г. Москва |
|
09 декабря 2022 г. |
Дело N А40-149754/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 декабря 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Мухина С.М., Никифоровой Г.М., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Аграровой В.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Центральной энергетической таможни
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.09.2022 по делу N А40-149754/22
по заявлению ПАО "НК "Роснефть"
к Центральной энергетической таможне
об обязании,
при участии:
от заявителя: |
Шайдуко Н.В. по доверенности от 15.11.2021, Суругин Д.Н. по доверенности от 15.11.2021; |
от заинтересованного лица: |
Щербаков О.В. по доверенности от 21.12.2021; |
УСТАНОВИЛ:
ПАО "НК "Роснефть" (заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с иском к Центральной энергетической таможне (ответчик, таможенный орган) об обязании Центральную энергетическую таможню выплатить ПАО "НК "Роснефть" проценты в размере 381 570 764,73 руб. путем зачисления денежных средств на его банковский счет.
Решением от 27.09.2022 Арбитражный суд г.Москвы удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с принятым судом решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель подателя апелляционной жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.
Представитель общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав представителей сторон, явившихся в судебное заседание, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы не имеется.
Согласно материалам дела, на основании акта таможенной проверки от 22.05.2020 N 10006000/210/220520/А0007, а также решения от 22.06.2020 N 10006000/220620/0000130 (далее - Решение) Центральной энергетической таможней (далее - ЦЭТ) были скорректированы полные таможенные декларации ПАО "НК "Роснефть" (далее - Компания) NN 10006031/220219/0000571, 10006031/220219/0000568, 10006031/180319/0000800, 10006031/220219/0000566, 10006031 /220219/0000567, 10006031 /220219/0000572, 10006031 /220319/0000867, 10006031 /220319/0000873, 10006031 /220219/0000569, 10006031/220319/0000872, 10006031/180319/0000803, 10006031/220319/0000871, 10006061/260219/0000909, 10006061/210319/0001435, а также выставлены уведомления от 08.07.2020 NN 10006000/У2020/0000044, 10006000/У2020/0000046, 10006000/У2020/0000048 и от 09.07.2020 NN 10006000/У2020/0000050, 10006000/У2020/0000052, 10006000/У2020/0000054, 10006000/У2020/0000056, 10006000/У2020/0000058, 10006000/У2020/0000060, 10006000/У2020/0000062, 10006000/У2020/0000064 10006000/У2020/0000066, 10006000/У2020/0000068, 10006000/У2020/0000070 о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней (далее -Уведомления) в размере 5 764 783 837,15 руб., из них таможенные пошлины в размере 5 289 235 360,52 руб. и пени по ним в размере 475 548 476,63 руб.
Во избежание нарушения таможенного законодательства и увеличения суммы пеней Компания была вынуждена исполнить Уведомления в полном объеме, уплатив в установленный срок суммы таможенных пошлин и пеней (платежные поручения от 09.07.2020 N N 61308, 61309, 61310, 61311, 61312, 61313, 61518, 61519, 61520, 61521, 61522, 61523, 61524, 61525, 61526, 61527, 61528, 61529, 61530, 61531 и от 10.07.2020 NN 61587, 61588, 61589, 61590, 61591, 61592, 61593, 61594, далее - платежные поручения).
Не согласившись с Решением и Уведомлениями, Компания оспорила их в порядке.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2021 по делу N А40-35489/2021, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Московского округа от 01.02.2022, Решение и Уведомления признаны незаконными, суд обязал ЦЭТ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Компании.
С учетом признания судом незаконными Решения и Уведомления, ЦЭТ приняла решение от 28.10.2021 N 10006000/281021/0000246 о корректировке таможенных деклараций, направив его и корректировки таможенных деклараций в адрес Компании письмом от 02.11.2021 N 20-19/13553.
В ноябре 2021 года (в период с 01.11.2021 по 03.11.2021) ЦЭТ возвратила на единый лицевой счет Компании излишне взысканные вывозные таможенные пошлины и пени в размере 5 764 783 837,15 руб., что подтверждается отчетом ЦЭТ от 02.02.2022 о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, за 2021 год (письмо ЦЭТ от 03.02.2022 N 06-10/1444).
В связи с не направлением ЦЭТ в адрес Компании, в нарушение ч.13 ст.67 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон), уведомления о сумме подлежащих выплате процентов, письмом от 09.06.2022 N ИСХ-73-23484-22 Компания направила в ЦЭТ заявление о выплате процентов на сумму 381 570 764,73 руб., начисленных на вышеуказанные излишне взысканные суммы вывозных таможенных пошлин и пеней. Заявление было оформлено по форме, утвержденной приказом ФТС России от 07.05.2019 N799.
Письмом от 21.06.2022 N 06-10/8876 ЦЭТ отказала Компании в выплате процентов, указав, что проценты начисляются только на неправомерно взысканные суммы таможенных пошлин и пеней, а в данном случае обязанность по уплате была исполнена Компанией в установленные сроки и меры по взысканию ЦЭТ не применялись (п.2 ч.4 ст.68 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), ч.19 ст.73 Закона).
Данные обстоятельства явились основанием для обращения общества в Арбитражный суд г.Москвы с исковыми требованиями.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Согласно п.1 ч.1, ч. 5 ст.67 ТК ЕАЭС суммы излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин подлежат возврату (зачету) в порядке и сроки, которые устанавливаются законодательством государства-члена, в котором произведены уплата и (или) взыскание таких вывозных таможенных пошлин, если иное не установлено международными договорами в рамках Союза и (или) двусторонними международными договорами государств-членов.
