение.
Учитывая изложенное, истец обратился в суд.
Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с пунктом 10 статьи 15 Закона N 190-ФЗ теплоснабжение потребителей осуществляется в соответствии с правилами организации теплоснабжения, которые утверждаются Правительством Российской Федерации и должны содержать существенные условия договора теплоснабжения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Договор, по условиям которого поставляются коммунальные ресурсы в многоквартирный дом, является договором ресурсоснабжения.
Из пунктов 3, 16, 18 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, далее - Правила N 124), следует, что порядок заключения договоров ресурсоснабжения и их условия определяются гражданским законодательством Российской Федерации, Правилами N 124, а также субсидиарно нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения.
Из подпункта "в" пункта 6 Правил N 124 следует, что с заявкой на заключение договора исполнитель коммунальных услуг в числе прочих документов должен представить документы, подтверждающие факт подключения (технологического присоединения) многоквартирного дома (жилого дома) в установленном порядке к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, по которым осуществляется подача соответствующего вида коммунального ресурса, предусмотренные нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения, поставки газа.
В пункте 36 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808, установлен перечень документов, прилагаемых к заявке на заключение договора теплоснабжения, в числе которых разрешение на ввод в эксплуатацию (в отношении объектов капитального строительства, для которых законодательством о градостроительной деятельности предусмотрено получение разрешения на ввод в эксплуатацию), разрешение на допуск в эксплуатацию энергоустановки (для теплопотребляющих установок с тепловой нагрузкой 0,05 Гкал/час и более, не являющихся объектами капитального строительства, для которых законодательством о градостроительной деятельности предусмотрено получение разрешения на ввод в эксплуатацию), выданное органом государственного энергетического надзора.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федеральному закону Российской Федерации от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - ФЗ N 190) подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей тепловой энергии, в том числе застройщиков, к системе теплоснабжения осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами о подключении (технологическом присоединении) к системам теплоснабжения, недискриминационном доступе к услугам в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2018 N 787 (далее - Правила N 787).
В соответствии с пунктом 49 Правил N 787 до начала подачи тепловой энергии, теплоносителя, за исключением подачи тепловой энергии, теплоносителя на время пусконаладочных работ и комплексного опробования, заявитель получает разрешение органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию в случаях, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Полномочия Ростехнадзора установлены Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401 (далее - Положение). Согласно пункту 1 Положения Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является - органом федерального государственного энергетического надзора. Также Ростехнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере безопасности электрических и тепловых установок и сетей (в ред. Постановления Правительства РФ от 20.03.2013 N 245). Таким образом, Ростехнадзор является федеральным органом государственного энергетического надзора уполномоченным осуществлять допуск в эксплуатацию новых и реконструированных тепловых энергоустановок.
С 01.02.2021 в соответствии с п. 8 Правил выдачи разрешений на допуск в эксплуатацию энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.01.2021 N 85 (далее - Правила N 85) выдача разрешения на допуск производится на основании заявления о проведении осмотра и выдачи разрешения на допуск по форме согласно приложению N 2, поданного юридическим или физическим лицом, владеющим допускаемым объектом на праве собственности или ином законном основании, или иным лицом, которому предоставлено право действовать от имени этого юридического или физического лица.
Согласно под. "а" пункта 17 Правил N 85 для объекта теплоснабжения, теплопотребляющей установки к заявлению о выдаче разрешения на допуск прилагаются в том числе следующие документы: копии документов, подтверждающих полномочия лица, представляющего заявителя, а также владение допускаемым объектом на праве собственности или ином законном основании или земельным участком, на котором расположен допускаемый объект (в случае если права на допускаемый объект не зарегистрированы).
При этом, несоответствие содержания представленных заявителем документов, указанных в пунктах 13, 15, 17 и 19 настоящих Правил, требованиям, установленным нормативными правовыми актами, предусмотренными пунктом 24 настоящих Правил (не распространяется на документы, представляемые заявителем в соответствии с подпунктом "а" пункта 13, подпунктом "а" пункта 15, подпунктом "а" пункта 17 и подпунктом "а" пункта 19 настоящих Правил), является основанием для отказа в выдаче разрешения на допуск.
Учитывая изложенное, получить разрешение на допуск в эксплуатацию тепловой энергоустановки многоквартирного дома вправе только лицо, эксплуатирующее данную энергоустановку на законных основаниях, то есть ООО УК "Высота", осуществляющее управление многоквартирным домом.
Таким образом, ООО УК "Высота" не лишено права обратиться в Ростехнадзор с заявлением о выдаче разрешения на допуск тепловой энергоустановки в МКД, расположенных по адресу: г. Самара, ул. Буянова, д.120.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание установленные обстоятельства дела и вышеприведенные нормы закона, суд пришел к правильному выводу об отказе удовлетворении исковых требований.
Суд апелляционной инстанции считает, что при вынесении решения арбитражным судом установлены и оценены все обстоятельства дела и оснований для иной оценки данных обстоятельств и выводов суда не находит.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права. Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в соответствии со ст. 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы - истца по делу.
Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 28 сентября 2022 года по делу N А55-6858/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
Н.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-6858/2022
Истец: ООО УК "Высота"
Ответчик: ООО СК "Новый город"
Третье лицо: Министерство строительсва Самарской области, Министерство строительства Самарской области, ПАО " Т Плюс", Средне-Поволжскогое управление Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору, Средне-Поволжское Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору