г. Санкт-Петербург |
|
09 декабря 2022 г. |
Дело N А56-118338/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 декабря 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе председательствующего М. Л. Згурской
судей О. В. Горбачевой, Л. П. Загараевой
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Т. А. Семакиной
рассмотрев по правилам, установленным для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции, заявление ГУ - ОПФ РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области
к ООО "Общестрой"
о взыскании
при участии
от заявителя: не явился (извещен)
от ответчика: не явился (извещен)
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - фонд, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Общестрой" (далее - общество, ответчик) 13 000 руб. финансовых санкций за представление неполных и недостоверных сведений по форме СЗВ-М за апрель, май, июнь, июль, октябрь, декабрь 2019 года, по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год.
Решением от 06.07.2022 суд отказал фонду в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока на обращение в суд и отказал в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе фонд просил решение суда отменить и вынести по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение норм процессуального права. В обоснование апелляционной жалобы фонд указал, что просил суд первой инстанции восстановить срок на обращение в суд. По мнению фонда, изложенные им в обоснование ходатайства о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд обстоятельства являлись уважительными, объективно исключающими возможность подачи заявления о взыскании финансовых санкций в порядке статей 213, 214 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в установленный законом срок.
Суд апелляционной инстанции установил, что первоначальное заявление о выдаче судебного приказа от 08.04.2021 направлено Управлением Пенсионного фонда в Красносельском районе СанктПетербурга (далее - управление) в срок, не превышающий шести месяцев со дня истечения срока исполнения требований, суд выдал судебный приказ от 17.05.2021 по делу N А56-35215/2021, который отменен определением от 04.06.2021.
23.06.2021 территориальные органы (районные управления) ПФР в СанктПетербурге и Ленинградской области реорганизованы в форме присоединения к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - фонд).
После отмены судебного приказа фонд в срок, установленный абзацем 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ, направил в суд исковое заявление от 05.10.2021 N 4901/02-1103 в порядке статей 213, 214 АПК РФ о взыскании с общества финансовых санкций.
Однако вместо рассмотрения дела в общем порядке суд вновь вынес судебный приказ от 29.10.2021 по делу N А56-95739/2021, который был отменен определением суда от 22.11.2021.
После отмены судебного приказа определением суда от 22.11.2021 фонд вновь обратился в суд в срок, установленный абзацем 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ с исковым заявлением о взыскании с общества финансовых санкций.
Таким образом, фонд действовал в полном соответствии с законодательством, причина пропуска шестимесячного срока с момента отмены первого судебного приказа является уважительной и срок подачи заявления о взыскании финансовых санкций после отмены первого судебного приказа в соответствии со статьей 117 АПК РФ подлежит восстановлению.
Исходя из норм части 6.1 статьи 268 АПК РФ, с учетом правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", учитывая, что суд первой инстанции не рассматривал заявленные требования по существу, суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела в судебном заседании по правилам, установленным для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции, и восстановил фонду пропущенный срок на обращение в суд с заявлением.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в суд апелляционной инстанции не явились, заявив ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.
Как следует из материалов дела, Управлением Пенсионного фонда в Красносельском районе Санкт-Петербурга проведены проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления обществом сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ). В ходе проверок установлено, что сведения о застрахованных лицах, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, по форме СЗВ-М за апрель, май, июнь, июль, октябрь, декабрь 2019, по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год представлены обществом с ошибками, не на всех застрахованных лиц; в срок, указанный в уведомлениях об устранении расхождений, уточненные сведения обществом не представлены. По результатам проверки УПФР в Красносельском районе Санкт-Петербурга составлены акты от 16.07.2019 N202S18190049754, от 15.10.2020 N202S18200075670 и N202S18200075652, которыми обществу предложено внести необходимые исправления в документы кадрового учета.
Решениями от 24.11.2020 N 202S19200084033, N 202S19200084034, N 202S19190057892 общество привлечено к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в общей сумме 13 000 руб.
Управлением Пенсионного фонда в Красносельском районе Санкт-Петербурга в адрес общества выставлены требования об уплате штрафных санкций от 17.09.2019 N 202S01190075437, от 28.12.2020 N202S012001196549, от 28.12.2020 N202S01200096550 со сроком уплаты до 07.10.2019, 19.01.2021 и 19.01.2021 соответственно.
Поскольку в установленный в требованиях срок финансовые санкции в сумме 13 000 руб. обществом не уплачены, фонд обратился в суд с настоящим заявлением с ходатайством о восстановлении пропущенного срока.
Апелляционная инстанция считает, что заявление фонда не подлежит удовлетворению.
Закон N 27-ФЗ устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, лицах, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лицах, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", а также сведений о детях.
В силу статьи 1 указанного Закона под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Согласно пункту 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) установленные в данной статье сведения.
