г. Москва |
|
08 декабря 2022 г. |
Дело N А40-97215/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 декабря 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: С.Л. Захарова,
судей: |
В.А. Свиридова, Т.Б. Красновой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.С. Криворотовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу
ООО "АГРОСАЛОН" на решение Арбитражного суда города Москвы от 05.09.2022 по делу N А40-97215/22 (92-731)
по заявлению Центральной акцизной таможни
к ООО "АГРОСАЛОН"
о взыскании,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Центральная акцизная таможня (далее также - заявитель, таможенный орган) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к ООО "Агросалон" (далее также - ответчик, Общество) о взыскании утилизационного сбора и пени в размере 7 816 537 руб. 96 коп.
Решением суда от 05.09.2022, принятым по настоящему делу, требования таможенного органа удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы ответчик указывает, что суд не установил доказательства, подтверждающие наличие или отсутствие задолженности у ответчика, в том числе не принял во внимание копии платежных поручений, подтверждающих уплату утилизационного сбора на сумму 6 624 750 руб.
От таможенного органа поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором последний возражает против доводов и требований ответчика, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на отсутствие оснований для отмены принятого по делу судебного акта. Кроме того, от таможенного органа поступило заявление об отказе от исковых требований в части взыскания с ответчика утилизационного сбора в размере 69 000 руб. Таким образом, Центральная акцизная таможня просит взыскать с ООО "Агросалон" утилизационный сбор в размере 7 365 750 руб., неустойку в размере 381 787 руб. 96 коп.
Проверив в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, ООО "Агросалон" на Акцизном специализированном таможенном посту (Центр электронного декларирования) Центральной акцизной таможни (АСТП (ЦЭД), таможенный пост) поданы декларации на товары (далее - ДТ) N 10009100/191021/0162039, N 10009100/191021/0162055, N 10009100/131121/0179273, N 10009100/131221/3007801, по которым задекларирована самоходная техника различных наименований.
Товары по ДТ были выпущены в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.
В силу статьи 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 данной статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
Пунктом 6 статьи 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ определено, что утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств:
ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами;
которые ввозятся в Российскую Федерацию и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей;
с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не предназначены для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации.
Иных исключений по уплате утилизационного сбора законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
В связи с неисполнением Обществом обязанности по уплате утилизационного сбора, таможенный орган письмами от 17.11.2021 N 13-12/29119, от 13.12.2021 N 13-12/31497, от 11.01.2022 N 13-12/00137 уведомил Общество о наличии задолженности по уплате утилизационного сбора в отношении ввезенной самоходной техники и пеней.
Согласно отчету об отслеживании отправлений с почтовыми идентификаторами 80102666433577, 80094967529854, 80087668878352 письма получены адресатом 10.12.2021, 28.12.2021, 11.02.2022, однако Обществом обязанность по уплате утилизационного сбора и пеней не исполнена.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Центральной акцизной таможни в арбитражный суд с требованиями о взыскании с ООО "Агросалон" утилизационного сбора и пеней за несвоевременную уплату.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, руководствуясь положениями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора", исходил из доказанности наличия у Общества обязанности по уплате утилизационного сбора, при отсутствии доказательств исполнения которой, обоснованно счел требования Центральной акцизной таможни правомерными, документально подтвержденными и подлежащими удовлетворению.
Доводы ответчика о том, что суд не исследовал приложенные к отзыву ответчика копии платежных поручений, подтверждающих уплату утилизационного сбора на сумму 6 624 750 руб., подлежат отклонению по следующим основаниям.
Согласно пункту 3 статьи 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ плательщиками утилизационного сбора для целей данной статьи признаются лица, которые:
осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию;
осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации;
приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 настоящей статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепив к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N 81) установлены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним (далее - Правила) и Перечень видов и категорий самоходных машин и прицепив к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень).
В силу пункта 3 Правил, взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики, указанные в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ, осуществляет Федеральная таможенная служба.
Согласно пункту 5 Правил утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с Перечнем.
Таможенные органы в соответствии с пунктом 13 Правил осуществляют проверку правильности исчисления суммы утилизационного сбора и его поступления по соответствующему коду бюджетной классификации на счет органа Федерального казначейства либо при наличии чека, сформированного электронным терминалом, платежным терминалом или банкоматом, таможенный орган проставляет отметку об уплате утилизационного сбора на бланках паспортов.
Для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщики, указанные в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ, или их уполномоченные представители представляют в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование самоходной машины и (или) прицепа в связи с их ввозом в Российскую Федерацию, либо в таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место нахождения (место жительства) плательщика (в случае, если декларирование самоходной машины и (или) прицепа не осуществляется), указанные в пункте 11 Правил документы:
а) расчет суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, уплачиваемого лицами, указанными в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона, по форме, приведенной в приложении N 1;
б) копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии самоходной машины и (или) прицепа, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии);
в) копии платежных документов об уплате утилизационного сбора;
г) решение о зачете излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним в счет его предстоящей уплаты, по форме приведенной в приложении N 2, выданное таможенным органом, указанным в абзаце первом настоящего пункта, в случае уплаты утилизационного сбора за счет излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора, по которому принято решение о зачете утилизационного сбора в счет его предстоящей уплаты, и его копия;
д) копия документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени плательщика, в случае если подтверждение правильности исчисления утилизационного сбора осуществляется уполномоченным представителем плательщика.