Излишне уплаченными или излишне взысканными таможенными пошлинами являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин денежные средства (деньги), идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин в отношении конкретных товаров и размер которых превышает размер таможенных пошлин, подлежащих уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств-членов (ст.66 ТК ЕАЭС).
Условия и порядок начисления и выплаты процентов предусмотрен ст.67 Закона.
В соответствии с ч.11 ст.67 Закона в отношении излишне взысканных сумм таможенных пошлин и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, подлежат выплате проценты на сумму таких излишне взысканных платежей. Проценты начисляются со дня, следующего за днем взыскания платежей, указанных в ч.12 настоящей статьи, по день фактического возврата (зачета) в размере одной трехсотшестидесятой ключевой ставки Центрального банка РФ (ЦБ РФ). Для исчисления процентов применяется ключевая ставка ЦБ РФ, действовавшая в период, за который начисляются проценты.
Излишне взысканными признаются суммы таможенных пошлин и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, взыскание которых осуществлялось в соответствии с положениями главы 12 Закона (ч.12 ст.67 Закона).
Таможенный орган, выявивший факт излишнего взыскания, в письменной форме уведомляет плательщика таможенных пошлин не позднее десяти рабочих дней со дня, следующего за днем фактического возврата (зачета) сумм излишне взысканных таможенных пошлин и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, о сумме подлежащих выплате процентов (ч. 13 ст.67 Закона)
Выплата процентов лицам, указанным в ч.З ст.67 Закона, производится по их заявлению, поданному в таможенный орган, осуществляющий администрирование денежных средств, в виде документа на бумажном носителе или электронного документа (ч.14 ст.67 Закона).
Форма, формат и структура, а также порядок подачи заявления о выплате процентов утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела (ч.15 ст.67 Закона).
По выбору лица, подавшего заявление о выплате процентов, выплата процентов производится в форме их зачета в счет авансовых платежей не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения таможенным органом заявления, или путем зачисления денежных средств на банковский счет лица в сроки, установленные ч. 22 ст. 36 Закона (ч.16 ст.67 Закона).
В силу п.2 ст.69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим Е законную силу постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2021 по делу N А40-35489/2021, не доказываются вновь при рассмотрение арбитражным судом настоящего дела.
Судом установлена незаконность Решения и Уведомления о доначислении и предъявлении к уплате суммы таможенных пошлин и пеней в размере 5 764 783 837,15 руб.
Факт исполнения Компанией Уведомлений и перечисления указанных сумм в бюджет в полном объеме подтверждается платежными поручениями.
Указанные суммы являются излишне взысканными (ч.12 ст.67 Закона), учитывая их оплату Компанией на основе Решений и Уведомлений, вынесенных по результатам проведения камеральной проверки таможенных деклараций Компании, принятых ЦЭТ в порядке таможенного контроля, в соответствии с положениями главы 12 Закона (ст.71-73 Закона).
Из анализа положений ст. 73 Закона следует, что направление плательщику уведомления является не обычным извещением о неуплаченной в установленный срок сумме таможенных пошлин и пеней, а требованием плательщику уплатить в установленный этим уведомлением срок указанную сумму таможенных пошлин и пеней под угрозой применения экономических и административных санкций (это следует и из текста самих Уведомлений). Уведомления, как следует из ч.б ст.71 Закона, являются обязательным предварительным элементом взыскания таможенных пошлин и пеней. В данном случае, уплата Компанией сумм таможенных пошлин и пеней произведена под угрозой применения административных и финансовых санкций.
При этом согласно п.35 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" выплата процентов в отношении излишне взысканных сумм таможенных пошлин предусмотрена законодательством в целях компенсации потерь, причиненных незаконным изъятием денежных средств у участников внешнеэкономической деятельности (ч.11 ст.67 Закона). Принимая во внимание компенсационную природу процентов, а также принцип равенства всех перед законом, судам следует учитывать, что установленные данной нормой проценты начисляются со дня, следующего за днем внесения таможенных платежей в бюджет (ст.30 Закона), до даты фактического возврата, в том числе если имело место самостоятельное перечисление обязанным лицом денежных средств в уплату доначисленных по результатам таможенного контроля таможенных платежей (под угрозой применения мер взыскания). В ином случае добросовестные плательщики ставятся в худшее положение в сравнении с лицами, которые уклонялись от исполнения решения таможенного органа.
Таким образом, перечисление Компанией сумм таможенных пошлин и пеней на основании вынесенных ЦЭТ Решения и Уведомлений не является основанием для квалификации их в качестве излишне уплаченных, они являются излишне взысканными.
При осуществлении ЦЭТ возврата излишне взысканных сумм таможенных пошлин и пеней в размере 5 764 783 837,15 руб., а также после направления ей со стороны Компании заявления об этом по форме, предусмотренной приказом ФТС России от 07.05.2019 N 799, проценты ею не выплачены.
Размер процентов, подлежащих выплате Компании, рассчитан со дня, следующего за днем взыскания таможенных пошлин и пеней (10.07.2020, 11.07.2020), по день фактического возврата (01.11.2021-03.11.2021) в размере одной трехсотшестидесятой ключевой ставки ЦБ РФ, действовавшей в период, за который начисляются проценты, составляет 381 570 764,73 руб.
Расчет судом повторно проверен и признан верным.
Материалами дела доказана обязанность ЦЭТ выплатить проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин и пеней.
Учитывая изложенное, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции с учетом положения ч. 1 ст. 71 АПК РФ применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела, правомерно и обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Расходы по уплате госпошлины распределяются согласно ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 27.09.2022 по делу N А40-149754/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-149754/2022
Истец: ПАО "НЕФТЯНАЯ КОМПАНИЯ "РОСНЕФТЬ"
Ответчик: ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ТАМОЖНЯ РОССИИ (ЦЭТ)