г. Москва |
|
09 декабря 2022 г. |
Дело N А40-62918/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 декабря 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Ж.В. Поташовой,
судей: |
И.В. Бекетовой, И.А.Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.С. Криворотовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу АО "Бизнес-Недвижимость"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 08.09.2022 по делу N А40-62918/22
по заявлению АО "Бизнес-Недвижимость"
к Управлению Росресстра по Москве,
третьи лица: 1) Кадастровый инженер ООО "Межрегиональная служба кадастра - 77",
2) Департамент городского имущества города Москвы
о признании незаконным уведомления,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Соков И.А. по дов. от 17.01.2022; |
от третьего лица: |
1) не явился, извещен; 2) не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
АО "Бизнес-Недвижимость" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконными уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - ответчик, Управление) о приостановлении регистрационно-учетных действий N MFC-0558/2022-209181-1 от 17.02.2022 и решения от 17.05.2022 N КУВД-001/2022- 4772449/3 об отказе в регистрационно-учетных действий N MFC-0558/2022-209181-1 от 17.02.2022 по уточнению местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 77:04:0004001:2 по адресу ориентира: г. Москва, ул. 8-я Текстильщиков, вл.8 (с учетом уточнений, принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением суда от 08.09.2022 требования Общества оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель Управления решение суда поддержал в полном объеме.
Представители заявителя и третьего лица в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, АО "Бизнес-Недвижимость" является арендатором земельного участка с кадастровым номером 77:04:0004001:2 площадью 4018 кв.м. по адресу ориентира: г. Москва, ул. 8я Текстильщиков 8, принадлежащем ПАО МГТС на 3 праве краткосрочной аренды (в настоящее время правопреемником является АО "Бизнес Недвижимость").
На данном земельном участке расположено 6-ти этажное здание с подвалом, общей площадью 7717,4 кв.м 1971 года постройки, основное функциональное назначение: объект для размещения АТС и офисных помещений.
В 2005 году ПАО МГТС осуществило реконструкцию указанного здания первоначальной площадью 6 459,9 кв.м с возведением трехэтажной пристройки площадью 1237 кв.м.
В марте 2019 года указанное нежилое здание было полностью приобретено АО "Бизнес-Недвижимость", которое в настоящее время является собственником указанного здания с подвалом, общей площадью 7717,4 кв.м. АО "Бизнес-Недвижимость" обратилось в Государственную инспекцию по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы о возможности сохранения объекта. Москомархитектура подготовила распоряжение о подготовке проекта внесения изменений в правила землепользования и застройки г. Москвы в отношении территории по адресу: 8-я Текстильщиков вл. 8 и подготовила Дорожную карту для прохождения данного вопроса у соответствующих организаций и учреждений.
АО "Бизнес-Недвижимость" получило ряд заключений и согласований о соответствии объекта градостроительным, санитарным и пожарным нормативам и правилам, а также о том, что объект не создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Подготовлен паспорт безопасности места массового пребывания людей.
С целью уточнения местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 77:04:0004001:2, расположенного по адресу ориентира: г. Москва, ул. 8-я Текстильщиков, вл.8, кадастровым инженером ООО "МСК-77" (ИНН 7708795798) был подготовлен межевой план от 02.02.2022 и передан в Департамент городского имущества г. Москвы, который в свою очередь сдал межевой план вместе с заявлением N MFC-0558/2022-209181 от 08.02.2022 в Управление.
Уведомлением от 17.02.2022 N MFC-0558/2022-20918-1 Управление приостановило государственный кадастровый учёт.
Не согласившись с указанным уведомлением, Заявитель обратился в суд с соответствующим заявлением.
В соответствии со ст.198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст.13 Гражданского кодекса РФ, п.6 Постановления Пленума ВС и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованиям.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) госорганов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как усматривается из материалов дела, Управлением было принято решение от 17.05.2022 об отказе в осуществлении регистрационных действий, что послужило основанием для уточнения Заявителем заявленных требований.
В соответствии с п. 12 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) отказ в государственной регистрации права может быть обжалован заинтересованным лицом в суд.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, являясь регистрирующим органом, обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с нормами Федерального закона N 218-ФЗ.
Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника, представителя собственника или иного лица, указанного в п. 1-3 ст. 15 Федерального закона N 218-ФЗ, при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом (п. 4 ст. 15 Федерального закона N 218-ФЗ).