Согласно пункту 11(1) Правил, документы, предусмотренные пунктами 11 и 15 Правил, должны быть представлены в таможенный орган в течение 15 дней со дня выпуска самоходных машин и (или) прицепов в соответствии с заявленной таможенной процедурой (при осуществлении таможенного декларирования), либо фактического пересечения самоходными машинами и (или) прицепами Государственной границы Российской Федерации и (или) пределов территорий, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права (в случае если декларирование самоходных машин и (или) прицепов при ввозе в Российскую Федерацию не осуществляется).
Непредставление плательщиком или его уполномоченным представителем документов, предусмотренных пунктами 11 и 15 Правил, является основанием для начисления пени за неуплату утилизационного сбора.
В рассматриваемом случае в установленный пятнадцатидневный срок Общество не представило документы, предусмотренные пунктом 11 Правил и не произвело уплату утилизационного сбора за ввезенную самоходную технику. Доказательств обратного Обществом в материалы дела не представлено.
При этом суд не может принять в качестве относимых доказательств копии платежных поручений, на которые ссылается ответчик в апелляционной жалобе, поскольку указанные документы не позволяют с достоверностью идентифицировать оплату утилизационного сбора за самоходную технику, задекларированную по ДТ N 10009100/191021/0162039, N 10009100/191021/0162055, N 10009100/131221/3007801, так как платежные поручения не содержат в графе "назначение платежа" соответствующих реквизитов. Кроме того, Обществом не представлен расчет суммы утилизационного сбора в отношении спорного товара, в связи с чем не представляется возможным проверить правильность исчисления суммы утилизационного сбора, уплаченного по спорным платежным поручениям и соотнести ее с суммой, подлежащей уплате за декларируемые товары.
Апелляционный суд полагает необходимым отметить, что Общество, являясь профессиональным участником правоотношений в области таможенного дела, и вступая в таможенные правоотношения, обязано при осуществлении своей деятельности строго придерживаться требований таможенного законодательства и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого исполнения требований закона.
Поскольку Обществом не представлены документы для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора либо документы, позволяющие отнести ввезенную самоходную технику к транспортным средствам, в отношении которых утилизационный сбор не уплачивается, суд первой инстанции обоснованно счел требования таможенного органа правомерными.
Расчет утилизационного сбора осуществлен таможенным органом на основании коэффициентов для расчета суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, также размеров утилизационного сбора, утверждены постановлением Правительства N 81.
Расчет заявленных к взысканию сумм утилизационного сбора и пеней ответчиком не оспорен, проверен судом первой инстанции и признан правильным.
Согласно части 2 статьи 49 АПК РФ истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
Рассмотрев поступивший от Центральной акцизной таможни частичный отказ от исковых требований в связи с осуществлением Обществом 08.08.2022 частичной оплаты утилизационного сбора на сумму 69 000 руб., апелляционный суд считает возможным его принять, поскольку в настоящем случае, заявленный отказ, не противоречит закону и не нарушает прав других лиц.
Учитывая изложенное, апелляционный суд установив, что Обществом не представлены документы для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора, принимая во внимание факт оплаты утилизационного сбора по ДТ N 10009100/131121/0179273 за товар N 5 (4, 8 шт) в сумме 172 500 руб. (ТПО N 10009100/310322/ЭО-2131413, N 10009100/020322/ЭО-2087283) и по ДТ N 10009100/131121/0179273 за товар N 3 (9 шт) (ТПО N 10009100/080822/1000070271), учитывая, что в отношении другой самоходной техники, ввезенной по ДТ N 10009100/191021/0162039, N 10009100/191021/0162055, N 10009100/131221/3007801, утилизационный сбор не оплачен, при отсутствии возможности идентифицировать сумму предположительно уплаченного Обществом утилизационного сбора применительно к конкретным видам ввезенной самоходной техники, приходит к выводу о правомерности требований таможенного органа о взыскании с Общества утилизационного сбора в размере 7 365 750 руб. и пени в размере 381 787 руб. 96 коп. (с учетом заявления о частичном отказе от исковых требований).
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит изменению, а производство по настоящему делу в части взыскания утилизационного сбора в размере 69 000 руб. подлежит прекращению.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных части 4 статьи 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, апелляционной коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 49, 150, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
принять отказ Центральной акцизной таможни от части требований на сумму 69000 руб. Решение Арбитражного суда города Москвы от 05.09.2022 по делу N А40-97215/22 этой части отменить, производство по делу в соответствующей части прекратить.
В остальной части решение Арбитражного суда города Москвы от 05.09.2022 по делу N А40-97215/22 оставить без изменения, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции:
"Взыскать с ООО "АГРОСАЛОН" в пользу Центральной акцизной таможни сумму неуплаченного утилизационного сбора в размере 7 365 750 руб. (семь миллионов триста шестьдесят пять тысяч семьсот пятьдесят рублей) и пеню в размере 381.787,96 руб.
Взыскать с ООО "АГРОСАЛОН" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 61535,00 руб. (шестьдесят одна тысяча пятьсот тридцать пять рублей)."
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.Л. Захаров |
Судьи |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-97215/2022
Истец: ЦЕНТРАЛЬНАЯ АКЦИЗНАЯ ТАМОЖНЯ
Ответчик: ООО "АГРОСАЛОН"