Сведения подаются в форме СЗВ-СТАЖ, утвержденной постановлением правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 06.12.2018 N 507 п.
На основании части третьей статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
Фондом выявлена недостоверность и неполнота сведений, указанных обществом в отчетности.
Доводы общества о пропуске срока на обращение в суд апелляционный суд признает обоснованными на основании следующего.
Согласно части 5 статьи 17 упомянутого Закона при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.
Согласно части шестой статьи 17 Закона N 27-ФЗ при выявлении правонарушения, ответственность за которое установлена настоящей статьей, должностным лицом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, установившим правонарушение, составляется акт, который подписывается этим должностным лицом.
На основании части седьмой названной статьи акт в течение пяти дней с даты его подписания должен быть вручен лицу, совершившему правонарушение, лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.
Частью восьмой указанной статьи предусмотрено, что лицо, совершившее правонарушение, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт правонарушения, в течение 15 дней со дня получения акта вправе представить в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям, а также приложить к письменным возражениям документы (их копии, заверенные в установленном порядке), подтверждающие обоснованность своих возражений.
В силу части девятой данной статьи акт, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим правонарушение, должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и решение по ним должно быть вынесено в течение 10 дней со дня истечения срока, в течение которого страхователем могли быть представлены письменные возражения по акту. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Согласно частям одиннадцатой, двенадцатой указанной статьи по результатам рассмотрения акта, а также приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации выносит решение: о привлечении к ответственности за совершение правонарушения; об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения, которое в течение пяти дней после дня его вынесения может быть вручено лицу, в отношении которого вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления решения по почте заказным письмом датой вручения этого решения считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.
На основании части тринадцатой названной статьи решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю).
Частью пятнадцатой указанной статьи предусмотрено, что в течение 10 дней со дня вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения страхователю, в отношении которого вынесено данное решение, направляется требование об уплате финансовых санкций. Требование об уплате финансовых санкций может быть передано страхователю (его уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.
На основании части шестнадцатой вышеназванной статьи требование об уплате финансовых санкций должно быть исполнено страхователем в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании.
Согласно части семнадцатой статьи 17 указанного Закона в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Согласно части восемнадцатой статьи 17 Закона N 27-ФЗ территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обращается в суд с заявлением о взыскании сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, если общая сумма финансовых санкций, подлежащая взысканию, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного частью двадцатой настоящей статьи.
На основании части девятнадцатой указанной статьи в случае, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате финансовых санкций, учитываемого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации при расчете общей суммы финансовых санкций, подлежащей взысканию, такая сумма финансовых санкций превысила 3 000 рублей, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обращается в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Вместе с тем согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
К отношениям, связанным с взысканием штрафов, предусмотренных Законом N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений в системе обязательного пенсионного страхования, в отсутствие иного специального правового регулирования (часть 6 статьи 13 АПК РФ) подлежат применению сроки, установленные законодательством о налогах и сборах.
Пунктом 2 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено, что камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) (в течение шести месяцев со дня представления иностранной организацией, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса, налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость), если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В пункте 3 статьи 46 НК РФ установлено, что заявление о взыскании штрафа может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования о его уплате.
В пункте 31 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 101, пунктами 1, 6, 9 статьи 101, пунктами 1, 6, 10 статьи 101.4, пунктом 3 статьи 140 (в случае подачи апелляционной жалобы), статьей 70 НК РФ, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами НК РФ.
Таким образом, указанными нормам установлены сроки: 3 месяца на проведение проверки и составление акта, + 5 дней на направление (вручение) акта, + 6 дней на вручение акта (в случае направления акта по почте, + 15 дней на представление страхователем возражений, + 10 дней на вынесение решения (+ 1 месяц), + 5 дней на направление (вручение) решения, + 6 дней на вручение решения (в случае направления решения по почте), + 10 дней на вступление в силу решения по проверке, + 10 дней на направление требования, + 6 дней на получение требования в случае направления по почте, + 10 календарных дней на исполнение требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании, + 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате санкций - срок на обращение в с заявлением в суд.
Оценив представленные фондом и обществом доказательства в совокупности и взаимосвязи, апелляционная инстанция установила, что по всем выявленным Управлением Пенсионного фонда в Красносельском районе Санкт-Петербурга нарушениям, выразившемся в представлении обществом неполных и недостоверных сведений за проверенные периоды, по состоянию на 08.04.2021 - дату обращения в суд с первым заявлением о выдаче судебного приказа, совокупность вышеуказанных сроков фондом пропущена.
Указанное обстоятельство является самостоятельным основанием для отказа фонду в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.07.2022 по делу N А56-118338/2021 отменить.
Отказать Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в удовлетворении заявленных требований.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Л. Згурская |
Судьи |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-118338/2021
Истец: ГУ ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "ОБЩЕСТРОЙ"