В силу части 4 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Согласно части 5 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено данным Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Согласно ч. 1 ст. 29 Федерального закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав включает в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав (пункт 3).
При этом, понятие "правовой экспертизы" представленных на государственную регистрацию документов в соответствии со ст. 29 Федерального закона N 218-ФЗ представляет собой проверку на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Правовая экспертиза не затрагивает содержание гражданского права, а лишь удостоверяет юридическую силу правоустанавливающих документов.
В настоящем случае, как следует из текста уведомления, основанием для отказа в государственной регистрации послужило не устранение причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации, а именно в связи с несоблюдением требований к составлению межевого плана, утверждённых Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 (ред. от 23.11.2016) "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке".
Согласно требованиям ст. 22 Федерального закона N 218-ФЗ, межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Требования к составлению межевого плана утверждены Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 (ред. от 23.11.2016) "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке" (далее - Требования).
В составе заявления N MFC-0558/2022-209181 в Управление был представлен межевой план от 02.02.2022.
Вместе с тем, при изучении указанного межевого плана были выявлены следующие нарушения:
В нарушение п. 44, п.45 и п. 70 Требований сведения в разделе межевого плана "Заключение кадастрового инженера" противоречат разделу "Сведения об уточняемом земельном участке" в части, касающейся описания закрепления характерных точек, а также описания прохождения частей границ.
Как указывает кадастровый инженер в заключение - "Граница земельного участка с кадастровым номером 77:04:0004001:2 ("1-1", металлический забор) осталась без изменений.", однако в разделе межевого плана сведениях об уточняемом земельном участке указывает отсутствие закрепления на местности точек.
В нарушение п.37 Требований в реквизите "1" раздела "Сведения о выполненных измерениях и расчетах" межевого плана некорректно указан метод определения координат характерных точек границ земельных участков и их частей, который применялся при осуществлении кадастровых работ, элемент GeopointOpredDescription заполняется в случае если координаты характерных точек границ земельного участка определялись несколькими методами, указываются обозначения характерных точек границ. Выбор метода определения координат характерных точек границ земельных участков и их частей зависит от точности определения таких координат, установленной для земельных участков определенного целевого назначения и разрешенного использования.
В зависимости от примененных при выполнении кадастровых работ методов определения координат характерных точек границ земельных участков и их частей в графе "3" реквизита "1" раздела "Сведения о выполненных измерениях и расчетах" указываются:
1) геодезический метод (например, метод триангуляции, полигонометрии, трилатерации, метод прямых, обратных или комбинированных засечек и иные геодезические методы);
2) метод спутниковых геодезических измерений (определений);
3) фотограмметрический метод;
4) картометрический метод;
5) аналитический метод.
В случае если координаты характерных точек границ земельного участка и его частей определялись несколькими методами, в графе 3 реквизита "1" раздела "Сведения о выполненных измерениях и расчетах" указываются наименования всех примененных методов определения координат характерных точек границ земельного участка с указанием обозначений характерных точек границ.
Однако в межевом плане в графе метод определения координат указаны следующие сведения: "1-1", "н1, н4-н8", "н2, н9, н3".
Также установлено, что в соответствии с положениями п. 61 Требований в реквизите "4" раздела "Сведения об уточняемых земельных участках" некорректно внесены сведения. Кроме того, в соответствии с п. 4.1 приказа Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии от 10.07.2015 N П/367 "Об организации работ по предоставлению в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых для кадастрового учета документов в виде межевого плана земельного участка в форме электронного документа" в ХМL-схеме не должны включаться реквизиты, в которых отсутствуют данные (при отсутствии данных соответствующие теги должны отсутствовать).
Замена отсутствующих данных знаком "-" (прочерк) не допускается. Вместе с тем, в представленном межевом плане отсутствующие данные заменены знаком "-". Указанные нарушения были отражены в Уведомлении о приостановлении государственного кадастрового учета, однако устранены не были.
Согласно части 1 статьи 27 Федерального закона N 218-ФЗ, в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 этого закона.
Исходя из изложенного, суд пришел к верному выводу о том, что Управлением законно отказано в осуществлении испрашиваемых регистрационных действий.
На основании вышеизложенного, суд пришел к верному выводу, об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 08.09.2022 по делу N А40-62918/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Ж.В. Поташова |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-62918/2022
Истец: АО "БИЗНЕС-НЕДВИЖИМОСТЬ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ, ООО "МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ СЛУЖБА КАДАСТРА-77"